На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теория бухгалтерского баланса, его задачи и функции. Валюта, статьи, группы и разделы баланса, правила и принципы его составления. Виды балансов по времени, периодичности составления, форме и объему отображаемой информации, характеру деятельности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 07.09.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


45
Оглавление
    Введение
      Глава 1. Теория бухгалтерского баланса
      1.1 Задачи и функции бухгалтерского баланса
      1.2 Понятие баланса, определение
      1.3 Валюта баланса, статьи, группы и разделы баланса
      1.4 Правила и принципы составления баланса
      Глава 2. Виды баланса
      2.1 Виды балансов по времени составления
      2.2 Виды балансов по периодичности составления
      2.3 Виды балансов по форме отображаемой информации
      2.4 Виды балансов по источникам составления
      2.5 Виды балансов по объему информации
      2.6 Виды балансов по характеру деятельности
      2.7 Виды балансов по объекту отражения
      2.8 Виды балансов по способу очистки
      2.9 Виды балансов по целям составления
      2.10 Виды балансов по форме собственности
      2.11 Виды балансов по характеристике отображаемой информации
      2.12 Виды балансов в зависимости от пользователей информации
      Заключение
      Список литературы

Введение

У многих пользователей баланс ассоциируется с отчетным бланком, подаваемым в контролирующие, в основном фискальные органы. Такое мнение является необоснованно упрощенным, ведь баланс - это больше, чем просто отчетный бланк. Это также методологический прием, позволяющий отражать финансовое состояние предприятия. С одной стороны бухгалтерский баланс является венцом учетных работ, а, с другой стороны, одним из фундаментальных приемов учета.

Конечно, чтобы получить полную и достоверную информацию о предприятии, лучше всего ознакомится со всей финансово-хозяйственной документацией предприятия, в том числе первичной. Но такое знакомство сходно с полной и глубокой аудиторской проверкой, что для подавляющего большинства пользователей бухгалтерской отчетностью представляется нереальным в виду отсутствия необходимых знаний, практической базы, времени, средств, да и просто необходимости в этом. Значительно проще и рациональнее ознакомится с обобщенными данными о финансовом состоянии предприятия на отчетную дату, что, по сути, и позволяет бухгалтерская отчетность в целом и бухгалтерский баланс в частности.

Бухгалтерский баланс является: методом бухгалтерской отчетности, обязательной формой отчетности.

В бухгалтерском балансе раскрываются такие элементы финансовой информации как: активы, обязательства, капитал.

Глава 1. Теория бухгалтерского баланса

1.1 Задачи и функции бухгалтерского баланса

Задачи бухгалтерского баланса во много перекликаются с целями, стоящими перед бухгалтерским учетом в целом: формирование полной и достоверной информации об активах организации, ее обязательствах, составе средств и источниках, а также их изменениях; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; представление достоверных данных для полноценного анализа финансово-хозяйственного состояния организации, предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости; обеспечение полной и достоверной информации об активах организации, ее обязательствах, составе средств и источниках на отчетную дату, а также об изменениях, происшедших в величине активов и обязательств предприятия с предыдущей отчетной даты.

1.2 Понятие баланса, определение

Слово "баланс" происходит от французского balance - весы. Бухгалтерский баланс представляет собой сводную ведомость, отражающую в денежном выражении состояние средств предприятия (организации, учреждения) как по их составу и размещению (актив), так и по их источникам, целевому назначению и срокам возврата (пассив).

Уверенно можно говорить о том, что бухгалтерский термин "баланс" существует уже почти 600 лет независимо от того, были ли финансовые отчеты того времени балансами в современном понимании этого термина или нет. Итак, бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату (обычно на 1-е число месяца, квартала, года).

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, в левой части которой показываются средства предприятия (организации, учреждения) по составу и размещению - это называется актив баланса, а в правой части показываются источники формирования этого имущества (собственные и привлеченные) с указанием целевого назначения (если имеется) и сроков возврата. Правая часть бухгалтерского баланса называется пассивом. Пассив предполагает возможный в будущем отток активов вследствие удовлетворения требований собственников и (или) кредиторов. Пассив может быть изменен путем погашения или увеличения обязательств, уменьшения или увеличения величины собственного капитала.

