На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности понимания социально-бытовых ситуаций воспитанников детских домов, имеющих интеллектуальные нарушения

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 06.11.2012. Страниц: 85+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1. Современные подходы к изучению особенностей
понимания социальной информации детьми с нарушениями
интеллектуального развития
1.1. Теоретические основы изучения особенностей понимания социальной
формации умственно отсталыми детьми 7
1.2. Психолого-педагогические особенности умственно отсталых
воспитанников детских домов 20
1.3. Современные исследования особенностей понимания социально
-бытовых ситуаций детьми с нарушениями интеллектуального развития 33
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы изучения особенностей
понимания социально-бытовых ситуаций воспитанников детских
домов имеющих интеллектуальные нарушения
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
Глава 3. Программа развития понимания социально-бытовых
ситуаций воспитанников детских домов с нарушениями интеллекта
3.1. Программа формирующего эксперимента 62
3.2. Анализ результатов контрольного исследования 67
Заключение 76
Литература 80
Приложения 86

Введение

Гармоничное развитие эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной сферы является необходимым условием социализации личности, формирования межличностных отношений и эмоционального благополучия ребенка с нарушениями интеллекта.
Одной из основных задач коррекционно-образовательных и интернатских учреждений явля¬ется социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к са¬мостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения оп¬ределенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессио¬нально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности эмоционально-волевой сферы, общения и умения налаживать отношения с окружающими, понимать и ориентироваться в различных социально-бытовых ситуациях.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на эмоциональное развитие, формирование межличностных отношений и общения, приводят к существенным изменениям в развитии личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Специфика нарушений коммуникативной сферы детей с нарушениями интеллекта еще больше определяется особенностями воспитания таких детей в детских домах, где развитие ребенка происходит на фоне различных негативных социально-психологических факторов. Все выше сказанное объясняет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.
Несмотря на то, что большинство работ отечественных дефектологов (М.Г. Агавелян, О.К. Агавелян, Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Х.С. Замский, В.И. Лубовский, А.Р. Малер, С.Я. Рубинштейн, Г.В. Цикото и др.) так или иначе затрагивает проблему изучения особенностей понимания социально-бытовых ситуаций детьми с нарушениями интеллекта, в специальной литературе данный вопрос не часто затрагивается применительно к изучению особенностей развития умственно отсталых детей в условиях воспитания в детских домах. Также не имеет достаточной разработки и проблема психокорекционной работы по устранению имеющихся недостатков в условиях работы с такими детьми в условиях интернатских учреждений. Этот аспект объясняет научную актуальность проблемы.
Практическая значимость проблемы обусловлена возможностью использовать теоретические и, особенно, эмпирические результаты нашего исследования в практике работы воспитателей, психологов, педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми в детских домах.
Таким образом, актуальность изучения проблемы особенностей понимания социально-бытовых ситуаций воспитанников детских домов, имеющих нарушения интеллекта, заключается в недостаточной изученности данной проблемы в специальной литературе при необходимости учета знаний особенностей коммуникативного развития ребенка в коррекционно-развивающей работе.
Цель исследования – изучение особенностей понимания социально-бытовых ситуаций воспитанников детских домов, имеющих интеллектуальные нарушения.
Объект исследования – особенности понимания социально-бытовых ситуаций воспитанниками детских домов с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования – коммуникативные навыки как средство для осуществления процесса понимания социально-бытовых ситуаций воспитанниками детских домов с нарушениями интеллекта.
Гипотезы исследования:
1. У умственно отсталых детей-воспитанников детских домов нарушение понимания социально-бытовых ситуаций, коммуникативных навыков выражены гораздо сильнее, чем у их сверстников с нарушениями интеллекта, воспитывающихся в семьях.
2. Специальная коррекционная программа развития коммуникативной сферы у детей - воспитанников детского дома с нарушениями интеллекта может помочь им в развитии способности адекватно понимать и реагировать в социально-бытовых ситуациях.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать особенности изучении проблемы понимания социально-бытовых ситуаций воспитанниками детских домов, имеющих интеллектуальные нарушения.
2. Эмпирически изучить проблему особенностей изучения проблемы понимания социально-бытовых ситуаций воспитанниками детских домов, имеющих интеллектуальные нарушения.
3. Разработать и апробировать программу развития коммуникативной сферы детей-воспитанников детских домов с нарушениями интеллекта, с целью формирования у них способности адекватно понимать и реагировать в социально-бытовых ситуациях.
Эмпирическая выборка исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие дети среднего школьного возраста с той или иной степенью выраженности умственной отсталости в количестве 40 человек (19 мальчиков и 21 девочка). Первую группу из 20 человек составили дети, воспитывающиеся в семьях, а вторую – умственно отсталые подростки, находящиеся в детском доме. Возраст опрашиваемых нами детей 12-13 лет. Также нами были опрошены родители, воспитатели и учителя школьников в количестве 60 человек.
Дипломная работа включала в себя несколько этапов:
Первый этап – анализ теоретической литературы по проблеме, включал в себя: рассмотрение теоретических основ изучения особенностей понимания социальной интерпретации умственно отсталыми детьми, анализ психолого-педагогических особенностей умственно отсталых воспитанников в условиях детских домов, изучение современных исследований, касающихся вопросов исследования особенностей понимания социально-бытовых ситуаций детьми с нарушениями интеллектуального развития.
Второй этап – включал в себя разработку эмпирической части исследования и проведение констатирующего эксперимента, в ходе которого были изучены особенности развития коммуникационной сферы умственно отсталых детей.
Третий этап - проведение формирующего эксперимента, включал в себя разработку и апробацию программы развития коммуникативной сферы у детей с нарушениями интеллекта, воспитывающимися в детском доме.
Четвертый этап – проведение повторного тестирования (контрольный эксперимент) детей и взрослых, участвовавших в программе, анализ, обработка и интерпретация полученных результатов исследования; подтверждение гипотезы исследования.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

