На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Специфика ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2008. Страниц: 43+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок
письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста
1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация 6
1.2. Особенности развития речи и письма у детей с ринолалией 13
Глава 2. Исследование специфики ошибок письма у детей с
ринолалией младшего школьного возраста
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 24
2.3. Основы коррекции ошибок письма у детей с ринолалией
младшего школьного возраста 31
Заключение 38
Литература 41
Приложения 44

Введение

Рукописная речь – веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека простого искусства письма. К началу школьного обучения все дети оказываются на различных уровнях речевой зрелости и готовности к овладению грамотой. Затруднения при обучении письму обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки, мышц спины. У детей 6–7 лет не закончилось формирование зрительно-двигательной координации, зрительной памяти, произвольного внимания, аналитического восприятия. Но не только это может стать причиной возникновения большого количества разнообразных ошибок в письме.
Причины графических ошибок у учащихся начальных классов лежат в сфере нарушения как моторики и взаимодействующих с ней психических процессов, поведения и абстрактных форм мышления, так и речевых нарушений. Количество детей, имеющих дефекты речи (в том числе и с диагнозом «ринолалия»), с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Все выше сказанное и определяет социальную значимость нашего исследовании.
В отечественной литературе проблемы развития и формирования детей с нарушениями речи и ринолалией рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Е.А. Логинова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шипилова. Достаточно много исследований посвящено анализу нарушений процесса письма у учеников с ОНР (общее недоразвитие речи) и с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие), которые теряют «графический контроль» над правильным его буквенным отображением, допуская следующие графические ошибки: зрительно-двигательный тип графических ошибок (замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов букв, написание лишних элементов); каллиграфические ошибки – нарушение качественной стороны графического навыка: высоты, ширины и наклона элементов букв, способов соединений букв и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или растянутые буквы; разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; несоблюдение расположения букв по линиям строки (линейность); полная неразборчивость почерка, ломаность, вычурность, угловатость письма.
Эти два типа графических ошибок объясняются несформированностью зрительно-двигательного механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложности их согласования со слухо-зрительным восприятием звука-буквы (графического навыка).
В тоже время анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования письменной речи у детей с ринолалией, явно недостаточно, что и обусловливает научную значимость данной работы.
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями детских садов, практическими психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования, занимающимися психолого-педагогической работой с детьми с диагнозом «ринолалия». Это определяет практическую значимость данной работы.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В период младшего школьного возраста для детей особую значимость приобретает формирование навыков письма. Этот факт предопределяется социальным развитием ребенка в этот возрастной период. Однако, как отмечают исследователи, не всегда уровень и качество этих навыков в достаточной степени развиты у детей с диагнозом «ринолалия». Также следует отметить, что мало исследованными являются особенности и специфика ошибок письма у детей с данным диагнозом.
Цель исследования – изучение специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
Объект исследования – развитие навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.
Предмет исследования – ошибки развития навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.
Гипотеза исследования - у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются специфические ошибки письма, выраженные в нарушении звуко-буквенных связей, графическом нарушении слов, нарушении каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
2. Эмпирически изучить специфику ошибок письма у детей с ринолалией.
3. Разработать рекомендации к коррекции навыка письма у младших школьников с диагнозом «ранолалия».
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с незначительными нарушениями речи (10 человек), а вторую – дети с диагнозом «ринолалия» открытой формы (10 испытуемых).

Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста
1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация

Ринолалия — речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.
В классификациях речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное нарушение (М. Е. Хватцев), либо как форма механической дислалии (О. В. Правдина, В. Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под названием ринофония (М. Зееман). С точки зрения А.Г. Ипполитовой, последний термин неоднозначен с понятием ринолалия, так как он указывает лишь на специфически назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушении артикуляционной и акустической характеристики звука [10].
Таким образом, в данном исследовании под ринолалией мы будем понимать самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.
Ринолалия проявляется в трех формах — открытой, закрытой и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональной.
Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего...........

