На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование семейных ценностей в Германии и изучение проблем молодой семьи

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Социология. Добавлен: 11.11.2012. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ МОЛОДОЙ СЕМЬИ 7
1.1. Понятие и структура ценностных представлений 7
1.2. Ценностные аспекты семейных отношений как предмет социально-психологических исследований 15
1.3. Проблема молодой семьи как объекта социально-психологических исследований 23
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ГЕРМАНИИ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МОЛОДОЙ СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 32
2.1. Анализ модернизации семьи и реализации семейной политики в Германии как факторов формирования семейных ценностей 32
2.2. Сравнительный анализ семейных ценностей и проблем молодой семьи в Германии и странах Европы 47
2.3. Сравнительный анализ семейных ценностей и проблем молодой семьи в Германии и России 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Семья как социальный институт является одним из важнейших элементов общественной системы. Она выполняет ряд социально значимых функций, которые обу-словливают стабильность и нормальную жизнедеятельность общест-ва. Однако в современном мире остро встала проблема кризиса се-мьи как института, который влечет за собой ряд тяжелых социаль-ных последствий во всех сферах жизни общества. Основной причи-ной кризиса семьи является изменение системы ценностей, снижение роли семейных ценностей в ней, частичная их утрата и замещение на внесемейные ценности.
Ценностные ориентации - это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и со-держание активности личности, являющийся составной частью сис-темы отношений личности, определяющий общий подход человека к себе и к миру, придающий смысл и направление к личностным по-зициям, поведению поступкам.
Актуальность темы работы заключается в том, что зачастую именно семейные отношения и семейные ценности определяют пси-хологию и поведение человека в обществе, поэтому, в наши дни, семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.
Проблемы семьи давно привлекают внимание ученых. В соци-альной психологии наиболее продуктивным представляется изучение института семьи как малой группы. Социально-психологические основы работы с малой социальной группой и коллективами иссле-довали отечественные психологи: Акопов Г. В. (2000), А. И. Донцов (1979; 1988), С. Г. Елизаров (1994), А.Л. Журавлев (1993; 1998), Я. Л. Коломинский (1993), Ю. А. Лунев (1998, 1999), Б. Д. Парыгин (1971; 1981), А. В. Петровский (1979), К. К. Платонов (1971), С. В. Сарычев (1993; 2000), Л. И. Уманский (1977; 1980), А. С. Чернышев (1980; 1991), В. В. Шпалинский (1978). Отечественные специалисты по работе с семьей (М. С. Мацковский (1989), А. Г. Харчев (1979), Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий (1990; 1998)) указывают на необ-ходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования, когда семейная группа обладает недостаточным «запасом» психологической надежности.
К проблемам семьи также обращались зарубежные психологи: Э. Берн (1992), К. Рудестам (1993), Н. Пезешкиан (1993), В. Сатир (1987). Наиболее продуктивным им видится психоаналитическое на-правление изучения мотивации и ценностных ориентаций, форми-рующих жизненный путь и брачно-семейные отношения.
В развитых странах Запада, включая Федеративную Республи-ку Германия, с начала 1980-х до начала 1990-х гг., все яснее стали проявляться такие признаки трансформации семьи, как уменьшение численности браков, их «старение», увеличение числа нерегистри-руемых браков, падение рождаемости и ее «старение» (рождение первенцев откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распро-странение добровольной бездетности. Связывая все это с растущими в обществе тенденциями индивидуализма и рационализма, ученые стали говорить о втором демографическом переходе (Second Demographic Transition).
Эти изменения, начавшиеся в странах Северной и Западной Европы и несколько позже в Южной Европе, к концу 1980-х гг. ста-ли проявляться в Средней и Восточной Европе. Существенные пе-ремены в демографической ситуации и трансформация семьи зафик-сированы статистическими данными и отражены во множестве пуб-ликаций. Эти изменения в России анализировали А. Вишневский , А. Починок и другие. Специфику рождаемости и партнерства в странах Восточной и Западной Европы исследовали М. Мацура, И. Мохизуки-Стернберг и И.Л. Гарсиа.
Причины упомянутых изменений продолжают обсуждаться учеными. По-видимому, прав А. Вишневский, утверждая, что только экономическая реформа, спад экономики не могли бы обусловить сложившееся демографическое положение, которое проявилось так-же и в заметном снижении рождаемости . Подобным же образом рассуждает и А. Романюк, который полагает, что корни проблемы материнства не в финансовой сфере, а в изменении ценностных ори-ентаций.
