Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Формирование аналитических действий у первоклассников при обучении письму.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка письма у первоклассников 4
1.1 Этапы формирования навыка письма у первоклассников 4
1.2. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников 9
2. Методика формирования навыков письма 14
2.1. Методика формирования навыка письма: историография вопроса 14
2.2. Современные достижения в методике формирования навыка письма у первоклассников 18
3. Анализ прописей 24
3.1. Анализ прописей Ильюхиной В. А. 24
3.2. Учебники Образовательной системы «Школа 2100» учат продуктивному чтению и работе с информацией. 29
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 43



Введение

Письмо и письменная речь являются важными видами деятельности для ребенка, от которых зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учебе на всех последующих этапах обучения. А это, в свою очередь, позволяет сформировать у школьников познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности.
Психофизиологическую природу процесса письма как вида речевой деятельности составляет механизм взаимодействия пяти компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного и рукодвигательного (А.Р.Лурия, Б.Г. Ананьев, Б. В. Гурьянов, Н. Г. Агаркова). Письмо, в сравнении с другими формами речевой деятельности, характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, так как только посредством зрительных представлений устанавливается характерная для сформированного навыка письма связь слухоречедвигательного представления с двигательным (П. Л. Горфункель, Н. Г. Агаркова).
С самого начала освоения грамоты предметом осмысления для первоклассника должен стать не только процесс звукового анализа слов, четкой дифференциации артикуляции сходных по звучанию фонем, сохранения в памяти зрительных образов букв, но и усвоение буквенных знакографем, а также способов их воспроизведения на бумаге.
Цель работы: раскрыть специфику формирования навыка письма у первоклассников в период обучения грамоте.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
1. Раскрыть теоретические основы формирования навыка письма у первоклассников: сущностная характеристика, этапы.
2. Охарактеризовать методику формирования навыка письма у первоклассников: историография и современные подходы.
3. Определить практические аспекты формирования навыка письма у первоклассников при обучении грамоте: типичные ошибки в написании букв у первоклассников, приемы по формированию навыка письма у первоклассников при обучении грамоте.
Теоретической основой исследования стали работы по психофизиологии письма (А.Р.Лурия, Б.Г. Ананьев, Е. В. Гурьянов); исследования развития произвольных движений (А В. Запорожец, ЯЗ. Неверович).
Методологической основой исследования являются принципы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, ВВ. Давыдова; актуальные положения теории развивающего обучения первоначальному письму (Н.Г. Агаркова); основополагающий принцип деятельностного подхода.
Выбор методов исследования обуславливается потребностями наиболее полного и адекватного решения задач: анализ психолингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса специальных упражнений для формирования навыка письма у первоклассников в период обучения грамоте.
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список литературы (41 источник), 3 приложения.


