На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом В.А. Жуковский как представитель русского романтизма конца XYIII- XIX веков

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 13.11.2012. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План

Введение

Глава I. Лирика поэтов-романтиков Западной Европы и ее влияние на творчество В.А. Жуковского
1.1. Место западноевропейского романтизма в жизни и творчестве Жуковского
1.2. Мотив двоемирия и занавеса в творчестве романтиков начала XIX века.


Глава II. В.А. Жуковский как представитель русского романтизма конца XYIII- XIX веков
2.1.Нравственно-эстетические и религиозные искания в творчестве В. Жуковского. Вопросы мировоззрения поэта.
2.2. Поэтическая семантика и символика в творчестве В. А. Жуковского. Мотив занавеса и его функции. Стилистические особенности поэзии Жуковского.

Заключение

Список литературы

Введение
В начале XXI века можно сказать, что поэзия В.А. Жуковского прошла «веков завистливую даль». После юбилейного 1983 года резко возрос интерес к его наследию и личности: многочисленные публикации его дневников, мемуарных свидетельств, критико-эстетической прозы, новых поэтических текстов, в частности переводов Священного Писания, позволили открыть нового Жуковского, почувствовать масштаб его личности и творчества.
В советские издания произведений поэта его дневники и сочинения на религиозные темы не включались. Только в середине 1990-х годов А.С. Янушкевичу удалось осуществить журнальную публикацию записных книжек Жуковского 1840-х годов в полном виде. В настоящее время готовится 20-ти томное собрание его сочинений.
Избегали касаться религиозных взглядов Жуковского не только советские литературоведы. Довольно слабо представлены они и в дореволюционной литературе. Наиболее глубокое исследование поэзии Жуковского принадлежит А.Н. Веселовскому.
До сих пор в науке нет единого мнения о том, кто же такой Жуковский: сентименталист, тесно связанный с традицией классицизма, или родоначальник романтического направления в русской поэзии. В рядах защитников первой точки зрения такие крупные ученые как А. Веселовский и Л. Гинзбург. Вторую точку зрения отстаивали Ц. Вольпе, Г. Гуковский и другие.
Сложность проблемы объясняется сложностью литературной судьбы поэта. Ему, воспитанному на традициях русского классицизма и сентиментализма, предстояло воспринять новые романтические веяния.
Вот почему так актуально обращение к изучению творчества В.А. Жуковского. Это обращение поможет нам понять, под влиянием чего формировалась эстетика Жуковского, его творческие принципы, мировоззрение.
Тема дипломной работы является актуальной, так как велико влияние творческих открытий Жуковского не только на творчество его современников, но и на всю последующую философию и литературу.
Романтизм по своей философской основе во многом близок религии по своей сути. Эта мысль была основополагающей еще в философии искусства и эстетике иенских романтиков, которые определяли романтическое искусство как «стремление конечного к бесконечному».
Высшая ступень религии – это прорыв к надличному миру. Величие искусства именно в идеальной духовности, несущей на себе отсвет Божественного.
Искусство связано с Божественным прозрением поэта. Отсюда распространенное утверждение о том, что искусство приоткрывает завесу, отделяющую мир сущего от мира должного. Однако ранние немецкие романтики к вере как таковой не пришли. «Размышляя о религии, они, в сущности, забывали о ней или относились к ней эстетически» .
Период нравственно-эстетического отношения к религии пережил и В.А. Жуковский. Это был период 10-х- начала 20-х годов XIX века, когда первый русский романтик находился под влиянием немецкой эстетики.
Устойчивым в его поэзии является образ покрывала, тончайшей пелены, отделяющей сущее от высокого Божественного начала, великой тайны бытия и приоткрывающей эту тайну лишь в минуты поэтического прозрения.
Угадать полноту идеала в оболочке конечного может лишь мистически вдохновленный поэт. Поэзия есть особый умственный поэтический орган для познания Божественного. Ее цель – вызвать в читателе чувство, в результате которого он мог бы угадать в конечном бесконечное, в призрачном – невыразимое.
В первый период литературной деятельности религия волновала Жуковского скорее в историко-литературном и нравственно-эстетическом аспектах. Восхождение поэта к подлинной вере было долгим и трудным.
В 30-40 годы концепция веры существенно обновляется по мере углубления в религиозную литературу. Это углубление объясняется логикой мировоззренческого и художественного развития поэта и соотносится с нравственно-философскими и эстетическими исканиями многих передовых представителей русской культуры тех лет. Это был новый период в развитии позднего романтизма со своей обновленной эстетикой и поэтикой.
Тема работы отличается новизной, связанной с мотивом занавеса, одного из основных в творчестве В. Жуковского.