Таблица 1. Схема баланса

АКТИВ
ПАССИВ
Средства предприятия с указанием:
Источники образования с указанием:
1. Состава
1. Целевого назначения
2. Размещения
2. Сроков возврата
Важной особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, потому что и в активе, и в пассиве отражается одно и то же - хозяйственные средства организации, но с разных диспозиций.

1.3 Валюта баланса, статьи, группы и разделы баланса

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса.

В таблице 2 валюта баланса составляет 50 000 руб.

При составлении или при работе с балансом также используется термин "балансовая статья" или "статьи баланса". Несмотря на свое столь строгое и внушительно звучащее название статьи баланса представляют собой лишь элементы бухгалтерского баланса, группируемые сначала в подразделы, а затем в разделы бухгалтерского баланса. По статьям баланса отражаются итоговые показатели по составу и размещению средств предприятия и источникам их формирования на определенную дату.

ПРИМЕР:

Таблица 3. Пример разделов и подразделов баланса

АКТИВ
ПАССИВ
Состав и размещение
Сумма
Источники образования и сроки возврата
Сумма
Оборотные активы
Краткосрочные обязательства
Запасы, в т. ч.:
443 000
Займы и кредиты, в т. ч.:
443 000
сырье, материалы и др. аналогичные ценности
121 000
займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
23 000
товары
322 000
кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
420 000
БАЛАНС
443 000
БАЛАНС
443 000
Чтобы в балансе было легко ориентироваться и находить требуемые показатели, каждой его статье присваивается свой порядковый номер (код строки).
Таблица 4. Использование кода строки в балансе
АКТИВ
ПАССИВ
Состав и размещение
Код строки
Сумма
Источники образования и сроки возврата
Код строки
Сумма
I. Внеоборотные активы
III. Капитал и резервы
Нематериальные активы
110
30 000
Уставный капитал
400
90 000
Основные средства
120
310 000
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
470
18 500
ИТОГО по разделу I
190
340 000
ИТОГО по разделу III
490
108 500
II. Оборотные активы
IV. Долгосрочные обязательства
Запасы, в т. ч.:
210
133 000
Займы и кредиты
510
270 000
сырье, материалы и др. аналогичные ценности
11 000
ИТОГО по разделу IV
590
270 000
товары
122 000
V. Краткосрочные обязательства
Денежные средства
260
5 500
Кредиторская задолженность, в т. ч.:
620
100 000
ИТОГО по разделу II
290
138 500
поставщики и подрядчики
100 000
ИТОГО по разделу V
690
100 000
БАЛАНС
300
478 500
БАЛАНС
700
478 500

1.4 Правила и принципы составления баланса

При построении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующих правил и принципов.

Равенство итогов баланса (Принцип сбалансированности)

АКТИВ = ПАССИВ

Достоверность (реальность)

Бухгалтерский баланс должен давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

А достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Но бывают исключения и из указанного правила. Так, если правила бухгалтерского учета не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, то допускается их не применять (п.4 ст.13 Закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Но при этом факты неприменения правил бухгалтерского учета должны быть указаны в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете.

Под реальностью баланса также можно понимать соответствие оценок его статей объективной действительности.

ПРИМЕР.

Предприятие приобрело оборудование стоимостью 500 000 руб. В этот же период была получена прибыль также в сумме 500 000 руб. Бухгалтер, считая, что такой подход будет более целесообразным, в нарушение нормативных актов в области бухгалтерского учета поступившие основные средства полностью списала на затраты предприятия.

Соответственно при составлении баланса в нем не будут отражены основные средства стоимостью 500 000 руб. и прибыль в равновеликой сумме.

Налицо недостоверность данных бухгалтерского баланса в рассматриваемой ситуации.

Для достижения достоверности статьи баланса должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств. Такое требование предъявляется к составлению годовых балансов.

Денежное выражение.

Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

Этот принцип означает, что при составлении бухгалтерского баланса должны использоваться денежные измерители, причем единые денежные измерители.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операции ведется в валюте РФ - в рублях.