Глава 1. Теоретические основы формирования навыка письма у первоклассников

1.1 Этапы формирования навыка письма у первоклассников

Вопрос о том, как научить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический - методика и тактика учителя; гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и орудий письма; психофизический, являющийся основой для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.
Почему же так сложен процесс формирования навыка письма для всех детей? Прежде всего, потому, что письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге, путем начертания букв, соответствующих элементам устной речи. В процессе письма в работу вовлекаются кора головного мозга, органов зрения, слуха, многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6-7 лет. Ведь навык письма - это одновременно формирующийся навык выполнения тонкоординированных движений и навык орфографически правильного письма [31].
Процесс овладения навыком письма имеет сложную психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом дети должны усвоить понятие о буквах - графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших и маленьких). Дети должны правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их, правильно записывать, соотносить их с буквами. Параллельно идет формирование и орфографического навыка.
Навык - это «действие, сформированное путем повторения,* характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля».
В формировании навыка выделяются три основных этапа [37]:
I этап - аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения, степень осознания выполненного действия.
II этап - условно назван синтетическим - соединение отдельных элементов в целостное действие.
III этап - автоматизация - фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка. Когда говорят о формировании навыка, чаще всего считают, что основное - это упражнение и тренировка, тренировка и упражнения. Без упражнений навык сформировать нельзя, но упражнение лишь целесообразно на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа - это осознанная деятельность, (а не механические упражнения). До тех пор пока ребенок не осознал алгоритм действия (например, - «откуда начать писать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действий (например, зрительный образ буквы), «упражнять» ребенка бессмысленно и вредно. «Перескок» через первые два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.
Первый этап формирования навыка имеет чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму (на первом этапе) дети сосредотачивают свое внимание на множество деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»), не говоря о том, что одновременно решается задача перекодировки фонемы (звучащей буквы) в графему (ее графическое изображение). На этом этапе ребенок должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями. Выписывание каждого элемента в отдельности требует на этом этапе цельного выполнения буквы, а тем более написания нескольких букв сразу, безотрывно, невозможно.
Объективная закономерность первого этапа - сосредоточенное внимание к графике (т.е. постоянный контроль, сличение, коррегирование по ходу действия) и определяет временную структуру движений при письме на первом этапе.
А особенность временной организации письма в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные этапы (циклы): время движения (Тдв) и паузу (Тп) перед следующим движением, необходимую для осознания последующего движения. где Тдв - время выполнения графического элемента, а Тп - время паузы. Как показали расчеты, время движения на начальном этапе практически равно времени паузы. Следовательно, на осознание действия необходимо такое же время, как и на само действие. Вот почему так медленно и так напряженно пишут дети, вот почему их нельзя торопить.
Как формируются осознанные действия?
Если учитель мало объясняет, что и как делается, то ученик с трудом постигает, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей; деталей и элементов буквы.
Например, М. М. Безруких и Т. Е. Хохлова в статье «Как писать буквы» рекомендует начать объяснение с того, что каждая буква состоит из элементов, и из них можно сконструировать любую букву. В русском курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это прямая черта, «L» - черта с закруглением внизу, «г» - черта с закруглением вверху и внизу. Есть еще «J» -начальный элемент букв М, Л, Я, короткие петли, петли, выходящие за строку и вниз, точки [7].
Такой поэлементный анализ, на который, по мнению авторов стоит обратить внимание и потратить время, позволит ребенку творчески подойти к конструированию буквы еще до того, как он будет учиться писать. Для этого следует использовать специальные лото с элементами букв (см. приложение).
Следующий шаг - объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов. Необходимость подробного объяснения программирования действия за ребенка объясняется функциональными особенностями развития головного мозга 6-7 летнего ребенка и развития сенсомоторных функций. Почти все дети этого возраста вполне готовы к выделению отдельных символов, объединению их в слова. Но незрелость механизмов произвольной регуляции, программирования своих действий, восприятия и оценки информации - все, что связано с возрастными особенностями созревания лобных отделов коры головного мозга, требует объяснения и уяснения необходимого алгоритма действия. К тому же у части детей этого возраста развитие лобных долей может запаздывать на полгода - год, что неизбежно ведет к трудностям обучения. Поэтому траектория движений должна соответствовать биомеханически более простым, менее напряженным (действиям) движениям. Такие движения при письме - это движение сверху вниз и справа налево (к себе). Движения снизу вверх, поворотные слева - направо, круговые, спиралеобразные снизу вверх, справа налево очень трудны для детей, вызывают не только мышечное трудности (напряжение), но и требуют для успешного выполнения прямого или вертикального положения ручки, закрывают линию письма, искажают позу ребенка.
Значит, что подобные движения должны быть исключены, особенно для тех детей, у которых отмечается задержка в развитии моторки. Для того, чтобы процесс освоения самого движения тоже был осознанным, надо обратить внимание на такой фактор, как «наличие обратной связи», то есть возможности оценки качества самого движения. В существующей методике большую роль отводят кинестетическому контролю («мышечному чувству»), но у детей 6-7 лет он еще несовершенен и не играет существенной роли. Основным веном коррекции является зрительный контроль.
Прежде чем сформулировать перед учеником задачу действия: «написать такую же букву», надо создать необходимые условия для такого контроля. В этом случае ориентирами для коррекции будет строка, ее верхние и нижние ограничительные линии. При этом не следует забывать, что косая разлиновка имеет свои недостатки - дополнительная нагрузка на зрение - это увеличение времени на формирования навыка.
Что делать? М.М. Безруких советует, во-первых, следует «пожертвовать» жесткими требованиями к каллиграфии, т.к. каллиграфический почерк вырабатывается у единиц, остальные же, по ее мнению, зря тратят силы и время.
Во-вторых, усилить элемент осознанности в выполнении движений. Общепринято, что письмо, как и чтение, обязательно должно быть сформировано как самостоятельное сознательное действие.
Чисто технически важно научить на этом этапе (и учить этому нужно специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние мысленно, выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву. Хорошо помогают ребенку подробное объяснение действий: «начинаю..., веду ..., и т.д.». Важно «описывать» движение одинаковыми словами.
На первом этапе формирования письма нельзя форсировать темп, скорость письма, т.к. сокращается микропауза, т.е. время, необходимое для осознанности действий.
Оптимальная скорость письма 6-10 знаков в минуту.
Наличие паузы в движении после каждого элемента еще заставляет задуматься о целесообразности и необходимости обучения безотрывному письму. Речь идет о безотрывном письме, связанным со специальными соединениями, особой траекторией движений и т.д., и не о связном письме. Поэтому связное письмо будет естественным результатом сокращения паузы между движениями сначала при написании буквы, а затем при написании некоторых слогов. Но темп письма будет определяться в конечном итоге не в том, как заставляли мы писать ребенка, когда разрешали отрывать руку, не тем, что требовали писать безотрывно слова, а индивидуальной психофизиологической темповой организацией движений, имеющей у каждого человека свои отличительные особенности. Безотрывное письмо создает необходимость одновременно с движениями пальцев передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо, что вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища. Кроме того, дети на первом этапе пишут «затаив дыхание», как правило «на вдохе», и чем длиннее слог, слово, тем дольше задерживается дыхание. Задержка может достигать 20-30 секунд, что вредно сказывается на функциональном состоянии здоровья. Итак, учить безотрывному письму, по словам автора, не только нецелесообразно, но и вредно.
Более подробно методика формирования навыка письма у первоклассников будет раскрыта нами во второй главе курсовой работы.