Будущее европейской семьи во многом зависит от того, какие семейные ценности будут усвоены последующими поколениями в процессе социализации. Поэтому в нашем исследовании мы рас-смотрели именно молодежь, так как несмотря на то, что у современ-ной молодежи сложились определенная система ценностей и пред-ставления о том, какой должна быть семья, на основе понимания процессов формирования семейных ценностей можно попытаться скорректировать их усвоение новыми поколениями.
Целью работы является исследование формирования семей-ных ценностей в Германии и изучение проблем молодой семьи.
Объект исследования - семейные ценности и связанные с ними проблемы молодой семьи.
Предмет исследования – особенности формирования семей-ных ценностей в Германии.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие ценностных представлений и рассмотреть ценностные аспекты семейных отношений как предмет социально-психологических исследований.
2. Выявить проблему молодой семьи как объекта социально-психологических исследований.
3. Провести анализ семейной политики в Германии как факто-ра формирования семейных ценностей.
4. Сделать сравнительный анализ семейных ценностей и про-блем молодой семьи в Германии, странах Европы и России.
Методы исследования.
1. Анализ научной литературы по проблеме ценностных ори-ентаций и семейных ценностей.
2. Анализ практических социально-психологических исследо-ваний по проблеме формирования семейных ценностей в Германии и изучения проблем молодой семьи.



ГЛАВА I СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИ-РОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
1.1. Понятие и структура ценностных представлений
В философской литературе понятию «ценность» дается сле-дующее определение: ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира. Как правило, оценка опре-деляется не столько свойствами предметов самих по себе, а их во-влеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, человече-скими интересами, потребностями, отношениями.
Доминантные ценности выполняют регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая тем самым определенные мо-дели их поведения во взаимодействии. Система ценностных ориен-таций определяет содержательную сторону направленности лично-сти, является основой отношений человека к окружающему миру и себе, ядром мотивации жизненной активности. По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой ценност-ных ориентаций, несмотря на специфику подходов к ней, система ценностных ориентаций во многом определяет формирование лич-ности человека.
Проблема ценностей занимает важное место в структуре со-циологического и психологического знания. В социологии, в част-ности, предлагается понимать ценности как «общепринятые убеж-дения относительно целей, к которым человек должен стремить¬ся» .
В социологии и психологии ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности – это идеи, идеалы, цели к которым стре-мится человек и общество . Стремление к смыслу, по мнению В. Франкла, - первичная мотивационная сила в людях . Источники смысла включают в себя работу, любовь, страдание, прошлое и сверхсмысл. С его точки зрения самоопределения можно достичь путем определения смысла тремя различными способами: делая де-ло, переживая ценность и страдая. Г. Меррей представляет ценности в связи с потребностями. К ценностям он относит физическое бла-гополучие, собственность, власть, аффлиацию, знание, эстетические формы и идеологию .
Ценности объединяются в системы, представляя собой опре-деленную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Описывая экзистенциальные потребности психически здорового человека, Э. Фромм выделяет потребность в наличии системы ценностей. Человек нуждается в системе взглядов и ценностей, помогающих ему ориентироваться в мире. Система ценностей позволяет организовывать то огромное количество сти-мулов и раздражителей, с которыми мы сталкиваемся на протяжении жизни .....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными задачами, в заключение ра-боты можно сказать следующее.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности, является основой отношений че-ловека к окружающему миру и себе, ядром мотивации жизненной активности. Ценности представляют собой основу, определяющую переживания и поведения людей. Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, ко-торая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Ценностные ориентации - это сложный социально-психологический феномен, ха-рактеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, опре-деляющий общий подход человека к себе и к миру, придающий смысл и направление к личностным позициям, поведению поступкам. Выделяют ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях. Наряду с ценностными ори-ентациями в сознании человека присутствуют и различные ценност-ные представления, среди которых ценностные стереотипы, отра-жающие ожидания, предъявляемые человеку социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им; в качестве другой кате-гории ценностных представлений выделяют ценностные идеалы, вы-ступающие как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта в его представлении.
Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство наделения и преемственность семейных поколений, и также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Хотя основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной, лишь нали-чие триединого отношения супружества-родительства-родства по-зволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризу-ет фагментарность семейных групп либо бывших уже, либо не став-ших еще семьями.
