На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Взаимосвязь уровня тревожности дошкольников и их межличностных отношений со сверстниками

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2008. Страниц: 38+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи
уровня тревожности дошкольников и их межличностных отношений
со сверстниками.
1.1. Понятие и специфика детской тревожности 6
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее
проявления 12
1.3. Особенности общения тревожных детей со сверстниками 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности
у старших дошкольников с особенностями общения со сверстниками
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 29
Заключение 35
Список литературы 36
Приложения 39

Введение

Исследования детей дошкольного возраста показывают, что достаточно большое количество детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. В психолого-педагогической практике таких дошкольников относят к группе «трудных», запущенных или социально неадаптированных. Эти трудности особенно начинают проявляться при поступлении ребенка в детские дошкольные учреждения, когда дошкольники испытывают трудности с адаптацией в новых условиях, испытывают трудности в общении со сверстниками и воспитателями, у них начинают проявляться детские страхи и высокий уровень тревоги. Все эти особенности развития ребенка могут оказывать существенное негативное влияние на личность человека и на последующих этапах онтогенеза, что и обусловливает социальную значимость нашего исследовании.
Многоплановые психологические исследования проблемы формирования и развития тревожности в дошкольном возрасте в отечественной и зарубежной психологии, ведутся уже давно. Эта проблема привлекла внимание многих отечественных и зарубежных психологов. Так такие аспекты данной проблемы, как влияние тревожности на обучение дошкольников рассматриваются в работах И.В. Имидадзе; влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности ребенка у А. Адлера, Н.В. Козловской; общие вопросы проблемы тревожности отображены в работах Т.А. Немчиной, Р.С. Немова, А.И. Захарова, психоаналитические аспекты возрастной динамики тревожности отображены в трудах А.М. Прихожан. Анализ литературы показывает, что специальных исследований влияния тревожности на межличностные отношения у дошкольников существует не так уж и много, что и предопределяет научную значимость данной работы.
Результаты исследования могут помочь специалистам (психологам, воспитателям) и родителям в работе с тревожными детьми в возрасте 5-6 лет. Это и объясняет практическую значимость нашей работы.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что у определенной части детей старшего дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и социальных (условия воспитания в семье и детском саду) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным факт влияния тревожности на межличностные отношения у детей в возрасте 5-6 лет.
В связи с этим, целью нашего исследования является выявление особенностей влияния тревожности на межличностные отношения детей в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования - тревожность, как личностная характеристика ребенка в возрасте 5-6 лет.
Предмет исследования – влияние детской тревожности на межличностные отношения детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста с высоким уровнем проявления тревожности имеют и отклонения в развитии межличностного общения со сверстниками.
Независимая переменная: состояние тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Зависимая переменная: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать проблему детской тревожности и ее влияния на межличностные отношения старших дошкольников со сверстниками.
2. Подобрать пакет диагностических методик для изучения уровня тревожности и межличностных отношений.
3.Выполнить и провести анализ результатов исследования влияния тревожности на межличностные отношения дошкольников.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы корреляционного анализа данных, теоретический анализ литературы (аналитический, гипотетико-обобщающий методы).
Выборочную совокупность исследования составила группа детей в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек. Экспериментальной базой исследования явилось ДОУ № 2123.
1. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.
Применяется: независимая переменная.
Цель методики: диагностика уровня тревожности.
2. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».
Применяется: независимая переменная.
Цель методики: диагностика эмоциональных состояний незащищенности, тревожности, недоверие к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности (фрустрации) и т.д.
3. Диагностическая методика «Выбор в действии»
Применяется: зависимая переменная.
Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.



Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи
уровня тревожности дошкольников и их межличностных отношений со сверстниками
1.1. Понятие и специфика детской тревожности

В отечественной и зарубежной литературе понятие «тревожности» и его характеристика рассматриваются достаточно подробно. В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцирование – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Так, например, A.M. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента» [29, с.12].
Р.С. Немов характеризует понятие тревожности как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [26, с. 452].
С.Л. Рубинштейн под тревожностью понимает склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [см. 5, 17].
По мнению многих авторов, тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений....

Заключение

Таким образом, теоретическая и экспериментальная части работы по теме «Взаимосвязь уровня тревожности дошкольников и их межличностных отношений со сверстниками» позволяют нам сделать ряд общих выводов исследования:
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Такие факторы, как неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье, поступление ребенка в детский сад, отсутствие необходимых для этого возраста жизненных и социальных умений и навыков являются основными причинами формирования и развития личностной тревожности у ребенка в дошкольный возрастной период. В этих ситуациях дети становятся боязливыми, трусливыми, неуверенными в себе, чувствительными к критике, у них развивается заниженная самооценка, отсутствуют коммуникативные умения, которые помогают устанавливать контакт со взрослыми и особенно со сверстниками.
Данные экспериментальной работы показали, что у 9 человек (22,5%) у которых был выявлен высокий уровень тревожности, были и выявлены трудности общения в группе сверстников. Корреляционный анализ показал наличие положительной взаимосвязи уровня тревожности и трудностей в общении (0,482 балла) ребенка-дошкольника, а также наличие связи между тревожностью и враждебностью (0,361 балла), статусом в группе сверстников (-0,475 балла). Эти результаты подтвердили нашу гипотезу о том, что дети дошкольного возраста с высоким уровнем проявления тревожности имеют и отклонения в развитии межличностного общения со сверстниками.

Список литературы

1. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности/Психологический журнал – 1997 - №2 – с. 34-38.
2. Аракелов Н. Е., Шмикова Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции. Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1 – с. 18.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте», (психологическое исследование). – М.: Просвещение, 2002. - с. 231-235.
4. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. – СПб.: Медицина, 2003. – 176 с.
6. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
7. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998. – 412 с.
8. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
9. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
10. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 468 с.
11. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследования. – М.: Айрисс-пресс, 2000. - с. 54-57.
12. Изард К. Е. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. - 424 с.
13. Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста/ Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. – 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с.
14. Коломинский Я. А. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Мн.: Университетская, 1998 – 316 с.
15. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников – Мн.: Университетская, 1997 – 278 с.
16. Коррекция повышенной тревожности у детей./ Под ред. Н.В. Петровой. – М.: Психологический центр «АДАЛИН», 2006. – 120 с.
17. Кочубей Б., Новиков Е. Ярлыки для тревожности./Семья и школа, № 9, 1988.
18. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.:МПСИ, 1997. – 312 с.
20. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. – М.: Педагогика, 2005 – 178 с.
21. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005. – 348 с.
22. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998, № 2.
23. Неймарк М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления. – М.: Педагогика, 2003. – с. 38-40.
24. Немчин Т. А. Состояние нервно – психического напряжения у детей. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 296 с.
25. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. – 632 с.
26. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М.: Айрис-пресс, 1996. – 348 с.
27. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. Учеб. Заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
28. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 350 с.
29. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. – М.: Академия, 2002. - 282 с.
30. Савина Е. Тревожные дети. /Дошкольное воспитание. – 1996 №4 . – с. 11-14.
31. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 208 с.
32. Смирнова Е. Психологические особенности и варианты детской агрессивности: Анализ поведения детей 5-6 лет // Вопросы психологии. – 2002. - №1. – С.17-26.
33. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8. – С.73-76.
34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия. 1997. – 332 с.
35. Фрейд З. Психология бессознательного. – Мн.: ООО «Попурри, 2004. – 606 с.
36. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ. – 1995. – 586 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.