1.2. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников

Перечислим наиболее типичные ошибки в написании букв.
1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.



Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например, петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради [19].
2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций:
- вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей:
письмо грамота обучение первоклассник


- горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов:



- пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв):



3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:



4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м — л, вместо д — а.
Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.
Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.
Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:



а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;
б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;
в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном.
Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:



а) недостаточная округлость полуовалов;
б) полуовалы закруглены чрезмерно;
в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;
г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.



С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.
Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлении.


?
2. Методика формирования навыков письма
2.1. Методика формирования навыка письма: историография вопроса

Методика обучения четкому и красивому письму разработана в XIX-XX вв. В начале XVIII века Петр I ввел новую форму письменных знаков. Русский алфавит приобрел современные начертания. Обучение письму было сложным и долгим процессом. По несколько месяцев учащиеся срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, потом слоги предложения, не умея прочесть написанного.
Значительный вклад в методику обучения внес К.Д.Ушинский. Он начинал обучение грамоте со знакомства с письменным шрифтом, его метод вошел в историю как метод письма-чтения. Будучи не только методистом и педагогом, но и отличным психологом, К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал уделять серьезное внимание подготовительным упражнениям, которые должны дать детям первоначальные умения в письме простейших элементов букв [25].
Столь же важное значение в обучении письму придавал К.Д. Ушинский и первоначальным упражнением в письме элементов: «Основательное, ничем не пренебрегающее обучение постепенно ускоряет свой ход: учение, много пропускающее в начале, теряет гораздо больше времени на пополнение этих пропусков». Указания великого русского педагога не утратили силу и по сей день.
Большинство методистов при разработке вопросов обучения письму исходили из принципов поэлементного изучения букв. Так, в «Руководстве к чистописанию для родителей, воспитателей и воспитательниц» П.Е.Градобаева (1871 г.), есть указания о штрихах или элементах.
Методисты-каллиграфы более позднего периода (В.П. Вахтеров, Ф.В. Греков, B.C. Гербач, И.Е. Евсеев) разработали стройную систему поэлементного обучения детей письму. Каждый элемент в их системе выступает как четкое дифференцированное понятие и обозначается определенным термином, например: «прямая черта», «черта, закругленная снизу», «черта, закругленная вверху», «черта, закругленная вверху и внизу», «полуовалы», «левый овал», «правый овал».
В «Методическом руководстве обучения письму» (1899 г.) В.С. Гербач вывел ряд существенных дидактических требований, которым должен удовлетворять рациональный способ обучения школьников письму: а) возбуждение любознательности и охоты к учению; б) развитие самодеятельности и способности наблюдать, запоминать, сличать.
Автор считал, что обучение письму надо строить так, чтобы «ученики на основе изученных элементов выводили ряд букв, подлежащих изучению, сами разлагали их на части и определяли их взаимное отношение». Существенное внимание, по мнению B.C. Гербача, должно уделяться развитию способности учеников находить черты сходства и различия между буквами и подробно отличать каждую букву, прежде чем приступать к ее изображению. Следовательно, еще в конце прошлого столетия B.C. Гербач близко подошел к проблеме развития аналитико-синтетической деятельности детей в процессе обучения их письму.
Совершенствование методов шло с учетом закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличение доли сознательности при их написании. Вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятий мебель - школьная парта профессора Ф. Эрисмана. В практику школы внедряются исследования ученых - гигиенистов А.С. Вирениуса [11].