Для современной семьи характерна ориентация на личност-ные, а не на статусные характеристики индивидов в ситуации брач-ного выбора. Если в прошлом были распространены браки по сговору родителей, то теперь подавляющее большинство составляют браки, в которых молодые люди самостоятельно принимают решение о вступлении в брак и сами выбирают брачных партнеров. Происходит усложнение взаимоотношений между старшим и средним поколениями в семье, и одновременно растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Во-первых, традиционные нормы и ценности, во многом поддерживаемые традициями семьи, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения в отдельных семьях. Во-вторых, происходит изменение структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами и между родителями и детьми. Наконец, основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
Семейные ценности - положительные и отрицательные пока-затели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супру-жества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объек-тов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими инте-ресами, потребностями, социальными отношениями.
Можно классифицировать семейные ценности по объектам, составляющих предмет оценки. В этом случае выделяется три груп-пы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; цен-ности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супру-гов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетно-сти, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопо-мощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеар-ной семьи (нуклеарная семья состоит только из одной супружеской пары с детьми, а расширенная состоит из трех или более поколений и включает две или более нуклеарные семьи).
Второй вариант классификации семейных ценностей - по вы-полняемым семьей социальным функциям. Репродуктивная функция связана с ценностью детей. К функции социализации относятся цен-ность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей. К экзистенциальной функции относится ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов се-мьи и детей после их рождения: ценность внутрисемейных комму-никаций; ценность семейного микроклимата, способствующего сня-тию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; цен-ность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов се-мьи. Из экономической функции семьи следуют следующие ценности: ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя.
Социологические исследования семьи, традиционно связанные с демографией и экономической статистикой, отталкивались в своих выводах и прогнозах от зафиксированных этими науками фактов: падение рождаемости, рост разводов, неполных семей и одиночеств, сопутствующие исключительно высокому уровню женской занято-сти. Именно эти очевидные тенденции объясняли социологи, анализируя мотивы брака, причины разводов, репродуктивные уста-новки, семейную идеологию, функции современной семьи и, в ко-нечном счете, обосновывая те или иные меры семейной политики. Именно на базе анализа и оценки этих тенденций возникли две кон-цепции современной семьи: «алармистская», основанная на идее ут-раты важнейших цементирующих семью ценностей и «либеральная», основанная на идее прогресса и возвышения ценности свободного выбора.
Новая социально-политическая ситуация, сложившаяся в Рос-сии и странах Восточной Европы, потребовала и изменения взгляда на семью.
Важнейшей особенностью нашего исследования явилось то, что оно строилось как сравнительное и межкультурное, объединив, с одной стороны страны Европы и Германию, а с другой - Восточную Германию и Россию и Западную Германию, принадлежавших до не-давнего времени к противоположным политическим системам.
Опираясь на значимость ценностей семьи, брака, наличия де-тей и других приоритетов все страны можно условно разделить на три группы. К первой группе, в которой 2-ой демографический пе-реход больше всего проявился, и где царит "дух постмодернизма", принадлежат развитые страны Западной и Северной Европы, в пер-вую очередь скандинавские: Голландия, Великобритания и др. Ко второй группе, которая находится на противоположном ценностном полюсе, и где доминирует консервативный взгляд на семью, связан-ный с глубокими религиозными традициями, можно отнести такие страны, как Мальта, Италия, Польша, Словакия и др. (причем сто-ронники этих взглядов постепенно утрачивают в Европе сильные в прошлом позиции). И, наконец, в третью группу можно отнести не-которые страны Средней и Восточной Европы, а также балканские, респонденты которых не отличаются крайними оценками перемен в семейной жизни. К этой группе относятся Германия и Россия.
Семья как социальный институт является одним из важнейших элементов общественной системы. Она выполняет ряд социально значимых функций, которые обусловливают стабильность и нор-мальную жизнедеятельность общества. Однако в современной Рос-сии остро встала проблема кризиса семьи как института, который влечет за собой ряд тяжелых социальных последствий во всех сфе-рах жизни общества. Основной причиной кризиса семьи является изменение системы ценностей, снижение роли семейных ценностей в ней, частичная их утрата и замещение на внесемейные ценности. Поэтому выбор семейных ценностей как объекта исследования явля-ется актуальным и их изучение крайне необходимо на данном этапе развития российского общества. Будущие семьи и решение проблем, связанных с институциональным кризисом семьи, во многом зависит от того, какие семейные ценности будут усвоены будущими поколе-ниями в процессе социализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Избранные психоло-гические труды: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1980.