Цель дипломной работы – рассмотреть, как раскрывается «мотив занавеса» в творчестве В.А. Жуковского и какое значение он имеет для выявления эстетической и философской концепции его творчества.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- доказать, что система эстетических взглядов и мировоззрение Жуковского складывалось под влиянием творчества немецких поэтов романтиков, а также творчества западноевропейских просветителей, в котором тоже какую-то роль играет «мотив занавеса»;
-проанализировать произведения Жуковского, в которых раскрывается «мотив занавеса»;
- определить диалектическую обусловленность философии, этики, эстетики, творчества Жуковского его религиозностью, выявить степень их взаимозависимости и взаимодействия;
-доказать, что развитие и углубление «мотива занавеса» в творчестве поэта объясняется логикой его мировоззренческого и художественного развития.
Объектом исследования является творчество В.А. Жуковского.
Предметом рассмотрения – «мотив занавеса» в поэзии Жуковского.
Гипотеза исследования – появление и развитие в творчестве В.А. Жуковского мотива завесы продиктовано близостью его эстетической позиции взглядам йенских романтиков и нравственно-религиозными исканиями поэта.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Завершает дипломную работу список литературы.
Во введении поставлены цели и задачи работы, акцентируется внимание на актуальности темы дипломной работы, на ее недостаточную изученность в науке.
Первая глава посвящена проблеме западноевропейских традиций . В частности на примере конкретных произведений говорится о том, что идея двоемирия была характерна для творчества представителей западноевропейского романтизма.
Мотив завесы нашел отражение в творчестве многих немецких поэтов-романтиков, а затем углублен и развит в творчестве Жуковского, раскрывая особенности его поэтики.
Вторая глава дипломной работы представляет собой аргументированное доказательство того, что «мотив завесы» - один из ведущих в творчестве Жуковского. Он вызван своеобразием мировосприятия и эстетики поэта и углубляется в зрелом творчестве Жуковского.
Работу завершают выводы и список литературы.
Поэтический мир Жуковского целен и как будто, на первый взгляд, не таит в себе никаких противоречий. Однако это не совсем так. Анализ поэтической системы Жуковского требует больших усилий. Такой анализ должен предполагать установление точных соотношений между различными гранями поэтического сознания Жуковского.
Жуковский заявил о себе как поэт, верующий в Бога, в духовную жизнь на земле. Пристально исследуя европейскую философскую литературу, Жуковский опровергает механистический материализм и апеллирует к религии и Богу.
Раздумывая о сущности материализма XYIII века и немецкой идеалистической философии и литературы, поэт одним из первых в русской литературе обратил внимание на коренную их ограниченность – неумение слить материальное и духовное. Романтический универсализм Жуковского родился в полемике с рационально-идеалистическими и материалистическими системами и в постижении им основ религии христианства, впервые глубоко объединившей материальное и духовное в едином грандиозном синтезе.

Глава I. Лирика поэтов-романтиков Западной Европы и ее влияние на творчество В.А. Жуковского
1.1. Место западноевропейского романтизма в жизни и творчестве Жуковского
Жуковский, несомненно, был глубоким знатоком немецкой литературы. Однако до последнего времени в науке, по мнению А. Гижицкого , не было сделано серьезных попыток определить значение этой культурной традиции для формирования эстетических и философских взглядов первого русского романтика и становления его творческой индивидуальности.
Работы А. Веселовского расширили и углубили изучение контактов Жуковского с немецкой литературой, с немецким Просвещением и движением «Бури и натиска». Связи Жуковского с немецкими романтиками и философскими идеями Фихте и Шеллинга остались нераскрытыми в этих фундаментальных трудах.
Алексей Веселовский еще в конце XIX века высказал мысль о том, что Жуковский недостаточно основательно усвоил немецкую романтическую литературу и особенно философию. Эту гипотезу подхватили К. Валишевский, И. Замотин, П. Сакулин и другие.
Однако эти исследователи совершенно оставляли в стороне переписку и дневники самого поэта, в которых встречаются многочисленные высказывания, опровергающие подобные утверждения. Если же связать эти высказывания с тщательным анализом лирики поэта и его критических статей, то творческие связи Жуковского с немецкой литературой и философией станут очевидными.
Знакомство поэта с немецкой литературой началось рано. Еще в детстве он начал изучать немецкий и французский языки, изучение продолжалось и в пансионе позднее.
В Московском университетском пансионе (1797) была благоприятная среда для распространения немецкой культуры. Здесь был создан кружок, душой которого был А.И. Тургенев. Члены этого кружка занимались изучением произведений немецких романтиков и переводами их на русский язык. Среди руководителей и преподавателей было много людей, хорошо разбиравшихся в немецкой литературе и философии и любивших ее (И.П. Тургенев, Н.И. Бакаревич, А.А. Прокопович-Антонский), которые были учениками и последователями И.Г. Шварца, известного проповедника мистических доктрин, приглашенного читать лекции по философии в Московском университете.
