Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Факторы успешной адаптации мигрантов

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 07.11.2012. Страниц: 90+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения факторов успешной адаптации мигрантов
1.1. Проблема изучения социальной адаптации в зарубежной и отечественной психологии 8
1.2. Понятие «адаптация» в современной социальной психологии 15
1.3. Характеристика факторов, влияющих на успешную социальную адаптацию мигрантов 26
1.4. Особенности адаптации мигрантов в Москве 36
Глава 2. Эмпирическое изучение факторов успешной адаптации мигрантов в Москве
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования 51
2.3. Рекомендации к созданию программы влияния на факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов 70
Заключение 80
Литература 84
Приложения 91

Введение

Рост темпов миграционных процессов является характерной чертой не только для Российской Федерации, но и для всего мирового сообщества. Распад Советского Союза привел к негативным явлениям в межэтнических отношениях и росту социальной напряженности в новых независимых государствах, что в свою очередь отразилось на положении русского и русскоязычного населения в этих государствах, вследствие чего многомиллионная людская масса вернулась в Россию. Несмотря на то, что в последнее время были существенно ужесточены требования по получению российского гражданства, количество желающих стать россиянами не сокращается. От того, каким будет включение мигрантов в систему социальных связей и отношений, будет зависеть благополучие российского общества в целом. Это обуславливает необходимость социального анализа сущности, содержания и механизма социально-психологической адаптации мигрантов.
Изучением проблемы исследования факторов успешной адаптации мигрантов занимались А.Г.Асмолов, Г.С.Витковская, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедева, В.Н.Павленко, О.Л. Проскурякова, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Е.И.Филиппова, В.К. Шаповалов и др. В работах этих и других авторов изучался комплекс правовых, социальных и социально-психологических факторов успешной адаптации мигрантов. Однако, несмотря на то, что проблемы адаптации мигрантов активно разрабатываются во многих отраслях научного знания, не в полной мере освещены вопросы, связанные с влиянием психологических факторов успешности адаптации личности в новых условиях.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему нашего исследования.
Сегодня проблема социальной адаптации мигрантов является одной из актуальных в современном обществе. Она обусловлена как социальными (большой приток мигрантов во все регионы России, особенно в Москву), так и правовыми (недостаточное правовое обеспечение миграции), политическими (обострение внутренних политических проблем с большим притоком мигрантов) и социально психологическими (особенности адаптации мигрантов на новом месте жительства) факторами. В тоже время, как показывают многочисленные исследования, рассмотрение социально-психологических факторов успешной адаптации мигрантов в научной литературе рассматривается недостаточно.
В связи с этим, цель нашего исследования - изучение факторов успешной адаптации мигрантов.
Объект исследования – социальная адаптация мигрантов.
Предмет исследования – психологические факторы, влияющие на успешность социальной адаптации мигрантов.
Гипотезы исследования:
1. Существуют негативные социально-психологические факторы личности мигрантов, которые отрицательно влияют на успешность их адаптации на новом месте жительства. К таким факторам относятся: наличие проблем в установлении эмоциональных контактов, неудовлетворенность мотивационно-потребностной сферы, высокий уровень эмоционального реагирования в ситуации стресса, эмоциональная неустойчивость, подверженность чувствам, подозрительность, тревожность, неадекватная самооценка и др.
2. Уровень социально-психологической адаптации мигрантов зависит от национальности мигранта и от места из которого он прибыл в Москву (из регионов России или из стран бывшего СССР).
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения факторов, влияющих на успешность адаптации мигрантов.
2. Провести эмпирическое исследование факторов успешной адаптации мигрантов в Москве.
3. Разработать рекомендации к созданию программы влияния на факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов.
Основными методами исследования явились:
1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
2. Методы экспериментального исследования:
а) методика для диагностики социальной адаптации личности».
б) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
в) методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко.
г) методика «Диагностика состояния стресса» К. Шрайера
д) методика «Оценка удовлетворенности потребностей методом парных сравнений».
е) методика «Многофакторное исследование личности (16PF - опросник)» Р.Б. Кеттелла (№ 105).
