Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 11.11.2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ТИФЛОПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Проблема мышления в тифлопсихологии 6
1.2. Особенности мышления при нарушении зрения 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста с нормальным зрением 24
2.2. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 30
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 39
3.1. Диагностика наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 39
3.2. Рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

ВВЕДЕНИЕ

Мир, окружающий человека, многообразен и многолик. Он находится в процессе постоянного изменения, развития, совершенствования. Выявить его сущность с помощью процессов чувственного познания – ощущений и восприятий – не представляется возможным. Эту функцию берет на себя более сложный познавательный психический процесс – мышление.
Мышление отражает бытие человека в закономерных связях и отношениях, в многообразных опосредованиях. Своеобразным строительным материалом для мышления являются результаты ощущений и восприятий, которые не исчезают, а накапливаются и позволяют человеку сопоставлять, сравнивать, раскрывать новые свойства, не выделяемые с помощью органов чувств. Мышление сосредоточено на изучении и выявлении абстрактных свойств предметов и явлений и их взаимосвязей.
Развитие мышления осуществляется в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие мышления в онтогенезе понимают как последовательное развитие его основных видов. В таком случае оно проходит три стадии: наглядно-практическую, наглядно-образную и абстрактную.
Мышление выдвигается в центр психического развития ребенка с началом школьного обучения и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Однако еще на дошкольном этапе одной из центральных задач педагогики и психологии является поиск путей эффективного умственного развития детей и способов повышения уровня их познавательной деятельности, что подразумевает развитие мышления дошкольников, в первую очередь – наглядно-образного.
Степень сформированности действий наглядно-образного мышления, т.е. оперирования наглядными, но обобщенными образами, отражающими реальные предметы и явления, является одним из показателей умственного развития дошкольников. Высшей формой развития наглядно-образного мышления является образно-схематическое мышление – оперирование обобщенными и схематизированными образами, которое является основной характеристикой мышления детей старшего дошкольного возраста. Именно образно-схематическое мышление выступает, по мнению Л.А. Венгера, в качестве промежуточного звена между образным и абстрактным мышлением.
Высшие формы образного мышления являются итогом умственного развития дошкольника, который приводит его к порогу логического мышления, поэтому в этом возрасте необходимо полноценное развитие наглядно-образного мышления. Так, например, А.В. Запорожец писал, что если в дошкольном возрасте не воспитывать как следует наглядно-образное, а преждевременно "тащить" ребенка на ступень абстрактного формально-логического мышления, то этим можно нанести непоправимый ущерб общему ходу развития ребенка.
Таким образом, значимость наглядно-образной стадии в развитии мышления не вызывает сомнения.
Не вызывает сомнения и тот факт, что у детей с нарушением зрения сужен круг восприятия и ослаблены зрительные представления. Для формирования и полноценного развития мышления в дошкольном возрасте необходимы достаточный уровень развития восприятия, предметной и ориентировочно-исследовательской деятельности, то есть именно то, в чем испытывает значительные трудности ребенок с нарушениями зрения. Однако, несмотря на достаточно полный анализ особенностей мышления у слабовидящих детей в научной литературе – а изучением вопроса занимались Т.В. Егорова, М.И. Земцова, А.И. Зотов, А.Г. Литвак, Н.П. Назарова, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и другие – в вопросе влияния этого факта на развитие мышления единства мнений нет.
Одни специалисты считают, что зрительная патология, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления детей. Так, С.В. Сташевский говорит о том, что первичный соматический дефект зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира. Как следствие, нарушение механизмов восприятия сказывается на развитии несенсорных психических функций – у детей наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза и др.
Другие тифлопсихологи, в частности, В.А. Лонина и Т.Н. Назарова, не обнаруживая в своих исследованиях корреляции уровня развития даже наглядно-образного мышления от степени нарушения зрения, полагают, что это доказывает полноценность умственной деятельности слабовидящих детей.
Из вышеизложенного следует, что вопрос развития наглядно-образного мышления у детей с нарушениями зрения является актуальным для тифлопсихологии и тифлопедагогики.
Изучение наглядно-образных форм мышления у дошкольников с нарушениями зрения приобретает особое значение, что обусловлено рядом специфических особенностей, вызванных наличием зрительного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии. Однако на сегодняшний день в тифлопсихологии не проводилось исследований, посвященных проблемам формирования и развития наглядно-образного мышления у детей со зрительной патологией. Неизученность, а также огромное значение компенсации дефекта указывают на актуальность проблемы, которая заслуживает самостоятельного изучения.
Целью исследования является
Гипотеза исследования:
На достижение поставленной цели и подтверждение гипотезы направлено решение следующих задач:
Объектом исследования является
Предмет исследования