В своих лекциях он развернул широкую программу по распространению учения философов-мистиков Якова Беме, Е. Сведенборга, Ф. Баадера, Гемстергьюса, Окенфюсса и других, а также писателей К.Ф. Морица и Г.Х. Лихтемберга, которые предвосхитили некоторые идеи немецких романтиков.
В годы учебы в университетском пансионе Жуковский мечтает завершить свое образование в Йене. Здесь он впервые перевел один из «Гимнов» Э. Клейста, что положило начало богатой и разнообразной переводческой деятельности поэта в дальнейшем.
Жуковский усердно изучает немецкую литературу, доступную русскому читателю благодаря усилиям Н.И. Новикова и его Типографической компании.
Занятия немецкой литературой не прекращаются и после окончания пансиона. Поэт мечтает о счастье в родных местах. Именно сюда он стремился всем сердцем.
В.А. Жуковский любил Белев. В этом имении он испытал сильнейшее чувство к Маше Протасовой. С обликом этой девушки для поэта связано это место. Здесь он и погружается в постижение тонкостей немецких философов и литераторов.
В белевском уединении или в Москве поэт составляет планы изучения европейской литературы и философии и просит у друзей и знакомых книги немецких авторов.
Например, он пишет Александру Тургеневу, находившемуся в Германии: « я начинаю больше уважать немецких авторов. Ради бога, пришли мне что-нибудь хорошее из немецкой философии: она возвышает душу, делает ее деятельнее; она хорошо возбуждает энтузиазм» .
Будучи редактором «Вестника Европы» Жуковский печатает ряд статей о немецких писателях и эстетиках кантианской школы. Картезианский дух, преувеличенная рассудочность неприемлемы для молодого поэта.
Следующим периодом усердного изучения немецкой литературы является годы, проведенные в Дерпте (1815-1817). Здесь Жуковский знакомится с публицистом Т.Э. фон Бокком, с профессором истории средних веков Г. Эверсом, с теологом Л. Эверсом, которому посвящает одно из своих стихотворений.
Интерес к немецкой культуре растет. Не случайно переводы из немецкой поэзии занимают ведущее место в творчестве поэта 1810-х годов. Он издает сборники на русском и на немецком языках, на одном из заседаний «Арзамаса» предлагает выпускать альманах, с целью популяризации произведений немецких писателей. Это результат участия в Дружественном литературном обществе.
Жуковский встречается с Гете, посвящает ему восторженное стихотворение. С Тиком поэт спорит о переводах произведений Шекспира и о некоторых эстетических вопросах.
Все эти факты жизни поэта свидетельствуют о том, что контакты Жуковского с немецкой литературой не были ни кратковременными, ни поверхностными, ни случайными, как предполагали некоторые исследователи. Последствия этих контактов были плодотворными для ...

Заключение
В дипломной работе было рассмотрено, как раскрывается «мотив занавеса» в творчестве В.А. Жуковского.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- доказано, что система эстетических взглядов и мировоззрение Жуковского складывалось под влиянием творчества поэтов романтиков, особенно немецких, а также творчества западноевропейских просветителей;
-были проанализированы произведения Жуковского, в которых раскрывается «мотив занавеса»;
- определена диалектическая обусловленность философии, этики, эстетики, творчества Жуковского его религиозностью;
-доказано, что развитие и углубление «мотива занавеса» в творчестве поэта объясняется логикой его мировоззренческого и художественного развития.
Романтизм во многом близок религии по своей сути. Эта мысль была основополагающей еще в философии искусства и эстетике иенских романтиков, которые определяли романтическое искусство как «стремление конечного к бесконечному».
Высшая ступень религии – это прорыв к надличному миру. Величие искусства именно в идеальной духовности, несущей на себе отсвет Божественного. Искусство связано с Божественным прозрением поэта. Отсюда распространенное утверждение о том, что искусство приоткрывает завесу, отделяющую мир сущего от мира должного. Однако ранние немецкие романтики к вере как таковой не пришли.
Период нравственно-эстетического отношения к религии пережил и В.А. Жуковский. Это был период 10-х- начала 20-х годов XIX века, когда первый русский романтик находился под влиянием немецкой эстетики.
Устойчивым в его поэзии является образ покрывала, тончайшей пелены, отделяющей сущее от высокого Божественного начала, великой тайны бытия и приоткрывающей эту тайну лишь в минуты поэтического прозрения.
