На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 06.11.2012. Страниц: 85+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций
1.1. Основные подходы к определению понятия трудная жизненная
ситуации 6
1.2. Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций 11
1.3. Стратегии совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях 17
1.4. Устойчивость личности как фактор совладающего поведения в
трудной жизненной ситуации 28
Глава 2. Эмпирическое исследование когнитивных оценок
трудных жизненных ситуаций
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
особенностей когнитивных оценок трудной жизненной ситуации 45
2.3. Особенности оказания психологической помощи людям,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации 66
Заключение 75
Литература 80
Приложения 86

Введение

Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «трудные жизненные ситуации». Трудные жизненные ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном). Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях трудных жизненных ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы.
Понятие «трудные жизненные ситуации», фактора и специфика работы с людьми в этих ситуациях в настоящее время достаточно широко рассматривается как отечественными (Л.И. Анцыферова, Л.Ф. Бурлачук, Л.Г. Дикая, С.К. Нартова-Бочавер и др.), так и зарубежными (Л. Девидсон, Р. Лазарус, С. Фолкмен, Х. Хекхаузен) психологами. Однако, несмотря на широкое использование этого понятия в научной литературе и обыденной жизни, мы можем констатировать, что существующих теоретических и практических работ в этой области явно не достаточно, что и объясняет научную значимость данной работы.
Практическая значимость исследования реализуется в плане рассмотрения стратегий совладающего поведения, как работы с людьми в условиях трудных жизненных ситуаций, а также анализе условий работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования.
Попадание человека в положение, которое классифицируется как трудная жизненная ситуация, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются возможности когнитивного оценивания и рассмотрения совладающего поведения в ситуации длительного стресса явно недостаточно.
Цель работы – исследование особенностей когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций личностью в зрелом возрасте.
Объект исследования – трудные жизненные ситуации как предмет психологического исследования.
Предмет исследования – когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций.
Гипотеза исследования – когнитивная оценка трудных жизненных ситуаций имеет разную форму проявления и выраженности в зависимости от сложности ситуации. При этом уровень оценки трудной жизненной ситуации зависит от определенных характеристик личности, которые влияют на степень выраженности реагирования в ней.
Задачи исследования:
1. Определить специфику понятия «трудная жизненная ситуация».
2. Рассмотреть стратегию когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций и совладающего поведения.
3. Изучить особенности когнитивной оценки трудной жизненной ситуации в зависимости т возраста зрелого человека.
4. Дать характеристику основным путям работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В эксперименте приняли участие 30 человек испытуемых (возраст 35-45 лет). Выбранных нами испытуемых мы разделили на три группы. В первую группу (10 человек) вошли люди, находящиеся в состоянии длительного поиска постоянной работы (более 1 года) и стоящие на бирже труда. Вторую группу (10 человек) составили респонденты – вынужденные мигранты. Третью группу (10 человек) составили люди, недавно (не более 3 месяцев) испытавшие горечь утраты от потери близкого человека.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций
1.1. Основные подходы к определению понятия трудная жизненная ситуация

Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 15 ноября 1995 г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом [1].
Данное определение имеет скорее социальную, педагогическую, и в какой-то степени психологическую трактовку. Однако здесь не учитывается важная характеристика, которую мы и рассмотрим ниже. Для начала выясним структуру самого понятия «ситуация».
Н.В. Гришина отмечает, что значение факторов ситуации в развитии и проявлении психического фактически признано всеми подходами к объяснению человеческого поведения, а расхождения между ними связаны с тем, в какой степени ситуационные факторы способны детерминировать поведение человека [19].
Однако признание роли ситуационных переменных в детерминации поведения человека еще не означает изучения самой этой ситуации.
Понятие ситуации нередко даже не определяется в психологической литературе. Для некоторых психологов любой аспект эксперимента, не включающий интраперсональные переменные, является ситуационным [9; 51]. Даже бихевиоризм с его обращенностью к внешним событиям и условиям поведения и деятельности не дал систематического описания понятия ситуации (тем более, социальной ситуации). Экспериментальные социальные психологи, изучавшие поведение человека в моделируемых ими ситуациях, подвергались жесткой и обоснованной критике за их вольное предположение, что испытуемый «определяет» ситуацию именно так, как этого ждет от него экспериментатор. На самом деле, по мнению их оппонентов, в лаборатории создается своя «субкультура» ситуации с присущими ей правилами, ролями, концептами и целями [9; 52]. Даже в такой «продвинутой» области социальной психологии, как теория атрибуции, где концепт ситуации является одним из центральных, ситуация, ее различные аспекты и элементы, влияющие на атрибутивные процессы, не описаны в достаточной мере.
Неразработанность концепта ситуации не в последней степени, возможно, связана со сложными проблемами, которые встают перед теми, кто обращается к понятию ситуации и такому ее конкретному виду, как социальная ситуация.
Один из подходов состоит в том, чтобы задавать ситуацию извне и изучать реальное поведение людей в этих ситуациях. Так, например, выполнены многие работы в рамках теории социального научения, сторонники которой описывают ситуацию и ситуационные факторы в объективных категориях. Возражения против этого подхода связаны с возможным разным восприятием ситуации с позиций внешних наблюдателей или экспериментаторов и самих ее участников, а также с так называемой ошибкой экспериментатора, связанной с невозможностью отделить наблюдателя от изучаемой им системы. При этом, какие аспекты ситуации — ее физические условия или, например, социальные нормы, правила и т.д. — рассматриваются, фактически не имеет принципиального значения...

