На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Стратегия социально-экономического развития регионов

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 08.11.2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Цели и критерии социально-экономического развития региона 5
2. Тенденции развития регионов и городов 8
3. Концептуальный подход федеральной власти к разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации 11
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Введение

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматрива¬ется совместно с развитием социальным. Социально-экономичес¬кое развитие включает в себя такие аспекты, как: рост производства и доходов; перемены в институциональной, социальной и админист¬ративной структурах общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках.
В настоящее время основной целью экономического разви¬тия большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-эконо¬мического развития включает в себя три важнейшие составляю¬щие: повышение доходов, улучшение здоровья населения и по¬вышение уровня его образования; создание условий, способствующих росту самоуважения лю¬дей в результате формирования социальной, политиче¬ской, экономической и институциональной систем, ори¬ентированных на уважение человеческого достоинства; увеличение степени свободы людей, в том числе их эко-номической свободы.
В последние годы органы государственного управления и экспертное сообщество уделяют большое внимание проблеме стратегического планирования регионального развития.
Основным документом, определяющим подход исполнительной власти к стратегическому планированию регионального развития, является Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Второй документ - проект «Требований (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» предлагает регионам некоторый унифицированный методического характера взгляд федерального центра на формат и содержание региональных стратегий как документов, представляемых для согласования в МВК при Министерстве регионального развития России.
Региональное развитие России – не просто одна из важнейших сторон, но и самая суть, квинтэссенция развития России, и ее преобразования из унитарного государства в реальную федерацию. Существующие в стране проблемы регионального развития лишь частично обусловлены сегодняшними процессами: многие связаны с распадом Советского Союза и мировой социалистической системы, другая часть проблем возникла еще в советские и даже более ранние годы.
Нерешенность региональных проблем, их неослабевающий накал и многообразие отрицательных проявлений и последствий тормозят реформы и искажают их содержание, разрушают экономику на всех уровнях – от федерального до муниципального. Они осложняют национально и межнационально - этнические, конфессиональные, социальные отношения в стране, деформируют среду обитания людей, обостряют межрегиональные противоречия и территориальные диспропорции. Таким образом, нерешенность региональных проблем не просто отрицательно влияет на жизнь страны, тормозит ее выход из кризиса, но также угрожает экономической и территориальной целостности Российского государства.

1. Цели и критерии социально-экономического развития региона

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям .
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей - становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие центра города; развитие промышленности; развитие сферы услуг; повышение уровня занятости населения региона.
Особое значение в определении уровня экономического разви¬тия региона имеют традиционные показатели, оценивающие уро¬вень производства и потребления благ и рост этого уровня в расче¬те на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), вало¬вой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населе¬ния, темпы роста этих показателей).
Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регио¬не: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и обще¬ства. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в це¬лом, так и отдельного региона.
Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, ду¬шевой доход, производительность труда и темпы их роста, не мо¬гут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квали¬фикации, а также показатели структурных изменений в производ¬стве и обществе .
Экономическое развитие многих стран и регионов сопрово¬ждается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно при¬ходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредствен¬но в промышленности и сельском хозяйстве.
Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуали¬зируется, тиражность производства падает, происходит так назы¬ваемая демассификация производства. Углубляется его интеллек¬туализация, основными факторами производства становятся ин¬формационные ресурсы. Добавленная стоимость создается глав¬ным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы.
Нематериальное производство становится парадигмой эко-номического развития, что заставляет по-новому оценивать сте¬пень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регио¬ны оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ис¬копаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается боль¬шая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов.
При управлении экономическим развитием отдельного регио¬на целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достиже¬ния. В частности, наряду с мониторингом состояния региональ¬ного производства и динамики денежных доходов населения не¬обходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономи¬ческого развития.

2. Тенденции развития регионов и городов

Рассмотрим некоторые базовые теоретические представления, лежащие в объяснении ос¬новных тенденций экономического развития регионов и городов.
Первое из них - теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Они заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах .
Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основыва¬ются на закономерностях агломерации, концентрации и комбина¬ции производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуется в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение и благодаря объединенно¬му использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, ин¬фраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет по¬лучить дополнительную экономию, возникающую благодаря агло¬мерационному эффекту (совокупные затраты всех производств в крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого произ¬водства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации). В крупных центрах возникает дополнительный по-тенциал их развития благодаря тому, что некоторые виды высоко-квалифицированной деятельности возможны только в крупных центрах (музеи, крупные театры, медицинские центры и т.п.).....

Заключение

Регионы, создававшиеся и развивавшиеся в нерыночной логике, при помещении их в рыночную среду перестали соответствовать масштабу экономических и социальных процессов открытого рынка. Часть субъектов Российской Федерации и городов - административных центров явно оказались не в состоянии обеспечивать конкурентоспособность собственного хозяйства не только в глобальном, но даже и страновом масштабе. В первую очередь, не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач (центры военно-промышленного комплекса, военные городки, закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий и пр.).
Сам факт обращения регионов к стратегическому планированию и попыткам выйти за границы текущей деятельности как новое явление в региональной политике последних лет исключительно важен, т.к. ставит региональную власть в новую более мощную позицию, в которой возможен переход от парадигмы функционирования к парадигме развития. Другая положительная предпосылка для дальнейшей эффективной работы по организации стратегической работы состоит в том, что власть так или иначе должна пытаться выстраивать новые отношения с бизнес-структурами и экспертным сообществом.
Стратегирование, работа с мыслительными конструкциями, стратегическим проектами и программами становится главным механизмом обеспечения конкурентоспособности. Только завоевание лидерства в этой сфере способно обеспечить прорыв в области хозяйства и социальной сферы регионов и страны в целом.


Список использованной литературы


1. Зубаревич Н.В. Социально-экономическое развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. Изд. 3-е. - М.: ЛКИ, 2007. 264 с.
2. Топропенко Е.Н. Экономика России. М.: Приор, 2007. 508 с.
3. Денисов В.И. Стимулы и трудности социально-экономического развития регионов России // Экономика и мат. методы. - 2007. - № 4. - С. 109 - 111.
4. Клисторин, В.И. Качество экономического роста и региональное развитие // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 3. - С. 30 - 41.
5. Нарышкин С. Экономическое развитие регионов // Федерализм. - 2008. - № 2. - С. 67-82.
6. Холодков А. Оценка возможных вариантов регионального развития // Экономист. - 2008. - № 9. - С. 81 -84.
7. Шарипов Ш.И. Стратегия регионального развития: выравнивание или поляризация? // Регион. экономика: теория и практика. - 2006. - № 2. - С. 19 - 23.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.