Угадать полноту идеала в оболочке конечного может лишь мистически вдохновленный поэт. Поэзия есть особый умственный поэтический орган для познания Божественного. Ее цель – вызвать в читателе чувство, в результате которого он мог бы угадать в конечном бесконечное, в призрачном – невыразимое.
В первый период литературной деятельности религия волновала Жуковского скорее в историко-литературном и нравственно-эстетическом аспектах. Восхождение поэта к подлинной вере было долгим и трудным.
В 30-40 годы концепция веры существенно обновляется по мере углубления в религиозную литературу. Это углубление объясняется логикой мировоззренческого и художественного развития поэта и соотносится с нравственно-философскими и эстетическими исканиями многих передовых представителей русской культуры тех лет. Это был новый период в развитии позднего романтизма со своей обновленной эстетикой и поэтикой.
Жуковский усердно изучал романтическую литературу, особенно произведения немецких философов и поэтов-романтиков.
Многие факты жизни поэта свидетельствуют о том, что контакты Жуковского с немецкой литературой не были ни кратковременными, ни поверхностными, ни случайными, как предполагали некоторые исследователи. Последствия этих контактов были плодотворными для формирования его мировоззрения, выработки эстетических позиций, для его поэтического творчества.
Знакомство с трудами Лессинга и Гердера, Шиллера и Гете, Жан-Поля и Тика, братьев Шлегелей и Новалиса помогло Жуковскому глубже понять сущность искусства.
Знакомство с трудами Шиллера и Бутэрвека способствовало формированию эстетических представлений Жуковского, который многим обязан немецким эстетикам, ибо их идеи соответствовали его собственным исканиям.
Взгляды Жуковского на поэзию тесно связаны не только с теоретическими работами немецких эстетиков, но и с творчеством Гете, Шиллера, Шамиссо, Брентано, Эйхендорфа и других менее значительных поэтов, которых Жуковский часто переводил.
В творчестве иенских романтиков он нашел мысли, темы и символы, соответствующие его чаяниям и романтическим устремлениям.
Жуковский усваивает и переплавляет многочисленные литературные реминисценции, превращая их в самобытные ценности, включая их в свое миропонимание. Поэзия становится для него не только простым лирическим выражением, но и специфической формой эмоционального восприятия бытия, подлинным видением мира.
Романтический взгляд Жуковского на поэзию коренится в философии Фихте и Шеллинга, с трудами которых он был знаком как непосредственно, так и в интерпретации Ф. Шлегеля, Тика, Новалиса.
Взгляды Жуковского особенно близки эстетическим воззрениям Новалиса, который рассматривал поэзию как внутренний монолог. По мнению Новалиса, художник-творец наделен интуицией, способностью проникать в сущность вещей и явлений, которую разум не в состоянии раскрыть.
Согласно теории Канта, усвоенной немецкими романтиками, человеческий рассудок останавливается лишь на поверхности вещей. Дух поэта, способный на сверхчувственное познание, устанавливает общение с мировым духом, становится чувствительным к «божественному» вдохновению.
Поэт, осознавая свое высокое предназначение, изолируется от окружающего его мира. Ежедневные треволнения и заботы, неблагожелательство заурядных людей являются препятствиями или же источником страданий для поэта, который в уединении оторванный от повседневности, оказывается в состоянии найти «таинственный путь», ведущий к познанию сущности.
Главнейшая функция поэзии отождествляется с действием в полном его проявлении. Новалис повторяет положение философии Шеллинга о том, что поэзия есть воплощение мирового духа, проявляющегося всюду и везде через действие. Поэт – созидатель, он воплощает действенное, творческое начало.
Творить – значит актуализировать идею, выражать ее в чувственном материале, который поэт организует, придает ему определенную структуру, извлекая из хаоса. Такова в общих чертах философско-эстетическая концепция Новалиса, близкая позиции Жуковского. В мифах и символах, которые использовали оба поэта, есть много общего.
Для Жуковского, как и для Новалиса, поэзия является средством преодоления реальности, скачком в беспредельное, эпистемологической мутацией. Грусть, сопровождающая появление прекрасного, вызвана невозможностью остановить, закрепить его во времени, иными словами невозможностью подчинить воле возвышенные минуты восприятия прекрасного и понять его конечную цель.
Грусть вызвана разрывом между мечтой и ее воплощением, между стремлением к бесконечному и его невыразимостью. У Жуковского, в отличие от немецких романтиков, эта тоска означает еще и «тоску по отчизне», по мифическому первичному раю, к которому мучительно тяготеет душа романтика и надеется ее мельком увидеть посредством «голубого цветка» поэзии.
Жуковский, подобно немецким романтикам=философам, считает, что поэзия действует на душу «тайным воспоминанием всего прекрасного в прошедшем» и «тайным ожиданием чего-то в будущем».