Следовательно, в соответствии с требованиями законодательства РФ бухгалтерская отчетность должна быть составлена в едином денежном измерении - рублях. Хотя никто не мешает для прочих целей осуществлять формирование баланса в условных или других единицах. Но и в этих случаях измерители должны быть единообразны.

ПРИМЕР.

У ООО "Водопад" числятся в учете следующие активы:

Материалы - 100 единиц на сумму 50 000 руб.,

Товары - в документах поставщика их стоимость выражена в условных единицах на сумму 13 000 у. е.,

Денежные средства в сумме 20 000 руб.

Использование при составлении баланса, в нарушение принципа составления бухгалтерского баланса, следующих показателей:

материалы - 100,товары - 13 000,денежные средства - 20 000 руб.,

не приведет к составлению баланса, так как столь разнородные показатели не будут сбалансированы. И даже если в результате такого же неправильного использования измерителей при составлении пассива баланса случайность приведет к равенству валюты баланса, то при достижении формальной правильности построения полученный баланс будет абсолютно нереальным, и не будет представлять однородную информационную модель.

Чтобы составить правильный и реальный баланс, бухгалтеру рассматриваемого предприятия необходимо взять следующие измерители:

материалы - 50 000 руб.,

денежные средства - 22 000 руб.

Стоимость товаров должна быть также пересчитана в рубли в соответствии с требованиями законодательства.

Обособленность (целостность).

Необходимо помнить, что бухгалтерский баланс относится к предприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам, дебиторам и т.д.), следовательно, в активе учитываются активы, принадлежащие предприятию на праве собственности, а в пассиве источники образования только этих активов.

ПРИМЕР.

Собственник предприятия, желая узнать общее состояние своего имущества, попросил бухгалтера предприятия составить баланс, в котором бы суммарно учитывались и личные активы собственника предприятия, и активы самого предприятия.

Со стороны собственника предприятия такой подход логичен и целесообразен, так как и прочее имущество, и имущество предприятия являются в конечном итоге его собственностью, а вот со стороны предприятия ситуация иная. Прочее имущество собственника предприятия не будет являться имуществом самого предприятия, и включать его в баланс предприятия будет абсолютно необоснованным.

Поэтому такой баланс может использоваться для целей анализа и прочих целей, но не будет являться бухгалтерским балансом, так как при его формировании не будет выполняться принцип обособленности.

В то же время, применяя принцип обособленности, важно не перестараться и все же включить в баланс показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений. Ведь показатели филиалов, представительств и иных подразделений будут являться показателями самого предприятия.

Именно поэтому принцип обособленности называется еще и принципом целостности.

К этому принципу относится и требование применения единых принципов методологии учета. То есть, во всех филиалах, представительствах и иных подразделениях должна применяться единая номенклатура счетов бухгалтерского учета, одинаковая методология учета.

Нейтральность.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формой представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

ПРИМЕР.

В учете организации числится дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности. Списание дебиторской задолженности с баланса предприятия, как этого требует методология бухгалтерского учета, приведет к образованию в отчетном периоде значительного убытка. Однако общество ведет переговоры с банком по поводу получения кредита. Понимая, что наличие значительного убытка осложнит возможность получения кредита, и желая приукрасить финансовое состояние общества, главный бухгалтер в расшифровке к отчетности не указал, что дебиторская задолженность обществу нереальна к взысканию.

Такой баланс не может считаться нейтральным.

Сопоставимость (преемственность, последовательность).

В основе данного принципа лежит ряд правил, возникших в ходе логической и практической работы с бухгалтерской отчетностью, и обобщенных в группу основных положений, выполнение которых необходимо при формировании баланса.

Так, данные вступительного (начального, входящего) баланса должны соответствовать данным заключительного (исходящего) баланса за период, предшествующий отчетному.

ПРИМЕР.

