На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Теория восприятия (как воспринимается речь)

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 07.11.2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание



Введение 3
1. Теории восприятия речи 4
2. Характеристика факторов, влияющих на опознание слов 8
3. Особенности восприятия целого текста 11
Заключение 19
Литература 20

Введение

Способность человека говорить, петь или играть на музыкальных инструментах теснейшим образом связана со способностью воспринимать звуки из окружающей среды. Самый первый этап обучения — это восприятие. Поэтому если человек с рождения лишен слуха, он не приобретет дара речи, не говоря уже о пении или игре на музыкальных инструментах.
Человеческий слух в собственном смысле слова несводим к абстрактно взятым реакциям слухового рецептора, он неотрывен от восприятия речи.
В современных теориях восприятия речи, как известно, большой популярностью пользуются психолингвистические исследования. Теории восприятия речи разработанная в психолингвистике является фундаментом развития психофизиологических представлений одной из важных способностей человека.
Данная работа будет посвящена актуальной и в науке еще не до конца разработанной теме изучения теории восприятия речи.
Цель работы – изучение основных положений теории восприятия речи.
Задачи работы:
1. Дать характеристику основным теориям восприятия речи.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на опознание слов.
3. Проанализировать особенности восприятия целого текста.

1. Теории восприятия речи

Восприятие речи - сложный и многомерный процесс. В принципе оно происходит по тем же общим закономерностям, что и любое иное восприятие. Существуют две различных ситуации восприятия. Первая ситуация - когда происходит первичное формирование образа восприятия. Вторая - когда происходит опознание уже сформированного образа.
Все существующие теории восприятия речи могут быть классифицированы по двум важнейшим параметрам. Первый параметр - это моторный или сенсорный принцип восприятия. Второй - его активный или пассивный характер.
«Моторная» теория в ее классической форме (как она была сформулирована Хаскинской лабораторией и, в частности, А. Либерманом) «...постулирует, что в процессе слушания речи человек определяет значения управляющих моторных сигналов, необходимых для производства сообщения, подобного услышанному» [14, с. 3].
«Сенсорной» теории в чистом виде не существует. Наиболее близок к ней Г. Фант (1964). «Согласно этой точке зрения, моторное описание отнюдь не отрицается, просто оно рассматривается как побочное явление» [14, с.114]. А основной механизм - это сопоставление сигнала с эталоном по акустическим признакам. Оно «...предшествует возникновению соответствующих моторных образов и не зависит существенным образом от их наличия» [9, c. 16].
Сама Л. А. Чистович и ее школа стоят на позиции моторной теории, но не в ее «радикальном» варианте. В коллективной монографии они занимали радикальную позицию, заявляя, что «в основе фонемной классификации лежат не акустические, а артикуляционные признаки речевых элементов». С этой позиции Л.А. Чистович полемизировала на XVIII Международном психологическом конгрессе (1966) и с Г. Фантом, и с другим защитником сенсорной теории - Р. Якобсоном, заявившим, что артикуляционный компонент восприятия факультативен, что примат в речевом восприятии принадлежит плану сенсорному и восприятие речи возможно и закономерно и без участия моторного звена. Однако позже точка зрения школы Л. А. Чистович стала более компромиссной - «...фонемы представляют собой абстрактное надсенсорное и надмоторное описание речевых элементов» [14, с.37]; «...моторный образ речевой единицы и предполагаемый Фантом ее сенсорный образ совпадают друг с другом» [14, с.123]....

Заключение

Человеческий слух в собственном смысле слова несводим к абстрактно взятым реакциям слухового рецептора; он неотрывен от восприятия речи. Теории восприятия устной и письменной речи в современной психолингвистике являются основой изучения как родного, так и иностранных языков.
Представления о восприятия речи в научной зарубежной и отечественной литературе рассматриваются уже достаточно давно, те не менее спор о теориях сенсорного и моторного восприятия, об особенностях восприятия речи на слух и содержания текстов продолжается до сих пор.
Обобщая все выделенные нами особенности психолингвистического анализа теорий восприятия речи следует отметить, что данный процесс отображает не только узкий вопрос речевого развития, но и широкий аспект целостного развития мышления, эмоциональной сферы, характеризует те или иные конструкты человеческой личности. Именно этот аспект и формирует базу для дальнейших исследований теории восприятия в современной психолингвистике.

Литература

1. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. - М., 1995.
2. Бондарко Л. В. Структура слога и дифференциальные признаки фонем. — «Вопросы языкознания». 1967, № 1.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 2004.
4. Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи// Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. ─ М.: Изд. МГУ, 1999.
5. Зиндер Л.Р., Штерн А.С. Факторы, влияющие на опознание слов //Материалы четвёртого Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. ─ М., 2002.
6. Касевич В. Б. О восприятии речи. — «Вопросы языкознания». 1974, № 4.
7. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. - СПб., 2002.
8. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. - М., 2005.
9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. ─ 3-е изд. ─ М.: Смысл; СПб.:Лань, 2003. ─ 287с.
10. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
11. Миллер Дж.А. Психолингвисты //Теория речевой деятельности. Проблемы психолингвистики. ─ М., 1998.
12. Основы теории речевой деятельности/ Под ред. А. А. Леонтьева. - М., 1994.
13. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. ─ М., 1998.
14. Чистович Л. А., Кожевников В. А. и др. Речь. Артикуляция и восприятие. - М., 2005.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.