На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Философия и искусство. Роль художественного образа в философствовании

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 07.11.2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Категория «художественный образ» 4
2. Природа художественного образа 8
3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий 13
Заключение 17
Список литературы 19

Введение

Художественный образ - это всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно — такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы вроде "паруса" у М. Ю. Лермонтова). Но в более общем смысле художественный образ — самый способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значности. В ряду других эстетических категорий эта — сравнительно позднего происхождения, хотя начатки теории художественного образа можно обнаружить в учении Аристотеля о "мимесисе" — о свободном подражании художника жизни в её способности производить цельные, внутренне устроенные предметы и о связанном с этим эстетическим удовольствии. Пока искусство в своём самосознании (идущем от античной традиции) сближалось скорее с ремеслом, мастерством, умением и соответственно в сонме искусств ведущее место принадлежало искусствам пластическим, эстетическая мысль довольствовалась понятиями канона, затем стиля и формы, через которые освещалось преобразующее отношение художника к материалу. Тот факт, что художественно преформированный материал запечатлевает, несёт в себе некое идеальное образование, в чём-то подобное мысли, стал осознаваться только с выдвижением на первое место искусств более "духовных" — словесности и музыки. Гегелевская и послегегелевская эстетика (в т. ч. В. Г. Белинский) широко использовала категорию художественный образ, соотносительно противопоставляя образ как продукт художественного мышления результатам мышления абстрактного, научно-понятийного — силлогизму, умозаключению, доказательству, формуле.

1. Категория «художественный образ»
Универсальность категории художественный образ неоднократно оспаривалась, т.к. смысловой оттенок предметности и наглядности, входящий в семантику термина, казалось, делал его неприложимым к "беспредметным", неизобразительным искусствам (в первую очередь, к музыке). И, однако, современная эстетика, главным образом отечественная, в настоящее время широко прибегает к теории художественного образа как наиболее перспективной, помогающей раскрыть самобытную природу фактов искусства.
Можно выделить различные аспекты художественного образа, демонстрирующие его причастность сразу многим сферам познания (см. Теория познания) и бытия.[6]
В онтологическом аспекте художественный образ есть факт идеального бытия, своего рода схематический объект, надстроенный над своим материальным субстратом (ибо мрамор — не плоть, которую он изображает, двухмерная плоскость — не трёхмерное пространство, рассказ о событии — не само событие и т.п.). Художественный образ не совпадает со своей вещественной основой, хотя узнаётся в ней и через неё. "... Внеэстетическая природа материала — в отличие от содержания — не входит в эстетический объект...", с ней "... имеет дело художник-мастер и наука эстетика, но не имеет дела первичное эстетическое созерцание" (Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, 1975, с. 46, 47). И всё же образ теснее сращен со своим материальным носителем, чем число и любые другие идеальные объекты точных наук. Будучи до известной степени безразличен к исходному материалу, образ использует его имманентные возможности как знаки собственного содержания; так, статуя "безразлична" к химическому составу мрамора, но не к его фактуре и оттенку.
В этом семиотическом аспекте художественный образ и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур. С подобной точки зрения образ оказывается фактом воображаемого бытия, он всякий раз заново реализуется в воображении адресата, владеющего "ключом", культурным "кодом" для его опознания и уразумения (так, для того чтобы вполне понять смысл традиционного японского или китайского театрального представления, нужно знакомство с особым языком жестов и поз; но ведь и "Каменный гость" А. С. Пушкина вряд ли будет вполне понятен читателю, совершенно незнакомому с донжуановской легендой, её символическим "языком"; для восприятия кинофильма требуется элементарная привычка к языку кино, например понимание функции крупных планов, которые на заре кинематографа пугали неподготовленных зрителей). Поэтому в материальной данности, "несущей" образ, собственно образосозидающими оказываются те, уже выделенные из природного ряда элементы (например, не звук акустики, а тон как элемент ладовой системы), которые принадлежат известному, обусловленному "культурным соглашением" языку данного искусства или художественной традиции.....

Заключение
Искусство — особый вид человеческой деятельности. Формируя ценностное сознание людей, искусство учит их видеть мир сквозь призму образности. Другими словами, художественный образ является формой освоения, познания и отражения человеком окружающей действительности. Е. Кибрик, советский художник, мастер книжной иллюстрации, определяя значение образного мышления для искусства, писал: «Способность образно мыслить редкостна — это признак большого таланта и подлинного вдохновения. Природа художественного образа в том, что типическое проявляется в характерном, общее в единичном... Художественный образ — это как бы капля, в которой отражается мир». 0браз есть иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое.
Метафоричность художественного мышления наиболее наглядна в произведениях древнего мира. Фантазия древнего художника соединяла предметы так, что каждый из них и сохранялся и растворялся в другом, в результате чего возникало невиданное существо, причудливо сочетающее в себе внешние признаки своих, прародителей.
В этом смысле интересен древнеегипетский сфинкс — образ человекольва. Это не лев и не человек, а человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Все львиное в человеке и человечное во льве соединилось таким фантазийным образом, что появилось новое существо, неизвестное природе, но помогающее человеку познать и природу и самого себя. Возможно, в этом и состоит пресловутая загадка сфинкса, уже многие тысячелетия вызывающая интерес человечества. В художественном образе один предмет раскрывается через другой, сопоставляются два разных самостоятельных явления.
Структура художественного образа не всегда так наглядна, как в сфинксе, но суть ее в различных проявлениях едина: образ соединяет на первый взгляд несоединимое и благодаря этому раскрывает потаенные стороны реальных явлений.
Художественный образ как специфический способ отражения, осмысления и переработки объективной действительности является всеобщей формой мышления в искусстве. Продукт деятельности художника перестает быть художественным произведением, если он не имеет образного содержания. Это относится и к изобразительным и к архитектоническим искусствам, в том числе и к дизайну. Однако, как уже неоднократно отмечалось, произведения архитектонических искусств имеют двойственную функцию: они призваны удовлетворять и утилитарные, и эстетические потребности человека. В связи с этим работа художника над поиском образности проектируемой вещи имеет свою специфику.
В живописи, графике и скульптуре именно изображение выполняет связующую роль между художником и зрителем, т. е. служит транслятором образа от автора к потребителю. При этом связь между изображением и образом далеко не однозначна, предметом коммуникации является не само изображение, в большей или меньшей степени приближенное к реальности, а содержание произведения, которое автор призывает зрителя пережить вместе с собой.

Список литературы

1. Античные мыслители об искусстве. [Сб. ст.], 2 изд., М., 1938;
2. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957;
3. Бахтин М. М., Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975;
4. Белинский В. Г., Идея искусства, Полное собрание соч., т. 4, М., 1954;
5. Гёте. Об искусстве. Сб., М., 1975;
6. Гегель, Эстетика в 4-х тт., т. 1, М., 1968;
7. Лосев А., Диалектика художественной формы, М., 1927;
8. Лессинг Г., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957;
9. Потебня А. А., Эстетика и поэтика, М., 1976;
10. Русские писатели о литературном труде, т. 1—4, Л., 1954—56;




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.