Данные баланса предприятия на 31 декабря прошлого года имели следующий вид:

Таблица 5. Данные баланса предприятия

АКТИВ
ПАССИВ
Состав и размещение
Код строки
Сумма
Источники образования и сроки возврата
Код строки
Сумма
I. Внеоборотные активы
III. Капитал и резервы
Основные средства
120
20 000
Уставный капитал
400
10 000
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
470
10 000
ИТОГО по разделу I
190
20 000
ИТОГО по разделу III
490
20 000
БАЛАНС
300
20 000
БАЛАНС
700
20 000
Следовательно, баланс на 1 января отчетного года должен быть сформирован из таких же показателей. Ведь речь идет об одних и тех же данных, которые в зависимости от периода будут или данными заключительного или данными вступительного баланса.
Несопоставимость таких данных, как правило, говорит об ошибке.
Но бывают и исключения. В этом случае причины возникновения таких расхождений должны быть оговорены в пояснениях к бухгалтерскому балансу.
ПРИМЕР.
В соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету руководством предприятия на 1 января отчетного года в связи со значительным ростом инфляции была произведена переоценка основных средств предприятия. Для предоставления пользователю информации возможности правильно оценить изменения в стоимостном выражении имущества предприятия данные о переоценке должны содержаться в пояснениях к бухгалтерскому балансу. Отсутствие такого пояснения приведет к появлению неправильных выводов и предложений со стороны заинтересованных пользователей.
Данный принцип также выражается в необходимости соблюдения постоянства в методах формирования, заполнения баланса от одного отчетного года к другому.
ПРИМЕР.
Баланс за первый квартал отчетного года был составлен в долларах США, показателями баланса второго квартала были евро, баланс третьего квартала снова был выражен в долларах США.
Налицо нарушение принципа последовательности заполнения баланса.
Принцип сопоставимости включает также в себя и возможность объективного сравнения данных за прошлые периоды и отчетный период. Как правило, основным фактором, приводящим к несопоставимости данных, называют инфляцию. Однако, хотя инфляция действительно является одним из основных факторов, воздействующих на подавляющее большинство хозяйствующих субъектов, это далеко не единственный фактор такого рода. Так, цифры могут стать несопоставимыми и требующими корректировки или пояснения в случае существенного изменения режима налогообложения, изменения норм отпуска в производство материалов, резкого увеличения или уменьшения доходов или расходов в результате осуществления разовых специфических операций, изменения методологии бухгалтерского учета и других факторов.
Учетная стоимость.
Суть данного принципа выражается в том, что активы и пассивы выражаются в балансе в учетных ценах, то есть в отрыве от текущих рыночных цен. Под учетными ценами, как правило, понимается первоначальная стоимость актива.
ПРИМЕР.
На учете предприятия числится здание, приобретенное несколько лет назад. Стоимость здания по учетным ценам составляет 1 000 000 руб. В настоящий момент аналогичный по характеристикам объект можно продать за 10 000 000 руб.
При составлении баланса будет использована учетная цена, и в балансе будет фигурировать цифра 1 000 000 руб.
Развернутое сальдо.
При составлении бухгалтерского баланса зачет между статьями активов и пассивов не допускается. Остатки по счетам бухгалтерского учета в балансе приводятся в развернутом виде, то есть не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами. В противном случае бухгалтерская отчетность будет недостоверной.
Происхождение показателей (правдивость).
Данный принцип основан на том, что информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета, которые в свою очередь сформированы на основе всех фактов или документов, отражающих факты хозяйственной деятельности организации.
Чтобы сформированный баланс отвечал принципу правдивости, необходимо, чтобы он основывался на данных синтетического и аналитического учета, отражающих финансовое состояние предприятия на отчетную дату.
Принцип происхождения показателей определяется полнотой и качеством документов. Запоздалое или неполное оформление фактов хозяйственной деятельности организации приводит к искажению данных.
Очистка баланса.
Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин.
Правильное оформление.
Законодательство практически каждого государства содержит свои требования в отношении оформления финансовой отчетности, представляемой в контролирующие органы. Эти требования при составлении баланса должны быть учтены.
Ясность.
Ясность баланса выражается в доступности его для понимания всех лиц, имеющих к нему доступ.

Глава 2. Виды баланса

В экономике применяется без преувеличения множество видов баланса. Это, во-первых, бухгалтерский баланс, баланс доходов и расходов организации, баланс трудовых ресурсов; платежный баланс, межотраслевой баланс и др.

В данной работе будет рассматриваться бухгалтерский баланс и его виды.