Глава 1. Современные подходы к изучению особенностей понимания социальной информации детьми с нарушениями интеллектуального развития
1.1. Теоретические основы изучения особенностей понимания социальной формации умственно отсталыми детьми

Умственная отсталость вносит свои коррективы в процесс развития, не только замедляя, но и своеобразно изменяя его, что подтверждено многочисленными исследованиями. Так, например, в работе Г.Е. Сухаревой отмечается, что наряду с нарушениями познавательной сферы развития умственно отсталых детей, происходят и изменения в личностной. Как отмечает автор, такие дети характеризуются косностью психики, они с трудом переключаются на новую деятельность, охотно подражают другим, повторяют старые заученные штампы, некоторые из них поражают своей виртуозной подражательностью. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому [54].
Работая с умственно отсталыми воспитанниками, специалисты, прежде всего, стараются формировать и развивать у них социальную компетентность как качество личности, способствующие успешной социализации подростков с отклонениями в развитии.
Сформированность социальной компетентности – необходимое условие успешной адаптации человека в обществе. Основными критериями оценки уровня социальной компетентности как в общении внутри микросоциума, так и в обществе в целом, признаются соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность – достижение в процессе коммуникации желаемых результатов [47].
Оптимальный уровень социальной компетентности можно определить как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми. Социальная компетентность предполагает успешное взаимодействие личности, как с членами собственной группы, так и с представителями других групп.
В научной литературе, описывающей особенности развития социальных контактов умственно отсталого ребенка, особенности его развития описываются в структуре понятия «социально-бытовая ситуация».
Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни. Ребенок уже от рождения является не просто биологическим существом. По природе своей он способен к социальному развитию - у него возникает потребность в общении, в овладении речью и т.п. При этом во взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих момента:
- характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью;
- активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.
Но не все, что окружает ребенка, является действительной средой его развития. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения. Среда ближайшего окружения, или микросреда, есть выражение социальной среды. В то же время она относительно автономна. Микросреда - это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т. д...

