Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат 4799 Информационная культура личности от 15.05

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 31.10.2012. Страниц: 70. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1. Информационная культура и ее компоненты

1.1. Понятие «информационная культура личности»

Основными факторами, определившими возникновение феномена информационной культуры, явились: переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; возрастание объемов информации, информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества.
Современное общество справедливо называют информационным. Действительно, стремительно развивающиеся средства массовой информации – от привычных газет и радио до Интернета – разрушили мировые границы, объединив мир. Мы живём в поворотный этап истории цивилизации, когда значение информации возрастает. Умение оперативно находить информацию, оценивать её и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека. Если в прошлом легко можно было обойтись только способностью читать, писать и считать, то ныне знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие общества.
В настоящее время информационная культура личности рассматривается в качестве одной из составляющих общей культуры человека и включает в себя систему знаний и умений, с помощью которых человек обеспечивает целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
С философской точки зрения информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, различных социальных групп, отдельной личности.
Сам термин «информационная культура» впервые появился в работах отечественных книговедов в 70-е гг. ХХ в. и связывался с осознанием глобальной роли информации в становлении общества и деятельности личности. Этот термин впервые ввел в научный оборот Г.Г. Воробьев. Для него характерно широкое понимание информационной культуры как умения использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными [цит. по Кайбжанова Б.С. Формирование информационной культуры у студентов высших учебных заведений // Библиотечное дело – 2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества: программа десятой международной научной конференции (Москва 20-22 апреля 2005 г.). М., 2005].
Изначально понятие информационной культуры применялось в публикациях библиографоведов, библиотековедов, книговедов. С конца 1980-х годов проблемами информационной культуры заинтересовались также обществоведы, философы, специалисты в области философии информации. В последующие годы это понятие стало приобретать категориальный статус и использоваться в широком специально-научном и философском контексте. По мере развития научно-технического прогресса понятие информационной культуры вбирало в себя знания из тех наук, которые явились основанием для реализации принципиально новых подходов в работе с информацией, обеспечивающих решение проблемы информационного кризиса (теория информации, кибернетика, информатика, семиотика, документалистика и ряд других).
Особое влияние на наполнение понятия «информационная культура» новым содержанием оказали работы специалистов в области информатики, вычислительной техники, новых информационных технологий. Расширяющееся использование в повседневной жизни современных технических средств, применение новейшей информационной техники и технологии определили возникновение нового типа грамотности – компьютерной [Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. С. 44]. Тем самым еще более усилилась многозначность отечественного термина «информационная культура».
В ходе развития теории информационной культуры в круг принимающих участие в ее формировании специалистов стали входить представители таких наук, как семиотика, лингвистика, социология, психология, педагогика, культурология, эстетика и др. В результате в 90-х гг. стала утверждаться точка зрения о необходимости осмысления и обобщения накопленных знаний по теории информационной культуры в рамках новой научной дисциплины - информационной культурологии, теоретические основания которой заложены в трудах профессора М.Г. Вохрышевой.
Таким образом, исследования показали, что проблема определения информационной культуры личности затруднена многозначностью данного понятия. Ее можно понимать как феномен, как часть личностного знания, общей культуры человека; как уровень развития знаний, умений, навыков и т.п.; как область знаний, исследующую некоторые проблемы; как учебную дисциплину. Многообразие всех подходов и концепций выражается в многочисленных определениях информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.
Так, В.Ю. Милитарев рассматривал информационную культуру в контексте общей культуры, интерпретируя ее как совокупность знаний и умений переработки и использования информации при взаимодействии с информационными системами. В работе В.Ю. Милитарева и И.М. Яглома встречается определение информационной культуры как совокупности знаний об основных методах представления информации и умений применять их на практике для постановки и решения содержательных задач [Милитарев В.Ю., Яглом И.М. Информационная культура эпохи НТР // Информатика и культура. Новосибирск: Наука, 1990. С. 94–222].