Балансы могут классифицироваться по следующим признакам:

времени составления;

периодичности составления;

форме отображаемой информации;

источникам составления;

объему информации;

характеру деятельности;

объекту отражения;

способу очистки;

по целям составления;

по форме собственности;

по характеристике отображаемой информации;

в зависимости от пользователей информации.

2.1 Виды балансов по времени составления

По времени составления балансы могут быть вступительные (организационные), текущие (операционные), санируемые, объединительные (соединительные, балансы слияния), разделительные и ликвидационные.

Вступительные (организационные) балансы формируются на дату организации предприятия.

Организация предприятия может происходить в форме создания нового предприятия или преобразования ранее действовавшего предприятия.

Соответственно, вступительные балансы могут составляться у вновь образованных предприятий. В этом случае вступительный баланс будет у данной организации первичным балансом, то есть более ранних финансовых отчетов, имеющих отношение к предприятию, существовать не будет.

ПРИМЕР.

Физические лица решили организовать ООО "Пагода". В январе был зарегистрирован устав предприятия, согласно которому уставный капитал предприятия составляет 125 000 руб.

Согласно учредительному договору 55 000 руб. вносятся в уставный капитал в виде материалов, подлежащих в дальнейшем использованию в производственной деятельности ООО "Пагода". Часть уставного капитала в размере 45 000 руб. внесена на расчетный счет предприятия. Оставшаяся часть объявленного уставного капитала является неоплаченной.

Вступительный баланс данного вновь организованного предприятия на дату регистрации предприятия будет выглядеть:

Таблица 6. Вступительный баланс ООО "Пагода"

