На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Общение детей с ОНР

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 06.11.2012. Страниц: 72+приложение. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования состояния процессов
общения у дошкольников с ОНР
1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме и
патологии 6
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР 26
Глава 2. Практика исследования особенностей общения у детей с ОНР
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ результатов исследования 48
Глава 3. Рекомендации к составлению программы коррекции
общения у дошкольников с ОНР 58
Заключение 64
Литература 68
Приложения 73

Введение

Исследования детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» (ОНР) показывают, что достаточно большое количество детей в этот период имеет трудности в общении со сверстниками и нуждаются в специальной психологической помощи. В психолого-педагогической практике такие дошкольники характеризуются как дети, имеющие трудности в адаптации в новых условиях, в установлении контактов в группе сверстников и включении детей в совместную деятельность в детском коллективе. Психологическое состояние таких детей часто характеризуется как тревожное, с низким проявлением социально значимых паттернов поведения. Все эти особенности развития ребенка могут оказывать существенное негативное влияние на личность человека и на последующих этапах онтогенеза, что и обусловливает социальную значимость нашего исследовании.
В отечественной литературе проблемы развития и формирования детей с ОНР рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как Т.Г. Визель, И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Е.А. Логинова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шипилова. В исследованиях этих и других ученых в большей степени рассматриваются особенности речевого развития и коррекции детей с подобными нарушениями речи. Однако анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования у детей с ОНР коммуникативной деятельности, факторов, влияющих на эту деятельность, явно недостаточно, что и обусловливает научную значимость данной работы.
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями детских садов, практическими психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования, занимающимися психолого-педагогической работой с детьми с диагнозом «общее недоразвитие речи». Это определяет практическую значимость данной работы.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В период старшего дошкольного возраста для детей особую значимость приобретают межличностные отношения со сверстниками. Этот факт предопределяется социальным развитием ребенка в этот возрастной период. Однако, как отмечают исследователи, не всегда уровень и качество этих взаимоотношений в достаточной степени развиты у детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Также следует отметить, что мало исследованными являются факторы, влияющие на коммуникативную деятельность детей с ОНР.
Цель исследования – изучение особенностей общения у детей с ОНР.
Объект исследования – коммуникативная деятельность детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – факторы и характеристики личности, влияющие на коммуникативную деятельность детей с ОНР.
Гипотеза исследования - у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР, имеются проблемы в общении в группе сверстников, выраженные в высоком уровне тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему особенностей общения и коммуникативной деятельности у детей с ОНР.
2. Определить основные понятия исследования.
3. Эмпирически изучить особенности общения у детей с ОНР.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В выборочную совокупность исследования составили 20 детей старшего дошкольного возраста. Первую группу испытуемых составили дошкольники с нормальным развитием (10 человек), а вторую – дети с диагнозом ОНР (10 испытуемых). У 5 детей была выявлена ринолали, у 3 –дизартрия и у 2 ребят – не осложненный вариант общего недоразвития речи.
Глава 1. Теоретические основы исследования состояния процессов общения у дошкольников с ОНР
1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме и патологии

Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов [12].
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии всего два этапа: подготовительный (до двух лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей [33]:
- первый - подготовительный - до одного года;
- второй - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет;
- третий - дошкольный - до семи лет;
- четвертый - школьный.
Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. «Не следует направлять трехлетнего ребенка к логопеду для устранения недостатков звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата». И, наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить всю корреционно-воспитательную работу с детьми [18].
Однако, как показывает анализ большей части психологических исследований, процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа [38].
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период...

