На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Профессиональная деформация и проблема травматизации личности

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 06.11.2012. Страниц: 98+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы
профессиональной деформации и травматизации личности
1.1. Понятие «профессиональная деформация личности» и аспекты ее
изучения 7
1.2. Синдром эмоционального выгорания как компонент
профессиональной деформации личности 19
1.3. Сущность, виды и проявление профессиональной деформации
личности работника социальной сферы 34
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы профессиональной
деформации и травматизации личности
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 59
2.3. Рекомендации к составлению программы коррекции состояния
профессиональной деформации и травматизации личности социальных
работников 79
Заключение 89
Литература 93
Приложения 99

Введение

В обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – социальных работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и др.)
Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания» или феномен «эмоционального выгорания», характеризующий целый комплекс профессиональных деформаций личности. Он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором». Все это показывает социальную актуальность изучаемой нами проблемы.
По мнению исследователей (И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, В.В, Бойко, Н.Е. Водопьянова, С.Ф. Зеер, В.Е. Орел и др.), негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики профессиональной деформации и травматизации личности. На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению данного вопроса в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. Этот факт объясняет научную значимость данного исследования.
Практическая значимость исследования реализуется в плане рассмотрения рекомендаций в работе с людьми, имеющими различные виды профессиональных деформаций и травматизаций личности.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования.
Попадание человека типа профессии «человек-человек» в положение, которое классифицируется как профессиональная деформация личности и синдром эмоционального выгорания, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности в течение выполнения профессиональной деятельности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной ситуации. В тоже время исследований, которые касаются возможности эмпирического анализа и коррекции профессиональных деформаций личности социальных работников явно недостаточно.
Цель работы – исследование профессиональных деформаций и травматизаций личности работника социальной сферы.
Объект исследования – профессиональные деформации личности как предмет психологического исследования.
Предмет исследования – особенности протекания профессиональных деформационных процессов у работников социальной сферы.
Гипотеза исследования – профессиональная деформация личности социального работника может характеризоваться наличием следующего перечня психологических характеристик: высокий уровень тревожности, депрессивности, неадекватная заниженная самооценка, высокий уровень проявления симптомов эмоционального выгорания (напряжения, резистенции, истощения), реакции на посттравматический стресс, а также различных психопатологических симптомов (соматических, паранойяльных, обсессивно-компульсивных, фобических, психотических и др.).
Задачи исследования:
1. Определить специфику понятия «профессиональная деформация личности».
2. Рассмотреть синдром эмоционального выгорания как компонент профессиональной деформации личности.
3. Изучить сущность, виды и проявления профессиональной деформации личности работника социальной сферы.
4. Эмпирически исследовать особенности развития личности социального работника и наличия у них профессиональных деформаций.
5. Дать рекомендации к созданию и проведению программы групповой коррекции профессиональных деформаций личности социальных работников.
Основными методами исследования явились: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Место проведения эксперимента - Центр Социальной
Помощи Семье и Детям «Дмитровский» (ЦСПС). Выборочную совокупность составили 24 специалиста по социальной работе (возраст 20-59 лет).
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы профессиональной деформации и травматизации личности
1.1. Понятие «профессиональная деформация личности» и аспекты ее изучения

Среди многообразных видов социальной деятельности личности, безусловно, особое место занимает профессия, образующая основную форму активности личности.
Взаимовлияния личности и профессии многогранны, сложны и неоднозначны. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет большие возможности для удовлетворения их потребностей, обнаружения творческого потенциала, самоактуализации. Личностные особенности каждого отдельного человека делают его профессиональный труд индивидуально-своеобразным по характеристикам и результатам, однако организм работника часто сопротивляется действию различных влияний, обусловленных спецификой выполняемой деятельности и сущностью самой профессии.
Требования профессии к человеку при этом высоки: формируются специфические профессиональные качества, особенности личности и поведения. Так, общеизвестен факт, что единообразие условий режима труда, отдыха и быта, приводит к формированию определенного образа жизни, свойственного профессионалам той или иной группы, что в свою очередь в значительной степени определяет развитие их интересов, установок, специальных способностей, манеры поведения, специфику внешнего облика.
Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы ещё древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце ХIX века, а в начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация». В психологии данная проблема получила свое название - проблема взаимосвязи деятельности и личности, профессии и сознания, а термин «профессиональная деформация» приобрел следующую трактовку....