3. Методы количественного и корреляционного анализа данных.
Методологическая основа исследования являются методологические положения:
- об общественно-исторической обусловленности психических функций человека (Л.С.Выготский);
- о единстве психики и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- теоретические принципы и положения, сформулированные в отечественной социальной психологии (К.А.Абульханова-Славская, Г.В.Акопов, Г.М.Андреева, Ю.М. Забродин, Б.Ф.Ломов, А.С.Чернышев, Е.В.Шорохова, И.М.Юсупов и др.);
- положения о сущности социально-психологической адаптации, изложенные в работах А.Г.Асмолова, Г.С. Витковской, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедевой, В.Н.Павленко, О.Л. Проскуряковой, Г.У.Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, Е.И.Филипповой, В.К. Шаповалова и других авторов.
Научная новизна: в работе на основании экспериментального исследования изучены социально-психологические факторы успешной адаптации мигрантов.
Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций к созданию программы влияния на факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов. Данные рекомендации могут быть использованы психологами, социальными работниками и другими специалистами, занимающимися проблемы миграции.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существует зависимость успешности социально-психологической адаптации мигрантов к новым условиям жизни от развития эмоциональной, мотивационно-потребностной и личностной сферы вынужденных переселенцев.
2. Существуют чётко выраженные психологические критерии оценки факторов, влияющих на эффективность социально-психологической адаптации мигрантов к новым условиям жизни, наиболее значимыми из которых являются показатели: наличие проблем в установлении эмоциональных контактов, неудовлетворенность мотивационно-потребностной сферы, высокий уровень эмоционального реагирования в ситуации стресса, эмоциональная неустойчивость, подверженность чувствам, подозрительность, тревожность, неадекватная самооценка и др.
Исследование проводилось на базе Центр Социальной
Помощи Семье и Детям г. Москвы. В исследовании принимало участие 50 испытуемых-мигрантов (18 мужчин и 32 женщины), проживающих в Москве менее 1 года. Возраст испытуемых 30-45 лет.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая основа, формируется цель исследования, задачи, гипотеза, определяется практическая значимость исследования и положения, выносимые на защиту.
В первой главе охарактеризована проблема изучения социальной адаптации в зарубежной и отечественной психологии, рассмотрено понятие «адаптация» в современной социальной психологии, дана характеристика факторов, влияющих на успешную социальную адаптацию мигрантов, проанализированы особенности адаптации мигрантов в Москве.
Во второй главе описана и обоснована программа количественного эксперимента, а так же проведен анализ результатов экспериментального исследования. Итогом эмпирической части исследования стала разработка рекомендаций к созданию программы влияния на факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов.
В заключении даны выводы по экспериментальному исследованию, а так же краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи, гипотезы и предположения.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения факторов успешной адаптации мигрантов
1.1. Понятие «адаптация» в современной социальной психологии

В научной литературе адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «… любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» [6. С.135]. В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией [16, 19].
Термин «социальная адаптация» для характеристики социальных процессов был введен американскими социологами В.Томасом и Ф.Л. Знанецки в начале нынешнего столетия и применяется в нескольких значениях: приспособление, освоение, взаимодействие, вхождение, вживание. Социологи Р. Парк и Э. Берджес рассматривали адаптацию как социальный процесс. Из всей совокупности социальных процессов они выделили те процессы, которые имели общие черты и свойства.
В основном под социальной адаптацией понимается «приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группы системы норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения». Исходя из этого определения, основное содержание адаптивного процесса в обществе сводится к внешним свойствам и проявлениям, т.е. поведенческому аспекту и соответствию или несоответствию этого поведения господствующим в обществе нормам и ценностям.