Методисты - каллиграфисты советского периода (Д.А.Писаревский, В.А.Саглин, Н.Н.Боголюбов) разрабатывая методику обучения детей письму в традиционном плане, считали, что воспроизведение букв на бумаге, обязательно должно подготавливаться написанием отдельных частей или элементов письменных знаков.
В 1969 году в школах Российской Федерации был введен упрощенный рукописный шрифт. Преобладающее большинство букв упрощенного алфавита по своим начертаниям приспособлено к безножимному письму шариковой ручкой, что способствует развитию навыков безотрывного скорого письма.
В системе обучения письму получают распространение такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, метод Карстера и др.
Копировальный метод был введен в XIX веке и состоял в том, что учитель писал в тетрадях точками или бледными чернилами буквы и слова, а учащиеся обводили их, привыкая к форме букв. Такой прием обучения отнимал много времени у учителей и стал затруднительным при переходе на классную систему обучения. Очень эффективный данный метод для специальных целей в индивидуальной работе с детьми на ранней стадии обучения. Д.А. Писаревский считал, что умелое применение этого метода может дать определенный эффект при исправлении почерка учащихся. Примеры копировального метода в настоящее время мы находим в «Прописях», действующих в школе.
В современной школе применяется так же разновидности копировального метода - списывание учащимися с готового образца и воображаемое письмо или обведение над образцом.
Линейный метод тоже довольно старый метод. Он заключается в том, что дети сначала упражняются в начертании букв крупных размеров (8 мм) по двум линейкам с частыми наклонными линиями. Этот способ облегчает письмо букв, правильность их начертания, одинаковую высоту, одинаковое расстояние между элементами букв и отдельными буквами [23].
Детям предлагается писать буквы крупных размеров по разграфленной сотке еще и потому, что этим они приучаются к правильным движениям пальцев.
Генетический способ. Он имеет ввиду обучение, построенное на постоянном нарастании трудностей при письме. Ввиду этого учащиеся знакомятся с письмом букв и их элементов не в порядке алфавита, а в порядке трудностей их написания. Ценность этого способа заключается в том, что при усложнении работы учащимся дается постепенно только по одной трудности, благодаря чему письмо усваивается легче и успешнее. Буквы при этом разбиваются на группы по составу сходных элементов.
Впервые о генетическом способе упоминал немецкий художник Дюрер еще в XVI веке. Он доказал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий.
В традиционной современной методике порядок изучения рукописных букв в букварный период обусловлен системой обучения грамоте: ознакомление с буквами определяется букварем. Дальнейшее обучение письму (чистописание) проводится в генетической системе. Чистописание в этой системе рассматривается не как изолируемый предмет, тренирующий только движение руки: зоркости глаза путем «технических» упражнений, а в связи со всей системой обучения русскому языку.
Тактильный или ритмический способ - это письмо под счет (под такт). Тактирование содействует плавности движений, влияет на ускорение темпа письма у учащихся, пишущих медленно, развивает четкость и решительность движений, дисциплинирует класс. Но при длительном и постоянном применении этого способа дети утомляются. У них притупляются интерес к работе. Ученый - методист Н.А.Федосова предлагает применять этот метод только после того, как дети усваивают начертание буквы, написав ее в тетради 2-3 раза, и с ориентировкой на пишущего в среднем ученике. Именно спокойный ритм помогает добиться плавного движения руки по строке и в дальнейшем дает плавное красивое и быстрое письмо. К этому выводу пришел еще К.Д.Ушинский.
Метод Карстера. В начале XIX века в школах Лондона стал применяться метод, предложенный английским педагогом Карстером. Этот способ ставил главной задачей выработку у учащихся на основе изучения физиологической стороны процесса письма четкой и красивой скорописи. Придавая большое значение развитию механизма письма при правильном положении и действии пишущего аппарата, Карстер применял целый ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами. Все эти упражнения писались на бумаге без какой-либо разлиновки. Это делалось для того, чтобы все учащиеся научились пользоваться пространством бумаг, а также с целью достижения более утонченно развитого глазомера [26].
По мнению методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости письма или исправления почерков, чем для детей, т.к. многие почерки были сложны по технике исполнения. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей (прописи Н.И.Ткаченко и А.И.Воскресенской, пособия В.А.Саглина, Н.Н,Боголюбова и др.).