Наша речь способна передавать только «яркие черты» внешней блестящей красоты. А то, что «слито с сей блестящей красотою – сие столь смутное, волнующее нас, нельзя уместить в обыкновенные слова.
Таким образом, Жуковский открыл сущность понятия поэтического невыразимого. Его трактовка смерти как «прелюдии настоящей жизни» также является романтической. В стихах, связанных с этой темой, ощутимо влияние учения «натурфилософов» (Франц фон Баадер, Лоренц Окенфюсс, Шуберт, Етингер и другие).
Представители этого направления считали природу одушевленным организмом. Их теории распространялись немецкими романтиками и были хорошо знакомы в России.
Индивидуальное бытие – это «неполное отражение Целого, несовершенная попытка представить абсолютную идею жизни в ее чистоте». Поэтому настоящей смерти не существует. Индивидуум продолжает жить в другом индивидууме, приходящем после него. Эту концепцию натурфилософов переняли немецкие романтики: Жан Поль, Тик, братья Шлегели, Новалис и другие.
Противоречие между идеалом и действительностью, между духовной свободой и фактической подавленностью человека в реальности порождает в романтическом искусстве идею двоемирия. Мир кажется романтикам двойственным, он раздваивается, раскалывается на различные плоскости.
Мир материален и вместе с тем он одухотворен. Материальная сфера, где царит необходимость, является источником зла, уродства, несчастья. Духовная сфера, где господствует свобода, - источником добра, красоты и счастья. Между этими мирами нет гармонии.
Но духовная сфера представляет собой, по мнению романтиков, высшую сферу бытия, а материальная – пустую видимость.
Нетрудно заметить связь романтической концепции двоемирия с философией Канта. Гносеологический, этический и эстетический дуализм философа мел в отдельных случаях прямое влияние на романтическое мировоззрение. Но это лишь в отдельных случаях.
Большинство же романтиков не знало философии Канта и не опиралось на нее прямо. Помимо косвенных влияний решающую роль в возникновении концепции двоемирия сыграли те же условия объективной действительности, которые породили и дуализм кантовской философии. Эта концепция сказалась прежде всего в немецком романтизме.
Формы раздвоения романтического мира бывают разные. Однако суть их одна – раскрытие дисгармонии бытия, художественное выражение противоречивости жизни, боли от ее внутренней ущербности и несовершенства.
В личности человека двоемирие выражается прежде всего в разладе чувственного и духовного.
Некоторые романтики пытались противопоставить несправедливости мира христианские идеи. Примером может служить философ-романтик Ф. Шлейермахер, игравший заметную роль в иенском кружке. В религии он пытался найти утраченную цельность и гармонию.
Углубленностью в религиозные концепции характеризовались произведения романтиков Вордсворда и Кольриджа, Ф. Шлегеля и Брентано. Эта направленность присуща и Жуковскому.
Близки взгляды Жуковского и немецких романтиков на искусство, его роль и специфику. По мысли романтиков, искусство двояко обусловлено: реальной действительностью и глубинами духа, таящегося либо внутри художника, либо за внешней скорлупой внешнего мира.
Анализ взглядов Жуковского на поэзию и обзор ряда важных тем его лирики приводит к выводу, что поэт был глубоко знаком с немецкой романтической философией и литературой, которая получила разнообразное отражение в его творчестве.
Внутренняя близость эстетической позиции Жуковского взглядам йенских романтиков доказывает лишний раз, что он был романтическим поэтом в подлинном смысле этого слова.
Творчество Жуковского своей поэтикой и тематикой перекликается с произведениями представителей романтического искусства начала XIX века.
Несмотря на определенную близость в отношении религии Жуковского и ранних немецких романтиков, между ними была и существенная разница в ее восприятии. «Формула «стремление конечного к бесконечному» понята Жуковским как нравственно-психологическое восхождение личности.
Система антропологических воззрений Жуковского складывалась в процессе постижения творчества французских, немецких и английских просветителей. Проблема религии и бога, происхождение мира и человека, утверждение идеи нравственной свободы, свободы выбора как следствия глубокого общения с Богом, - все эти вопросы волнуют Жуковского, когда он читает труды Руссо, Юма, Гердера.
Поэт полемизирует с материалистами XYIII века Гольбахом и Гельвецием, как только речь заходит о человеке. Для Жуковского человек – это порождение Бога. Проблемы бытия неразрывно связаны с вопросом о нравственно-философском статусе человека. Просветительский заряд воззрений Жуковского не исключал его глубокого интереса к богу и даже определялся им.
Центральное место во всех рассуждениях позднего Жуковского занимает проблема веры. Главное здесь – протест против интеллектуализма, против отвлеченной умственной философии.
На первый план выдвигается сила интуитивного проникновения в человека и Бога. Ум не может дать представления о Боге. Бога дает одно откровение.
