На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности опосредованной и непосредственной памяти у подростков

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2008. Страниц: 44+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы изучения памяти в зарубежной и отечественной психологии
1.1. Память как предмет исследования общей психологии 6
1.2. Виды памяти и их особенности 14
Глава 2. Особенности развития процессов памяти в подростковом возрасте
2.1. Характеристика развития познавательных процессов подростков 20
2.2. Особенности развития памяти в подростковый период 25
Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи школьной успешности и мотивации учебной деятельности
3.1 Организация и проведение исследования 29
3.2 Анализ результатов исследования 35
Заключение 40
Литература 42
Приложения 45

Введение

Актуальность темы: Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются познавательные процессы. Сами познавательные процессы являются важным фундаментом в обучении ребенка не только в дошкольном и младшем школьном возрасте, но и в подростковый период. Как регулятор учебной деятельности процессы памяти пронизывают все психологические процессы обучаемого ребенка-подростка и оказывают воздействие на всю гамму мыслительных актов. От степени развития объема памяти, ее процессов запоминания и воспроизведения, различных видов, во многом зависит то, сможет ли ребенок справиться с более сложной, чем в начальной школе, программой обучения, насколько он готов к освоению большого количества новой информации.
Разработанность проблемы: в связи с тем, что в подростковом возрасте проблемы развития познавательной сферы (кроме мышления) практически заканчивают свое формирование в научной литературе данному аспекту уделяется не много внимания. Тем не менее многие отечественные ученые в своих работах коротко упоминают об основных достижениях в развитии памяти. Так, например, И.С. Кон и В.С. Мухина указывают об увеличении объема памяти и доступности запоминания абстрактного материала; комплексные вопросы развития памяти в онтогенезе описаны в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии. Специальные же исследования процесса онтогенетического развития непосредственного и опосредованного запоминания у детей проводились только А.Н. Леонтьевым. Таким образом, недостаточность исследования данного вопроса применительно к подростковому периоду развития человка определеяет научную значимость данной работы.
Цель исследования: выявление особенностей опосредованной и непосредственной памяти у подростков.
Объект исследования: познавательные процессы у подростков.
Предметом нашего исследования выступают характеристики опосредованной и непосредственной памяти подростка.
Независимая переменная: успеваемость подростков в учебной деятельности.
Зависимая переменная: особенности опосредованной и непосредственной памяти у подростков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем развития опосредованной и непосредственной памятью подростка и школьной успеваемостью: чем выше уровень развития опосредованной памяти, тем лучше успеваемость в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «память» и рассмотреть его виды.
2. Изучить основные теории памяти в научной отечественной и зарубежной психологии.
3. Вывить основные тенденции развития познавательной сферы ребенка в подростковом возрасте.
4. Рассмотреть особенности развития памяти у подростков.
5. Экспериментально изучить особенности влияния опосредованной и непосредственной памяти на школьную успеваемость ребенка.
Методики исследования:
1. Методики исследования опосредованного запоминания
Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.
Методика 1.
Применяется: зависимая переменная.
Цель: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.
Методика 2
Применяется: зависимая переменная.
Цель: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.
2. Методики, направленные на сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий
Цель исследования: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти.
Методика 3.
Применяется: зависимая переменная.
Цель: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия классическим методом удержания членов ряда.
Методика 4.
Применяется: зависимая переменная.
Цель: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия при удержании членов ряда методом пиктограмм.
3. Метод контент-анализа.
Применяется: независимая переменная.
Цель: определение уровня школьной успеваемости подростков.

Глава 1. Проблемы изучения памяти в зарубежной и отечественной психологии
1.1. Память как предмет исследования общей психологии

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти [21, c.247-248].
Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею.
Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении.
Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, что воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться....

Заключение

Подводя итоги анализу проблемы особенностей опосредованной и непосредственной памяти у подростков, мы можем сделать следующие выводы.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Непосредственная память — это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается или припоминается, на органы чувств человека. Запоминание или извлечение материала из такой памяти не предпо¬лагает использование каких-либо дополнительных, мнемотехнических средств (кроме, естественно, ассоциаций — связей между элемента¬ми запоминаемого или хранящегося в памяти человека материала).
Опосредствованная память — это память, предполагающая использование разнообразных мнемотехнических средств для управления все¬ми процессами памяти. Она доминирует у взрослых людей и связана с сознательным или бессознательным использованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забы¬вания информации.
В подростковом возрасте увеличивается уровень развития и влияния опосредованной памяти на обучение и воспитание ребенка.
Как показало, проведенное нами эмпирическое исследование, на уровень школьной успеваемости оказывает влияние уровень развития опосредованной памяти у подростка. Тестирование различных компонентов непосредственной и опосредованной памяти у детей показало, что уровень опосредованной памяти в подростковом возрасте развит еще не очень сильно. Около 4-5 человек (26,6% - 33,4%ребят) в целом не смогли успешно справиться с тестовыми заданиями.
При этом корреляционный анализ по методу Пирсона показал, что, чем ниже уровень развития опосредованной памяти, тем ниже уровень школьной успеваемости этих детей.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что существует взаимосвязь между уровнем развития опосредованной и непосредственной памятью подростка и школьной успеваемостью: чем выше уровень развития опосредованной памяти, тем лучше успеваемость в учебной деятельности.
В заключении следует отметить, что коррекция уровня развития опосредованной памяти подростков будет оказывать благоприятное воздействие на общие успехи школьника в учебной деятельности.

Литература

1. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процес¬сов. - М.: ВЛАДОС, 2005.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2000.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
4. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996.
5. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. — М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте// Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Просвещение, 2002.
7. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы.— М.: Ось-89, 1998.
8. Детская практическая психология. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.
9. Ермолаева М. В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
11. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М.; Воронеж 1996.
12. Истомина 3. М. Развитие памяти. — М.: Айрис-Пресс, 1998.
13. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М.: Академия, 2002.
14. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). – М.: Педагогика, 1999.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Педагогика, 1999.
16. Лезер Ф. Тренировка памяти. — М.: ВЛАДОС, 2004.
17. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания// Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Просвещение, 2002.
18. Лурия А. Р. Внимание и память. - М.: ИПП, 2005.
19. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемони-ста. – М.: Роспедагентство, 1998.
20. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М..: Просвещение, 2006.
21. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003.
22. Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — СПб.: Союз, 1997.
23. МухинаВ. С. Психология детства и отрочества. — М.: ИПП, 1998.
24. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
25. Норман Д. А. Память и научение. - М.: Айрис-Пресс, 2005.
26. Петровский А.В. Общая психология, М.:Академия, 1995.
27. Практикум по общей психологии/ Под ред. Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов. – М.: ИКА «Москва», 2004.
28. Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000.
29. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Роспедагентство, 1997.
30. Рогов А. Настольная книга психолога в образовании – М.: Академия, 1995.
31. Роговин М. С. Проблемы теории памяти. - М.: Просвещение, 2007.
32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКОМ, 1999.
33. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М.: ВЛАДОС, 2006.
34. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005.
35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
36. Узнадзе Д. Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.
37. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов — М.: Вершина, 1998.
38. Хоффман И. Активная память. — М.: Айрис-Пресс, 2006.
39. Черемошкина Л.В. Психология памяти. - М.: Академия, 2002.
40. ЭльконинД. Б. Некоторые аспекты психического развития в под-ростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фроло¬ва. — М.: Роспедагентство, 1997. — С. 313—320.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.