На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Причины и результаты банковского кризиса. Политика финансовой стабилизации, период ужесточения денежно-кредитной политики. Банковский надзор и его укрепление. Адаптация и реструктуризация банковской системы. Способы преодоления кризиса ликвидности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Содержание
    Введение
      1. Причины и результаты банковского кризиса
      1.2 Политика финансовой стабилизации
      1.3 Период ужесточения денежно-кредитной политики
      1.4 Банковский надзор
      1.5 Общий вывод о причинах банковского кризиса
      2. Адаптация банковской системы
      2.1 Реструктуризация банковской системы
      2.2 Укрепление банковского надзора
      2.3 Преодоление кризиса ликвидности
      Заключение
      Список используемой литературы

Введение

Я выбрала тему "Банковский кризис в России (август 1997 г): его причины, результаты и пути преодоления", так как считаю ее актуальной по следующим причинам:

Российский банковский кризис 1997 г. является системным и наиболее серьезным потрясением для банковской системы страны и для экономики в целом;

кризис проявился в убыточности значительного числа российских банков и потере банковской системой значительной части своего капитала.

кризис стал результатом как внешних для банковской системы финансовых потрясений (фактическое банкротство государство, резкая девальвация национальной валюты и разрушение финансовых рынков), так и внутренних структурных слабостей российской банковской системы (провалы и ошибки менеджмента, низкий уровень капитализации, неадекватная оценка и учет рисков, слабое развитие непосредственно банковского бизнеса). Масштабы потерь российских банков за вторую половину 1998 г. оцениваются в 50-60% капитала банковской системы (2-3% ВВП).

В этой работе рассматриваются основные характеристики российской банковской системы накануне кризиса, причины возникновения банковского кризиса и последствия, которые он повлек за собой, роль Правительства Российской Федерации и Банка России в преодолении этих последствий и стабилизации экономики страны.

В своей работе я попытаюсь изложить ход событий, предшествующих этому банковскому кризису, показать плюсы и минусы становления банковской системы в России и рассмотреть основные проблемы, имеющие наибольшее значение.

Теоретическое значение выбранной мной темы заключается в том, что кризисом 1997 года было охвачено большинство крупных многофилиальных российских банков, через которые проходила значительная часть платежного оборота, в том числе межрегиональные платежи. В этих условиях представляется исключительно важным попытаться поставить правильный диагноз случившегося, определить те факторы, которые обусловили столь стремительное развитие кризисных процессов, понять возможности и ограничения в действиях государственных структур, которые могут и должны способствовать восстановлению банковской системы страны.

Целью моего исследования является изучение темы "Банковский кризис в России (август 1997 г)..."

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующих задач:

Изучить природу банковского кризиса в России в 1997 году;

Выявить основные причины этого кризиса и его последствия;

Изложить пути выхода из банковского кризиса.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, практическую часть, состоящую из трех приложений, и списка используемой литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставленные цели и задачи исследования.

Глава первая раскрывает основные причины возникновения банковского кризиса и его результаты.

В главе второй рассматриваются пути выхода из банковского кризиса, роль и действия Правительства РФ и Банка России в восстановлении банковской системы страны.

Таким образом, актуальность данной проблемы определили выбор данной темы, круг вопросов и логическую схему ее построения.

Источниками информации послужили учебная и научная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов.