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной, но все еще не до конца изученной проблеме изучения состояния неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая и практическая части данной работы позволяют нам сделать ряд выводов.
В дошкольном возрасте одним из основных факторов развития ребенка служит речь. Речь оказывает существенное влияние на последующее формирование у детей всех основных сфер личности (познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, творческой и т.д.), на развитие письма и чтения. Ученые выявили, что к концу дошкольного периода и к моменту поступления в школу в норме должны быть уже сформированы лексико-грамматический строй, слоговая структура слов, звукопроизношение, словоизменение, диалогическая и монологическая функции речи, фразовая речь, понимание речи, фонематическое восприятие и связность речи. Словарный запас к 5-6 годам достигает примерного уровня 3000 слов.
Для большинства детей в дошкольном возрасте свойственны некоторые отклонения в развитии речи. Патологические черты этого явления получили название «общее недоразвитие речи».
Общее недоразвитие речи - это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушения чтения и письма.
Нарушения речевых структур у данных детей влияет на все стороны развития дошкольников. Речевые функции формируются у этих ребят с опозданием и оказывают негативное воздействие на развитие: моторики и оптико-пространственного гнозиса, двигательных навыков и общую двигательную работоспособность, познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия) и эмоционально-волевой качеств, мотивационно-потребностной и коммуникативной сферы.
В научной литературе в зависимости от проявления и патогенеза различают такие формы ОНР как алалия, рилалия, дизартрия, незначительные формы отклонения речевого развития и т.д.
Развитие речи ребенка с ОНР позволяет говорить о том, что в целом коммуникативные функции таких дошкольников имеют следующие характеристики: достаточный набор адаптируемых способов поведения, запускаемых и регулируемых соответствующими стимулами; способность искать компромисс в решении проблемных ситуаций с помощью речевого общения; достаточно развитую способность выражения эмоционального состояния, сопереживания другому человеку; достаточного уровня самообслуживания. Тем не менее, попадая в новую среду, где дефекты детей с ОНР становятся заметными для окружающих, дошкольники с общим недоразвитием речи трудно адаптируются, переживают различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценнос¬ти, агрессивности и т.д.
В процессе практического исследования изучаемой нами проблемы нами была исследована коммуникативная деятельность старших дошкольников с нормальным развитием и ОНР. В каждую из групп тестируемых вошло 10 человек.
В исследовании нами были использованы следующие методики:
1. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.
2. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».
3. Диагностическая методика «Выбор в действии»
4. Методика «Эмоциональное состояние в группе».
В ходе эмпирического исследования нами, в целом, была подтверждена наша гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР, имеются проблемы в общении в группе сверстников, выраженные в высоком уровне тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.
Как показало тестирование, общий уровень развития коммуникативной деятельности у детей с нормальным уровнем развития достаточно высок.
Так в этой группе детей по шкале «трудности общения» низкое количество баллов получили 6 ребят (60%), а по параметрам «статус в группе сверстников» и «оценка эмоционального состояния в группе» высокие оценки были выставлены 4 (40%) и 6 (60%) детям соответственно.
В группе детей с ОНР уровень сформированности коммуникативной деятельности оказался низким. По шкале «трудности общения» высокое количество баллов получили 7 человек (70%). 8 детей (80%) набрали низкое количество баллов по параметрам «статус в группе сверстников» и «оценка эмоционального состояния в группе».
Анализ диагностики показывает, что в среднем у 6 человек (60%) с ОНР наблюдается высокий уровень тревожности, переживания чувства незащищенности в группе, недоверия к себе, чувства неполноценности.
В тоже время результаты тестирования позволяют говорить нам о том, что чувства враждебности и агрессивности не являются доминирующими в этой группе. Так если в группе дошкольников с нормальным развитием высокий уровень враждебности и агрессивности был выявлен у 2 ребят (20%), то в группе с ОНР таких детей было выявлено 3 (30%) и 4 (40%) соответственно.
В результате теоретической и практической работы нами были составлены рекомендации к программе коррекции общения у дошкольников с ОНР. Суть данных рекомендаций заключается в том, что при коррекции различных отклонений у дошкольников с ОНР необходимо применение комплексного подхода, который бы позволил оказывать воздействия, как на речевые, так и на неречевые дисфункции.
Целью такой программы является – коррекция коммуникативной сферы у дошкольников с ОНР.
Программа может состоять из нескольких последовательных этапов и опираться на следующие принципы:
- как можно раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
- закономерности онтогенеза в норме и патологии;
- развитие всех сторон речевых и неречевых нарушений в единстве: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, темпо-ритмической, оптико-пространственной и т.д.;
- связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития;
- соединение усилий персонала специальных дошкольных учреждений и родителей детей с ОНР;
- построение программы включает в себе несколько этапов, где простые задания будут постепенно заменяться более сложными.
В заключение следует отметить, что полученные нами данные исследования позволяют говорить о важности коррекции не только речевых нарушений у детей с ОНР, но и коммуникативной, личностно-эмоциональной сферы. Только такая комплексная работа позволит помочь ребенку адаптироваться к условиям обучения в начальной школе.

Литература

1. Бесонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: Издательство «Аркти», 1998.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М., 1994.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие - М. 1997.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. - М.,Гном-Пресс,1997.
5. Валитова И.Е. Психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 1997.
6. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
7. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996.
8. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями. - М. 1987.
9. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М.1997.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2006.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1999.
13. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.
14. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 2002.
15. Гуровец Г.В., Маевская СИ. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 2002.
16. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - Минск: Университетская, 1997.
17. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.
18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.
20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
21. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.
22. Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
23. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.
24. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
25. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 2006.
26. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Издательство «Гиппократ», 1995. - 222 с.
27. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 1997.
28. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород, 1999.
29. Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.
31. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
32. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М., 1998.
33. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 2005.
34. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. - СПб., 1992.
35. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
36. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
37. Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. - М.,1996.
38. Лурия А.Д. Язык и сознание. - М.,2004.
39. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. - М., 1998.
40. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. - М., 1998.
41. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.) 2-е издание - М.: Просвещение, 2006.
42. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С.А. - М., 1997.
43. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2004.
44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - СПб., 1997.
45. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.
46. Пути обучения речи / Под ред. Б. Д. Корсунской. – М., 2000.
47. Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1990.
48. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
49. Соколенка И. И. Посмотри и назови: Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М.; СПб., 1997.
50. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1954.
51. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 1999.
52. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.
53. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — М., 1999.
54. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.
55. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических представлений. — СПб., 1999.
56. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — М., 1991.
57. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.
58. Успенская Л. В., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. — М., 2003.
59. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
60. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
61. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
62. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
63. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
64. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.
65. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
66. Шашкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.
67. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
68. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.
69. Шкловский В.М. Заикание. – Москва, 1994. – 248 с.
70. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 1999.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.