По мнению другого исследователя И.Г. Хангельдиевja, информационная культура - это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности [Хангельдиева, И.Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 1993. - С. 21].
Иное определение дает Е.А. Медведева: «Информационная культура - это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс. – 1994. - № 11. - C. 59].
По-иному к этому подходит Э.Л. Семенюк: «Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех всевозможных видах работ с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании» [Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. – 1994. № 1. С. 2].
Здесь же можно привести и определение данное Б.А. Семеновкером: «Информационная культура - совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации» [Семеновкер Б.А. Информационная культура от папируса до компактных оптических дисков. Краснодар,1993. С. 17].
А.А. Гречихин, считает, что информационная культура - это информационная деятельность аксиологического характера, то есть обусловленная ценностями культуры [Гречихин А.А. Информационная культура: опыт типологического определения //Проблемы информационной культуры: сборник статей. М., 1994. С. 15].
Э.И. Хитарова причисляет информационную культуру к области культуры, связанной с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности [Хитарова Э.И. Информационная и коммуникативная культура личности в начале XXI века // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 11-14 сентября. 1996 г. Краснодар, 1996. С.33-34].
Как особый аспект социальной жизни рассматривает информационную культуру Е.Г. Силяева. По мнению исследователя, информационная культура в качестве предмета, средства и результата социальной активности, она отражает характер и уровень практической деятельности людей. Информационная культура – это результат деятельности субъекта и процесс сохранения, создания, производства, распространения, потребления культуры [Силяева Е.Г. Методологические основы взаимосвязей информационной культуры личности и общества // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 11-14 сентября 1996 г. Краснодар, 1996. С. 10-12]
Аналогично определяет информационную культуру А.В. Кириленко: «это умение грамотно и целенаправленно работать с информацией, применяя при ее создании, обработке, передаче и потреблении новые информационные технологии, современные технические средства и методы» [Основы информационной культуры. Библиография: учебное пособие. СПб., 2008. С. 6].
Более расширенное определение дает Т.Н. Варламова: «Информационная культура – это способность и осознанная потребность человека использовать доступные информационные источники, методы и средства для систематического поиска профессионально-значимой информации, ее интерпретации и систематизации, сохранения в структурированном виде для повторного применения, владение алгоритмами оптимизации познавательного процесса, представления и распространения результатов информационной деятельности в ходе коммуникативного взаимодействия [Варламова Т.Н. Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки // Культура как предмет междисциплинарных исследований. Томск, 2009. С. 12].
В.П. Володина интерпретирует понятие информационной культуры личности как культуру поиска новой информации, культуру ее восприятия, умение работать с большим объемом сведений, умение сохранять полученную и переработанную информацию, умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности [Информационно-библиографическая культура: учебно-методическое пособие / сост. В.П. Володина. Тюмень: Нефтегазовый университет, 2007. С. 6].
И, наконец, Н.И. Гендина определяет информационную культуру личности как целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. С. 58].
Анализ существующих определений понятия «информационная культура» показал, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности. Это объясняется тем, что культура не существует без человека, т.е. незаменимостью социокультурной роли личности.