В религиозно-философских статьях Жуковского 40-х годов утверждается, что вера есть возвышенный акт человеческой воли. В ней соединяются воедино благодать и человеческая свобода.
Главное в духовном созерцании романтического поэта – это процесс проникновения в тайны души, связанный с Божественным откровением. Этому служат значительно усилившиеся религиозно-нравственные мотивы, особенная пространственно-временная организация поздних произведений Жуковского с их проникновением в иные миры.
Очень важной целью для позднего Жуковского становится подготовка человека к выходу в другую жизнь, в иррациональное и непостижимое «там».
По мысли поэта, сама жизнь на земле не что иное, как воспитание для будущего. Все будущее не что иное, как бесконечное воспитание для Бога.
Мотив завесы, тончайшей пелены, покрывала, отделяющего небо от земли, человека от Бога, широко распространен в лирике Жуковского, являясь сквозным в 10-20-е годы. Исследователи, как правило, связывали его с немецким романтизмом, но религиозная природа этой связи раскрыта не была.
Иенские романтики первыми утверждают величие искусства в духовной идеальности, несущей на себе отсвет Божественного. Отсюда распространенное мнение о том, что искусство приоткрывает завесу, отделяющую мир сущего от мира должного.
К Жуковскому этот образ пришел из Библии, которая была настольной книгой поэта и в начальный период и в поздний период творчества. Образ завесы – один из распространенных библейских образов.
Почти во всех случаях упоминания в Библии завеса означает тонкую перегородку, отделяющую «святилище» от «святого святых». Ее открывали один раз в год в день очищения.
Жуковский, учитывая широкий контекст мировой романтической литературы и, в то же время, идя от библейско-евангельской природы образа завесы, пелены, покрывала, делает его центральным, доминантным в своей эстетике «невыразимого».
В концепции «невыразимого» на первый план выдвигается воспринимающая душа, для выражения которой нужно особое слово, постигаемое только интуитивно. Именно благодаря такому слову поэт проникает сквозь завесу и дает людям представление о небе.
Жуковский воспринимает мир как двойственный. Земная жизнь, по мысли поэта, «небесного наследник». Смерть воспринимается в свете христианского учения.
Назначение поэзии Жуковский видит в предвидении, в пророчестве, в том, чтобы раскрыть божественный смысл:
По мысли поэта, прекрасное существует, но в то же время его и нет. Оно появляется лишь минутами для того, чтобы возвысить нашу душу. Но его невозможно удержать, разглядеть, постигнуть. С ним почти всегда соединяется грусть. Это чувство происходит от скоротечности прекрасного.
В изображении Жуковского, покрывало отделяет сущее от Божественного, от великой тайны бытия. Эта тайна приоткрывается лишь в минуты поэтического прозрения.
Почти всегда Божественное откровение, небесное покрывало, разделяющее два мира, изображается как нечто легковесное, едва уловимое, белое или лазурное. Оно олицетворяет в себе небесную чистоту и высоту духа.
Жуковский ставит вопрос о языке, который был бы способен выразить отношение человека к высшему, надличному, Божественному началу.
Религиозность Жуковского проявилась и на уровне мировоззрения, и на уровне поэтики – особого понимания сакральной сущности Слова. По мнению Жуковского, Слово в литературе и в поэзии в частности способно передать высшие смыслы, отсылать к премудрости Божией.
Образ завесы – это не только библейский образ, но и высокая метафора. Она раскрывает суть романтической эстетики «невыразимого». Снятие покрова, пелены, завеса – это приобщение к Божественной сути явления, путь к выражению невыразимого.
В творчестве Жуковского этот мотив завесы сохранялся еще на протяжении 30 лет, хотя он менялся в связи с эволюцией его религиозно-философских и эстетических воззрений.
Отталкиваясь от немецкой идеалистической философии в своем стремлении к грандиозному синтезу реального и идеального, Жуковский в 30-40-е годы углубляется в исследование проблем христианской философии.
Центральное место во всех рассуждениях позднего Жуковского занимает проблема веры. Протестуя против интеллектуализма, на первый план поэт выдвигает силу интуитивного проникновения в человека и Бога.
В 30-40-е годы Жуковский устремляется от нравственно-эстетического отношения к религии к постижению философских основ веры. Он занимается изучение религиозной литературы. Это отражается на творчестве поэта. Происходит поворот к реальному миру.
Постепенно пропадали страсть и вкус к призракам и привидениям немецких баллад. Задумчивость уступила место светлости душевной. Проясняется та незримо-светлая даль, которую он прежде видел лишь в неясно-поэтическом отдалении.
