На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Принятие христианства на Руси

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 15.11.2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План

Введение

Глава I. Исторические условия формирования государства и культуры Древней Руси. Истоки русского христианства.

Глава II. Исторические особенности русской культуры.

Глава III. Принятие на Руси христианства и его роль в жизни общества

Заключение

Список литературы

Введение
Религия издревле была носительницей культурных ценностей. Она самая являлась одной из форм культуры. Величественные храмы, потрясающие воображение фрески и иконы, прекрасные литературные и философско-религиозные произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества.
Православное крещение остается одной из самых ярких страниц русской истории. Существует множество точек зрения на причины христианизации Руси. Так в арабских и византийских источниках крещение Руси связывали с женитьбой князя Владимира на принцессе Анне.
В XIY – XY веках акцентировали внимание на влиянии, которое оказали на князя Владимира княгиня Ольга, а также искусная пропаганда византийских миссионеров. Позднее подобных воззрений придерживались Н.М. Карамзин, историк церкви Филарет.
В XIX веке возникла версия, которую принимали С. М. Соловьев, С.Ф. Платонов и историк Церкви Макарий. Согласно ей, язычество по своей бесцветности не могло конкурировать ни с одной из существующих религий.
Высказывалось мнение, что крещение способствовало активизации торговых, экономических, политических и культурных отношений с Византией.
Наконец, есть мнение, что православие было принято в Киевской Руси в качестве официальной религии, потому что наилучшим образом соответствовало уже сложившемуся хозяйственному укладу: общинному землепользованию, таким коллективистским началам государственной власти, как вече.
Особенностью развития христианства на Руси явилось наложение этой новой религии на языческую основу культуры.
Актуальность избранной темы объясняется тем, что русская культура уникальна. Своеобразие русской культуры было предметом исследований многих ученых. О русской культуре было столько учений и идей, что они по объему едва ли не превосходят идейный багаж самой культуры Руси.
В истории русской культуры важное значение имеет период IX-XIII веков. Киевская Русь – это собирательное понятие восточнославянских княжеств этого периода. В первых сведениях о славянах упоминается их поселение на Дунае, оттуда они расселились в разные стороны, часть из них поселилась по Днепру, его притокам и далее к северу. Среди них были племена полян, древлян, кривичей, радимичей, ильменских славян и другие.
Выражение «русская земля» появилось в X веке. Оно имело уже географическое значение. Так называлась Киевская земля, где более густо селились пришлые варяги. Позднее Русью и русской землей стали называть государство. Эти слова приобрели политическое значение.
Это время стало временем, когда на смену язычеству приходит христианство.
Цель реферата – рассмотреть процесс принятия христианства на Руси.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную литературу, повествующую о принятии христианства на Руси;
- выделить истоки русского христианства;
-проанализировать природные, психологические, бытовые и социальные факторы формирования культуры Древней Руси;
-рассмотреть основные проявления материальной и духовной культуры этого периода, его особенности;
- доказать, что в результате принятия христианства произошел синтез новой религии с язычеством;
- проанализировать последствия крещения Руси для страны и всего мира.
Объектом рассмотрения в реферате будет русская история и культура.
Предметом исследования – процесс христианизации Руси.
Сложных вопросов в избранной теме много. Источники неполны, отрывочны, противоречивы. Много источниковедческих наблюдений сделано О.М. Раповым. Автор убедительно доказал, что дата крещения Руси – 988 год – признаваемая и православной церковью и различными историческими школами, является лишь датой русско-византийского договора о военной помощи грекам, а также датой крещения киевского князя.
Многие историки пытаются всячески очернить языческое христианство, утверждают, что до крещения Руси славянам был характерен низкий уровень социально-экономического и культурного развития.
В трудах других западных ученых можно встретить утверждение, что Русь первоначально приняла крещение не от Византии, а от Рима по католическому образцу и сам Владимир был крещен латинским миссионером.
Многие отечественные ученые отмечали прогрессивное воздействие на Русь принятия христианства.
Однако и до сих пор многие аспекты крещения Руси остаются мало изученными.
Энергичные поиски новых сведений по истории крещения Руси проводились выдающимся ученым XYIII века в.Н. Татищевым. Им была найдена Иокимовская летопись, содержащая не имеющие аналогий сведения о крещении Руси. Подобного же рода исследования велись Н.М. Карамзиным и м.В. Ломоносовым. Среди работ XIX – начала XX века наибольшее значение имели работы Макария , Е.Е. Голубинского, А.А. Шахматова, М.Д. Приселкова, В.А. Пархоменко, Н. Полонской.
По многим вопросам историки вели полемику, так и не достигнув единого мнения. Очевидно, что до официального крещения христианство начало пробивать себе дорогу на Русь. Даже после крещения язычество продолжало существовать на Руси. Об этом свидетельствуют памятники древнерусской письменности XI-XII веков.

Глава I. Исторические условия формирования государства и культуры Древней Руси. Истоки русского христианства
Славяно-русские племена размещались на равнинах по рекам. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшемся, по ним возникали торговые сосредоточения, древнейшие русские города; население, от них удаленное, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозные статьи приречным торговцам (мед, воск, меха).
При таком влиянии на народнохозяйственный обмен реки рано получили еще более важное политическое значение. Речными бассейнам направлялось географическое размещение населения, а этим размещением определялось политическое деление страны.
Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними бассейнами рассеивали население по своим ветвям.
По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство IX-X вв; по ним же сложились потом политические области, земли, на которые долго делилась страна.
Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии единообразной формы поверхности не позволяла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними.
Лес давал человеку многое: пропитание, строительный материал, домашнюю утварь, обувь, дрова, лучину для освещения, Он был надежным укрытием от врагов.
Степь была благодатна для хлебопашества, но оттуда постоянно исходила угроза нападения кочевых племен......

Заключение
Природные, психологические и социальные предпосылки обусловили расцвет культуры в Киевской Руси. Создание городов, земледелие и скотоводство, ремесло, декоративное творчество способствовали этому процессу.
В связи с принятием на Руси христианства культура Руси испытала на себе значительное влияние греческой культуры. Это сказалось и на возникновении письменности, и на философии, и на вере. Религия соединяла в себе языческие черты и христианство.
Киевская Русь была государством с развитой литературой, высоким уровнем образования и ремесла. Возникает архитектура, продолжает развиваться иконопись, живопись.
Период возникновения и существования Киевской Руси характеризуется своеобразной культурой, оставившей заметный след не только в развитии отечественной, но и мировой культуры последующего периода.
Феномен русской культуры был создан синтезом славяно-русской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который появился на Руси с принятием христианства.
Церковь становится основным институтом феодальной культуры Древней Руси. Она играла позитивную роль в развитии русской государственности. Она обогатила социальным и политическим опытом древнерусское публичное право, повлияла на его эволюцию силой церковного суда. В сфере семейных отношений закрепила моногамный брак.
Воровство, убийство, разбой перестали быть частными оскорблениями, которые преследовались потерпевшими лицами или заменялись денежным штрафом. Теперь они рассматривались как преступления, которые наказывались правосудием во имя Божие.
Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Введение христианства способствовало сближению ее с Византией и государствами Западной Европы. Киевская Русь выдвинулась в ряд передовых стран средневекового мира.
Ярослав Мудрый сделал русскую церковь более независимой от Византии. В 1051 году после смерти митрополита-грека Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил митрополитом в Киеве священника Иллариона, автора знаменитого «Слова о законе и благодати».
Князья на Руси, опирающиеся на монастыри и монахов, выступали проводниками книжной мудрости.
В эпоху генезиса русского феодализма языческая религия превращается в фактор, тормозящий развитие общества. Она не служит объединению различных социальных групп общества, объединению народов Руси. Язычество не обеспечивает формирующихся отношений господства и подчинения. Язычество пагубно сказывается и на внешних связях.
Христианство стало проникать в восточную Европу на территории, заселенные славянами, задолго до официального крещения Руси, но не с 1 века нашей эры, а позднее.
Христианство начинает проникать на Русь в первой половине IX века, когда там происходит становление феодализма и государственности. Первыми христианами были русские купцы. Существование русских купцов – христиан зафиксировано в трудах арабского географа Ибн Хордадбеха.
Первое массовое крещение имело место в 866 году. Им были охвачены южные русы, жившие вблизи Северного Тавра. Второе – после 874 года. Оно коснулось Киевских русов.
Оба эти крещения связаны с неудачными походами на Византию.
Отдельные мероприятия по укреплению позиций христианства в стране проводит Ольга. Она безуспешно пытается склонить к христианству своего сына Святослава. Однако ей не удается совершить христианизацию в государственных масштабах.
В правление Святослава положение христиан на Руси ухудшилось. Это был период репрессий против христиан. В период правления Ярополка византийская и римско-католическая церкви пытаются найти дорогу на Русь.
Владимир пришел к власти на гребне языческой волны. Он начал укреплять позиции язычества. Но развитие этой религии оказывало тормозящее воздействие на развитие феодальных отношений.
В 988 году Византия и Русь заключили между собой соглашение о дружбе и взаимопомощи. Владимир должен был оказать помощь в подавлении восстания Варды Фоки, а византийские императоры обязались выдать свою сестру Анну замуж за русского властелина при условии, что он примет христианство, а также прислать на Русь миссионеров для крещения населения страны.
В 988 году Владимир тайно принял христианство. Русские войска помогли византийцам одержать победы над мятежниками. Однако императоры отказались выдать замуж принцессу Анну. В ответ русский князь осадил Херсонес и овладел им в 990 году. Только после этого принцесса Анна прибыла в Крым, где состоялась ее свадьба с князем Владимиром. Часть войска Владимира приняло крещение. Об этом событии пишет Н.М. Карамзин: «великий князь… немедленно отправил … часть дружины своей, которая помогла Василию разбить мятежника фоку и восстановит тишину в империи»
По возвращении на Русь в августе 990 года состоялось массовое крещение киевлян- язычников. Некоторые язычники бежали в леса, не желая расставаться со своей верой.
В последующие год продолжалось насаждение христианства, однако языческие верования полностью изжиты не были.
Позднее были обращены в христианство жители Ростово-суздальской и Муромской земли.
В правление князя Владимира большинство населения подверглось христианизации, но осталось немало язычников. Одни из них бежали в леса, другие открыто оказывали сопротивление властям.
После крещения Руси христианство византийского образца слилось с русским язычеством. Однако православная церковь терпела лишь те языческие традиции, которые не мешали развитию феодального строя.

Список литературы
1. Борзова Е.П. История мировой культуры. 2 издание. – СПб.: Лань, 2002.
2. Бахрушин С.В. к вопросу о крещении Киевской Руси // Религия и церковь в истории России. – М., 1975.
3.Веремьев А.А. Введение в культурологию. – М.: Прогресс, 1997.
4. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Головко А.Б.Христианизация восточнославянского общества и внешняя политика Древней Руси в IX- первой трети XII века // Вопросы истории, 1988, № 9.
6.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990
7.История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М.: Знание, 1993.
8. Карамзин Н.М. История государства российского. – Тула, Приокское книжное издательство, 1990.
9.Кравченко А.И. Культурология. – М., Академический Проект, 2001.
10.Карпушкина С.В., Карпушкин В.А. История мировой культуры. Учебник для вузов. – М.: Nota Bene, 1998,
11.Культурология. / Под ред. Радугина А.А.- М., 1997.
12.Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 1997.
13. Макарий. История русской церкви. Т. 1. – М., 1981.
14. Мелюков.Н. Очерки по истории русской культуры IX-XYII веков. – М., 1984.
15.Моця А.П. Христиане некрещенной Руси // Наука и религия, 1998, № 1.
16. Рапов О.М. Русскя церковь в IX- первой трети XII века. Принятие христианства. – М.: Русская панорама, 1998.
17.Раушенберг Б.В. Сквозь глубь веков // как была крещена Русь. – М., 1988.
18.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.
19.Религия. История и современность // Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Культура и спорт, 1998.
19.Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989.
Тихомиров М.Н. Начало христианства на Руси // Тихомиров М.Н. Древняя Русь. – М., 1975





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.