Заключение

Итак, подводя итоги теоретическому и практическому исследованию проблемы когнитивной оценки трудной жизненной, ситуации мы можем сделать следующие выводы.
Трудная жизненная ситуация – это такая жизненная проблема человека, которая с одной стороны вызывает у него сильные негативные эмоции в контексте переживания ее непреодолимости, а с другой стороны – мешает эффективному протеканию процесса социализации и реализации себя в обществе, нарушает уже созданные социальные связи.
Когнитивная оценка трудных жизненных ситуаций предполагает определенную активность личности, которая заключается в процессе распознавания особенностей ситуации, выявлении негативных и позитивных ее сторон, определении смысла и значения происходящего. Когнитивная оценка – это уровень личной включенности человека в решении собственных жизненных проблем, который выражается в поиске внутренних резервов совладания с проблемой.
Внутренние резервы человека при решении трудных жизненных ситуаций образуют главный компонент копинг-поведения личности. Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Структуру совладающего поведения составляют три основных компонента: эмоционально-проблемный, когнитивно-поведенческий, успешно-неспешный.
4. Поиск конструктивных способов выхода из трудной жизненной ситуации основан на использовании таких внутреичностных позиций человека как: локус контроля, тип темперамента, особенности самосознания, ценностно-мотивационной сферы, характера и других компонентов.
Высокие резервы сопротивления стрессу обусловлены особой личностной диспозицией человека. Это свойство получило название «hardiness» (смелый, дерзающий, крепкий орешек, стойкий). Это качество включает 3 компонента:
1. Принятие на себя безусловных обязательств, ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действия и с его результатом.
2. Контроль – способность господствовать над обстоятельствами. Когнитивно оценивая даже трагические события, такие лица снижают их значимость и уменьшают тем самым психотравмирующий эффект.
3. Вызов. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой судьбы, побуждающий человека к непрерывному росту. Любые события переживаются как стимул для развития собственных возможностей.
Исходя из этого практика исследования и коррекция когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций должна основываться на глубоком изучении индивидуальности человека, его специфических, свойственных только ему ресурсов.
Опираясь на результаты эмпирического исследования, мы можем утверждать, что когнитивная оценка трудных жизненных ситуаций имеет разную форму проявления и выраженности в зависимости от сложности ситуации. При этом уровень оценки трудной жизненной ситуации зависит от определенных характеристик личности, которые влияют на степень выраженности реагирования в ней.
Для подтверждения этой гипотезы нами были использованы следующие методики тестирования:
1. Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»
2. Методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге»
3. Методика «Диагностика состояния стресса» К. Шрайера
4. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний ВА Жмурова.
5. Методика «Определение нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» Санкт-Петербургской военно-медицинской академии.
Нами были опрошены три группы испытуемых. В первую группу (10 человек) вошли люди, находящиеся в состоянии длительного поиска постоянной работы (более 1 года) и стоящие на бирже труда. Вторую группу (10 человек) составили респонденты – вынужденные мигранты. Третью группу (10 человек) составили люди, недавно (не более 3 месяцев) испытавшие горечь утраты от потери близкого человека.
Результаты тестирования показали, что степень реагирования человека, находящегося в трудной жизненной ситуации зависит как от личностных, так и от ситуационных факторов.
Так для большинства опрошенных нами испытуемых стрессовая ситуация характеризуется изменениями в психологической сфере. У них повышается уровень тревожности, подавленности, агрессивности. Снижаются показатели по параметрам социальной адаптации и стрессоустойчивости, адекватного уровня реагирования в трудной жизненной ситуации, нервно-психической устойчивости.
Следует также отметить, что у испытуемых в ситуации безработицы проявления негативных переживаний выражено меньше, чем у представителей групп мигрантов и переживающих утрату. Также существуют и специфические проявления эмоциональных переживаний в зависимости от группы. Проявление агрессии в группе мигрантов выражено слабее, чем в двух других группах, а для людей, переживающих чувство утраты свойственно яркое проявление чувств апатии, неадекватного поведения в стрессовой ситуации, безразличия, чередующегося с агрессивными поведенческими реакциями и т.д.
Чувство тревоги и страха в равной степени выражено во всех трех группах.
Эти данные были подтверждены и по результатам корреляционного анализа.
Так в первой группе безработных прямо пропорциональная зависимость была выявлена между факторами, характеризующими личностные паттерны поведения и уровнем реагирования в трудной жизненной ситуации:
1. Поведение в стрессовой ситуации – страх (0,806).
2. Поведение в стрессовой ситуации – уровень реагирования в трудной жизненной ситуации (0,780).
3. Тревога - уровень реагирования в трудной жизненной ситуации (0,787).
4. Страх - уровень реагирования в трудной жизненной ситуации (0,826).
Во второй группе испытуемых-мигрантов подобная связь была выявлена в парах:
1. Апатия – нервно-психическая устойчивость (0,802).
2. Гипотимия - уровень реагирования в трудной жизненной ситуации (0,863).
3. Гипотимия - нервно-психическая устойчивость (0,690).
4. Страх - нервно-психическая устойчивость (0,766).
В третьей группе подобных пар было выявлено больше и связь носила и прямо и обратно пропорциональную зависимость: поведение в стрессовой ситуации и апатия (0,807), растерянность (0,807), страх (0,849). А также апатия – уровень реагирования в трудной жизненной ситуации (0,697) и растерянность - уровень реагирования в трудной жизненной ситуации (0,697).
Обратно пропорциональная связь была выявлена между факторами нервно-психическая устойчивость и поведение в стрессовой ситуации (-0,807), апатия (-0,912), растерянность (-0,912), тревога (-0,764), страх (-0,697).
Эти данные показывают, что такие характеристики как тревога, страх, апатия, растерянность, гипотимия являются определяющими при работе с лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации. При этом уровень выраженности этих качеств влияет на поведение и уровень нервно-психической устойчивости человека.
Таким образом, и личностная предрасположенность, и сама ситуация влияют на степень когнитивного реагирования человека в трудной жизненной ситуации.
Психологическая работа с лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации должна строиться на основе коррекции двух базовых эмоциональных состояний: тревожности и депрессии. Только проработка этих качеств и характеристик личности может позволить человеку выйти из кризиса.
В заключение следует отметить, что проблема когнитивной оценки и совладающего поведения в трудной жизненной ситуации требует дальнейшего изучения, как в теории, так и на практике.