Сущность адаптации в различных концепциях зачастую определяются как достижение равновесия между взаимодействующими субъектом и средой, при этом равновесие принимается как пассивное принятие человеком норм, установленных в обществе. Эта позиция присуща авторам и последователям теории ролевой концепции (Дж. Мид, Дж. Морено, Р. Линтон, Т. Ньюкомб, Т. Сарбин и др.), которые рассматривают человека как функционера социальных отношений, исполнителя социальных ролей. Социальная роль интерпретируется как функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего ту или иную позицию, и фиксируется в «социальных нормативах», в «институциональных стандартах», в «системе значений», воплощенных в общественном сознании. Адаптация рассматривалась преимущественно как процесс приспособления субъекта к новым социальным условиям, ценою жертв со стороны первого...

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной проблеме изучения факторов успешной адаптации мигрантов в Москве.
В ходе проведенного нами исследования нами были реализованы все три задачи исследования.
Так теоретическое обоснование проблемы изучения факторов, влияющих на успешность адаптации мигрантов, позволило выделить ряд основных определений исследования.
Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов – это процесс перестройки психологических качеств, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности вынужденного мигранта в целях их полноценной взаимной деятельности и развития.
Адаптированность – это такое состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя свободно и раскованно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность, чувствовать изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться во внутриличностные духовные проблемы, обогащать собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия.
Успешность адаптации человека зависит от ряда факторов: экономических (получение средств к существованию), факторов самосохранения (реализация безопасности существования: физической и экономической); воспроизводственных (отражают реализацию сексуальных потребностей человека); коммуникативных (реализация потребностей человека в общении); когнитивных (образование, квалификация, интеллект, кругозор) и факторов самореализации (комплексный фактор определяемый через понятия «творение», «достижение», «мастерство», «власть», «авторитет», «престиж»).
Трудности процесса адаптации мигранта к новым условиям (в том числе и в Москве) обусловлены различными правовыми (недостаточная законодательная база), социально-экономическими (трудоустройство, жилье) и социально-психологическими (кризис идентичности, ощущение утраты, переживание посттравматического стресса в ситуации бегства из зон вооруженного конфликта и т.д.).
В ходе реализации второй задачи исследования, мы провели эмпирическое изучение факторов успешной адаптации мигрантов в Москве.
Исследование проводилось на базе Центр Социальной
Помощи Семье и Детям г. Москвы. В исследовании принимало участие 50 испытуемых-мигрантов (18 мужчин и 32 женщины), проживающих в Москве менее 1 года. Возраст испытуемых 30-45 лет. По национальному составу мы разделили мигрантов на две группы: мигранты из стран бывшего СССР (25 человек) и мигранты из различных регионов России (25 испытуемых).
В исследовании были использованы следующее методики исследования:
1. Методика «Опросник для диагностики социальной адаптации личности».
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
3. Методика «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко
4. Методика «Диагностика состояния стресса» К. Шрайера
5. Методика «Оценка удовлетворенности потребностей методом парных сравнений»
6. Методика «Многофакторное исследование личности (16PF - опросник)» Р.Б. Кеттелла (№ 105).
В ходе исследования мы выявили, что среди мигрантов 10-11 человек (20-22%) имеют низкий уровень выраженности социально-психологической адаптации.
Также у определенной части опрошенных нами мигрантов был выявлен высокий уровень диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов (24 человека – 48%), состояния стресса (20 человек - 40%), замкнутости (14 человек – 28%), эмоциональной неустойчивости (22 человека – 44%), подверженности чувствам (18 человек – 36%), тревожности (23 человека – 46%) и неадекватной самооценки (28 человек – 56%), а также низкий уровень удовлетворенности материальных (28 человек – 56%), социальных (24 человека – 48%) потребностей и потребностей в безопасности (18 человек – 36%) и признании (23 человека – 46%).
С помощью корреляционного анализа по методу Пирсона на этом этапе исследования мы выявили наличие связи между процессом социально-психологической адаптации и «помехами» в установлении эмоциональных контактов (0,839 балла), выраженности состояния стресса (0,652 балла), материальных потребностей (0,504 балла), потребностей в безопасности (0,710 балла), социальных потребностей (0,703 балла), потребностей в признании (0,621 балла).