2.2. Современные достижения в методике формирования навыка письма у первоклассников

Организационные и гигиенические условия обучения письму представлены нами в приложении 1, а в данном параграфе мы раскроем современные методики формирования навыка письма у первоклассников.
Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н.Соколова, Н.Г.Агаркова, М.М.Бехруких, В.А.Илюхина, Е.Н.Потапова. В нашей работе нами сделана попытка сравнить методику данных авторов с тем, чтобы определить степень эффективности данных подходов.
Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся «Письмо с секретом» В.А.Илюхиной. Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма, говорит автор. В.А.Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует «овал». Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.
В.А.Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, «Поворот на месте» (закруглить), «Крючок до середины», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы». Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради [20].
В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, «поворот на месте», «крючок до середины», «секрет» - встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети «отправляются в поиск» самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя!
Например: «Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем «поворот на месте», поднимаемся по «крючку» до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, выполняем «поворот на месте», поднимаемся по «крючку» до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, «поворот на месте». То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово - школа.
Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.
Рассмотрим технологию обучения письму Е.Н.Потаповой. Она основывается на трёх этапах: развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова; развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода); закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).
Многие размышления по данному вопросу соединились затем с размышлениями В.А.Илюхиной. Методика В.А.Илюхиной «Письмо с секретом» дает теоретическую разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н.Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма.
Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н.Потаповой, дополненная собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальным подходом к решению данной проблемы:
Остановимся подробнее на том, как говорит Е.Н.Потапова, что является собственным пониманием и решением проблемы каллиграфического письма в начальной школе, привносящие элементы новизны в традиционную методику обучения письму поэтапно [28].
Первый этап обучения письму. Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.
Второй этап обучения письму. Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.
Третий этап обучения письму. Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.
По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки.
Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина, автор М.М.Безруких, основано на приеме ритмизированного письма [7]. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Авторами разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов.
Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.
На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох).
Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.
Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой.
Так, Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге [2].
Это, прежде всего, принципы: поэлементного изучения; одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов; принцип логической группировки буквенных знаков.
Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.
Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.
Логические принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.
Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.
На основе изученной литературы можно определить, что методики, предложенные Е.Н.Потаповой, Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной базируются на опыте многих учителей-предметников. Например, в методике Е.Н.Потаповой прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие, используемые ещё в XIX веке. Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у В.А.Илюхиной и Н.Г.Агарковой. Методики Е.Н.Потаповой и Н.А.Федосовой позволяют развивать не только мелкую моторику рук, но и все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую. Методика В.А.Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, по словам учителей, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.
Изученные нами методики Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, М.М.Безруких, позволили сделать выводы: в основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически; методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком; имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер; предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.