Литература

1. Александрова Л.А. Особенности использования нарративной терапии в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодёжи: Материалы международной научной конференции (6-8 декабря 2005 г.): В 2-х т. Т.1. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. 223 С..34-35.
2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии/ Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2//Под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.
3. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М., 2000.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1999.
5. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы// Психологический журнал.- Т.15. -1994.- №3.
6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3 – 19.
7. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.
8. Битюцкая Е.В. Трудные ситуации в жизни студентов//Alma mater (Вестник высшей школы), 2006. – 10. - С. 20 – 22.
9. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал. 1996. Т. 17 №4 С.64-74.
10. Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии. – М.: Алетейа, 1999. – 320 с.
11. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
12. Бурлачук Л.Ф., Михайлов Н.Б. К психологии теории ситуации. //Психологический журнал. - 2002. Т.23, № 1, с.5-8
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М.,1984 - 256 с.
14. Василюк Ф. Психология переживания. - М., 1994.
15. Водопьянова Н.Е., Штейн М.В. Оценка оптимизма и активности личности // Практикум по психологии здоровья/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2005.
16. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. №2 С. 119-124.
17. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
18. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. - 352 с.
19. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. – М., 2005.
20. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. №3. С. 20-25.
21. Дженкинс К. Дэвис К. Критические жизненные ситуации // Здоровье мира № 8-9, 1985. - с. 10-12.
22. Дорожевец Н.А. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практ. психолога. 1998.№ 4.С3 – 16.
23. Духовный кризис: Когда преображение личности становится кризисом/ Под ред. С. Гроф, К. Гроф. - М., 2000.
24. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
25. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — СПб., 2002.
26. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998.
27. Китаев –Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
28. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У. Баумана. – СПб., 2002.
29. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М., 1992.
30. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с.
31. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности./ Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб.: СПбГУ, 1997. - 240 с.
32. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности./ Под ред.Е.Ф. Рыбалко, Л, А. Коростылевой: Вып.4. -СПб.: СПбГУ, 2000. - 242 с.
33. .Коржова Е.Ю. Субъект - объектные ориентации в жизненных ситуациях. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности. Под ред.Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой: Вып.5. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 242 с.
34. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности. – Омск, 2006.
35. Кочюная Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с.
36. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
37. Краткий психологический словарь./ Ред.. сост. Л.АКарпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д, 1998, - 252 с.
38. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
39. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции/ Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. - Л., 1970.
40. Леонтьев А. Н. Психология образа // Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. - № 2.
41. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации /Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. стр. 56-65.
42. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях./ Психологический журнал 2001,Т.22, №1. стр. 16-24.
43. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе/ Московский психологический журнал. 1998, №12.
44. Маничев С.А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности./ Под ред.Е.Ф. Рыбалко, Л.А.Коростылевой: Вып.5.- СПб.: СПбГУ, 2001. - 242 с.
45. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. - СПб., 1992.
46. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. // журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. 1.
47. Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб.: СПбФ ИС РАН, 1997.
48. Муздыбаев К. Измерение надежды.// Психологический журнал, 1999, т. 20, № 4, с. 26 – 35.
49. Муздыбаев К. Феноменология надежды.// Психологический журнал, 1999, т.20, № 3, с.18 – 27.
50. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.
51. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
52. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. №5. С. 20 – 30.
53. Нелъсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.
54. Нуркова В.В., Василевская К.Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 2002, № 5, с.93 – 102.
55. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М., 2005.
56. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых// Психологический журнал №3, 1993, 79-89.
57. Потявина В.В. Карьерные ориентации и критические жизненные ситуации. – М., 2002.
58. Прайс Р. Ситуации риска // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. С. 354-363.
59. Практическая психодиагностика/ Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2001. – 672 с.
60. Приходько А. Когнитивные факторы копинг-поведения безработных. – М., 2000.
61. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2005. – 352 с.
62. Руденский Е.В. Социально-психологические деформации личности. – М.: Yachoo, 2002.
63. Тихомиров О.К.. Психология мышления. Учебное пособие. - М., 1984.
64. Тополянский В.Д., Стпруковская М.В. Психосоматические расстройства. - М., 1986.
65. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. / Вопросы психологии. – 1987. - №1.
66. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара, 2001.
67. Филиппов А. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. — 1986. — № 1.
68. Фоминова А.Н. Проблема активизации ресурсов личности человека в
трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях. – М., 2006.
69. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы - М.: Педагогика - Пресс, 1993, 140с.
70. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. С. 58-91.
71. Хелл Д. Ландшафт депрессии. - М., 1999.
72. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
73. Черепанов Е. Психология стресса. - М., 1997.
74. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб, 1999.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.