На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая 4425Д Развитие эмоциональной сферы дошкольников через игровую деятельность

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 31.10.2012. Страниц: 85. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


4425 КР Развитие эмоциональной сферы дошкольников через игровую деятельность
Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ развития эмоциональной сферы личности старших дошкольников 6
1.1 Развитие эмоциональной сферы личности как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности эмоционального развития старших дошкольников, воспитывающихся в детских домах 12
1.3 Развитие эмоциональной сферы дошкольников в игровой деятельности 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по изучению развития эмоциональной сферы дошкольников, воспитывающихся в детских домах, в процессе игровой деятельности 32
2.1 Организация экспериментального исследования 32
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования по изучению развития эмоциональной сферы старших дошкольников, воспитывающихся в детских домах, в процессе игровой деятельности 34
2.3 Рекомендации педагогов по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников 41
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 55

Введение

В современных условиях большое значение для индивидуального развития дошкольников имеют эмоции становления личности. Не случайно практически все исследователи, изучающие эмоциональную сферу, отмечают ее мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П.Ильин, Р. Лазарус
и др.). Установлено, что социальное поведение детей дошкольного возраста зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками (А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Г.М. Бреслав, Л. С. Выготский, Н.А. Кряжева и др.).
Формирование и развитие эмоциональной сферы личности дошкольника - одна из актуальных проблем психологической науки. Значительный вклад в решение вопроса о природе, механизмах возникновения, функциях, классификации эмоций внесли многие отечественные и зарубежные исследователи, однако основное внимание было уделено именно формированию и развитию эмоциональной сферы, а также влиянию на этот фактор семьи.
Научные исследования достоверно показывают, что пребывание в детских интернатных учреждениях отрицательно влияет на все сферы формирующейся личности. Практически по всем показателям биологических вредностей (патология беременности и родов, энцефалопатия, недоношенность, респираторные заболевания, инфекции и проч.) дети-сироты раннего возраста значительно превосходят родительских детей (соответственно 88% и 14%). В этой связи Б.И. Айзенберг и В.И. Кондрашин предположили, что сочетание негативных биологических и социальных факторов пре- и постнатального развития, позволяет с высокой степенью достоверности выделить детей-сирот раннего возраста с первично сохранным интеллектом в «группу риска в отношении задержки психического развития».
Научные исследования развития детей-сирот, выполненные в традициях культурно-исторической психологии и деятельностной парадигмы психики, появились 60-е годы прошлого столетия и были выполнены под руководством Л.И.Божович. Было показано, что не только умственное, но и социально-личностное развитие сирот имеет как позитивные, так и негативные особенности, но все они отличаются от статистической нормы. Это означает, что жизненная траектория детей-сирот имеет своеобразный маршрут и не укладывается в привычные представления о том, «как должно быть».
Современное общество предъявляет системе образования детей-сирот требование подготовить социально компетентных выпускников. Специалисты на междисциплинарном уровне решают задачи социальной адаптации к социуму детей вне семьи. В этой связи принципиально важна опора на опыт фундаментальных психологических исследований с целью выработки направлений и содержания психолого-педагогического сопровождения особой категории детей.
Исходя из вышеперечисленного можно выделить противоречие: с одной стороны, окружение ребенка должно способствовать гармоничному развитию эмоциональной сферы личности дошкольника, с другой стороны, воспитание ребенка в условиях детского дома не может дать всего того, что необходимо для гармоничного развития эмоциональной сферы личности.
Выявленная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников, воспитывающихся в детских домах, в игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически и практически изучить развития эмоциональной сферы дошкольников, воспитывающихся в детских домах, в игровой деятельности.
Объект: эмоциональная сфера личности дошкольников, воспитывающихся в детских домах.
Предмет: Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы дошкольников, воспитывающихся в детских домах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие эмоциональной сферы личности как психолого-педагогическую проблему;
2. Изучить особенности эмоционального развития старших дошкольников, воспитывающихся в детских домах;
3. Изучить развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, воспитывающихся в детских домах, в игровой деятельности;
4. Описать организацию экспериментального исследования по изучению развития эмоциональной сферы дошкольников, воспитывающихся в детских домах, в игровой деятельности;
5. Проанализировать результаты экспериментального исследования по изучению развития эмоциональной сферы дошкольников, воспитывающихся в детских домах, в игровой деятельности;
6. Составить рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы дошкольников, воспитывающихся в детских домах, в игровой деятельности.
Базой исследования в работе являются дети дошкольного возраста из детского дома № 6 Челябинска, дети подготовительной группы общим количеством 10 человек.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация материала; тестирование, наблюдение, проективные методы.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по вопросу изучения эмоциональной сферы личности дошкольника; разработке системы заданий, направленных на формирование эмоциональной сферы личности дошкольника.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ развития эмоциональной сферы личности старших дошкольников

1.1 Развитие эмоциональной сферы личности как психолого-педагогическая проблема

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [3].
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо [21].
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.
У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это — экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания [14].
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее [6].
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.» [ 11].
На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются [21].
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны. [4]
Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К.Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».
Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях [11].
Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.
Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться [7.]
Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения [21].
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».
Эмоции, таким образом, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые — расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.) [11].
Эмоции важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции.
Эмоциональные состояния окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д.
В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они не были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния [16].
Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека [7].
Когда определенная эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые проявляютс...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.