На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Идеология потребления в советском обществе

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: 07.11.2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Идеология бытового аскетизма и «революционная доктрина вкуса»
в 1920-е годы 4
2. Идеология «культурности» и легитимация потребления
в 1930–1950-е годы 8
3. Идеология «советского вкуса» в 1950–1960-е годы 12
4. Идеология «развеществления» в 1970-е годы 16
Заключение 18
Литература 20

Введение

Проблемы изучения идеологии – одна из самых обсуждаемых и исследуемых, особенно применительно к изучению советского периода нашей истории. Концептуализация термина «идеология» в социологической науке связывается с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В данной работе идеология трактуется как ценностные дискурсы, содержащие идеи доминирующих в обществе классов и социальных групп, которые распространяются через различные формы культурных продуктов (журналы, газеты, телевидение, кино, предметы быта).
Изучение периода с 1917 по 1980-е гг. истории нашей страны в аспекте идеологии потребления в советском обществе является актуальным при понимании особенностей внутренней политики государства, направленной на взаимоотношения с ее гражданами. Преломление коммунистической идеологии в практике ее реализации в жизни нашего общества не только отражает особенности его развитие, но на наш взгляд служит одним из оснований, послуживших распадом СССР.
В связи с этим цель данной работы – изучение идеологии потребления советского общества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть идеологию бытового аскетизма и «революционной доктрины вкуса» в 1920-е годы.
2. Проанализировать идеологию «культурности» и легитимации потребления в 1930–1950-е годы.
3. Дать характеристику идеологии «советского вкуса» в 1950–1960-е годы.
4. Изучить идеологию «развеществления» в 1970-е годы.

1. Идеология бытового аскетизма и «революционная доктрина вкуса» в 1920-е годы

Революция принесла существенные изменения в сферу повседневности и стала толчком к строительству «нового быта». «Новым» он был назван по сравнению со «старым», дореволюционным, пережитки которого пыталась ликвидировать власть. Такие составляющие быта, как жилье или одежда, находились под пристальным вниманием реформаторов; это внимание может быть расценено как часть политики конструирования нации посредством формирования ее «символов». Доктрина, на которой основывалась организация повседневности, заключалась во фразе «общественное бытие определяет общественное сознание». В контексте строительства нового быта можно выделить дискуссию о «жизнестроении» и перестройке материальной стороны повседневной жизни в соответствии с «революционной доктриной вкуса».
Революционная доктрина вкуса, в свою очередь, во многом основывалась на теории фетишизма Карла Маркса, в основе которой лежит утверждение, что при капитализме наблюдается культ вещей, превративший отношения людей в отношения вещей, сделавший самого человека вещью [17]. Вещи в капиталистическом обществе выступают символами социального положения и престижа, а, следовательно, социальной значимости человека, нивелируют его личностные качества.
Социализм также стремится к изобилию вещей, однако, в отличие от капитализма, он «стремится и к освобождению человека от гнета вещей, от унижения быть оцениваемым лишь посредством вещей, а не в соответствии с личными качествами» [14, c. 40]. Как отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, «человек не теряет самого себя в своем предмете лишь в том случае, если этот предмет становится для него человеческим предметом, или опредмеченным человеком» [17, c. 593]. В этом случае отчуждение вещей снимается и человек перестает быть подчиненным им.
Вопросам одежды в контексте переустройства быта придавалось большое значение. Идеологи строя активно осуждали стремление к обилию вещей: борьба, а не потребление, — в этом состоял один из лозунгов социализма периода его становления, поэтому идеологию 1920-х годов называют «идеологией бытового аскетизма». За отношением к вещам стояло отношение революционера ко всему реакционному прошлому, ко всем ценностям ненавистного старого мира, в котором высокий уровень потребления был уделом эксплуататорских классов и символизировал их идеологию и психологию [14, c. 41].
Свой вклад в дискуссию об устройстве быта вносили деятели искусства — художники, писатели, конструкторы одежды, которые стали проводниками идеи «жизнестроения» — переустройства жизни с учетом трансформации материальной среды. Художники и конструкторы, как рядовые, так и занимающие высшие должности, субъекты дискурса, говорили о «рационализации» быта и одежды. Так, большевистская концепция красоты, противостоящая мещанской псевдороскоши, заключается в известной фразе Владимира Маяковского: «Элегантность — это 100% полезность, удобство вещей и простор жилища».
Категория «вещь» имеет негативную коннотацию, в особенности, если речь идет о вещи-для-себя, а не для революционной трансформации: если уют создается ради уюта, это расценивается как мещанство и буржуазность [4]....

Литература

1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Пер. с нем. М. Кузнецова. - М.: Медиум, Ювента, 1997.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма: Пер. с англ. / Вступ. ст. С.П. Баньковской. - М.: Канон-Пресс-Ц, «Кучково поле», 2001.
3. Барт Р. Мифологии / Пер. с франц. C. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.
4. Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 2002.
5. Волков В. Концепция культурности, 1935–38 гг.: советская цивилизация и повседневность // Социологический журнал. 1996. № 1–2. С. 194–214.
6. Голыбина А. Вкус и мода. - М.: Знание, 1974.
7. Градскова Ю. «Обычная советская женщина»: Обзор описаний идентичности. - М.: Компания «Спутник+», 1999.
8. Гурова О.Ю. «В здоровом теле — здоровый дух». История гигиены в Советской России 1920-х годов // Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина «Социологические исследования современного общества: методология, теория, методы». 2003. № 577. С. 120-125.
9. Гурова О.Ю. Идеология тела в советской культуре середины ХХ века // Репрезентации телесности: Сборник научных статей / Под ред. Г. Зверевой. - М.: Изд-во РГГУ, 2003. С. 181–193.
10. Гурова О.Ю. «Простота и чувство меры»: нижнее белье и идеология моды в Советской России в 1950–60-е годы // Гендерные исследования. 2004. № 10. C. 154–165.
11. Гурова О.Ю. Идеология потребления в советском обществе// Социологический журнал. 2005. №4./ www.socjournal.ru.
12. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. 1999. № 11–12. С. 131–155.
13. Демиденко Ю. Краткий курс истории белья Советского Союза // Память тела. Нижнее белье советской эпохи. Каталог выставки.- М., 2000. С. 20–37.
14. Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитание личности. - М.: Мысль, 1969.
15. Жуков Н. Воспитание вкуса. Заметки художника // Новый мир. 1954. № 10. С. 159–179.
16. Кантор В.И. Культура в быту. - М.: Профтехиздат, 1963.
17. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Гос. изд-во политической литературы, 1956.
18. Маркс К. Социология: Сборник: Пер. с нем. / Вступ. статья Ю.Н. Давыдова. - М.: Канон-Пресс-Ц, «Кучково поле», 2000.
19. Мерцалова М. Что чересчур, то плохо // Работница. № 11. 1964. С. 30.
20. Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927–1941. - М.: РОССПЭН, 1997.
21. Семенова Е. Художник-консультант Общесоюзного Дома моделей // Работница. 1950. № 9. С. 27.
22. Туровская М. Советский средний класс // Неприкосновенный запас. 2002. № 1 (21) magazines.russ.ru/nz/2002/21/tur.html (по состоянию на 26.12.2005).
23. Чуйкина С. «Быт неотделим от политики»: официальные и неофициальные нормы половой морали в советском обществе 1930–1980-х годов // В поисках сексуальности / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 99–128.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.