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

1.1. Проблема мышления в тифлопсихологии

Поскольку мышление является высшей формой отражения действительности, от уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация человека. Этим объясняется интерес тифлопсихологов к мыслительной деятельности слабовидящих.
Многочисленные взгляды на мышление людей с нарушениями зрения, обстоятельно изложенные в монографии К. Бюрклена "Психология слепых", отражают две диаметрально противоположные точки зрения на развитие этой стороны психической деятельности при сужении сферы чувственного показания.
Согласно возникшей в западноевропейской тифлопсихологии и берущей свое начало от Вюрцбургской школы концепции, потеря зрения способствует более раннему, быстрому, преимущественному развитию логического мышления. Исходя из идеалистических философских построений, тифлопсихологи этого направления разрывали единство чувственного и логического, противопоставляли образное и понятийное. Не видя диалектики перехода от ощущения к мысли, они утверждали, что чувственные данные не только не способствуют, но, напротив, препятствуют развитию мышления. К таким выводам вели интроспективные методы исследования и неверное понимание взаимоотношений чувственного и логического, согласно которому чувственное отвлекает сознание, препятствует его сосредоточению на решении мыслительных задач. Отсюда следовало, что чем меньше ощущений вторгается в "фиксационную точку сознания" (А.А. Крогиус), тем интенсивнее работает мысль, тем глубже ....

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994.
2. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа. 1994. № 11.
3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Институт практической психологии, 1996.
4. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. – Самара: Дом печати, 1999.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Общая психология: В 3 т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Т. 1. – М.: Генезис, 2001.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Соцэкгиз, 1934.
8. Выготский Л.С. Слепой ребенок // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. – М.: Просвещение, 1984.
9. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Просвещение, 1987.
10. Грегори Р.М. Глаз и мозг. – М.: Наука, 1970.
11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1973.
12. Джемс У. Мышление // Общая психология: В 3 т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Т. 1. – М.: Генезис, 2001.
13. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М.: Просвещение, 1975.
14. Егорова Т.В., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. 1975. № 4.
15. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990.
16. Зак А.З. Диагностика мышления у детей 6-10 лет. – М.: Педагогика, 1993.
17. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М.: Просвещение, 1992.
18. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Наука, 1986.
20. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967.
21. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Просвещение, 1976.
22. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1978.
23. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности слепых. – Л.: Лениздат, 1961.
24. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. – М.: Педагогика, 1973.
25. Зеньковский В.В. Развитие мышления у детей / Психология детства. – СПб.: Питер, 2003.
26. Зотов А.И. Актуальные вопросы изучения личности слепых и слабовидящих детей. – М.: Медицина, 1977.
27. Коваленко Б.И., Коваленко Б.П. Тифлопедагогика. – М.: Педагогика, 1962.
28. Костючек Н.С. Представление, мышление у учащихся 1-3 кл. школы слепых и слабовидящих. – М.: Известия АПН РСФСР, 1959.
29. Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики. – Л., 1926.
30. Кюльпе О. Психология мышления // Общая психология: В 3 т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Т. 1. – М.: Генезис, 2001.
31. Леушина Л.И., Невская А.А., Бондарко В.М., Туркина Н.В. Влияние нарушения зрения на формирование наглядно-образного мышления у детей первого года жизни // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. – М., 1997.
32. Липкина А.И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. – М.: Педагогика, 1961.
33. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. – Л.: Лениздат, 1972.
34. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.: Просвещение, 1985.
35. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. – М.: Наука, 1988.
36. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Просвещение, 1992.
37. Назарова Т.П. Некоторые особенности мыслительной деятельности слабовидящих младших школьников // Дефектология. 1972. № 2.
38. Немов Р.С. Психология: Словарь–справочник. – М.: Эксмо-пресс, 2003.
39. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Владос, 2003.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Уч. пособие. – М.: Центр, 1999.
41. Обучение и воспитание ребенка с нарушением зрения / Сб. статей. – М.: Педагогика, 1978.
42. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969.
43. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Просвещение, 1977.
44. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1967.
45. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Б.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003.
46. Проблемы развития детского мышления в условиях зрительной патологии // Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990.
47. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990.
48. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Владос, 2003.
49. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Просвещение, 1958.
50. Солнцева Л.И. Особенности развития слепого ребенка дошкольного возраста // Вопросы активатизации обучения слепых. – М.: Педагогика, 1978.
51. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980.
52. Спенсер Г. Ассоциативная психология // Физиологическая психология в 14-ти лекциях. – М.: Центр, 1998.
53. Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения // Дефектология. 1990. № 1.
54. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 1988.
55. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Наука, 1981.
56. Тихомиров O.K. Психология мышления. – СПб.: Питер, 2001.
57. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. – М.: Наука, 1969.
58. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М.: Наука, 1975.
59. Хорош С.М. Обучение слепых дошкольников опосредованной оценке различных свойств предметов. – М.: Педагогика, 1976.
60. Шардаков В.С. Мышление школьников. – М.: Просвещение, 1963.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.