3. Анализ прописей
3.1. Анализ прописей Ильюхиной В. А.

Учебно-методический комплект предназначен для обучения детей письму в начальной школе и включает:
? Чудо-прописи № 1—4.
? Методическое пособие к «Чудо-прописям».
? Методические рекомендации «Поговорим об уроках письма...».
Содержание учебно-методического комплекта направлено не только на формирование графического навыка и умения писать аккуратно и правильно, но и на всестороннее развитие ребенка. Суть подхода к формированию графического навыка заключается в осознанности выполнения действий, которые достигаются тщательным анализом строения букв и их соединений, требованием к точности этих действий и точности их выражения в речи.
Примененная в прописи новая технология обучению письму позволит успешно сформировать у школьников графическую зоркость, пространственное восприятие, умение анализировать, классифицировать, логически мыслить.
Дидактические игры, используемые в процессе формирования графического навыка, помогут учителю снять у детей утомляемость на уроке и повысить интерес к обучению.
Первая книга для учителя—это методическое пособие к «Чудо-прописям». Она содержит примерное календарное и поурочное планирование, которое позволит учителю успешнее организовать работу с детьми на уроках письма и сэкономит его время по подготовке к уроку.
Учитель может использовать на уроке как весь материал, предложенный в «Чудо-прописях», так и часть материала или может заменить его таким материалом, который он считает на
данный момент более результативным и значимым для своего класса.
Вторая книга для учителя—это методические рекомендации «Поговорим об уроках письма...».
В этой книге излагается теоретическая часть методики письма и описание дидактических игр. Этот материал позволит учителю более успешно овладеть всеми необходимыми методами и
приемами по обучению детей письму.
Уроки письма не только научат ребенка контролировать свои действия и выстраивать их последовательно, но и сыграют важную роль в формировании грамотности.
Письмом с «секретом» называется методика обучения каллиграфическому письму, разработанная Заслуженным учителем России, кандидатом педагогических наук, директором московского Центра образования № 2006 В.А. Илюхиной. Методика более 20 лет апробируется учителями начальных классов в различных уголках России. Нынешним летом выпущена новинка этого автора – «Прописи для читающих детей к «Букварю» Т.М. Андриановой. Их главный плюс: они учитывают современные изменения в уровне подготовки детей к школе, в частности, тот факт, что большинство из них уже умеют читать. Родителям, думаю, будет небезынтересно полистать эти прописи вместе со мной – учителем, который с ними работает (рис. 1).