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной проблеме исследования профессиональной деформации и травматизации личности.
Теоретическая и практическая части работы позволяют сделать нам следующие выводы.
Профессиональная деформация личности - это перечень явлений социально- психологического характера, к которым относятся все нарушения норм (морально- этических, правовых, деятельностно- служебных и т.п.), и которые может совершить только субъект-профессионал, специалист в определенной сфере.
Профессиональная деформация личности характеризуется перестройкой профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения направленности ее профессионального развития и может быть выражена в трех основных кризисных состояниях: нереализованности, опустошенности и бесперспективности.
Одним из ключевых понятий, характеризующих профессиональную деформацию личности, является понятие «синдром профессионального выгорания». Данный синдром характеризует ряд негативных психологических переживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно сложными. Профессиональное выгорание определяется как относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д.
Причинами возникновения синдрома являются как индивидуальные (пол, возраст, личностные, типологические особенности), так и организационные (место, условия работы, профессиональные взаимоотношения и конфликты) факторы.
Эмпирическая часть работа была проведена нами на базе Центра Социальной Помощи Семье и Детям «Дмитровский» (ЦСПС). Выборочную совокупность составили 24 специалиста по социальной работе (возраст 20-59 лет).
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
2. Методика «Миссисипская шкала посттравматического стресса» (гражданский вариант).
3. Методика «Опросник выраженности психопатологической симптоматики» (SCL-90-R).
4. Методика «Интегративный метод теста тревожности» (ИТТ).
5. Методика «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко
6. Методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко.
Наше исследование помогло выявить в целом низкий уровень сформированности различных признаков профессиональной деформации. Как показало наше исследование только по таким шкалам как уровень ситуативной тревожности (5 человек – 20,8%), эмоциональный дискомфорт (8 человек – 33,3%), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (13 человек – 54,2%), резистенция (5 человек – 20,8%), наличие «помех» в установлении контактов (15 испытуемых - 62,5%), соматизация (5 человек – 20,8%) и межличностная сензитивность (5 человек – 20,8%) у определенной части сотрудников центра наблюдаются высокие показатели.
Диагностика социальных работников показала, что только у одного сотрудника имеется уже сформированный синдром профессионального выгорания. Основными характеристиками личности этого человека являются: высокий уровень проявления синдрома эмоционального выгорания, проявляющегося по таким параметрам, как: переживание психотравмирующих ситуаций; чувство «загнанности в клетку», тревога и депрессия; неадекватность избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, а также личностной отстраненности (деперсонализации). Также у данного испытуемого оказались выражены симптомы соматизации, обсессивно-компульсивности, межличностной сензитивности, депрессии, тревожности, враждебности, паранойяльности и психотизма. У работниа присуствует яркая выраженности ситуативной и личностной тревожности, выраженной в таких компонентах, как: эмоциональный дискомфорт, астенический компонент тревожности, фобический компонент, тревожная оценка перспективы.
В целом, мы можем говорить, что наша гипотеза, о том, что профессиональная деформация личности социального работника может характеризоваться наличием следующего перечня психологических характеристик: высокий уровень тревожности, депрессивности, неадекватная заниженная самооценка, высокий уровень проявления симптомов эмоционального выгорания (напряжения, резистенции, истощения), реакции на посттравматический стресс, а также различных психопатологических симптомов (соматических, паранойяльных, обсессивно-компульсивных, фобических, психотических и др.), подтвердилась.
Итогом данной работы стали рекомендации к коррекции психологических состояний работников уже имеющих или склонных к профессиональной деформации. Нами была предложена примерная программа коррекции, целью которой явились организация возможности лицам, имеющим профессиональные деформации, овладеть определенными поведенческими навыками, облегчающими социализацию, путем коррекции психологических факторов личности социального работника.
В завершении следует отметить, что исследования по изучаемой нами проблеме требуют дальнейшего практического и теоретического изучения.