Заключение

Итак, подводя итоги теоретическому и эмпирическому исследованию проблемы изучения особенностей понимания социально-бытовых ситуаций воспитанников детских домов, имеющих интеллектуальные нарушения, мы можем сделать ряд общих выводов.
В ходе проведения теоретической части работы нами были определены следующие понятия исследования.
Социальная компетентность - это важнейшая основа адекватности и успешности человека в обществе, определяемая соответствием поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и характеризующая этим его эффективность – достижение в процессе коммуникации желаемых результатов.
Социальной перцепция – это процесс воспри¬ятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социаль¬ные общности. Данное понятие включает в себя три основные характеристики: идентификация, эмпатия, рефлексия. Освоение этих паттернов человеческого общения, а также навыков невербального общения помогает человеку адаптироваться и самореализоваться в социуме.
Умственная отсталость (олигофреническое слабоумие) - интеллектуальная недостаточность, возникшая в ранний период формирования личности. Умственная отсталость характеризуется отклонениями в развитии всех сторон личности ребенка: восприятия, памяти, мышления, внимания, высших эмоций, двигательных навыков и навыков общения. Как отмечают специалисты, все эти нарушения имеют большую степень выраженности в условиях воспитания умственно отсталого ребенка в детском доме.
В условиях развития ребенка с нарушениями интеллекта является важным рассмотрение понятия «социальная депривация». Социальная депривация – это неудовлетворенная потребность, происходящая в результате отделения человека от необходимых социальных источников ее удовлетворения. Социальная депривация характеризуется нарушениями эмоционально-волевой сферы, выраженным нарушением социального взаимодействия, целеустремленности, недостаточным развитием самостоятельности, неадекватной самооценке, неуверенностью в себе, неспособностью выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими.
Все эти особенности, наряду с общими проблемами развития умственно отсталых детей приводят к нарушению процесса понимания ребенком социально-бытовых ситуаций. Как показал анализ литературы, трудности этого процесса связаны с проблемами развития социально перцептивных навыков ребенка, умения взаимодействовать с окружающими, понимать их в процессе межличностного общения, интерпретировать их вербальные и невербальные реакции. Таким образом, успешность процесса социальной адаптации умственно отсталого ребенка зависит главным образом от формирования и развития межличностных, социальных навыков.
В связи с этим в эмпирической части данной работы нами были изучены коммуникативные особенности развития умственно отсталых детей и особенности коррекции их коммуникативных навыков. В процессе исследования нами были использованы следующие методики исследования:
1. Методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.
2. Методика «Диагностика уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина.
3. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко
4. Методика «Анкета для родителей, воспитателей и учителей»
В эмпирическом исследовании приняли участие дети среднего школьного возраста с той или иной степенью выраженности умственной отсталости в количестве 40 человек (19 мальчиков и 21 девочка). Первую группу из 20 человек составили дети, воспитывающиеся в семьях, а вторую – умственно отсталые подростки, находящиеся в детском доме. Возраст опрашиваемых нами детей 12-13 лет. В исследовании также приняли участие родители, воспитатели и учителя школьников в количестве 60 человек.
Результаты констатирующего эксперимента помогли выявить нам, что у умственно отсталых школьников, воспитывающихся в детском доме, в возрасте 12-13 лет уровень проявления враждебности, агрессивности, ситуативной и личностной тревожности выше, а показатели развития эмпатических и коммуникативных способностей ниже, чем в группе их сверстников с подобным развитием, растущих в семьях.
Так по шкале враждебности 7 (35%) испытуемых из детского дома с нарушениями интеллекта получили высокое количество баллов, по шкале агрессивности таких детей оказалось 6 (30%), по параметрам ситуативной и личностной тревожности высокие баллы соответственно получили 10 (50%) и 12 (60%) школьников. Низкие оценки по шкале эмпатии были выражены у 12 человек (60%), а по коммуникативным параметрам низкое количество баллов было выставлено 10 умственно отсталым детям (50%).
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что у умственно отсталых детей-воспитанников детских домов нарушение понимания социально-бытовых ситуаций, коммуникативных навыков выражены гораздо сильнее, чем у их сверстников с нарушениями интеллекта, воспитывающихся в семьях.
По результатам первичного тестирования нами была проведена программа формирующего эксперимента, в которой приняли участие 20 испытуемых детей из детского дома. Цель программы — развитие у детей-воспитанников детского дома с нарушениями интеллекта способности понимать социально-бытовые ситуации и коммуникативных навыков.
Повторное тестирование в целом подтвердило вторую часть нашей гипотезы о том, что специальная коррекционная программа развития коммуникативной сферы у детей - воспитанников детского дома с нарушениями интеллекта может помочь им в развитии способности адекватно понимать и реагировать в социально-бытовых ситуациях.
Как показали результаты контрольного эксперимента высокий уровень враждебности и агрессивности остался выражен лишь у 3 испытуемых (15%). Также до 20% (4 учащихся) и 35% (7 школьников) снизился уровень проявления ситуативной и личностной тревожности. У 7 (35%) и 8 (40%) человек повысился уровень развития эмпатических и коммуникативных способностей, соответственно.
Таким образом, результаты нашего исследования показали важность и эффективность проведения программы развития у детей-воспитанников детского дома с нарушениями интеллекта способности понимать социально-бытовые ситуации и коммуникативных навыков.
В заключение следует отметить, что изучаемая нами проблема изучения особенностей понимания социально-бытовых ситуаций воспитанников детских домов, имеющих интеллектуальные нарушения, требует дальнейшего исследования, как в теоретическом, так и в эмпирическом аспекте