Подготовленному к школе ребенку нельзя топтаться на месте, ибо, как сказал выдающийся отечественный психолог и педагог Л.В. Занков: «Леность ума развивается в младшем школьном возрасте и, как правило, у способных и одаренных детей». Уверенно читающий первоклассник ставит перед учителем несколько иные задачи не только на уроках обучения грамоте, но и на уроках письма. У такого ребенка уже в достаточной степени сформирован образ печатных букв алфавита, он умеет сливать их в слоги и читать слова несложной слоговой структуры. Как показывает многолетняя практика работы в школе с читающими детьми, процесс формирования образа письменных букв идет быстрее, если учитель учитывает уже сформированное у них умение, развивая способность к анализу и синтезу. В таком случае обучение каллиграфическому письму проходит в более сжатые сроки.
В основе структуры распределения материала в «Прописях» лежит «метод восхождения», разработанный крупнейшим отечественным психологом и педагогом П.Я. Гальпериным. Согласно этому методу на подготовительном этапе обучения каллиграфическому письму вводится «суженный», сжатый алгоритм написания всех букв русской азбуки. (рис. 2–3).


Сначала первоклассники осваивают основной алгоритм письма, подробно изучая семь графических элементов – семь «воротец» («Прописи», ч. 1, с. 10–11). Эти элементы входят в состав большинства букв русского алфавита и составляют основу их графического построения, в чем дети убеждаются, выполняя задания на с. 12 (рис. 4).

Далее, опираясь на усвоенный алгоритм письма, ребенок в доступной форме учится правильному написанию букв и их соединений (рис. 5).

Идя от общего к частному, первоклассники знакомятся с написанием всех букв алфавита всего в течение 14 уроков (с. 14–26 «Прописей»). Замечу, что данные уроки не ставят своей целью шаблонное заучивание алгоритма написания каждой буквы. Это пропедевтический период. Отработка графического алгоритма начнется позже, в специально отведенное для этой буквы время (рис. 6).


А пока каждую новую букву мы характеризуем с точки зрения наличия в ней знакомых элементов, уточняем порядок их следования, типы соединения элементов между собой в структуре буквы. После этого проводится анализ незнакомых элементов буквы. Дети проговаривают вначале названия нового элемента буквы, а затем – всех мелких элементов по порядку их следования в составе буквы в целом.
Благодаря этой методике первоклассники намного раньше начинают понимать принципы связного письма, основой которого является математически выверенное, точное соединение мелких элементов между собой в составе буквы и букв между собой в составе слова. Это позволяет заложить правильный графический навык, исключающий в дальнейшем существующие ныне типичные графические ошибки, которые ведут к нечитабельности почерка.
«Прописи» В.А. Илюхиной хороши еще и тем, что в них заложен принцип мини-макса: они учитывают индивидуальную траекторию развития каждого ученика. Это позволяет на индивидуальном уровне отработать написание каждым учеником мелких элементов букв, букв в буквосочетаниях, словах и составленных из них словосочетаниях и предложениях. Автор к тому же использует подборку материалов, повышающих интерес к обучению письму. «Прописи» содержат богатый занимательный материал, иллюстрации, большое количество разноплановых и разнообразных по уровню сложности заданий. Выполняя занимательные задания, ребенок не только тренирует графическое восприятие буквы, но и в неявной форме развивает важнейшие логические операции: способность к анализу и обобщению, классификации и синтезу графических элементов в составе слова, словосочетания и предложения в целом.
Правильная система построения графического образа букв и слов формирует ту культуру письма, которая является составной частью внутренней культуры личности. (рис. 7). Одновременно с графическим навыком зарождается важная составляющая грамотного письма – орфографическая зоркость. Автор тщательно отбирает слова для тренинга, чтобы дети учились распознавать не только графические элементы и типы их соединений, но и «опасные», с точки зрения орфографии, места в словах.

Богатый материал для орфографической работы на уроках письма способствует усвоению орфографических норм на более высоком уровне осознанности. Причем это происходит намного раньше того момента, когда по программе начальных классов начинается непосредственное изучение данного вида орфограмм. Ранняя пропедевтика, основанная на личностно значимых для ребенка наблюдениях и самостоятельно сделанных на их основе выводах, несомненно, повышает прочность и качество усвоения учебного материала. Она способствует развитию речи детей, формирует способность к логическому мышлению, совершенствует навык осознанного чтения, тренирует все виды памяти (слуховую, визуальную, речедвигательную).