Также нами была выявлена связь фактора адаптации мигрантов с параметрами ригидности мышления (0,384 балла), эмоциональной неустойчивости (0,458 балла), подверженности чувствам (0,476 бала), жесткости (0,637 балла), подозрительности (-0,540 балла), тревожности (0,678 балла), низкого самоконтроля (0,452 балла).
Корреляционный анализ показал, что национальность и место, из которого прибыл мигрант, также влияет на успешность адаптации (0,731 балл).
Таким образом, мы подтвердили наши гипотезы о том, что:
1. Существуют негативные социально-психологические факторы личности мигрантов, которые отрицательно влияют на успешность их адаптации на новом месте жительства. К таким факторам относятся: наличие проблем в установлении эмоциональных контактов, неудовлетворенность мотивационно-потребностной сферы, высокий уровень эмоционального реагирования в ситуации стресса, эмоциональная неустойчивость, подверженность чувствам, подозрительность, тревожность, неадекватная самооценка и др.
2. Уровень социально-психологической адаптации мигрантов зависит от национальности мигранта и от места из которого он прибыл в Москву (из регионов России или из стран бывшего СССР).
В ходе реализации третьей задачи работы, нами были разработаны рекомендации к созданию программы влияния на факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов.
Цель программы - предоставить возможность лицам, имеющим проблемы с адаптацией в новых социокультурных условиях овладеть определенными поведенческими навыками, облегчающими социализацию, путем коррекции психологических факторов личности мигранта.
В заключение данной работы необходимо отметить, что проблема изучения факторов успешной адаптации мигрантов требует своего дальнейшего исследования. Так, например, в рамках подобных исследований могут быть:
- изучены дополнительные личностные параметры, влияющие на процесс адаптации мигрантов (например, показатели уровня развития агрессивного и враждебного поведения, климата внутрисемейных отношений и т.д.);
- рассмотрены особенности влияния на адаптацию мигрантов длительность их пребывания на новом месте, возраст, пол и другие демографические характеристики.
- создана и апробирована программа коррекции психологических качеств личности, негативно влияющих на процесс адаптации мигрантов в новой среде и др.



Литература

1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: Творчество, 2007.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Академия, 2000.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). - М.: Медицина, 2006. - 272 с.
4. Артемов С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии. – СПб.: Союз, 2007. 24 с.
5. Асмолов А.Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существования // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень №2. - М., 2001. С.12-20.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПб.: Питер, 2005.
7. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практики педагогической работы с детьми мигрантами. – М., 2001.
8. Витковская Г.С. Переселение в Россию из стран Центральной Азии: миграционный потенциал и роль интеграцион¬ных процессов (по данным социологического обследования в Казахстане, Узбекистане и Киргизстане) // Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество / Ред. Д.Р. Азраэлс, В. Мукомеля, Э. Панна. - М.: Ин-т социологии РАН, 1997. С. 46-56.
9. Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы / Ин-т народнохоз. прогнозирования РАН; РЭНД (США). - М., 1993. - 174 с.
10. Витковская Г.С. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской и А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М., 1999. - С. 152-191.
11. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. - Пермь, 2005. Вып. 7. С. 134-142.
12. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. - СПб., 2005. 22 с.
13. Горошидзе Г.А. Установка и адаптация личности в творческом труде. - Тбилиси, 1992. 165с.
14. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. - М., 2002.
15. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде. – М., 2005.
16. Дохолян С.С. Роль внушаемости в динамике адаптации студента // Воспитание, обучение и психическое развитие. - М., 2003. Ч. II. С. 335-337.
17. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, 2006.
18. Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
19. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации. - М., 2007, 204 с.
20. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в условиях деятельности и общения. - СПб., 2004.
21. Забродин Ю.М. Введение в общую теорию сенсорной чувствительности (Адаптивные особенности сенсорных процессов в задачах исследования порогов чувствительности) // Психофизические исследования / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина. - М., 2007.
22. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - М., 2006. С. 219- 232.
23. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 2000. - 192 с.
24. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск, 2006. - 120 с.
25. Калайков И. Цивилизация и адаптация. - М., 2004.
26. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. СПб., 2000.