Рассмотрим структуру понятия информационной культуры личности. Наиболее многоаспектно и полно она рассмотрена в работе Н.Б. Зиновьевой «Информационная культура личности» [Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: ввседение в курс: учебное пособие. Краснодар, 1996.]. Автор выделяет в информационной культуре личности следующие составляющие, мировоззренческую, этическую, психологическую, социальную, технологическую, пытается определить их структурную характеристику, но не всегда четко выделяет компоненты. С ним соглашается другой исследователь, Л.К. Лободенко, однако в совей работе он несколько дополняет структуру информационной культуры личности. Охарактеризуем содержание вышеперечисленных составляющих, основываясь на работах этих исследователей:
1. Мировоззренческая составляющая информационной культуры личности. Н.Б. Зиновьева в описании этой оставляющей опирается на понятие мировоззрения, данного С.Г. Антоновой. Мировоззрение - это сложная философская категория, которая обозначает систему «общественных взглядов на объективный мир, место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания действительности» [Антонова С.Г. Информационное мировоззрение (К вопросу об определении сущности понятия) // Проблемы информационной культуры: сборник статей. М., 1996. Вып. 1. – С. 117-123]. Привнесение в понятие «мировоззрение» категории «информационное» позволяет характеризовать содержание информационного мировоззрения, по мнению С.Г. Антоновой, не столько как определенную модель установок личности, сколько как «процесс анализа знаний для обоснования собственной позиции, процесс овладения навыками понимания чужого воззрения, соотнеся его с собственным» [Антонова С.Г. Информационное мировоззрение (К вопросу об определении сущности понятия) // Проблемы информационной культуры: сборник статей. М., 1996. Вып. 1. – С. 31]. Соглашаясь в целом с приведенным определением информационного мировоззрения, Л.К. Лободенко подчеркивает, что вместе с тем информационное мировоззрение выступает и средством, и результатом познания и оценки наиболее существенных моментов в информационном бытии человечества, основой непрерывного процесса расширения, углубления знаний и определения перспектив, средств самоутверждения личности. Информационное мировоззрение соответствует запросам «информационного общества», оно открыто для расширения, углубления, получения новых знаний. При его формировании основное внимание должно быть уделено обучению методам получения знаний, овладению формами и способами их поиска и отбора [Лободенко Л.К. Структурно-функциональный анализ информационной культуры личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2005. - № 1(7). С. 94].
Взаимосвязь информационной культуры и информационного мировоззрения основывается на присущей им единой социальной направленности: ориентации на решение проблем общецивилизационного прогресса и личности. Информационная культура - это явление, точно отражающее идейную и психологическую настроенность людей, соцнотехнологические изменения информационной истории человечества. Чем глубже осмыслены в ней мировоззренческие проблемы информационной среды общества, тем сильнее ее потенциальные возможности. Являясь совокупностью принципов, взглядов и убеждений, определяющих информационную активность личности, социальной группы или общества в целом, информационное мировоззрение пронизывает информационную культуру, выступает не только как средство познания информационной среды, но и как форма деятельности, направленная на ее преобразование. Оно не просто включено в информационную культуру личности, а выступает культуротворческой силой и условием целенаправленной познавательной информационной деятельности человека.
Компонентами мировоззренческой составляющей информационной культуры, по мнению Н.Б. Зиновьевой, являются: знание законов распространения информации в материальном мире, знание свойств и функций социальной информации, ее роли в формировании общества, знание роли информации в процессе формирования мышления, поведения, деятельности личности. В комплексе эти компоненты характеризуют наличие (или отсутствие) у личности системного взгляда на всю информационную сферу жизни общества, на основе которого и возможна оценка информационной ситуации.
Л.К. Лободенко дополняет их. По его мнению, мировоззренческая составляющая предполагает не только умение личности оценить информационную среду с заранее заданных позиций, но и убеждение в том, что ни одно знание не надежно, что основу надежности дает лишь процесс поиска знаний, длящийся всю сознательную профессиональную жизнь. Данный компонент требует систематического, осознанного поиска личностью нового знания и активной интерпретации документов. Именно он обеспечивает осуществление личностью, специалистом познавательных процессов. Таким образом, сегодня, наряду с разработкой уже выделенных компонентов мировоззренческой составляющей, особый смысл приобретает анализ мировоззренческих установок, т.е. таких форм отражения мира, которые обеспечивают побуждение личности к деятельности.
2. Этическая составляющая информационной культуры личности.
По мнению исследователей, этическая составляющая является центральной в содержании информационной культуры личности, так как вне нравственных смысложизненных ориентиров информационная культура, как и любая другая культура, сводится к игре.