2. Андреева г.М. Теория социального познания: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект пресс, 2000. – С. 173-174.
3. Антонов A. И., Медков В.М. Социология семьи. — М., 1996.
4. Антонов А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов. — М., 1998.
5. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. - М., 2003.
6. Гидденс Э. Социология. – М., 2002.
7. Артемов В.А. Тенденции изменения повседневной деятельности населения в 1970-1990-е го¬ды // Социальная траектория реформи-руемой России: Исследования Новосибирской эконо¬мико-социологической школы / Отв. ред. Т.Н. Заславская. — Новоси-бирск: Наука,1999.
8. Арутюнян Э.А. Микросреда и трансформация общественных цен-ностей в ценностную ориентацию личности // Образ жизни и цен-ностные ориентации личности. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1979. –С. 49-61.
9. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Сов педаго-гика. 1974. № 5.
10. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. - Киев: Наукова думка, 1976.
11. Барсукова С. Ю. Сущность и функции домашней экономики, способы измерения домашнего труда//СОЦИС. — 2003. — № 10.
12. Богданова Л. П.., Щукина А. С. Гражданский брак в современ-ной демографической ситуации//СОЦИС. — 2003. — № 7.
13. Борисов В. А. Демография. — М., 1999.
14. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. / Психология лично-сти в трудах отечественных психологов. - СПб: Издательство Пи-тер, 2000.
15. Вишневский А.Г. Автономна ли демографическая ситуация в Российской Федерации // Модернизация экономики России. Итоги и перспективы. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.
16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориента-ции личности/ Психология личности в трудах отечественных пси-хологов. - СПб: Издательство Питер, 2000.
17. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические про-блемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.
18. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. — 2000. — №3.
19. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации рос-сийского общества//СОЦИС. — 2003. — № 7.
20. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков. — Ка-зань, 2001.
21. Кунявский М.Б., Моин В.Б., Попова И.М. Сознание и трудовая деятельность: ценностные аспекты сознания, вербального и фак-тического поведения в сфере труда. Киев; Одесса: Вища школа, 1985.
22. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и дина-мика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
23. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. - № 1. - 1998.
24. Митрикас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы//Социологические иссле-дования. – 2004. - № 5.
25. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патоло-гии. / Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Издательство Питер, 2000.
26. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001.
27. Никулин A.M. Предприятия и семьи в России: социокультур-ный симбиоз // Куда идет Рос¬сия?.. / Под общ. ред. Т.И. За-славской. — M.,2004.
28. Починок А.П. Демографическая ситуация в Российской Феде-рации // Модернизация экономики России. Итоги и перспективы. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.
29. Психология. Учебник. / Под реакцией А.А. Крылова. – М..: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
30. Пфау-Эффингер Б. Культурные перемены и семейная политика в Восточной и Западной Германии// Социологические исследова-ния. – 2004. - № 5. – С. 65-72
31. Радаев В. Человек в домашнем хозяйстве // СОЦИС. — 1997. — № 4.
32. Романюк А.И. Демографическое будущее развитых обществ: между детерминизмом и свободой выбора // Социологические ис-следования - 1999. - № 3.
33. Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп. — М.,1983.
34. Ручкин Б А.. Родионов В. А., Пыжиков А В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества // Соци-ально-гуманитарные знания. — 2000. — № 1.
35. Сагомонов А.Ю. Солидаристические утопии в "высокой" со-временности // Солидаризация в рабочей среде. — M., 1998.
36. Семья и брак: Историко-социологический анализ. — СПб., 1998.
37. Сизанов А.Н., Быков В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безо-пасное и ответственное поведение/ под ред. А.Н. Сизанова. – Мн., 2001. Ч. III.
38. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
39. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента / Свободная мысль XXI. — 2004. — № 1.
40. Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология. — М., 1998.
41. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., 2002.
43. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности. – М.: «КСП+», 1997.
44. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997.
45. Шледер Б. Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование // Иностранная психология. Т. 2. № 2 (4). - 1994. - С.47-56.
46. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и пси-хология семейной жизни. – Мн.: Нар. асвета, 2003



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.