В то же время растет и мистический заряд поздней поэзии Жуковского, наличие в ней миров иных, решительный примат интуиции над рациональными методами в постижении человека. С христианской религией Жуковский связывал принципиально новый этап в развитии искусства слова.
Главным пафосом творчества поэта становится пафос жизнестроения.
Идеями позднего Жуковского являются следующие: творчество как прозрение в высшие Божественные тайны, философия страдания – испытания – инициации, важнейшая в жизнестроении; концепция Божественного слова, Логоса.
Жуковский по-прежнему обращает внимание на невыразимость и универсальность поэтического Божественного слова. По его мнению, человек имеет слова, которые являются атомами Божьего слова. В высокие минуты своей жизни поэт-творец проникает в суть Божьего слова. Жуковский убежден в органической связи религии и поэзии.
Если в произведениях более ранних (10-20-х годов) мотив завесы был воплощением чего-то бесплотного, надличного, был образом абстрактным, то в позднем творчестве сам поэт становится
Сторожем нетленной той завесы,
Которою пред нами горний мир
Задернут, чтоб порой для смертных глаз

Таким образом, на основании изучения произведений В.А. Жуковского, литературоведческих работ, некоторых писем и дневников поэта, в работе сделана попытка проследить эволюцию образа завесы его в творчестве.
Удалось аргументировать гипотезы, высказанную во вступительной части дипломной работы. Действительно, появление и развитие в творчестве В.А. Жуковского мотива завесы продиктовано близостью его эстетической позиции взглядам йенских романтиков и нравственно-религиозными исканиями поэта.
Жуковский всегда рассматривал поэзию как высокую сферу правды, добра и красоты.

Список литературы
1.Афанасьев В.В. Жуковский. – М.: Молодая гвардия, 1987.
2. Аверинцев С.Р. Размышления над переводами Жуковского // Поэты. – М., 1996.
3.Айзикова И.А. Жуковский – переводчик Ж. Ж. Руссо. – Статья 1 // Проблемы метода и жанра. – 1986. – Выпуск 12. – С. 50-68.
4.Байрон Д.Г. Избранные произведения в 2 томах. Том 1 / Составитель О.Афонина. – М.: Художественная литература, 1987.
5. Бессараб М.Я. Жуковский. – М.: Современник, 1983.
6.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л.: Худодественная литература, 1973.
7. Вацуро В. Э. Французская элегия XYIII-XIX веков в переводах поэтов пушкинской поры. – М., 1989.
8. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. – СПб., 1994.
9.Веселовский А.Н. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. – СПб., 1904.
10. Веселовский А.Н. Поэзия чувства // Западные влияния в новой русской литературе. – М., 1916.
11. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. – М.: Искусство, 1966.
12. Вопросы романтизма. – Казань: Издательство Казанского университета, Ученые записки, Т. 128, книга 4, выпуск, 4, 1969.
13. Виницкий И.Ю. Жуковский и Моцарт // Известия Российской АН. – Серия литература и язык. – 1998. – Т. 56. - № 4. – С. 56-59.
14. Виницкий И. Ю. Старушка на черном коне. О языке баллад Жуковского // Русская речь. – 1993. - № 1. – С. 6-9.
15.Виницкий И. Утехи меланхолии // Ученые записки московского культурологического лицея. - № 1310. – Серия «Филология». – Выпуск 2. – М., 1997. – С. 97.
16. Василевская И.А. Певец во стане русских воинов // Русская речь. – 1983. - № 1. – С. 6-15. Городецкий Б.П. Невыразимое подвластно выражению? // В книге: Русские лирики. – Л.: Наука, 1974.
17. Гижицкий А. Жуковский и ранние немецкие романтики // Русская литература. – 1979. – № 1. – С. 120-128.
18. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1964.
19.Гофман Э.Т.А. Песочный человек. – М.: Текст, 1999.
20. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М, 1965.
21. Грот Я. Очерки жизни и поэзии Жуковского. – СПб., 1883.
22. Дудин М. А. Поэт, рыцарь, человек // Русская литература. – 1983. - № 1. – С. 3-7.
23. Жирмунская Т. Библия и Жуковский // Юность. – 1994. - № 1-3, 6.
24.Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. Часть 1. – М., 1919.
25.Жуковский В.А. Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. – М., 1959.
26. Жуковский. Эстетика и критика. – М., 1985.
27.Жуковский В.А. Из дневников 1827-1840 годов / Публикация и комментарии А.С. Янушкевича // Наше наследие. – 1994. - № 32. – С. 45.
28.Жуковский В.А. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1982.
29. Жуковский в воспоминаниях современников // составитель О.Б. Лебедева, А.С. Янушкевич. – М.: Наука, школа «Языки русской культуры», 1999.
30. Жуковский. Проза поэта.– М.: Вагриус, 2001.