Содержание этической составляющей информационной культуры личности раскрывается Н. Б. Зиновьевой через такие компоненты, как личная ответственность за распространение и производство информации, наличие принципов и убеждений, препятствующих влиянию социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей [Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: ввседение в курс: учебное пособие. Краснодар, 1996. С. 118]. При этом воспитание чувства личной ответственности за производство и распространение информации предполагает усвоение личностью этических принципов, понимание возможных последствий и негативных воздействий произведенной и распространяемой информации на личность. А наличие принципов и убеждений, препятствующих влиянию социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием, требует от личности в условиях неполной и недостоверной информации критического отношения к информации, оценки ее полноты и достоверности, понимание необходимости проверки информации на достоверность, знание одной из главных закономерностей информационного процесса: «при передаче по различным каналам из-за многократного отражения степень адекватности воспроизведения информации уменьшается» [Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: ввседение в курс: учебное пособие. Краснодар, 1996. С. 123].
Помимо названных компонентов Л.К. Лободенко выделяет еще один - личную ответственность человека за повышение своего уровня образованности и информированности. Она предполагает требовательность личности к себе и задает силу стремлению к знаниям.
В свою очередь, электронный этап информационной культуры общест¬ва и внедрение компьютерной техники во все сферы жизни с особой остротой ставит проблему этики компьютерных технологий.
Таким образом, формирование информационной культуры личности специалиста предполагает его воспитание как исторически ответственного субъекта информационной деятельности и привитие ему внутренней требова-тельности. Личная ответственность в условиях информационного общества, которому присущи свобода слова и печати, производства и распространения информации, дает гарантию моральной надежности личности и уверенность в том, что человек при любых сложных или неблагоприятных обстоятельствах не откажется от своих принципов, от определенных этических норм, не использует имеющуюся информацию во вред другим лю¬дям [Лободенко Л.К. Структурно-функциональный анализ информационной культуры личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2005. - № 1(7). С. 97].
3. Психологическая составляющая информационной культуры личности. В ее структуре выделяются такие компоненты, как оптимальная реакция на поступающую информацию, умение действовать в условиях избыточной информации, оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, критически переосмысливать, свертывать и развертывать, навыки психогигиены восприятия информации [Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: ввседение в курс: учебное пособие. Краснодар, 1996. С. 118]. Л.К. Лободенко отводит этим компонентам роль внешних регуляторов информационного поведения личности, так как они во многом зависят от информационного мировоззрения личности и уровня ее информированности. В роли внутренних регуляторов информационного поведения личности, по мнению исследователя, выступают мотивы и способности (индивидуально-психологические качества личности), которые позволяют активно воспринимать внешние регуляторы поведения и определяют внутреннюю направленность личности на определенный тип поведения. Можно сказать, что человек усваивает внешние регуляторы, которые отражают требования социальной информационной среды, и превращает их в часть своего «Я», управляющего его поступками.
Э.П. Семенюк в качестве способностей, определяющих уровень информационной культуры личности, выделяет способность адекватно отбирать и оценивать нужную информацию разных видов, должным образом реагировать на нее [Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. – Сер. 1. – 1994. - № 1. С. 1-8].
Что же касается вопроса о том, как и в чем реализуется информацион¬ное поведение личности, то здесь особую роль играют такие понятия, как «информационная активность» или «информационная пассивность» личности. Но только информационная активность характеризует высокий уровень информационной культуры личности, интенсивность осуществляемой личностью информационной деятельности. При этом, информационная активность реализуется в частоте обращения в информационный орган, в интенсивности потребления информационного ресурса, разнообразии информационных каналов и в информационном лидерстве. Но для того, чтобы информационная активность не пошла во вред здоровью личности, необходимо усвоить навыки психогигиены восприятия информации [Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: ввседение в курс: учебное пособие. Краснодар, 1996. C. 98].
Таким образом, психологическая составляющая информационной культуры способствует выработке поведения личности в современной информационной среде и придает информационному поведению динамичный характер.