Литература

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 1998. – С. 231–244.
2. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – № 6. – С. 107–115.
3. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.
4. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова//Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.
5. Аминов Н.А., Морозова Н.А. Психодиагностика специальных способностей социального работника// Социальная работа. 1992.– №2.–стр. 49-53.
6. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.
7. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.
8. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/М.С. Афанаскина//Медицинская сестра. – М.: Русский врач, 2001. – № 6. – С. 34.
9. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.
10. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. – СПб., 1995. - 167 с.
11. Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). Учебное пособие. - СПб. 1996. 321 с.
12. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информац. Издт. дом Филин, 2006.
14. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
15. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
16. Бузовкина Н.Ю. Профессиональные деструкции у специалистов социономических профессий. – М.: Речь, 2007. – 102 с.
17. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова//Медицина Санкт-Петербурга. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. – № 11. – С. 28.
18. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/Н.Е. Водопьянова//Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – № 7. – С. 12.
19. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.
20. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2005.
21. Горячев М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. - Самара, 1998.
22. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л. Изд-во ЛГУ. 1988. - 560 с.
23. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2002.
24. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылёвой. - СПб.,1997.
25. Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации //Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно-практической конференции. 27 сентября – 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. – Астрахань, 2007. – С. 65–67.
26. Зеер Э.Ф. Психология становления личности инженера-педагога. - Свердловск, 1987.
27. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 1997, № 6. - С.35-44.
28. Зеер Э. Ф. Психология профессий. – М. 2003.
29. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность// Социальная работа.– 1992.– №2.– стр. 54-67.
30. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
31. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова //Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 27–38.
32. Крапивина О.В., Косырев В.Н. Синдром эмоционального сгорания у пенитенциарных служащих.// Вестник ТГУ. Сер. гуманитарные науки. Вып.1 (29). - Тамбов, 2003. С. 36 – 47.
33. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. – №1. - 1995. – С.36-47.
34. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. – М.: Речь, 2008. - 346 с.
35. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с.150-151.
36. Наенко Н.И. Психическая напряжённость/Н.И. Наенко. – М.: Наука, 1976. – 235 с.
37. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения/Т.А. Немчин. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – 187 с.
38. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы. / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу. / Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. - М., 1997.
39. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.– М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
40. Орел В.Е. Исследование профессиональной деформации личности на уровне представлений о профессии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. - Ярославль. 1995.
41. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21.
42. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.-С.90-101.
43. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.
44. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
45. Робертс Г.А. Профилактика выгорания. Обзор современной психиатрии 1998. - С.39-46.
46. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том 23, №3. – с.85-95.
47. Семенова Н.Д. Балинтовские группы для врачей, работающих с умирающими пациентами. – М., 2007.
48. Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания. – М., 2007.
49. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.
50. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/ Холостова Е.И.– М.: ИНФРА, 2001.- (Серия «Высшее образование»).– 427с.
51. Трунов Д.О. О профессиональной деформации практического психолога. //Психологическая газета. 1998. № 1. С. 12-13.
52. Трунов Д.О. И снова о «профессиональной деформации». //Психологическая газета. № 6. 2004. С. 32-34.
53. Трунов Д.О. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. Трунов//Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С. 84–89.
54. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 8–13.
55. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника.– М, 1993.– 344 с.
56. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– М.: Владос,2001.– 432с.
57. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С.54-67.
58. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 286 с.
59. Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала/А.К. Хетагурова//Сестринское дело. – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. – № 6. – С. 34–35.
60. Шмелева Н.Б. Профессионализм личности социального работника - показатель его деятельности // Российский журнал социальной работы. - 1998. - № 1. - С. 100-104.
61. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. - Днепропетровск:. Изд-во Днепропетровской мед.академии. 2003.
62. Dietzel L.C., Coursey R.D. Predctors of emotional exhaustion amont nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitatin J. 1998. V. 21 (4). P. 340-348.
63. Maslach C., Schaufeli W. History and conceptual specificity of burnout. Recent development in theory and research, Hemisphere.- 1993- New-York.
64. Naisberg F.S., Fennig S., Keinan G., ElizurA. Personality characteristcs and proneness to bumout: A study among physchiatrists // Stress Medicine. 1991. V. 1.7 (4). P. 201-205.
65. Ogus E.D., Grenglass E.R., Burke R.J. Gender-role differences, work stress and depersonalization // J. of Social Behavior and Personality. 1990. V. 5 (5). P. 387-398.
66. Vierick P. Burnout and work organization in hospital wards: A cross-validation study // Work and Stress. 1996. V. 10 (3). P. 257-265.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.