1. Причины и результаты банковского кризиса

1.1 Особенности российской банковской системы накануне кризиса
Современная кредитная система - это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институционных звеньев или ярусов.
Первый ярус - это центральный банк. Второй ярус образовывает банковский сектор: коммерческие, сберегательные и ипотечные банки. Третий ярус - это страховой сектор, куда входят страховые компании и Пенсионный фонд. Четвертый ярус - это специальные небанковские кредитные институты.
Основной частью кредитной системы выступает банковская система, которая предполагает совокупность банковских учреждений. Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада и в своем развитии прошла несколько этапов, последний из которых включает в себя формирование современной рыночной банковской системы (с 1988 г. по настоящее время).
Очередные изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям привели к изменениям в банковской системе. В 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение об ее совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшем роль "банка банков", были созданы пять отраслевых банков - Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), Агропромышленный банк (Агропромбанк), Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), Сберегательный банк (Сбербанк) и Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк).
Такое множество банков при одноуровневой системе привело к переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел закон "О кооперации" (1988 г), который позволил образовываться кооперационным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному "банковскому буму". К 1 января 1989 г. в стране насчитывается 43 коммерческих банка, 1990 г. - 224, конец 1991 г. - 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой "банки-однодневки", создававшиеся лишь для получения определенной части прибыли, после чего закрывались (см. Схему 1.1.1).
Схема 1.1.1
Определенный порядок наступил, когда в конце 1990 г. были приняты Закон "О Государственном банке" и Закон "О банках и банковской деятельности", в которых были определены условия открытия банков, пути и методы контроля над ними. Закон "О банках и банковской деятельности" окончательно установил двухуровневую банковскую систему в виде Центрального банка, Сбербанка и коммерческих банков. Согласно этому закону, коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывается 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.
Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовало уже 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация персонала, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это привело к большому числу банкротств.
К 1994 г. банковскую систему можно было считать уже вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банков. Увеличился и совокупный капитал банков, он составлял 968 млрд. рублей. Говоря о специализации банков, почти все они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них созданы на базе специализированных банков.
Сначала продолжался рост количества банков, но уже с 1996 г. началось сокращение. Сокращение шло не только за счет снижения темпов роста банков. Причиной уменьшения их количества становится также их банкротство, ухудшение финансового положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. Особенно резко снижается число паевых, мелких банков.
В 1997 г. основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агента - населения, предпринимательства, государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитование населения занимался практически только Сбербанк. Кредитование предпринимателей занимало сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997 г. объем кредитования составлял 286 трлн. руб. В совокупности активные кредитные вложения составляли 44%, при этом доля экономики - 35%.
Однако 1997 г. оказался последним благоприятным годом для коммерческих банков. Первая половина 1998 г. почти не принесла банкам прибыль, причем в большинстве случаев расходы превышали доходы. Структура пассивов и активов претерпела существенные изменения, связанные с событиями на финансовом рынке России. Значительно увеличилась доля государственных ценных бумаг в активах коммерческих банков (до 13,6%). Суммарный капитал крупных банков снизился за этот период более чем на 15%, а величина ликвидности активов - в три раза.
Пытаясь спасти себя, банки начали привлекать сбережения населения, но и это не помогло. И в середине 1998 г. начался серьезный банковский кризис, осложнившейся ситуацией 17 августа 1998 г., который включил комплекс процессов - падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, кризис внешней задолженности, потерю собственного капитала. (см. Приложение 1)
Многие, даже крупнейшие, банки потерпели фиаско, уменьшилось их общее количество (с 2502 в июне 1998 г. до 1476 в январе 1999 г), сократилась ресурсная база за счет ухода вкладчиков и выплаты долгов. У многих банков серьезно уменьшился собственный капитал, и в некоторых случаях он достиг отрицательной величины. В целом капитал банковской системы уменьшился втрое, а валюте - в 8,5 раза.

1.2 Политика финансовой стабилизации

На самом деле, в банке нет ничего таинственного, мистического. Деньги в нем не исчезают, как в некой бездне, и не появляются ни откуда. Все подчинено действию объективных экономических законов. Банк - это такое же предприятие, как и многие другие.

Это действительно сложно - заранее учитывать множество факторов, планировать свою деятельность на перспективу, и лишь тогда банковские операции будут приносить выгоду. Особенно важно в российских условиях тщательно учитывать влияния, которые оказывают на деятельность банков темпы инфляции.

При отдельных условиях высокая инфляция может благоприятствовать быстрому росту банков и других посредников финансового рынка. Именно это происходило в России в период высокой хронической инфляции. Но высокая инфляция существенно повышает уровень неопределенности в экономике. И для банковского сектора это является фактором финансового риска. Она повышает вероятность систематических кризисов, затрагивающих большое число банков и других финансовых посредников.

Россия не спешила с финансовой стабилизацией. Ужесточение бюджетной и кредитной политики происходило постепенно на протяжении трех лет (с 1993 по 1995 гг.). Бюджетный дефицит за это время сократился, а, следовательно, уменьшился размер вызывающей инфляцию денежной эмиссии, связанной с покрытием государственных расходов, сократилась и эмиссия, связанная с кредитованием коммерческих банков. Но цены продолжали расти сравнительно быстро.

Такой вариант стабилизации способствовал углублению экономического кризиса, но для банковского сектора создавал ряд преимуществ.