4. Социальная составляющая информационной культуры личности. Она предполагает формирование у личности социально необходимого уровня информированности, который выступает обязательным условием социализации личности и выполнения ею разнообразных функций в обществе. Под информированностью человека понимается «во-первых, осведомленность о явлениях, относящихся к сфере культуры; во-вторых, знание источников информации; в-третьих, включение в информационно-культурное поле наиболее значимых идей, циркулирующих в обществе» [Вохрышева М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалистов // Проблемы информационной культуры: сборник статей. М., 1994. – Вып. 1. С. 122]. По мнению Л.К Лободенко, к компонентам социальной составляющей информационной культуры личности необходимо отнести также наличие избыточной информации у личности по теме, проблеме, умение специалиста критически осмысливать собственную информированность по определенной теме, проблеме. Это позволяет человеку не только определять пробелы в своих знаниях и продуктивно потреблять недостающую информацию, но и характеризует его как нравственно зрелую личность [Лободенко Л.К. Структурно-функциональный анализ информационной культуры личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2005. - № 1(7). С. 99].
5. Технологическая составляющая информационной культуры личности. Включает такие компоненты, как культура чтения, общения, библиографическая культура и компьютерная грамотность. По мнению Н. Б. Зиновьевой [Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: ввседение в курс: учебное пособие. Краснодар, 1996. С. 124], наиболее значимыми компонентами информационной культуры личности в данной составляющей являются: знание основных процессов информационной деятельности; структуры информационных ресурсов общества; овладение алгоритмом поиска документированной информации в различных массивах и банках данных; умение использовать традиционные библиотечно-библнографическне и электронные информационно-поисковые средства; формирование навыка самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание документа при беглом его просмотре, выработку разной техники чтения текста, умение извлекать информацию из текста, систематизировать и оформлять полученные сведения, организовывать личную информационную базу в виде личных библиотек, картотек, компьютерных баз данных; умение применять информационные и библиотечно-библиографические средства в профессиональной и самообразовательной деятельности. Л.К. Лободенко дополняет данный перечень такими важными компонентами как умение формулировать свои информационные потребности, знание номенклатуры информационных услуг, предлагаемых библиотеками и ОНТИ, умение определять тематические границы чтения, положительно оценивать потенци¬ально полезные сообщения, умение задействовать неформальные каналы об¬щения, умение рационально использовать полученную информацию, видеть связи между всеми доступными средствами информационной деятельности (которые могут быть самыми разнообразными: логическими, психоэмоциональными, практическими и теоретическими, техническими, организационными, эвристическими, технологическими и т.п.) и возможности их дальнейшего развития. Данные компоненты формируют творческое начало личности и развивают продуктивные стороны ее мышления при осуществлении информационной деятельности.
В целом предназначение информационной культуры, роль, которую она играет в обществе, выражена в функциях. Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Л.К. Лоботенко выделяет следующие функции:
1. Защитная. При помощи искусственно созданных инструментов и приспособлений (информационно-культурных кодов языка, материальных носителей информации, технических средств) человек неимоверно расширил свои психофизиологические возможности создания, освоения и хранения информации, обеспечивающей приспособление к окружающему миру.
2. Коммуникативная – передача социальной информации в любом виде (устное и фиксированное сообщение), позволяющая осуществлять преемственность социального опыта.
3. Информационная функция. Культура представляет собой сложную знаковую систему, формирующую свой язык культуры. Свойственная ему многозадачность приводит к появлении «языков в языке», т.е. самостоятельных языковых образований, формирующихся внутри языка (естественные и искусственные языки). Именно через язык человек усваивает представления, опенки, все то, что определяет его картину мира. Овладение языком дает человеку возможность «подключиться» к информационной среде.
Отметим, что формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются СМИ, различные учебные заведения, а затем оно продолжается на протяжении всей активной жизни человека. При этом необходима координация деятельности всех социальных институтов, участвующих в реализации, создании программ, позволяющих целенаправленно, с учетом возрастных, социальных и профессиональных особенностей формировать гармонично развитую в информационном плане личность.
Рассмотрим особенности формирования информационной культуры личности конкретно по некоторым социальным подгруппам:
1. Школьники.
Информационная культура школьника трактуется как культура взаимодействия с информацией, формирующая у школьника способность ориентироваться в инфо...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.