31. Зайцев Б. Жуковский. – Париж: УМКА-ПРЕСС, 1951.
32. Зайцев Б. К. Жуковский. Литературная биография. – М.: Дружба народов, 2001.
33. Зуев Н. Жизнь и поэзия – одно // Литература в школе. – 1983. - № 1. – С. 57-56.
34. Иезуитова Р. Жуковский и декабристы // Огонек. – 1983. - № 6. – С. 19-20.
35. Иезуитова Р. В. Роль поэтических традиций XYIII в становлении Жуковского-романтика // В книге: На путях к романтизму. – Л., 1984.
36. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л., 1989.
37.История философии: Запад-Россия-Восток. Книга 2. Философия XY-XIX веков. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. С. 358.
38.История немецкой литературы. Учебное пособие /\ Под ред. Н.А. Гуляева. – М.: Высшая школа, 1975.
39. Канунова Ф. З. Вопросы мировоззрения и эстетики Жуковского. – Томск: Издательство Томского университета, 1990.
40.Канунова Ф.З., Айзикова И.А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – С. 39.
41. Касаткина В.Н. Поэзия Жуковского. – М. Издательство МГУ, 1998.
42. Кант И. Сочинения. – М., 1964. Т.3. С.127
43. Лебедева О.Б. Драматургические опыты Жуковского. – Томск: Издательство Томского университета, 1992.
44. Лотман Ю. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.
45. Левин Ю.Д. Русские переводчики XIX века. - Л., 1985.
46. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект-пресс, 1995.
47. Майлин Е.А. О русском романтизме. – М.: Просвещение, 1975.
48. Макин Б. След лебедя. К биографии поэта Жуковского // Наука и религия. – 1999. - № 5. – С. 34 - 39.
49.Мюссе А. Избранные произведения. В 2 томах / Пер. А.В. Федоровой. – М.: Гослитиздат, 1957.
50. Осокин В.Н. Его стихов пленительная сладость. – М.: Московский рабочий, 1984.
51. Одинцов В.В. Об изобразительном синтаксисе Жуковского // Русская речь. – 1983. - № 1. – С 14-21.
52.Письма В.А. Жуковского Александру Ивановичу Тургеневу. – М., 1895.
53.Жуковский В.А. ПСС в 12 томах. - СПб., 1902
54. Путилов С.В. «Идеальная» муза Жуковского. О некоторых стилистических особенностях лирики поэта // Вестник МГУ. – Серия 9. – Филология. – 1983. - № 1. –С. 11-16.
55. Путилов С. В. Душа полна прохладной тишиной // Русская речь. – 1983. - № 1. – с. 21-24.
56. Портнова Н.А. о художественном методе Жуковского-лирика // издательство АН СССР. – Серия литература и язык. – 1991. – Т. 50. - № 2. – с. 135-142.
57.Полевой Н. Очерки русской литературы. Часть 1. – СПб., 1839
58. Резанов И.И. Из разысканий о сочинениях Жуковского.
59. Романтизм // Составитель О. Федотова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001.
60. Русский романтизм Учебное пособие // Под ред. Н.А. Гуляевой. – М.: Высшая школа, 1974.
61. Скачкова С.В. Из истории русской литературной сказки. Жуковский и Пушкин // Русская литература. – 1984. - № 4. – С. 120-128.
62.Санд Ж. Собрание сочинений в 15 томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1992.
63.Тик Л. Странствия Франца Штернбальда / Пер. с нем. А.В. Белокриницкой. – М.: Наука
64. Хинкулова Л. Поэзия из жизни // Радуга. – 1983. – № 2. – С. 133-136.
65. Цоффка В.В. Об эволюции Жуковского-переводчика // Вести МГУ. – Серия 9. – Филология. – 1983. - № 1. – С. 58-62.
66. Шмелев А.Д. Изображение действительности в ранней прозе В.А. Жуковского // Русская речь. – 1984. - № 2. – С. 39-44.
67. Шаталов С.Е. Жуковский: жизнь и творческий путь. – М.: Знание, 1983.
68.Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии.// Собрание сочинений. Том 6. – М.-Л., 1
69.Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. // Шиллер Ф. Избранные произведения в 7-ми тт. Т. 6. М., 1968.
70.Шеллинг Ф. Философия искусства. – М.: Мысль, 1966.
71. Эйгес И. Пушкин и Жуковский // Пушкин – родоначальник новой русской литературы. – Л., 1941.
72. Эймонтова Р. Г. Из истории религиозного вектора русской мысли. В. Жуковский //Отечественная история. – 2004. - № 3. – С. 140-148.




Подать заявку на покупку Диплом по не указаному предмету

Ваше предложение по стоимости за работу: