На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая 4724 Деятельность пр-специалиста в конфликте от 24.05

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 31.10.2012. Страниц: 77. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Понятие и особенности международного конфликта 6
1.2. PR-управление коммуникацией в конфликте международного уровня 11
Глава 2 Исследование PR-коммуникаций во время чеченского конфликта 18
2.1. Программа исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 19
2.2.1. История чеченского конфликта 19
2.2.2. Правительственная PR-коммуникация во время чеченского конфликта 22
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложения 42
Приложение 1 42
Приложение 2 44
Приложение 3 45
Приложение 4 46
Приложение 5 48
Приложение 6 49
Приложение 7 54
Приложение 8 55
Приложение 9 57
Приложение 10 60
Приложение 11 62
Приложение 12 63
Приложение 13 69
Приложение 14 71
Приложение 15 78

Введение

Ещё в трудах мыслителей Древней Греции и Рима можно найти достаточно свидетельств тому, что воздействию на общественное мнение уделялось большое внимание. В последние годы работа с общественностью приобретает в России качественно новый уровень, выделяясь в самостоятельную сферу профессиональной деятельности.
Данная курсовая работа будет наиболее актуальна в наше время, так как сейчас всё большее внимание уделяется влиянию на общественное мнение, так как оно является важной составной частью успешности любой организации.
Связи с общественностью (PR) являются сегодня активно развивающейся областью. Динамично развиваются не только политические PR, но и государственные (правительственные), финансовые, внутрикорпоративные. В каждой из этих областей имеются свои специалисты.
Любая организация, желающая добиться успеха, должна ставить PR на одно из самых приоритетных мест в своей практической деятельности. В современном мире PR воспринимается как важнейший инструмент воздействия, который позволяет организации планировать и структурировать общение с многоцелевой аудиторией.
PR – это наука, теория и искусство одновременно. Как профессиональная деятельность связи с общественностью взаимодействуют с другими сферами: журналистикой, социологией, рекламой, маркетингом, психологией, менеджментом. Цели PR – создание надежной репутации и атмосферы доверия к организации.
PR-коммуникации незаменимы в любой конфликтной (кризисной) ситуации. Кризисные ситуации неизбежны в любой организации. И если в кризисный период PR будет организован неграмотно, то у организации резко возрастают репутационные риски. Все, что делается в рамках PR в кризисной ситуации, работает для достижения простой цели - сохранить репутацию организации в глазах общественности.
В данной работе PR-коммуникации будут рассмотрены в рамках конфликта международного уровня. Здесь речь пойдет уже не просто о репутации отдельной организации, а целой страны. В связи с разросшимися конфликтами на международной арене эта тема представляется наиболее актуальной ан сегодняшний день.
Объект исследования – PR-коммуникации.
Предмет исследования – особенности PR-коммуникаций во время конфликта международного уровня.
Цель исследования – рассмотреть специфику деятельности PR-специалиста в конфликте международного уровня.
Поставленная цель обусловила выбор задач исследования:
1) рассмотреть понятие и особенности международного конфликта;
2) выявить специфику PR-управления коммуникацией в конфликте международного уровня;
3) проанализировать PR-коммуникации в период чеченского конфликта.
Методы исследования:
1) общенаучные: анализ и синтез;
2) частнонаучные: анализ документов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1. Понятие и особенности международного конфликта

Международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов. Разумеется, международный конфликт - это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблема конфликтной форме и в ходе своего развития может порождать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.
Международный конфликт воспроизводит не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру субъективные, противоречия, обусловленные спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране.
При этом субъективные противоречия способны так или иначе воздействовать на возникновение и развитие конфликта, интересы и цели сторон, которые во многих случаях представляются достаточно отчужденными от реальных противоречий. То есть международный конфликт фокусирует в себе все без исключения экономические, идеологические, социально-классовые, идеологические, собственно политические, военно-стратегические и иные отношения, которые развиваются в связи с данным конфликтом.