Успешное завершение финансовой стабилизации в России, несомненно, осложнило положение большинства коммерческих банков, поскольку привело к резкому сокращению масштабов инфляционного перераспределения валового продукта через банковскую систему.

1.3 Период ужесточения денежно-кредитной политики

Данный период сопровождался ужесточением финансового законодательства, усилением надзора за банковской системой, экономическим и административным регулированием структуры внешних заимствований банками и зарубежных инвестиций в экономику страны, расширением применения монетаристических принципов управления ею, создание эффективной системы защиты национальной валюты.

Переход к описываемому периоду обычно является ответом на кризис в финансовой сфере, высокую инфляцию и девальвацию национальной валюты. При своевременном ужесточении денежно-кредитной политики развитие кризиса может быть купировано.

Ужесточение денежно-кредитной политики само по себе не подразумевает вмешательства государства в операционную деятельность банков, а лишь определяет новые рамки деятельности финансовых институтов и самих властей. Для банковской системы данный период имеет очень большое значение. С одной стороны, снижение инфляции и эмиссионной "накачки" экономики уменьшает рентабельность банков, повышает кредитные риски и материализует несовершенство менеджмента. Все это обостряет проблему у неэффективно функционирующих кредитных учреждений, создает предпосылки к ускорению их банкротства.

С другой стороны, ужесточение денежно-кредитной политики создает условия для снижения инфляции, поддержания рубля, способствует естественному отбору в банковской системе, совершенствованию курса механизмов управления, что оказывает содействие формированию эффективного банковского сектора, действующего в условиях общей финансовой стабильности. Однако, ужесточение денежно-кредитной политики само по себе не является безусловным благом и залогом успеха в реализации государственной экономической политики. Следует принимать во внимание своевременность перехода к нему, соразмерность возможностей реального сектора экономики, последовательность политики финансовой власти и многие другие аспекты.

Балансы многих банков на 1 января 1995 г. показывают, что большинство из них в начале 1995 г. допускало значимую открытую валютную позицию, полагая, что курс доллара будет и дальше расти, а, следовательно, выигрыш от этого роста будет увеличивать их доходы. (см. Рис.1.3.1)

Рис.1.3.1

Но внезапно процентная маржа по операциям с открытой валютной позицией стала резко отрицательной. Расплачиваться по рублевым обязательствам надо, а ожидаемого дохода от активных операций банки не получают. (см. Приложение 2)

Ажиотажный спрос на рынке МБК, нараставший в течение лета 1995 г., по-видимому, в немалой степени отражал стремление банков выпутаться из сложившейся ситуации. Отчасти это происходило в надежде, что стоит продержаться несколько месяцев, перехватив деньги, а там возобновление эмиссионного финансирования федерального бюджета для покрытия сезонных расходов третьего квартала позволит неплохо заработать и устранить потери, вызванные изменениями политики валютного курса. Но надежды на рост кредитной эмиссии не оправдались, и в конце августа рынок МБК рухнул, поставив банки в тяжелое положение.

Но в 1996 г. в ходе финансовой стабилизации уровень инфляции стал существенно более низким, чем раньше. Следовательно, уменьшились и банковские маржи. Вот именно в такой ситуации и произошла девальвация рубля. Внезапно оказалось, что обязательства в валюте стали для банков очень дорогими. В результате резкое удорожание обязательств наложилось на закономерное уменьшение банковской маржи. Банки понесли потери и не имели возможности покрыть их какими-либо другими видами доходных операций.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что многие российские банки столкнулись с резким ростом расходов и в связи с этим со сложными финансовыми проблемами. Затем проблемы усугубились финансовыми потерями, связанными с плохими ссудами.

Разумеется, в период высокой инфляции и больших марж подобные расходы не составляли бы проблему для подавляющего большинства российских банков.

Суммы, которые были в этот период израсходованы ими на собственное развитие, в реальном выражении могли бы намного превосходить издержки, связанные с перестройкой структуры активов и обязательств, связанных с финансовой стабилизацией. Но в условиях низкой инфляции, когда, как я отмечала выше, маржи резко сократились, это финансовое бремя для многих оказалось просто не подъемным.

Более этого, промедления и ошибки при проведении структурных изменений принесли банкам прямые убытки.

Оказалось, что денег на покрытие текущих издержек не хватает.

