На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понимание как мыслительная деятельность

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 14.11.2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Сущность понятия «понимание» 4
2. Понимание как процесс мыслительной деятельности 8
3. Понимание как разновидность мыслительного процесса 14
Заключение 18
Литература 19

Введение

Проблема понимания в наше время ста¬ла междисциплинарной: она является предметом анализа одновременно в не¬скольких областях научного позна¬ния — физике, философии, истории и др. В современной науке выделяется, по меньшей мере, семь основ¬ных направлений ее исследования — методологическое, гносеологическое, логическое, семантическое, лингвисти¬ческое, коммуникативное и психологи¬ческое. В психологии понятие «понимание» употребляется в шибком и узком смысле. При широкой интер¬претации оно используется в контексте анализа практически всех психологических аспектов взаимодействия че-ловека с предметным миром — вос¬приятия, памяти, языка и т. п. Понимание рассматривается при этом как такая уни¬версальная характеристика интеллек¬туальной деятельности человека, кото¬рая оказывается непременным атрибу¬том любого уровня познания и обще¬ния, каждого психического процесса. Именно в таком смысле используют «понимание» А. А. Смирнов, изучавший роль этого психологического феномена в различных видах запоминания, А. А. Бодалев, анализирующий пони¬мание как одну из важных составляю¬щих восприятия человека человеком, и другие психологи.
Понимание в узком смысле есть компонент только мышления как обоб¬щенного и опосредствованного отраже¬ния существенных свойств и связей между предметами и явлениями. Именно в таком смысле мы и будем употреблять понятие «пони¬мание». Основное внимание в данном реферате уделено рассмотрению одной из воз¬можных его интерпретаций — анализу понимания как мыслительной деятельности.

1. Сущность понятия «понимание»

Интуитивно каждый человек чувствует, что значит понять или не понять чего-либо. В нашей житейской практике как будто бы и не возникает необходимости в определении понятия «понимание». Однако с научной точки зрения раскрывается по-разному.
Проблема понимания является предметом исследования многих наук, каждая из которых стремится дать определение этому понятию под углом зрения своей специфики. Единого общенаучного определения понимания пока не сложилось.
В толковых словарях сущность понимания раскрывается как способность осмыслить, постигать содержание, смысл, значение чего-либо (понимание чужой речи, произведений искусства, мыслей, правил, доказательств); как раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета через осознание связей и отношений между предметами или явлениями, ясное «видение» причинно-следственных связей (понимание законов природы, мотивов поведения); как то или иное толкование через раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности (толкование исторических событий, явлений и т.п.) [12].
Категориальный статус пониманию придал Шлейермахер, понимавший его как процедуры обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его замысл. Таким образом, понимание у него – это способ экспликации того, что уже изначально предзадано, заложено в тексте. Тем самым были сформулированы основы классической концепции понимания как средства преодоления культурной и временной дистанции. Виндельбанд и Риккерт предложили неокантианскую версию понимания, трактуя его как суть идиографического метода познания, схватывающего индивидуальные особенности исторических фактов и противопоставленного номотетическому методу, обобщающему (генерализующему) и устанавливающему законы......

Заключение


Понимание — процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т. д.
Понимание не является принци¬пиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышле¬ния, один из образующих его про¬цессов. Понимание обеспечивает уста¬новление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование опе¬рационального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятель¬ности.
Для понимания нового материала (незнакомых фактов, событий и т. д.) человек всегда должен решить опре¬деленную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового про¬исходит в процессе мыслительной деятельности и оказывается ее результа¬том. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это пони¬мание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к поро¬дившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоми¬нание.
Одни и те же три формы понима¬ния проявляются и в таких видах мыслительной деятельности, в ко¬торых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деятельности. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено, прежде всего, характером мыслитель¬ной деятельности: тем, в какие объек¬тивные обстоятельства, требующие по¬нимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обстоятель¬ствах.
Литература

1. Доблаев Л. П. Смысловая структура учеб¬ного текста и проблемы его понимания. М., 1982.
2. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 258-268.
3. Жекулин С. А. Процессы понимания устройства механизмов // Материалы совещания по психологии. М., 1957.
4. Знаков В. В. Основные направления иссле¬дования понимания в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1986. № 3.
5. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления// Вопр. психологии. 1990. № 7.
6. Коробов Е. Понимание как дидактическая проблема// Московский психологический журнал. № 11.
7. Костюк Г. С. О психологии понимания // Избранные психологические труды. М., 1988.
8. Кудрина Т. С. Уровни понимания уча¬щимися смысла задачи // Научно-практиче¬ские проблемы школьной психологической служ¬бы. М.. 1987.
9. Левитов Н. Д. Психология труда. М., 1963.
10. Моляко В. А. Психология конструктор¬ской деятельности. М., 1983.
11. Мышление: процесс, деятельность, об¬щение/Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1982.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1986.
13. Пирьов Г. Д. Понимание и гипотеза в процессе решения технической задачи // Вопр. психол. 1975. № 1.
14. Философия и культура. М.,1987.
15. Хайдегер М. Положение об основании. - Спб., 2000.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.