Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Интеллектуальное поведение животных

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 13.11.2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План

Введение

Глава I. Биологические предпосылки для развития интеллекта

Глава II. Стадии развития психики животных

Глава III. Развитие форм поведения в филогенезе

Глава IY. Качественное отличие интеллекта животных от мышления человека

Заключение

Список литературы

Введение
Одним из аспектов развития психики является изучение возникновения и развития психики в животном мире. Эта проблема волновала ученых уже много веков назад. Так в XYII веке Декарт утверждал, что животные не имеют души. Мнение о том, что животные думают, ученый считал предрассудком: «Животные разума не имеют, и природа в них действует согласно расположению их органов» . Отрицание у животных психики приводило к идее бога как силы, порождающей человеческий разум.
На преемственность в развитии от животных к человеку указывал Ламетри (в XYIII веке) в трактате «Человек-растение», рассматривая человека как часть природы. Это понимание человека делало излишней идею бога. Однако превосходство человека над животными ученый ошибочно объяснял воспитанием и образованием.
В XIX веке в связи с развитием естествознания к проблеме психики животных обратились многие ученые. Диалектических взглядов на природу придерживался К.Ф. Рулье (курс публичных лекций на тему «Об образе жизни животных»), указавший на коренные отличия психики животных от психики человека.
Для пропаганды дарвинизма в нашей стране много сделали И.М. Сеченов, Д.И. Писарев, К.А. Тимирязев и другие. Д. Велланским, П. Любовским, А. Галичем выдвигаются идеи о связи психики человека с деятельностью, исследуется вопрос о происхождении психики.
В 1859 году Ч. Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора», которая дала материалистическое истолкование приспособленности организма в природе. С помощью эволюционного учения Дарвин обосновал («Выражение эмоций у человека и животных») идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувства у животных и человека, показал их приспособительный смысл.
В трудах Дарвина впервые вопрос о сопоставлении психики животного и человека был поставлен на научную основу, а его разработка дала начало развитию нового направления – психологии животных.
Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, ученый подчеркивал черты сходства. Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и т.п.). Дарвин не замечал качественного своеобразия интеллекта человека. Его исследования положили начало сравнительной психологии.
Первым направлением в этой области был антропоморфизм (Д. Романес). Представители этого направления делали выводы о том, что в некоторых аспектах животные выше людей (взаимопомощь, взаимовыручка и т.д.).
Английский биолог Л. Морган («Введение в сравнительную психологию»), полемизируя с антропоморфизмом, настаивал на том, чтобы животному не приписывали высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого психического уровня. Морган установил, что животные способны к научению.
В это же время исследованиями психики животных занимались Д. Леббок, Л. Гопхоуз. Несмотря на отход от антропоморфизма, этим ученым не удалось полностью избежать ошибок. Животным приписывали сознание, старались определить его уровни.
Другой реакцией на антропоморфизм явилось механистическое направление, отрицающее психику у животных вообще (Ж.Фабр, Ж.Леб, А. Бете, Т. Беер, Э. Циглер, И. Икскюль).
Американский натуралист Г. Дженнингс доказал, что уже простейших нельзя понять только с помощью теории тропизмов, у них есть элементарные формы научения.
В конце XIX века исследования психики животных широко развернулись в Америке. В. Тондайк в книге «Ум животных» доказывал, что высокоразвитые животные выполняют действия объективно целесообразные и полезные, но без всякого понимания того, что они делают. Был сделан вывод, что они способны решать задачи только путем случайных проб и ошибок. Ученый сформулировал законы научения. Исследования ученого проложили путь для бихевиоризма.
В начале XX века крупные исследования в сфере зоопсихологии осуществили В. Смолл, Р. Йеркс, В. Келер, они дали объективные доказательства наличия у животных интеллекта.
Углубление экспериментального анализа инстинкта привели в 30-е годы XX века к созданию этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условиях (К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш). Их исследование помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека.
Изучению психики животных посвящены и работы Н.Н. Ладыгиной – Котс, Л.А. Орбели, П. Гиома, Э. Мейерсона, Н. Ю. Войтониса, Г.С. Рогинского, С.Л. Рубинштейна, Л. Верлена и многих других.
Цель реферата –обратиться к вопросу о том, как рассматривается проблема интеллектуального поведения животных в современной психологии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть содержание понятия интеллектуальное поведение;
- проанализировать биологические предпосылки возникновения и развития психики у животных;
- выделить основные стадии развития психики животных;
- проследить, как особенности психики животных обнаруживаются в их поведении;
- доказать, что интеллект животных качественно отличается от мышления человека.
Объектом рассмотрения будут животные.
Предметом исследования – проявления интеллектуального поведения животных.
Проблема, избранная в качестве темы реферата, актуальна в силу того, что изучение интеллекта животных во многом объясняет происхождение и развитие психики человека.