3.2. Учебники Образовательной системы «Школа 2100» учат продуктивному чтению и работе с информацией.................



Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.
Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.
У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.
Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.


Список литературы

1. Агаркова Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова. - М.: Дрофа, 2002.
2. Агаркова Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, Е.А.Бугрименко, П.С.Жедек, Г.А.Цукерман. – М.: Просвещение, 1993.
3. Аристова Т,А Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму // Начальная школа. - №1, 2007.
4. Арямова О.С. Обучение младших школьников правописанию на основе решения орфографических задач: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 1993. -249с.
5. Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа. – №11, 2000.
6. Бахтина А. Письмо с секретом: (Урок письма в 1 кл. (1-4) по теме «Закрепление умения писать букву е») // Начальная школа. - №24, 2009.
7. Безруких М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова. - М.: 2003.
8. Бессчасная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период // Начальная школа. -№8, 2006.
9. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 2009.
10. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся нач. классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.03. Моск. пед. ун-т. - М., 2006. -16с.
11. Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. – М.: Просвещение, 2003.
12. Гурова Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму / Е.М.Гурова // Начальная школа. - №5. - 2009.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
14. Евдокимова А.О., Журова Л.Е. Букварь. 1 класс. В 2 частях. Часть 1. Начальная школа XXI века. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.
15. Жедек П.С. Методика обучения письму: Русский язык в начальных классах: Теория и практика / П.С.Жедек. Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: 1997.
16. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова. – М.: Просвещение, 1997.
17. Жукова Е.А., Иванушкина С.Г. Формирование графического и каллиграфического навыка // Начальная школа. - №2, 2007.
18. Журавлева Е. Первоклассники учатся писать: (обучение письму) // Школа. – №1, 2006.
19. Ильина В. Опасные места и слабые позиции: Резервы повышения орфографической грамотности // Начальная школа. - №15, 2004.
20. Илюхина В. А. Письмо с секретом // Начальная школа. -№4, 1990.
21. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. – №8. -2002.
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений. М.: Издательский цент «Академия». - 2007. 176с.
23. Кузьменко Н.С. Методическая подготовка учителя к формированию орфографичексой зоркости у младших школьников: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 1997.
24. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р.Лурия. – М.: Академия, 2002, переиздано с 1950.
25. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
26. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. – М., 2000.
27. Николаева С.М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся // Начальная школа. - №2, 2007.
28. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. - М.: Просвещение, 2000.
29. Прахт Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук / Л.И.Прахт // Начальная школа. –№4. – 2008.
30. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа. - №5, 2009.
31. Решетова Т.А. Модели при обучении первоклассников чтению и письму // Начальная школа. - №8, 2010.
32. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. – М., 2003.
33. Савинова 3. Виды работ по формированию орфографической зоркости // Начальная школа. - №1, 2008.
34. Стрижакова М.Т. От рисунка к букве // Начальная школа. - №9, 1998.
35. Стручаева Т.М. Обучение «письму-чтению»: история и современная практика // Начальная школа. – 2010. - №5.
36. Талалаева Г. Пишем красоту на бумаге: Нетрадиционные приемы в работе над каллиграфией как один из компонентов системы развивающего обучения // Начальная школа. - №26, 2009.
37. Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников / Н.А.Федосова // Начальная школа. - 1997. - №4.
38. Формирование механизмов чтения и письма у детей. // Грани культуры. Вторая международная научная конференция: Тезисы докладов и выступлений. / Под ред. Е.Г. Соколова. - СПб, 2007.
39. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа. - №7, 2011.
40. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. - №7, 2007.
41. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа. - №1, 2008.
Приложения

Приложение 1

Организационные и гигиенические условия обучения письму..............




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.