Литература

1. Агавелян М.Г., Агавелян О.К., Агавелян В.С., Воронецкая Т.В., Смирновой И.Г. Ознакомительная практика студентов факультета психологии (методические рекомендации). - Челябинск: ЧелГУ, 2002.
2. Агавелян М.Г., Агавелян О.К., Агавелян Р.О. Практикум по развитию социально - перцептивной сферы умственно отсталых школьников (учебное пособие). - Челябинск: ЧелГУ, 1999. С. 57.
3. Агавелян М.Г., Агавелян Р.О. Теоретические основы и практическая значимость формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков невербального общения (тезисы). В сб.: Развитие вариативного образования. - Новосибирск: НИПКиПРО, 1997. С. 3.
4. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. – Челябинск, 1999. – с. 356.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2004. – С. 30.
6. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцеп-тивных процессов и особенности его содержания // Межличностное вос¬приятие в группе. - М„ 1998.
7. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2006.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 2002.
9. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.
10. Васенков Г.В. Организация начальной профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения // Сб. Образование и здоровье.- М.; ГОМЦ Школьная книга, 2000.- С. 88-95.
11. Васенков Г.В. Проблемы развития трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ // Сб. Социальная защита детства, вып.6.- М.; ГОМЦ Школьная книга, 2001.- С. 162-166.
12. Васенков Г.В. Коррекционно-развивающая работа на уроках профессионально-трудового обучения на основе компьютерных технологий для учащихся с проблемами интеллектуального развития // Сб. Обогащение словаря тематической лексикой на уроках трудового обучения в коррекционных школах VIII вида с использованием компьютерных тренажеров.- М.; Дельфа, 2003.- С. 16-28.
13. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. - М., 2005.
14. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. - М.: Педагогика, 2003.- 301с.
15. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2007.
16. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.,2005.
17. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 2000.
18. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 2005. С. 5-18.
19. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. - М., 1995.
20. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 2004.
21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.
22. Ковалев Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. - М., 1995. С. 352—374.
23. Кон И.С. Дружба. - СПб., 2005.
24. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе/ Под редакцией Г.М. Дульнева. – М.: Педагогика, 2004.
25. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта. – М., 2006.
26. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб., 2003.
27. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. - М., 2004. - 225с.
28. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1999.
29. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 208 с.
30. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997. - №6 – С.3.
31. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2005.
32. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. - 1994. - №3.
33. Маллер А.Р. Социально - трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. - М., 1990.
34. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе. \\ Дефектология. – 1975. - № 1.
35. Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М., 2006.
36. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 2007.
37. Мясищев В. Н., Карсарский Б. Д. и др. Основы общей и медицинской психологии. - СПб., 2005.
38. Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева и др. - М., 2005.
39. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф.. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002.
40. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2005. - 110 с.
41. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 2005.
42. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 2004.
43. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - М., 2000.
44. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М.: Провещение, 2006.
45. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 2003.
46. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Педагогика, 2006. - 231с.
47. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 2000.
48. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности умственно отсталых учащихся.– М., 1998.
49. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2005. - 188с.
50. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1998.
51. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 2006.
52. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 2007.
53. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов. – М., 2006.
54. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 2005.
55. Титова И.П. Об изучении и классификации профессий в целях профессиональной ориентации. \\ Школа и выбор профессии. - М., 2006.
56. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев, 2006.
57. Умственно отсталый ребенок. /Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. - М., 2005.
58. Царцидзе М. Г. Особенности развития воли у умственно отсталых детей. \\ Дефектология. – 1975. - № 2.
59. Цикото Г.В. Об интеллектуальном развитии детей - имбецилов // Дефектология. - 1979. - N1.
60. Цикото Г. В. Особенности выполнения умственно отсталыми детьми дошкольного возраста игровых задач, требующих восприя-тия цвета // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. - М., 2002. С. 92—113.
61. Шевченко Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекции у умственно отсталых школьников. – Екатеринбург: УрГПУ, 1999.
62. Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. – Мн.: Издательство БелАПДИ – «Открытые двери», 2007.
63. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб.: Образование, 1995. - С.14.
64. Шишкова М.И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников / М.И. Шишкова // Дефектология. – 1999. – № 6. – С.14 – 17.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.