На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 11.11.2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ТИФЛОПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Проблема мышления в тифлопсихологии 6
1.2. Особенности мышления при нарушении зрения 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста с нормальным зрением 24
2.2. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 30
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 39
3.1. Диагностика наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 39
3.2. Рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

ВВЕДЕНИЕ

Мир, окружающий человека, многообразен и многолик. Он находится в процессе постоянного изменения, развития, совершенствования. Выявить его сущность с помощью процессов чувственного познания – ощущений и восприятий – не представляется возможным. Эту функцию берет на себя более сложный познавательный психический процесс – мышление.
Мышление отражает бытие человека в закономерных связях и отношениях, в многообразных опосредованиях. Своеобразным строительным материалом для мышления являются результаты ощущений и восприятий, которые не исчезают, а накапливаются и позволяют человеку сопоставлять, сравнивать, раскрывать новые свойства, не выделяемые с помощью органов чувств. Мышление сосредоточено на изучении и выявлении абстрактных свойств предметов и явлений и их взаимосвязей.
Развитие мышления осуществляется в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие мышления в онтогенезе понимают как последовательное развитие его основных видов. В таком случае оно проходит три стадии: наглядно-практическую, наглядно-образную и абстрактную.
Мышление выдвигается в центр психического развития ребенка с началом школьного обучения и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Однако еще на дошкольном этапе одной из центральных задач педагогики и психологии является поиск путей эффективного умственного развития детей и способов повышения уровня их познавательной деятельности, что подразумевает развитие мышления дошкольников, в первую очередь – наглядно-образного.
Степень сформированности действий наглядно-образного мышления, т.е. оперирования наглядными, но обобщенными образами, отражающими реальные предметы и явления, является одним из показателей умственного развития дошкольников. Высшей формой развития наглядно-образного мышления является образно-схематическое мышление – оперирование обобщенными и схематизированными образами, которое является основной характеристикой мышления детей старшего дошкольного возраста. Именно образно-схематическое мышление выступает, по мнению Л.А. Венгера, в качестве промежуточного звена между образным и абстрактным мышлением.
Высшие формы образного мышления являются итогом умственного развития дошкольника, который приводит его к порогу логического мышления, поэтому в этом возрасте необходимо полноценное развитие наглядно-образного мышления. Так, например, А.В. Запорожец писал, что если в дошкольном возрасте не воспитывать как следует наглядно-образное, а преждевременно "тащить" ребенка на ступень абстрактного формально-логического мышления, то этим можно нанести непоправимый ущерб общему ходу развития ребенка.
Таким образом, значимость наглядно-образной стадии в развитии мышления не вызывает сомнения.
Не вызывает сомнения и тот факт, что у детей с нарушением зрения сужен круг восприятия и ослаблены зрительные представления. Для формирования и полноценного развития мышления в дошкольном возрасте необходимы достаточный уровень развития восприятия, предметной и ориентировочно-исследовательской деятельности, то есть именно то, в чем испытывает значительные трудности ребенок с нарушениями зрения. Однако, несмотря на достаточно полный анализ особенностей мышления у слабовидящих детей в научной литературе – а изучением вопроса занимались Т.В. Егорова, М.И. Земцова, А.И. Зотов, А.Г. Литвак, Н.П. Назарова, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и другие – в вопросе влияния этого факта на развитие мышления единства мнений нет.
Одни специалисты считают, что зрительная патология, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления детей. Так, С.В. Сташевский говорит о том, что первичный соматический дефект зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира. Как следствие, нарушение механизмов восприятия сказывается на развитии несенсорных психических функций – у детей наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза и др.
Другие тифлопсихологи, в частности, В.А. Лонина и Т.Н. Назарова, не обнаруживая в своих исследованиях корреляции уровня развития даже наглядно-образного мышления от степени нарушения зрения, полагают, что это доказывает полноценность умственной деятельности слабовидящих детей.
Из вышеизложенного следует, что вопрос развития наглядно-образного мышления у детей с нарушениями зрения является актуальным для тифлопсихологии и тифлопедагогики.
Изучение наглядно-образных форм мышления у дошкольников с нарушениями зрения приобретает особое значение, что обусловлено рядом специфических особенностей, вызванных наличием зрительного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии. Однако на сегодняшний день в тифлопсихологии не проводилось исследований, посвященных проблемам формирования и развития наглядно-образного мышления у детей со зрительной патологией. Неизученность, а также огромное значение компенсации дефекта указывают на актуальность проблемы, которая заслуживает самостоятельного изучения.
Целью исследования является
Гипотеза исследования:
На достижение поставленной цели и подтверждение гипотезы направлено решение следующих задач:
Объектом исследования является
Предмет исследования

