Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Влияние утомляемости на характеристики внимания детей младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2008. Страниц: 39+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1. Внимание как процесс психического развития
1.1. Основное определение, виды и характеристики внимания 6
1.2. Психологические теории внимания 10
Глава 2. Особенности развития детей в младшем школьном
возрасте
2.1. Характеристика развития ребенка в младшем школьном
возрасте 16
2.2. Внимание как процесс психического развития ребенка в
возрасте 7-11 лет 22
Глава 3. Эмпирическое изучение влияния утомляемости на
характеристики внимания детей младшего школьного возраста
3.1. Организация и методы исследования 26
3.2. Анализ результатов исследования 32
Заключение 36
Литература 37
Приложения 40

Введение

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной возрастной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного характера. Особенно важным процесс развития внимания в онтогенезе является в период младшего школьного возраста, когда непроизвольное внимание сменяется произвольным. Нарушения этого процесса происходят достаточно часто и связаны, прежде всего, с ростом количества физических и психических нагрузок на ребенка в процессе обучения, что приводит к повышенной утомляемости и, как следствие, снижению познавательной активности. Все это определяет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем возрастной психологии. Большинство ученых-представителей общей и возрастной психологии таких как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, О.Ю. Ермолаев, М.В. Ермолаева, В.А, Крутецкий, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн и др., отмечают, что внимание – это такое универсальное психологическое свойство, без которого не возможен ни один вид человеческой деятельности. В своих исследованиях они подчеркивают, что высокий уровень развития различных характеристик внимания обеспечивает успешность всех учебных процессов ребенка на различных этапах его онтогенеза, в том числе, и на этапе развития в период с 7 до 11 лет. В тоже анализ работ этих и других авторов показывают недостаточную изученность проблемы влияния утомляемости на характеристики внимания в младшем школьном возрасте, что и предопределяет научную актуальность данного исследования.
Практическая актуальность работы определяется возможностью использовать полученные данные исследования в психологической и педагогической практике работы с детьми – младшими школьниками.
Из всего выше изложенного, мы можем сформулировать проблему исследования. Несмотря на широкий интерес к проблеме развития внимания у детей младшего школьного возраста, исследования в области влияния на этот процесс утомления практически нет.
Цель работы: выявить влияние утомляемости на характеристики внимания младших школьников.
Объект исследования - процессы внимания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – влияние утомляемости на процессы внимания детей в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с высоким уровнем проявления склонности к утомлению имеются отклонения в развитии различных процессов внимания (объема, продуктивности, устойчивости, переключения, распределения).
Независимая переменная: состояние утомляемости детей в младшем школьном возрасте.
Зависимая переменная: характеристики внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть обще теоретические аспекты проблемы внимания в психологии.
2. Дать характеристику развитию внимания в младшем школьном возрасте.
3.Эмпирически изучить проблему влияния утомляемости на характеристики внимания детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы корреляционного анализа данных, теоретический анализ литературы (аналитический, гипотетико-обобщающий методы).
Выборочную совокупность исследования составила группа детей в возрасте 7-8 лет в количестве 20 человек. Экспериментальной базой исследования явилось МОУ СОШ № 1324 г. Москвы.
1. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания.
Применяется: независимая переменная.
Цель методики: диагностика уровня продуктивности и устойчивости внимания младших школьников.
2. Методика «Оценка распределения внимания».
Применяется: независимая переменная.
Цель методики: диагностика уровня распределения внимания младших школьников.
3. Методика «Оценка переключения внимания».
Применяется: независимая переменная.
Цель методики: диагностика уровня переключения внимания младших школьников.
4. Методика «Запомни и расставь точки».
Применяется: независимая переменная.
Цель методики: диагностика уровня объема внимания младших школьников.
5. Методика «Счет по Э. Крепелину»
Применяется: зависимая переменная.
Цель методики: диагностика работоспособности, выявления истощаемости и устойчивости произвольного внимания.
6. Методика отсчитывания по Э. Крепелину
Применяется: зависимая переменная.
Цель методики: диагностика утомляемости младших школьников.



Глава 1. Внимание как процесс психического развития
1.1. Основное определение, виды и характеристики внимания


Внимание (англ. attention) — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.
Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбужде¬ния. Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко ис¬пользованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику фи-зиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, харак¬теризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вы¬рабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно на¬зывается неосознанной, автоматической деятельностью человека [22, c.94].
Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с од¬новременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устой¬чивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания [17, c.359].
Таким образом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархи¬чески связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная структура фи¬зиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлению целого ряда психологических теорий внимания, которые будут рассмотрены нами ниже....

Заключение

Данная работа была посвящена изучению проблемы влияния утомляемости на характеристики внимания младших школьников.
Проведенная нами теоретическая и практическая работы позволяют нам сделать следующие выводы.
Внимание - это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Как показал анализ различных теорий - внимание является предметом изучения в различных направлениях психологического знания (психологии сознании, когнитивной и поведенческой психологии, психоанализе, культурно-исторической концепции).
Наиболее важное значение, внимание оказывает на развитие ребенка в младшем школьном возрасте, когда непроизвольное внимание сменяется у ребенка произвольной концентрацией на объекте. успешность протекании этого процесса влияет на успешность в учебной деятельности и зависит от утомляемости ребенка. Утомляемость, выраженная на поведенческом, физиологическом и психологическом уровнях, определяется как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.
Эмпирическое исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с высоким уровнем проявления склонности к утомлению имеются отклонения в развитии различных процессов внимания (объема, продуктивности, устойчивости, переключения, распределения).
Действительно, каждая из обозначенных характеристик внимания находится в обратно пропорциональной зависимости от проявления утомляемости, что говорит нам о том, что при наличии высокого уровня утомляемости имеется низкий уровень развития процессов внимания.

Литература

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А.Г. Хрипковой М.В. Антроповой.- М.: Педагогика, 2002.- 240 с.
2. Ахутина Т.В., Меликян З.А., Низнайко Н.Н. Особенности внимания у младших школьников. – Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. № 4. стр. 36-48.
3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 326 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2002. – 244 с.
6. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: ЭКМО-Пресс, 2006. – 512 с.
8. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1994. – 423 с.
9. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 212 с.
10. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней// Вопросы психологии. – 1997. - № 1.
11. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. – М.: Наука, 2006. – 250 с.
12. Дормашова Ю.Б., Романова В.Я, Психология внимания. –М.: МПСИ, Тривола, 2002. – 346 с.
13. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с.
14. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
15. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
16. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 376 с.
17. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2033. – 592 с.
18. Матюхина М.В. Михальчик Т.С., Парина К.П. Психология младшего школьника. – М.: Роспедагентство, 2006. – 428 с.
19. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005. – 348 с.
20. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. – 632 с.
21. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996. – 348 с.
22. Павлов И.П. Мозг и психика. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 320 с.
23. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьника. (Симптоматика, физиологическая природа и пути устранения). - М.: Медицина, 2004. – 298 с.
24. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 350 с.
25. Рибо Т. Психология внимания. - М.: Наука, 2006. – 102 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 788 с.
27. Узнадзе Д.Н. Теория установки. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 448 с.
28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ. – 1995. – 568 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.