АКТИВ
ПАССИВ
Состав и размещение
Код строки
Сумма
Источники образования и сроки возврата
Код строки
Сумма
II. Оборотные активы
III. Капитал и резервы
Запасы, в т. ч.:
210
55 000
Уставный капитал
400
125 000
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
55 000
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
25 000
Денежные средства
260
45 000
ИТОГО по разделу II
290
125 000
ИТОГО по разделу III
490
125 000
БАЛАНС
300
125 000
БАЛАНС
700
125 000
Основанием для составления такого баланса являются учредительные документы. Какие-либо обязательства на момент организации предприятия будут отсутствовать. Отсюда пассив предприятия будет представлен формулой:
ПАССИВ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Актив предприятия будет представлен имуществом, внесенным в счет вклада в уставный капитал, а при неполноте оплаты уставного капитала и дебиторской задолженностью учредителей по взносам в уставной капитал.
То есть, получим:
АКТИВ = ИМУЩЕСТВО + ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Таким образом, видоизменяя формулу равенства частей баланса, получим формулу следующего вида:
ИМУЩЕСТВО + ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ = АКТИВ = ПАССИВ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Могут кроме того быть вступительные балансы организаций, созданных на базе ранее действовавших хозяйственных субъектов. Такие вступительные балансы от вступительных балансов вновь созданных организаций отличаться не будут, вот только формирование вступительного баланса должно производиться не на основании учредительных документов, а на основании заключительного ликвидационного баланса предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятие выступает, на основании актов передачи активов и обязательств и других документов. Вступительные балансы составляются один раз в момент организации предприятия, а далее им на смену приходят, как правило, текущие балансы. Текущие (операционные) балансы составляются периодически в течение всего времени функционирования предприятия. Периодичность составления балансов зависит от требований законодательства и руководства хозяйствующего субъекта.
ПРИМЕР.
Бухгалтер ООО "Пагода", сформировав вступительный баланс в январе отчетного года, будет теперь периодически составлять текущие балансы. В связи с отсутствием потребности руководства ООО "Пагода" в балансах за каждый месяц, балансы будут составляться только с периодичностью, оговоренной законодательством, то есть поквартально.
Текущие балансы в свою очередь подразделяются на текущие вступительные (начальные входящие) балансы, текущие промежуточные и текущие заключительные (исходящие, годовые) балансы. Вступительные (начальные входящие) балансы составляются в начале финансового года, а заключительные (исходящие) в конце финансового года. И, как уже упоминалось, данные вступительного (начального, входящего) баланса должны соответствовать данным заключительного (исходящего) баланса за период, предшествующий отчетному.
Таблица 7 Разновидности текущих балансов
Подвиды текущих балансов
На какую дату составляется
Вступительные (начальные, входящие) балансы
На 1 января
Промежуточные балансы
На 31 марта, 30 июня, 30 сентября, возможно чаще
Заключительный (исходящий) баланс
На 31 декабря
По времени составления балансы могут быть также санируемыми, объединительными (соединительные, балансы слияния), разделительными, ликвидационными.
Из этих названий нетрудно сделать вывод, что соответствующие балансы составляются в момент, когда на предприятии проводится процедура санации (оздоровления), либо предприятие объединяется, разъединяется или находится в стадии ликвидации.
Потребность в формировании санируемого баланса возникает, когда организация находится в стадии явного банкротства. Санируемый баланс должен помочь ответить на вопрос, каковы у предприятия реальные убытки, имеются ли резервы для погашения кредиторской задолженности, и какова их оценочная величина. Для этого в балансе отражается не фактическая стоимость имущества, а его стоимость в рыночных ценах на дату составления баланса, что в свою очередь говорит о необходимости привлечения независимых оценщиков, аудиторов, специалистов по консалтингу, которые смогут профессионально осуществить такую оценку.
Как правило, санируемый баланс будет значительно отличаться от последнего обычного баланса этого же предприятия, так как многие статьи будут подвергнуты уценке или дооценке. К примеру, в большинстве случаев материалы, числящиеся в учете предприятий-банкротов, будут являться слаболиквидными, реализовать их будет возможно только по ценам значительно ниже учетных. Впрочем, даже сравнительно новые материалы достаточно сложно реализовать по цене их приобретения, так как любой покупатель предпочитает приобрести материал непосредственно у специализированной торговой организации, что снижает риск приобретения некачественной или поврежденной при перевозках продукции. И, наоборот, практика показывает, что рыночная цена числящихся в учете таких организаций основных средств намного выше их учетных цен.
При составлении санируемого баланса ряд статей обычного баланса не принимается в расчет (например, доходы будущих периодов, расходы будущих периодов, нераспределенная прибыль прошлых лет).
Разделительные и объединительные (соединительные, балансы слияния) балансы можно назвать антиподами. Соединительные и разделительные балансы составляются при соединении одной организации к другой или разделении предприятия на несколько юридических лиц. То есть соединительные и разделительные балансы формируются при осуществлении реорганизации юридического лица, которая может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Объединительные (соединительные, балансы слияния) балансы составляются при объединении (слиянии) двух и более предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или более структурных единиц к данному предприятию.
Слиянием хозяйствующих субъектов признается возникновение нового юридического лица путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий с прекращением последних. При слиянии вновь образовавшийся хозяйствующий субъект является универсальным правопреемником ранее существовавших объединившихся хозяйствующих субъектов.
Присоединением хозяйствующих субъектов признается прекращение одного или нескольких предприятий с передачей всех их прав и обязанностей другому предприятию. В случае присоединения присоединяемое предприятие прекращает свое существование, а объем деятельности предприятия, к которому произошло присоединение, увеличивается за счет прав и обязанностей, переданных присоединившимся предприятием.
Разделительные балансы составляются в момент разделения предприятия на два или более предприятий или при выделении одного или более структурных единиц данного предприятия другому предприятию.
Разделением хозяйствующего субъекта признается прекращение предприятия с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым предприятиям. При разделении предприятия оно прекращает свое существование и его место в гражданском обороте занимают предприятия, образованные в результате разделения. Все права и обязанности прежнего хозяйствующего субъекта переходят ко вновь образованным.
Выделением хозяйствующего субъекта признается создание одного или нескольких предприятий с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого предприятия без прекращения последнего. Но если при разделении все права и обязанности разделяемого общества переходят к вновь образованным, то при выделении из состава одного общества другого происходит наделение выделившегося частью прав и обязанностей основного общества. При этом основное общество не прекращает своей деятельности.
При реорганизации юридического лица составляется передаточный акт и разделительный баланс (ст.59 Гражданского кодекса РФ).
В нормативных источниках употребляются именно указанные термины: акт является передаточным, а баланс разделительным. В специальной литературе можно встретить термин "передаточный баланс".
Особенностью формирования разделительных и объединительных балансов является то, что обычно при их составлении принимаются во внимание внутренние обороты во взаиморасчетах между соединяющимися или разделяющимися организациями.
Ликвидационные балансы составляются в стадии ликвидации предприятия. Причем причины ликвидации могут быть различны - в результате банкротства или закрытия вследствие реорганизации.
Ликвидационный баланс характеризует состояние имущества и обязательств организации в ходе процесса ликвидации. Ликвидационные балансы составляются на начало периода ликвидации (вступительные ликвидационные балансы), в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы) и на конец периода ликвидации (заключительные ликвидационные балансы).
И если вступительные и заключительные ликвидационные балансы составляются по одному разу, то промежуточные ликвидационные балансы могут составляться неоднократно в зависимости от длительности нахождения предприятия в процессе ликвидации, а также потребностей заинтересованных пользователей.
Ликвидационный баланс описывает состояние имущества ликвидируемой организации и состояние расчетов после окончания ликвидационного периода, в течение которого она обязана взыскать дебиторскую задолженность и погасить свои обязательства перед кредиторами.
В ликвидационном балансе, как и в санируемом балансе, отражается не фактическая стоимость имущества, а его стоимость в рыночных ценах на дату составления баланса. При этом в отличие от санируемого баланса в ликвидационном балансе могут присутствовать статьи, отражающие стоимость фирмы (гудвилл), патентов и других нематериальных активов.