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

1.1. Проблема мышления в тифлопсихологии

Поскольку мышление является высшей формой отражения действительности, от уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация человека. Этим объясняется интерес тифлопсихологов к мыслительной деятельности слабовидящих.
Многочисленные взгляды на мышление людей с нарушениями зрения, обстоятельно изложенные в монографии К. Бюрклена "Психология слепых", отражают две диаметрально противоположные точки зрения на развитие этой стороны психической деятельности при сужении сферы чувственного показания.
Согласно возникшей в западноевропейской тифлопсихологии и берущей свое начало от Вюрцбургской школы концепции, потеря зрения способствует более раннему, быстрому, преимущественному развитию логического мышления. Исходя из идеалистических философских построений, тифлопсихологи этого направления разрывали единство чувственного и логического, противопоставляли образное и понятийное. Не видя диалектики перехода от ощущения к мысли, они утверждали, что чувственные данные не только не способствуют, но, напротив, препятствуют развитию мышления. К таким выводам вели интроспективные методы исследования и неверное понимание взаимоотношений чувственного и логического, согласно которому чувственное отвлекает сознание, препятствует его сосредоточению на решении мыслительных задач. Отсюда следовало, что чем меньше ощущений вторгается в "фиксационную точку сознания" (А.А. Крогиус), тем интенсивнее работает мысль, тем глубже ....

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994.
2. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа. 1994. № 11.
3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Институт практической психологии, 1996.
4. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. – Самара: Дом печати, 1999.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Общая психология: В 3 т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Т. 1. – М.: Генезис, 2001.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Соцэкгиз, 1934.
8. Выготский Л.С. Слепой ребенок // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. – М.: Просвещение, 1984.
9. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Просвещение, 1987.
10. Грегори Р.М. Глаз и мозг. – М.: Наука, 1970.
11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1973.
12. Джемс У. Мышление // Общая психология: В 3 т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Т. 1. – М.: Генезис, 2001.
13. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М.: Просвещение, 1975.
14. Егорова Т.В., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. 1975. № 4.
15. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990.
16. Зак А.З. Диагностика мышления у детей 6-10 лет. – М.: Педагогика, 1993.
17. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М.: Просвещение, 1992.
18. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Наука, 1986.
20. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967.
21. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Просвещение, 1976.
22. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1978.
23. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности слепых. – Л.: Лениздат, 1961.
24. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. – М.: Педагогика, 1973.
25. Зеньковский В.В. Развитие мышления у детей / Психология детства. – СПб.: Питер, 2003.
26. Зотов А.И. Актуальные вопросы изучения личности слепых и слабовидящих детей. – М.: Медицина, 1977.
27. Коваленко Б.И., Коваленко Б.П. Тифлопедагогика. – М.: Педагогика, 1962.
28. Костючек Н.С. Представление, мышление у учащихся 1-3 кл. школы слепых и слабовидящих. – М.: Известия АПН РСФСР, 1959.
29. Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики. – Л., 1926.
30. Кюльпе О. Психология мышления // Общая психология: В 3 т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Т. 1. – М.: Генезис, 2001.
31. Леушина Л.И., Невская А.А., Бондарко В.М., Туркина Н.В. Влияние нарушения зрения на формирование наглядно-образного мышления у детей первого года жизни // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. – М., 1997.
32. Липкина А.И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. – М.: Педагогика, 1961.
33. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. – Л.: Лениздат, 1972.
34. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.: Просвещение, 1985.
35. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. – М.: Наука, 1988.
36. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Просвещение, 1992.
37. Назарова Т.П. Некоторые особенности мыслительной деятельности слабовидящих младших школьников // Дефектология. 1972. № 2.
38. Немов Р.С. Психология: Словарь–справочник. – М.: Эксмо-пресс, 2003.
39. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Владос, 2003.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Уч. пособие. – М.: Центр, 1999.
41. Обучение и воспитание ребенка с нарушением зрения / Сб. статей. – М.: Педагогика, 1978.
42. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969.
43. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Просвещение, 1977.
44. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1967.
45. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Б.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003.
46. Проблемы развития детского мышления в условиях зрительной патологии // Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990.
47. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990.
48. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Владос, 2003.
49. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Просвещение, 1958.
50. Солнцева Л.И. Особенности развития слепого ребенка дошкольного возраста // Вопросы активатизации обучения слепых. – М.: Педагогика, 1978.
51. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980.
52. Спенсер Г. Ассоциативная психология // Физиологическая психология в 14-ти лекциях. – М.: Центр, 1998.
53. Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения // Дефектология. 1990. № 1.
54. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 1988.
55. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Наука, 1981.
56. Тихомиров O.K. Психология мышления. – СПб.: Питер, 2001.
57. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. – М.: Наука, 1969.
58. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М.: Наука, 1975.
59. Хорош С.М. Обучение слепых дошкольников опосредованной оценке различных свойств предметов. – М.: Педагогика, 1976.
60. Шардаков В.С. Мышление школьников. – М.: Просвещение, 1963.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.