Возникла реальная угроза устойчивости большого числа коммерческих банков. Оказалось, что банк, еще вчера действовавший хорошо и вроде бы не совершавший серьезных ошибок в краткосрочном плане, сегодня становится банкротом просто из-за кардинальной перемены макроэкономической ситуации в стране.

1.4 Банковский надзор

Возникает естественный вопрос: мог ли Банк России, применяя административные меры, каким-то образом ограничить масштабы кризиса? Насколько эффективным в России оказался банковский надзор?

Следует отметить, что для страны, в которой банковская система существовала всего несколько лет, уровень развития банковского надзора был достаточно высоким. В 1996 г. в Центральном банке была проведена организационная реформа надзорного блока: разделены функции лицензирования и собственно надзора, создано специальное подразделение для контроля за деятельностью крупнейших банков (ОПЕРУ - 2). Начался пересмотр действующей нормативной базы. В 1997 - 1998 гг. система контроля за деятельностью кредитных организаций приведена в соответствие Базельским принципам эффективного банковского надзора - основополагающему мировому документу в этой области. Разработаны основы внутреннего контроля. Начата работа по отслеживанию деятельности структур, аффилированных с кредитными организациями. С 1 января 1998 г. введен в действие новый план счетов бухгалтерского учета, который позволяет получить более полную информацию о деятельности банка.

Существенным плюсом банковского регулирования в России является концентрация всех функций по регулированию различных аспектов банковской деятельности (надзор, рефинансирование банков, деятельность банков на рынке государственных ценных бумаг и т.п.) в одном учреждении - Банке России. В мировой практике имеются и случаи разделения функций, однако при этом между учреждениями, выполняющими различные функции, неизбежно возникают противоречия часто чисто ведомственного характера.

Однако, в силу разных причин, действия органов банковского надзора все же не смогли предотвратить кризис или локализовать его последствия. Среди них следует отметить следующие:

1) За несколько лет объективно невозможно создать полностью совершенную нормативную базу и тем более нельзя обеспечить ее адекватное применение. Должны сформироваться и определенные профессиональные навыки сотрудников как надзорных органов, так и контролируемых ими банков.

2) Система банковского надзора в России децентрализована. Основная работа по надзору осуществляется региональными подразделениями Банка России, центральный аппарат занимается вопросами создания нормативной базы, разработки методологии надзора, анализом сводной информации. Не секрет, что в такой ситуации региональные власти могут оказывать существенное "давление" на отношение Банка России к проблемам того или иного банка, на адекватность и беспристрастность оценок реального положения в банках. В силу организации надзора по принципу местонахождения головной конторы банка его филиалы и отделения могут находиться вне зоны внимания надзорного органа, если они расположены в других регионах страны.

3) Надзорные органы (особенно на местах) испытывают острый недостаток квалифицированного персонала. Это объясняется и отсутствием опыта и большим количеством новых направлений работы, неизбежно сопутствующим деятельность государственных органов стран с переходной экономикой, и материальными факторами.

Кроме того, в России, как и во всем мире, существует проблема объективного противоречия интересов Центрального банка и коммерческих банков. Если Центральный банк заинтересован в развитии и укреплении системы надзора, то коммерческие банки считают, что это мешает успеху их бизнеса. В результате они целенаправленно дезинформируют надзорные органы, а при необходимости через органы государственной власти или средства массовой информации создают помехи работе Центрального банка.

1.5 Общий вывод о причинах банковского кризиса

Один из самых лучших способов выяснить, что ждет нашу страну в ближайшей или более отдаленной перспективе - посмотреть на мировой опыт. В период 1995 г. международные сравнения свидетельствуют об уникальности российского опыта развития коммерческих банков. И главная особенность, бросающаяся в глаза - банков в России очень много. Однако число банков мало, что говорит экономисту. Можно использовать, например, средний объем активов, приходящийся на один банк. Иначе говоря, посмотреть, насколько беден или богат средний российский банк по сравнению со своим зарубежным собратом. Если мы возьмем этот показатель, то выяснится, что быстрое развитие российского банковского сектора происходило на довольно зыбкой финансовой основе. Большинство банков в международном масштабе выглядят настоящими карликами (см. Схема 1.5 2).

Схема 1.5 2

Банковские законы 1990 г. не создавали систему безопасности банковской системы. Отсутствие системы страхования вкладов, с одной стороны, могло усилить возможность банковских банкротств из-за массового оттока вкладов населения. Неустойчивость банковской системы усиливалось и тем, что банки не и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.