2.2 Виды балансов по периодичности составления

В основе классификации балансов по периодичности составления лежит период, за который они составлены. Обычно периодичность составления балансов равна месяцу, кварталу, нескольким кварталам или году, что дает возможность говорить о месячных, квартальных, полугодовых балансах, балансах за 9 месяцев или годовых балансах, однако никто не запрещает составление балансов с другой периодичностью, если имеется таковая необходимость.

ПРИМЕР.

Предприятие занимается реализацией новогодних игрушек, сувениров, подарков. Наибольший объем реализации в году приходится на период с 15 по 31 декабря. Необходимость более тщательно изучить показатели финансово-хозяйственной деятельности за указанный срок привела руководство предприятия к необходимости составления баланса именно за указанный период.

Балансы, классифицируемые периодичности составления, имеют много схожего с балансами, классифицируемыми по времени составления.

2.3 Виды балансов по форме отображаемой информации

По рассматриваемому признаку балансы можно классифицировать как статические и динамические.

Статические балансы составляются на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату.

ПРИМЕР.

На ООО "Айс" предыдущий баланс бал составлен на 31 марта. На 30 июня на предприятии также будет составлен баланс, который отобразит величину и состав активов и источников их образования лишь на определенный момент, то есть на 30 июня. Иначе говоря, в нем не будет содержаться информация об изменениях, происшедших с 1 апреля по 30 июня, он отобразит лишь конечный результат этих изменений.

Для наглядности сравнения используем в приводимых ниже примерах формирования статического и динамического балансов одинаковые данные на конец отчетного периода.

ПРИМЕР.

Предположим, что ООО "Крейсер" образовано только в первом квартале и показатели на начало периода отсутствуют.

Таблица 8. Актив баланса ООО "Крейсер"

АКТИВ
Состав и размещение
Код строки
Сумма
На начало периода
На конец периода
I. Внеоборотные активы
Основные средства
120
32 425
ИТОГО по разделу I
190
32 425
II. Оборотные активы
Запасы, в т. ч.:
210
20 000
готовая продукция товары для перепродажи
20 000
НДС по приобретенным ценностям
220
3 960
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
40 000
Денежные средства
260
462 185
ИТОГО по разделу II
290
526 145
БАЛАНС
300
558 570
Таблица 9. Пассив баланса ООО "Крейсер"
ПАССИВ
Источники образования и сроки возврата
Код строки
Сумма
На начало периода
На конец периода
III. Капитал и резервы
Уставный капитал
400
120 000
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
470
6 245
ИТОГО по разделу III
490
126 245
V. Краткосрочные обязательства


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.