Глава I. Биологические предпосылки для развития интеллекта
«Интеллектуальное поведение – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи».
Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым. Именно в этом источник развития психики. Развитие психики в животном мире тесно связано с развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т.д.
Нервная система появляется впервые у кишечно-полостных. Первоначальным, наиболее примитивным типом нервной системы является диффузная нервная система. Она порождает недифференцированный способ реагирования на раздражение (например, у медузы).
При дальнейшем развитии нервной системы начинается процесс централизации, который далее идет по двум расходящимся линиям. Одна из них ведет к высшим беспозвоночным, другая к позвоночным.
Эволюция приводит к образованию узловой нервной системы. Для нее «характерно сплетение, концентрация нервных клеток в узлах, которые по преимуществу осуществляют регуляцию реакций животного» . Этот тип представлен у кольчатых червей. У них впервые появляются реакции, имеющие характер рефлекса.
У членистоногих (пчел, муравьев) головной мозг приобретает уже сложное строение, в нем выделяются отдельные части (грибовидные тельца). Этим объясняется наличие сложной психической деятельности. Однако она имеет по преимуществу инстинктивный характер.
Уже у беспозвоночных прослеживаются основные тенденции развития, которые заключаются в прогрессирующей централизации, цефализации и иерархизации нервной системы. Централизация проявляется в ........

Заключение
Развитие психики в животном мире тесно связано с развитием нервной системы, особенно головного мозга. Умение животного решать те или иные задачи, по которым судят об уровне его интеллектуальных способностей, не является плодом его изолированно взятых психических данных. Оно существенно зависит от общих биологических особенностей данного животного и от того, насколько данная задача им адекватна.
Выделяют три стадии развития психики у животных. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.
На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности происходит в виде целостных образов.
Стадия интеллекта характеризуется более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности, чем инстинкт и научение. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.
Различные стадии связаны друг с другом многообразными взаимопереходами.
Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяются врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных. Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами.
Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития психики животного. Чем выше уровень, тем быстрее образуется навык.
Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т.д.
Интеллектуальные действия животных не вытекают из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и передаются «человеческими» способами: через речь, орудия и продукты труда.
Интеллектуальные действия даже высших обезьян примитивны, они не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни. Особенностью поведения обезьян является их подражательность.
Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые условия, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.
Интеллект обезьян и вообще животных всецело определяется биологическими закономерностями и образом жизни. Животное не способно понимать причинно-следственные связи. Оно способно решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях ее жизни.
Человеческий интеллект качественно отличается от интеллекта животных.

Список литературы
1.Агарков Г. Б., Слезин В.Б. Морфофункциональный аспекты церебральной системы принятия решений у позвоночных. – Киев: Наук. думка, 1986.
2.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980
3.Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Молодая гвардия, 1985.
4. Баскин Л.М. Этология стадных животных. – М.: Знание, 1986.
5.Бергман Е. Поведение собак. Пер. с финск. / Под ред. Л.А. Гибет. – М.: Восхождение, 1992.
6.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Прогресс 1960.
7.Грейс Крайг Психология развития. – СПб.: Питер, 2000
8.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001
9.Дубровина И. В. и другие. Психология. – М.: Издательский центр Академия, 1999.
10.Дембровский Я. Психология обезьян. Пер. с польского Н.Л. Ваксман /Под ред. Н.Н. Ладыгиной – Котс. – М.: Иностранная литература, 1963.
11.Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов /Под ред. А.В. Алексеева. – М.: Наука, 1986.
12.Ждан А.И. История психологии. М.: Наука, 1990.
13.Ильичев В.Д. Управление поведением птиц / Под ред. Д.С. Павлова. – М.: Наука, 1984.
14.Корытин С.А. Повадки диких зверей. – М.: Агропромиздат, 1986.
15.Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. Эволюционные и физиолого-генетические аспекты поведения. – М.: издательство МГУ, 1986.
16.Крушинский Л. В. Проблемы поведения животных. Избранные труды. – М.: Наука, 1993.
17.Меннинг О. Поведение животного. Пер. с англ. З.А. Зориной и И.И. Полетаевой / Под ред. Крушинского Л.В. – М.: Мир, 1982.
18.Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. – М.: Владос, 1999
19.Общая психология. Курс лекций. // Составитель Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1999.
20.Очерки о поведении животных. Сборник под ред. И.М. Тужилина. – м.: Знание, 1991.
21.С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999
22.Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. – Л.: Наука, 1986.
23.Тушмалова Н.А. Функциональные механизмы приобретения поведения у низших беспозвоночных. – М.: МГУ, 1986.
24.Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. – Л.: Наука, 1977.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.