Международный конфликт при расширении числа или изменение сторон, участвующих в нем, может нести на себе и отпечаток новых аспектов, непосредственно возникающих уже как следствие самого конфликта. Возникнув как политическое отношение, международный конфликт обретает некоторую самостоятельность, собственную логику развития и поэтому способен уже самостоятельно различным образом влиять на другие отношения, развивающиеся в рамках данного конфликта, а также на характер лежащих в его основе противоречий и способы их разрешения.
Международные конфликты независимо от любых специфических признаков, которые присущи каждому из них, объективно порождаются как особые конкретно-исторические политические отношения между странами или группами стран в пределах определенного пространственно-временного континуума. Они воспроизводят непосредственно или в опосредованной форме, в том или ином виде отражая расстановку и соотношение сил на международной арене, состояние и развитие системы международных отношений и ее структуры на различных уровнях, а также другие, более или менее связанные с этим глобальные, региональные или двусторонние противоречия современного мира, сложные, постоянно развивающиеся условия в различных частях земного шара, множество конкретных ситуаций на различных уровнях международных отношений [12].
Наибольшей остроты и крайне опасной формы международный конфликт достигает в фазе вооруженной борьбы. Но вооруженный конфликт - это также не единственная и не неизбежная фаза международного конфликта. Он представляет собой высшую фазу конфликта, следствие непримиримых противоречий в интересах субъектов системы международных отношений. Он особенно нагляден и кажется автономным, если предшествовавшие фазы носили латентный характер. Но дело может и не дойти до вооруженной борьбы. Сам по себе конфликт способен существовать и развиваться далее в относительно мирных условиях, без угрозы или практического применения оружия любого типа [1].
Вместе с тем вооруженный конфликт, став апогеем конфликтного развития, может оказаться и не конечной его фазой. Вооруженная борьба при известных условиях может быть прекращена, но конфликт и при данном варианте развития событий может сохраняться и развиваться далее достаточно долго в мирных формах, уже без использования военной силы. Отнюдь не исключается при этом, что через определенное время конфликт может вновь перерасти в фазу вооруженной борьбы (ближневосточный конфликт, к примеру). Вооруженная борьба как определенная фаза развития конфликта, имеющая политическую природу, вырастает из чисто политических по характеру фаз конфликта и может иметь своим следствием другие чисто политические фазы. Однако вооруженная фаза развития конфликта способна обладать собственной логикой, ведущей к расширению участников вооруженной борьбы и общей эскалации конфликта.
Международный конфликт как форма политических отношений знаменует собой определенный разрыв, скачок в их развитии.
Следовательно, международный конфликт, наряду с деструктивной функцией создания международной напряженности, несет в себе и нечто положительное, выполняя роль сигнализатора, свидетельствующего об изменении соотношения сил на международной арене, иначе говоря, выполняет коммуникативно-информационную функцию. Международный конфликт как бы доводит до сведения мирового сообщества необходимость пересмотра сложившейся системы отношений на двустороннем, региональном или глобальном уровне в рамках международного права, не уходя от возникшего противоречия, а, наоборот, решая его на ранних фазах развития конфликта.
Поскольку в основе международного конфликта лежит противоречие в интересах различных государств или их объединений, то функциональным предназначением конфликта является разрешение данного противоречия. Хотя далеко не всегда следствием разрешения конфликта является полномасштабная реализация национально-государственных интересов одной из сторон конфликта, тем не менее, в процессе разрешения международного конфликта удается прийти к взаимоприемлемому балансу интересов его участников, хотя и с известными оговорками. Дело в том, что в некоторых случаях, особенно на фазе вооруженной борьбы, не может идти речи ни о каком балансе интересов, а скорее - о подавлении интересов одной из сторон, но в таком случае международный конфликт не получает своего разрешения, а лишь переходит в латентную фазу, что чревато его обострением при первой же благоприятной возможность [26].
В современной конфликтологии нет достаточно устоявшейся типологии международных конфликтов. В самом общем плане классификацию международного конфликта можно провести по целому ряду оснований, к которым относятся: цивилизационно-культурологические особенности; причины возникновения конфликта; противоречия, лежащие в его основе; характер участников; масштабы; применяемые средства; характер развития; социально-психологические факторы конфликта; его длительность [26].
По характеру противоречий, лежащих в основе международного конфликта, выделяются экономические, политические, военно-стратегические, геополитические, идеологические, социально-политические, этнические и религиозные противоречия, которые условно можно разбить на две группы: политические и неполитические. Последние в случае их трансформации в национально-государственные интересы приобретают характер политических противоречий.
Международные конфликты могут различаться и по своему пространственно-временному масштабу. В данном случае можно выделить глобальные конфликты, затрагивающие интересы всех участников международных отношений; региональные, локальные, которые включают в качестве сторон конфликта ограниченное число участников, двусторонние. В зависимости от длительности международные конфликты могут быть затяжными, средней длительности, краткосрочными.
В зависимости от применяемых средств обычно выделяют вооруженные международные конфликты и конфликты с применением только мирных средств. При этом вооруженные конфликты могут быть конфликтами с массированным использованием военного потенциала и с ограниченным использованием военной силы, что определяется уровнем противоречий между интересами сторон конфликта. В международных конфликтах с использованием только мирных средств последние могут быть задействованы как комплексно, так и выборочно (эмбарго, торговые ограничения снижение уровня дипломатического представительства и т.п.).
По характеру развития можно выделить: эволюционные международные конфликты, в ходе которых конфликт, последовательно проходит многие фазы развития: скачкообразные, при которых возможно перескакивание через фазы развития в сторону как эскалации, так и деэскалации конфликта, вялотекущие и взрывные; латентные и явные.
В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:
- межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);
- национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;
- внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).
Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:
- их субъектами выступают государства или коалиции;
- в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;
- межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;
- современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;
- межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире [7].
1.2. PR-управление коммуникацией в конфликте международного уровня

Вопросы коммуникативного воздействия являются центральными в современной цивилизации. Это и кризисные коммуникации, и реклама, и паблик рилейшнз, и избирательные технологии, и разного рода проблемы, относящиеся к военной сфере. На разных уровнях мы постоянно сталкиваемся с теми или иными вариантами кризисных ситуаций. Многие крупнейшие компании мира исчезли, поскольку не смогли адекватно отреагировать на разразившийся кризис. В последнее время число кризисов и аварий резко возрастает. Почти везде их сопровождают человеческие жертвы. И кризис сразу же становится новостным событием для средств массовой коммуникации. Как справедливо отмечает профессор Сэм Блэк, подобное событие может иметь «серьезные последствия для компании: оно даже может угрожать будущему существованию компании. Поэтому менеджмент в случае кризиса сразу же включает в работу кризисные паблик рилейшнз» [2]. Перед нами проходит как бы всплеск подобной информации, формирующей общественное мнение. С другой стороны, этот поток становится менее управляемым, а то и вовсе неуправляемым. В этой ситуации уже сложнее ограничивать доступ к данной информации: она переходит из разряда внутренней в общественную. Все это и приводит к особому вниманию паблик рилейшнз к кризисному управлению, делая его на сегодня одной из самых бурно растущих областей (наряду с финансовыми и правительственными PR). Питер Грин определяет область кризисного управления следующим образом: «Это менеджмент PR-аспектов таких серьезных событий, которые обладают потенциалом практически внезапно разрушить или серьезно повредить репутации организации» [21]. При этом он приводит целый список возможных событий: естественное бедствие, бедствие, спровоцированное людьми, утечка информации, юридические проблемы, экологические проблемы, поведение высших управленцев, неточное информирование прессы, правительственные действия. П. Грин также говорит о том, что техника PR, используемая в этих случаях, та же, важное же отличие состоит в том, что отличаются условия, роль временного фактора и различного рода давление.
Конфликт международного уровня можно также причислить к кризисной ситуации, только в данном случае речь уже идет о репутации целых государств. Именно поэтому в данном случае действия PR-специалиста, призванного отстаивать чью-либо сторону в международном конфликте, должны быть четко спланированы и отточены. Важно грамотно спланировать взаимодействие со СМИ. В кризисной ситуации масс-медиа могут выступить либо в роли друга, либо в роли врага. Жесткая ситуация еще более ужесточает взаимоотношения с прессой. Здесь работает пословица «дружба - дружбой, а служба – службой», хотя заранее выстроенные хорошие отношения с прессой, конечно, внесут свою положительную лепту.
Американские специалисты по PR предлагают учитывать следующие позиции в подобной ситуации [21]:
- фраза «без комментариев» только усилит враждебность;
- всегда старайтесь помочь;
- знайте о времени выхода теленовостей и газет, не собирайте пресс-конференцию, когда этот срок остается позади;
- знакомьтесь с журналистами заранее, это поможет вам узнать о технологии их работы, а они будут знать о вас и вашей компании.
Главным правилом, сформулированным еще в начале века Айвом Ли является честность и открытость организации в кризисной ситуации. Быстрое прохождение информации приостанавливает возникновение слухов.
Американские специалисты по PR предлагают следующие необходимые шаги в случае кризисной ситуации:
- назначьте человека, которому верят журналисты и который сможет выступать от имени компании. Хорошо, если это окажется один человек для всей организации, чтобы она говорила как бы одним голосом;
- создайте информационный центр, где репортеры смогут получать свежую информацию и работать над своими материалами. Там должны быть телефоны, факсы и модемы, чтобы репортеры, работающие на портативных компьютерах могли связываться со своими редакциями. Они также должны быть обеспечены едой и транспортом;
- предоставляйте постоянный поток информации, даже в ситуации, когда нет изменений или они отрицательные. Доверие к компании возрастет, если она будет так же быстро предоставлять журналистам и плохие новости;
- будьте доступны, предоставляйте телефон для звонков в нерабочее время, номер своего мобильного телефона;
- фиксируйте содержание звонков, что позволит вам знать, какие вопросы интересуют журналистов больше всего;
- будьте честными. Не следует ни преувеличивать, ни скрывать факты. Если вы не уверены в чем-то, скажите об этом. Если вы не имеете права выдать информацию, объясните это.
Специалист по работе с террористами Стивен Слоан [21] подчеркивает необходимость принятия долговременного взгляда на эту проблему и возросшую роль разведки в определении потенциальных кризисных ситуаций. В связи с этим он предлагает следующие пять шагов подготовки:
1. Оценка угроз, где речь должна идти как о кратковременном планировании (1-5 лет), так и долговременном (5-10 лет).
2. Построение сценариев.
3. Процесс предупреждения («предложить лицам, принимающим решение, альтернативные действия, которые могут быть использованы для предотвращения или задержки, актуализации кризиса»).
4. Тренировка команды.
5. Оценка тренировки («следует провести долговременную оценку, включающую письменные отчеты и детальный опрос всех участников. Такая оценка должна содержать предлагаемые изменения в процессы анализа, сбора и распространения информации. Оценка также должна включать определение того, какие меры должны использоваться в будущем, чтобы организация могла предпринимать соответствующие кратковременные и долговременные меры для более успешного предотвращения кризиса, задерживать надвигающийся кризис или управлять им»).
Одна из центральных проблем, возникающих при кризисе, это колоссальный дефицит информации. Кризис разрывает сложившиеся информационные потоки. Они осуществляются, но оказываются не в состоянии выполнять свои обычные функции. А для нового функционирования данные системы не приспособлены. Исследователи предлагают, к примеру, такую классификацию информационно-психологических периодов [21]:
1) период информационного вакуума;
2) период информационной блокады;
3) период информационного прорыва;
4) период информационного хаоса с негативными эффектами когнитивного диссонанса многоканального получения потоков сообщений;
5) период информационного рассекречивания с эффектами отчуждения журналистских материалов;
6) период исследовательской информационно-психологической деятельности СМИ и плюралистического отражения общественного мнения;
7) период расследования работы прессы, телевидения, радио, видео и кинематографа;
8) период углубленного и компетентного подхода, относительной открытости материалов СМИ.
Сложность кризисных ситуаций возникает также по следующей причине. Специалисты оценивают ситуации риска исходя из статистики, отражающей прошлый опыт. В то же время публика оценивает ситуацию эмоционально, а не рационально. При этом используется два вида языка - как вербальный, так и невербальный. Как пишет Р. Нордлунд: «Существенные и достаточно видимые меры (эвакуации, местное объявление чрезвычайного положения и т.д.) могут сопровождать сообщения, направленные на то, чтобы убедить публику в том, «что нет причин для тревоги» [21].
Как нам представляется, для кризисных коммуникаций как особого типа дискурса характерно оперирование не деталями, а целыми блоками. Люди ощущают нужду в завершенном типе текста, сюжет которого как бы доводится до предела. Сложная ситуация как бы требует более сложных конструкций для своего описания. Она должна компенсировать имеющиеся разрывы, когда сознание оказывается не готовым к восприятию катастрофической ситуации.
Для кризисных коммуникаций характерным элементом становится не только дефицит информации, но и потеря доверия к источникам информации. Поэтому особую роль начинают играть те, кто выступают перед населением.
В кризисный период местные СМИ более серьезно оценивают ситуацию. Как считает Р. Нордлунд, в кризисной ситуации местные масс-медиа пытаются сконцентрироваться на решении проблемы, а не на критике власти [17]. Позднее начинает срабатывать эффект бумеранга и масс-медиа достаточно серьезно критикуют власти. Однако при этом именно СМИ часто становятся источником развития кризисной ситуации. По сути, СМИ могут выступать не только эхом или ретранслятором скандала, но и сами могут спровоцировать нежелательное развитие ситуации.
Кризисные коммуникации предполагают множественность воздействия, поскольку возникает элемент информационного шума, когда трудно вычленить главное и решить, на что именно реагировать.
Кризисная коммуникация протекает в особых условиях, которые должны учитываться при разработке систематики воздействия. Перечислим некоторые из них:
1. Резкое сокращение числа управляемых параметров.
2. Смещение в сторону базисных потребностей по шкапе А. Маслоу.
3. Возрастание роли информации вообще из-за отсутствия четкой и понятной всем интерпретации происходящих событий.
4. Изменение каналов коммуникации, переход от официальных в сторону неофициальных каналов.
5. Создание своих собственных систем обеспечения жизнедеятельности и безопасности, поскольку принятые системы перестают работать адекватно.
Все это выводит человека в систему более примитивных реакций и более простых коммуникативных систем. Человек как бы смещается из представителя социальной группы в человека толпы. В результате спрятанные до этого его биологические реакции выходят на первый план, оттесняя реакции социального порядка. Старые системы управления сразу же проигрывают, поскольку по инерции продолжают работать в исходном режиме. Отсюда же следует характерная для кризисных коммуникаций потеря рациональной составляющей аргументации. Все становится утрированно эмоционально окрашенным. Это говорит о выдвижении на первый план психологических составляющих, составляющих основу убеждения.
Характерной особенностью управления коммуникациями в условиях кризиса становится разработка не только моделей порождения информации, но и моделей блокирования ненужной информации, которая своей циркуляцией может приводить к саморазрушению системы. Здесь коренится причина реализуемого, как правило, в военных условиях того или иного вида цензуры. Так что мы можем изобразить два основных коммуникативных процесса, значимых для управления кризисом:
1. Порождение информации.
2. Блокирование информации.
Коммуникации в кризисных ситуациях направлены на то, чтобы произошло сохранение социального управления в принципиально новой ситуации, когда в ряде случаев происходит отторжение населения от властных структур. С другой стороны, именно в кризисных ситуациях общество оказывается максимально заинтересованным в наличии лидера, поскольку оно также негативно оценивает последствия потери управления.
В случае возникновения конфликта наиболее удачной будет такая коммуникационная модель, в которой журналисты выступают исключительно в качестве «канала» выхода на реальную цель - население.
Следует отметить принятую в рамках теории коммуникации двухступенчатую модель. На первых этапах модель воздействия была одноступенчатой. Считалось, что масс медиа непосредственно воздействуют на аудиторию. Но проведенные эксперименты показали, что это не так. Один из них показал, что степень воздействия через две недели после получения сообщения не упала, а возросла. Когда стали разбираться в причинах, то выяснили, что к этому привело обсуждение полученных сообщений с так называемыми «лидерами мнения». Эти два варианта воздействия представимы в следующем виде [3]:

А. Одноступенчатая модель Б. Двухступенчатая модель
Считается, что если на первом этапе передается информация, то на втором - влияние. То есть перед нами проходят как бы две совершенно разные передачи. Если быть более точным, то следует признать, что информация есть и на втором этапе, просто более значимым для него является опора на влияние. Лидеры мнения по некоторым исследованиям более активно пользуются масс-медиа, отдавая предпочтение газетам, а не телевидению. По другим исследованиям они принимают более активное участие в политических группах. Именно поэтому так важно для населения в кризисной ситуации, что скажет, например, представитель власти.

Глава 2 Исследование PR-коммуникаций во время чеченского конфликта

2.1. Программа исследования

Объект исследования - особенности PR-коммуникаций во время конфликта международного уровня.
Предмет исследования – особенности PR-коммуникаций во время чеченского конфликта.
Цель исследования – выявить особенности PR-коммуникаций во время чеченского конфликта.
Задачи исследования:
1) изучить историю чеченского конфликта;
2) проанализировать PR-деятельность государственных служб во время чеченского конфликта.
Гипотеза исследования: во время вооруженного конфликта PR-специалистами чаще всего используются такие методы как официальные заявления, публикации в СМИ, отражающие официальную позицию власти или позицию, угодную власти, организация информационных центров для журналистов.
Метод исследования: анализ документов.
Анализ документов – это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации; это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач.
Выборка: в качестве практического материала нами были отобраны документы, отражающие PR-деятельность российского правительства во время чеченского конфликта – постановления и заявления правительства, публикации в СМИ, отражающие официальную позицию власти, материалы, целью которых является дискредитирование неугодных власти СМИ и т.д.
Исследование является описательным, поскольку в ходе него рассматриваются общие закономерности освещения международного конфликта, прикладным, так как рассматривается на примере государственной PR-кампании по освещению чеченского конфлкта.

2.2. Анализ результатов исследования

2.2.1. История чеченского конфликта

На первом этапе исследования перед нами стояла задача ознакомиться с историей чеченского конфликта. Для этого мы изучили исторические источники - Куликов А.С., Лембик С.А. «Чеченский узел: Хроника вооруженного конфликта 1994-1996 гг.», Никулин Н.М. «Курс современной политической истории России», Савельев А. «Черная книга Чеченской войны (2000)», Черкасов А.В., О.П. Орлов «Хроника вооруженного конфликта».
Первые военные столкновения чеченцев, которые политически были связаны с Грузией, с войсками Российской Империи отмечены в 1785 году. В 1801 году царь Александр I подписал Манифест о присоединении Грузии к России. В 1817 году началась Большая Кавказская война, длившаяся до 1859 года. В 1860-61 и в 1877-87 чеченцы поднимали восстания против России, которые жестоко подавлялись. В 1887 году царская администрация начала процесс насильственной русификации территории современной Чеченской республики, заселяя ее казаками.
В 1917 году был создан Союз Объединенных Горцев Северного Кавказа, который ставил перед собой цель создания кавказского региона в составе России. В том же году отмечались кровопролитные столкновения между чеченцами и казаками.
В марте 1918 года была создана Терская Народная республика, в которую вошли и чеченцы, в мае 1918 года провозглашена Независимая Республика Горцев Северного Кавказа, которая была официально признана Турцией, Грузией и Азербайджаном.
В 1921 году создана Горская Автономная Советская Социалистическая Республика, из которой в ноябре 1922 года выделилась Чеченская автономная область.
В 1929 году произошло еще одно восстание чеченцев, спровоцированное коллективизацией и созданием колхозов.
15 января 1934 года создана Чечено-Ингушская Автономная область, 5 декабря 1936 года преобразованная в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ЧИАССР).
Очередное восстание чеченцев произошло зимой 1940 года, жестоко подавленное в начале 1941 года.
В феврале 1942 года другое восстание было подавлено с применением фронтовой авиации Красной Армии.
23 февраля 1944 года руководство СССР приняло решение о насильственной депортации населения республики в Северный Казахстан, республики Центральной Азии и Сибирь. Территорию республики поделили между четырьмя соседними регионами.
С 1944 до середины 50-х годов (по некоторым данным, до начала 60-х годов) на территории бывшей Чеченской республики существовало партизанское движение.
В 1957 году чеченцы были реабилитированы, Чечено-Ингушская Автономная ССР была восстановлена.
23 ноября 1990 года I съезд чеченского народа в Грозном принял «Декларацию о суверенитете Чеченской республики Нохчи-Чо». Руководителем исполнительного комитета Чеченского национального съезда избран генерал-майор Джохар Дудаев (1 октября 1991 года избран президентом Чеченской республики).
27 ноября 1990 года Верховный Совет ЧИАССР проголосовал за «Декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской республики».
В ноябре 1992 года была официально признана Ингушская республика, другая часть ЧИАССР в январе 1994 года указом президента Дудаева официально названа Чеченская республика Ичкерия.
26-27 ноября 1994 года российские войска предприняли первый штурм Грозного, закончившийся поражением.
11 декабря 1994 года началась первая чеченская кампания, названная, согласно Указа Президента Бориса Ельцина, «мероприятиями по восстановлению законности и правопорядка на территории Чеченской республики», закончившаяся подписанием 31 августа 1996 года соглашением между Александром Лебедем и Асланом Масхадовым в Хасавюрте (Дагестан).
27 января 1997 года президентом Чеченской республики избран Аслан Масхадов. В выборах участвовали 18 кандидатов.
12 мая 1997 года был подписан Асланом Масхадовым и Борисом Ельциным был подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений.
23 сентября 1999 года в Москве состоялось заседание Совета Безопасности России и был подписан секретный указ президента Ельцина о проведении контр террористической операции в Чеченской республике.
1 октября 1999 года началась вторая чеченская кампания, которая на этот раз была названа «проведением антитеррористической операции» [22].
Таким образом, особо острый период в развитии российско-чеченских отношений охватывает 1994-2000 гг., когда проходили вооруженные бои между чеченской республикой и Россией. Именно в этот период мы будем рассматривать PR-деятельность правительства.


2.2.2. Правительственная PR-коммуникация во время чеченского конфликта

На втором этапе исследования перед нами стояла задача проанализировать PR-деятельность государственных служб во время чеченского конфликта. Для этого мы проанализировали характер взаимоотношений государственных служб и СМИ в период с 1994 по 2000 гг., провели контент-анализ публикаций в СМИ, отражающих официальную позицию российской власти, заявления первых лиц, а также отношение общественности к информационной политике российского государства в период военного конфликта.
Как выяснилось в ходе исследования, практически сразу после начала первой чеченской военной кампании, российское правительство предприняло попытку создания информационного центра, в обязанности которого входило распространение официальной точки зрения на разворачивающиеся в Чечне события.
Первая такая попытка «организовать» нужный правительству поток информации была предпринята 1 декабря 1994 года. В постановлении российского правительства было написано, что «в связи с осложнением ситуации на Северном Кавказе, угрожающей дальнейшей стабилизации общественно-политической обстановки и в целях доведения до российской и мировой общественности объективной информации о происходящих событиях» необходимо создать Временный информационный центр (далее - ВИЦ) (приложение 1). Руководителем центра был назначен председатель Государственного Комитета по печати Сергей Грызунов. Нескольким ведомствам – Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству по делам национальностей, Министерству внутренних дел, Федеральной службе контрразведки, Министерству обороны и Федеральной пограничной службе - было поручено направлять во Временный информационный центр оперативную информацию, а самому центру - осуществлять аккредитацию российских и зарубежных СМИ.
Временный информационный центр был обязан «оказать необходимое содействие представителям российских и зарубежных средств массовой информации, работающих в Северо-Кавказском регионе, имея в виду получение ими объективной информации и обеспечение их личной безопасности».
На следующий день, 2 декабря 1994 года, ВИЦ распространил «Положение об аккредитации», в соответствии с которым журналист, кроме предоставления обычных данных и фотографий, был обязан подтвердить, что он застрахован. Это было первое требование государства для журналистов, выезжающих работать в экстремальных условиях, однако оно практически не выполнялось, и в период первой войны, особенно в первые месяцы, практически все российские журналисты направлялись в Чечню без страхования.
9 декабря 1994 года премьер-министр Виктор Черномырдин подписал постановление «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа». Шестой пункт постановления гласил: «Немедленно лишать аккредитации журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта, за передачу недостоверной информации, пропаганду национальной или религиозной неприязни». В этой части постановление Правительства Российской Федерации нарушало статью 48 Закона РФ «О средствах массовой информации», который регламентирует, что журналист может быть лишен аккредитации только по решению суда.
ВИЦ довольно быстро стал изгоем: журналисты газет или телекомпаний старались не пользоваться его бюллетенями, а тем более услугами по организации поездок или оформления аккредитации. В конце первой войны многие журналисты уже не вспоминали, что правительство России создавало для них Временный информационный центр, поскольку на территории Чеченской республики различные правительственные ведомства, в том числе и различные военные структуры, требовали от журналистов получить именно их аккредитацию. Многие журналисты даже спустя время после окончания войны показывали пачки аккредитационных карточек, выдаваемых различными пресс-службами.
В период первой военной кампании (1994-1996) погибло 20 журналистов, среди них 11 – жители Чеченской республики, 9 журналистов пропали без вести, было ранено 36 журналистов, подверглись избиениям – 26 журналистов, подверглись задержанию 174 журналиста, подверглись обстрелам, в том числе намеренным 117 журналистов, подверглись угрозам 34 журналиста. У 37 журналистов военнослужащими Российской армии незаконно изымались видеоаппаратура, аудиоаппаратура, фотоаппаратура, видеокассеты и фотокассеты.
Деятельность журналистов в период первой войны практически не контролировалась ни российскими властями, ни представителями чеченской власти. Напротив, чеченская сторона была более открытой, способствовала работе журналистов. Это стало причиной того, что представители российской власти стали распространять информацию о том, что «некоторые российские журналисты куплены чеченцами».
В подавляющем большинстве – более 90% - инициаторами нарушений прав журналистов были российские военные. Часть журналистов погибла, находясь в районах военных действий, во время авиационных бомбардировок или артиллерийских обстрелов. Российская власть предложила журналистам негласный компромисс: мы (власть) вас не ограничиваем, не вводим цензуру и не запрещаем посещать Чечню, а вы (журналисты) выкручивайтесь сами, находите с военными общий язык, и не предъявляйте нам претензии.
После подписания между заместителем секретаря ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.