Заключение

Данные теоретического и эмпирического исследования специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста позволяют сделать следующие выводы.
Ринолалия – это самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. Ведущим расстройством при данном заболевании является нарушение артикуляции и фонации звуков. При ринолалии изменяется голосовой резонанс из-за нарушения функции нёбно-глоточного смыкания и, при закрытой ринолалии недостаточной или, как при открытой форме заболевания, чрезмерной утечки аэродинамической струи воздуха через носовую полость при произношении звуков речи.
При ринолалии характерны задержка в развитии устной и письменной речи, познавательной сферы, коммуникативные барьеры в общении со взрослыми и, особенно, в группе сверстников. Осознание собственного дефекта негативно сказывается на развитие личности ребенка с ринолалией на различных этапах онтогенеза, начиная со старшего дошкольного возраста.
Основными ошибками письма у детей с ринолалией являются: замены букв, пропуски, употребление лишних гласных, замены и смешения шипящих-свистящих звуков, смешение звонких и глухих согласных, неправильное употребление предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений и т.д.
В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с незначительными нарушениями речи (10 человек), а вторую – дети с диагнозом «ринолалия» открытой формы (10 испытуемых).
В исследовании нами была применена серия заданий для диагностики:
- усвоения ребенком графем и звуко-буквенных связей: подбор ребенком названных букв из разрезной азбуки; запись букв под диктовку; списывание букв с печатного их изображения;
- навыков графического моделирования слова: определение доминирующих ошибок (в диктанте, творческой работе, при вставке пропущенных букв);
- каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.
Анализ результатов диагностики подтвердил нашу гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются специфические ошибки письма, выраженные в нарушении звуко-буквенных связей, графическом нарушении слов, нарушении каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.
Действительно, если у детей с незначительными нарушениями речи количество ошибок по заданиям было невелико, то у детей с ринолалией большая часть школьников, не смогла успешно выполнить тестовые задачи.
Так низкие баллы по подбору ребенком названных букв из разрезной азбуки получили 7 учеников (70%), при записи букв под диктовку и списывании букв с печатного их изображения - 6 школьников (60%). Также низкие результаты были выявлены у 7 детей (70%) при анализе письменных работ и у 8 учащихся (80%) по результатам списывания и исправления деформированного текста. 5 испытуемых с ринолалией (50%) набрали низкое количество баллов по шкале анализа каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.
По результатам диагностики нами были рассмотрены рекомендации к программе устранения ошибок письма у младших школьников с ринолалией. Как показал анализ литературы, в основу такой программы должны войти занятия по общему развитию речи у детей с такой патологией, направленные на развитие: умений ребенка расчленять речь на слова, слоги и звуки, слухового внимания и умения последовательно выполнять определенные действия, мелкой моторики и т.д.

Литература

1. Блескина М. П., Висленева М. Г. Методика логопедической работы с больными, страдающими гнусавостью.— В кн.: Методические материалы по лечению расстройств речи. - СПб., 2006.
2. Бондаренко Н. Д. Влияние анатомических изменений верхней и нижней челюсти на расстройство речи и методы лечения их.— В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. - М., 2005.
3. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
4. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М., 1997.
5. Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией. – М., 2006.
6. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 2004.
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2002.
8. Гуцман Г. Логотерапия при оперированной небной расщелине. — В кн.: Вопросы логопедии. - М., 2006.
9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М, 2002.
10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 2003. - 95 с.
11. Ипполитова А.Г. Приемы логопедической работы при открытой гнусавости. - М., 2005.
12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
13. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998.
14. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М., 2006.
15. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
17. Нелюбова З. Г. Книга по исправлению недостатков произношения с краткой методической запиской. - М., 1998.
18. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003.
19. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2004.
20. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. /Урал. Гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.
21. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1995.
22. Репина З.А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата. - М., 2005.
23. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.
24. Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. - М., 2006.
25. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. – М., 2005.
26. Уракова А. И. Нервно-психические изменения у детей с врожденными расщелинами губы и неба.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. - М., 2004.
27. Фролова Л.Е. Лечение расщелин верхней губы. - М., 2007.
28. Фролова Л. Е. Врожденные расщелины губы и неба. М., 1973.
29. Хрестоматия по логопедии / Под ред. — Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1997. — Ч. I. — С. 120—162
30. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М,1999.
31. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. - М., 1997.
32. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
33. Шипилова Е.В. Основы логопедии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 224 с.
34. Яковенко В. Н. Восстановление речи после операции расщелин неба в возрасте 9—12 лет.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. - М , 2004.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.