27. Козлов В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблем. - М.: Мир, 2004, 219 с.
28. Константинов В.В. Тип проживания и социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов к новым условиям жизни. – М., 2006.
29. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. - Саратов, 2000.
30. Кухарева Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров. СПб., 2000. .
31. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология управления. - М., 2004.
32. Лукашевич Н.П. Производственная адаптация молодых рабочих в условиях перестройки. - М., 2002., 342 с.
33. Малькова В.К., Остапенко Л.В., Субботина И.А. Москва многонациональная: конфликт или согласие? – М., 2007.
34. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
35. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. - СПб., 2004. - С. 3-16.
36. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 2001. - 278 с.
37. Мигранты Москвы – стратегия выживания/ Центр стратегических и политических исследований. – М., 2008.
38. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панарина. М.: Наука, 2000. - 267 с.
39. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. - СПб., 2003.
40. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. - СПб., 2004. 24 с.
41. Московская городская целевая миграционная программа на 2008-2010 гг. от 21 августа 2007 г. № 711-ПП.
42. Мукомель В. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. - М.: Ин-т социологии РАН, 2005. 350 с.
43. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2003. - 195 с.
44. Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Проблемы социальной психологии. - Тбилиси, 1996. С. 237-249.
45. Назарова Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграцион¬ной политики России: социологический анализ. - М.: Союз, 1999. - 137 с.
46. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Наири, 1992. - 210 с.
47. Овдей С.В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей. - СПб., 2006. - 184 с.
48. Павленко В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследовательской работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. - М., 2001. С.25-39.
49. Павлов И.П. Избранные труды. - М., 2001.
50. Педаяс М.И. Профессиональная адаптация учителя // Организация учебного процесса. М., 2006. - С. 5-44.
51. Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека. М., 2003.
52. Проблемы социально-культурной адаптации мигрантов из стран СНГ в приграничных зонах Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции. - Тюмень. 7-8 октября 2004 г. Ч. 1. 178 с.
53. Просецкий П.А. Активная творческая адаптация студентов нового приема к условиям высшей школы // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. - М., 2002. - С.3-17.
54. Проскурякова О.Л. Адаптация мигрантов как социальный процесс. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2006.
55. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. - М., 2006.
56. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1990.
57. Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. - Томск, 2003.
58. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. - 1995. - №20. - С.74-79.
59. Регент Т.М. Проблемы государственного управления миграционными процессами в России. - М., 2001. - 351с.
60. Розенберг А.М. Условия труда и социальная адаптация работника на социалистическом предприятии. Екатеринбург, 2004.
61. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. – М., 2004.
62. Селиванов В.В. Взаимоотношения в малой группе и волевая активность - М., 2002.
63. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 2006. - 254 с.
64. Скубий М.И. Социальные проблемы адаптации сельских учителей. - Новосибирск, 2005. - 198 с.
65. Сластенин В.А. Профессиональная адаптация молодого учителя. - М., 2006.
66. Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам. – М.: Изд. «Смысл», 2002.
67. Солдатова Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. – М.: Изд. «Смысл», 2001.
68. Степанов В.В., Сусоколов А.А. Русские ближнего зарубежья. Проблемы адаптации в российской деревне// Россий¬ский этнограф. 1993. №9. С. 30-35.
69. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2006.
70. Сущность, формы и факторы социальной адаптации / Под ред. В.Э. Тамарина. - Барнаул, 2007.
71. Татевасов Р.В. Адаптация / Народонаселение: Энциклопедический словарь. - М.: Российская энциклопедия, 2006. - С. 10.
72. Филиппова Е.А. Адаптация русских вынужденных мигрантов из нового зарубежья./Отв. ред. В. А. Тишков. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2007. - С. 45-74.
73. Хохлова А.П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе. – М., 2004.
74. Шаповалов В.К. Концепция исследования проблем интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2006.
75. Шафажинская Н.Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социально-психологической адаптации студентов педвуза. - М, 2002. - 191 с.
76. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
77. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. - Кемерово, 2002 . - 398 с.
78. Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности. - Саратов, 2004.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.