На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


эссе В основе любой образовательной технологии или концепции, любого подхода к преподаванию той или иной учебной дисциплины лежит определенная цель или, вернее, комплекс целей с определенной их иерархией.

Информация:

Тип работы: эссе. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 07.06.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

Министерство образования Российской Федерации

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

Кафедра психологии и педагогики

Экзаменационное эссе

На тему: ИЕРАРХИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ЦЕЛЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ АУДИТА»

Выполнил
аспирант кафедры «Аудит»
Каланов А.Н.

Москва 2003
ИЕРАРХИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ЦЕЛЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
КУРСА «ОСНОВЫ АУДИТА»

В основе любой образовательной технологии или концепции, любого подхода к преподаванию той или иной учебной дисциплины лежит определенная цель или, вернее, комплекс целей с определенной их иерархией. Как говорил А.С. Макаренко, педагогика есть наука целесообразная. Именно цель не столько оправдывает, сколько определяет средства - только вслед за выделением той или иной педагогической цели в качестве профилирующей определяются те или иные, наиболее сообразные этой цели, методы и средства, а также само содержание обучения.
В современной теории педагогики выделяются следующие основные целевые ориентации педагогического процесса: формирование знаний, умений и навыков, формирование способов умственных действий, формирование эстетических и нравственных отношений, формирование самоуправляемых механизмов личности, формирование действенно-практической сферы и развитие творческих способностей. Необходимость каждой из этих целей признается, как правило, любой педагогической технологией и, соответственно, должна в той или иной степени учитываться в каждом учебном предмете. При этом и каждая педагогическая технология, и каждый учебный предмет могут по-своему расставлять акценты в иерархии этих целей.
Свое непосредственное, практическое выражение педагогические цели находят при разработке учебных программ и преподавании конкретных учебных дисциплин: в общем виде они ставятся государством, более подробно - учебными заведениями и кафедрами (институтами), но все они остаются лишь номинальными, декларативными, и лишь на последнем этапе педагогические цели максимально конкретизируются, и осуществляются конкретные шаги по их достижению. Рассмотрим педагогические цели, исходя из которых должна, на взгляд автора, строиться программа обучения по дисциплине «Основы аудита», иерархию этих целей и способы их реализации.
Итак, первая из указанных общих целевых ориентаций - формирование знаний, умений и навыков. В традиционном подходе к обучению отдается приоритет именно передаче учащимся максимального объема знаний, умений и навыков. Предполагается, что в итоге это должно привести к развитию личности и формированию базы для саморазвития, хотя на практике эти цели и остаются второстепенными, побочными. Приоритет знаниям, умениям и навыкам отдается и многими более или менее современными педагогическими концепциями, такими как программированное обучение (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), технология укрупнения дидактических единиц (П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев) и т.п. - представляющими собой, в конечном счете, усовершенствование методики преподавания и структуры учебного материала.
Приемлемы ли такие технологии при преподавании основ аудита? Какая роль должна отдаваться цели формирования знаний, умений и навыков в этом курсе? И о каких именно знаниях, умениях и навыках идет речь? Прежде чем ответить на эти вопросы, уточним специфические особенности рассматриваемого курса, которые оказывают непосредственное влияние на его содержание и на целеполагание в целом. Курс основ аудита был введен к учебную программу уже на третьем году обучения на общеэкономическом факультете, то есть до получения практических знаний и до выбора дальнейшей учебной надстройки. Лишь незначительное количество учащихся, проходящих этот курс, продолжают обучение по специальности «Бухгалтерский учет и аудит» - возможно, лишь 10-15%. Еще меньшее количество учащихся собирается и (или) станет в будущем аудиторами - на взгляд автора, не более 3% (даже если рассматривать профессию аудитора в общем, безотносительно требуемой аттестации).
Исходя из приведенных цифр, на взгляд автора, следует сделать вывод, что учебная программа должна строиться на предпосылке, что учащиеся не станут аудиторами в будущем. Здесь можно возразить, что в современной педагогике все больше утверждается принцип индивидуального подхода к ученику, из чего можно было бы сделать вывод, что педагог должен обеспечить познавательные потребности и этого меньшинства (3%). Но, на взгляд автора, это было бы нерационально. Во-первых, три процента представляют собой в среднем лишь одного ученика из целого класса. Теоретически для него можно было бы ввести свою, более подробную, учебную программу. Но образовательная система не характеризуется большой гибкостью - уже в следующем году этому ученику придется изучать те же предметы уже на факультете «Бухгалтерский учет и аудит». Поэтому в данном случае и в таком понимании индивидуальный подход был бы нерационален и с точки зрения учителя, и с точки зрения ученика.
Следующий вывод, который можно сделать, заключается в том, что подробное изучение методики аудита в рамках рассматриваемой дисциплины не только не обязательно, но и не желательно - это учебное время может быть потрачено гораздо более эффективно с точки зрения образования абсолютного большинства учащихся. Кроме того, подробное изучение аудита уже на третьем курсе общеэкономического факультета и просто практически невозможно. Так, в этот период учащиеся владеют лишь основами знаний о налогообложении, причем больше в теоретическом плане (роль, функции налогов и т.п.), нежели в практическом (конкретные правила исчисления конкретных налогов, особенности прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов и т.п.). Еще более важно то, что учащиеся в этот период имеют чрезвычайно поверхностные знания и о бухгалтерском учете. А ведь бухгалтерский учет и налогообложение являются базой, принципиально необходимой для изучения аудита: без этой базы невозможно передать учащимся практически никаких знаний даже об основах аудита, не говоря уж о практическом аудите. Разве можно объяснить учащимся, что аудит представляет собой проверку бухгалтерской отчетности, если учащиеся даже не представляют себе, что такое бухгалтерская отчетность? (по наблюдениям автора, достаточное представление о бухгалтерской отчетности для изучения основ аудита на третьем курсе общеэкономического факультета имеют не более одного ученика из пяти). По сути, и исторически, и логически аудит является производным от бухгалтерского учета и, отчасти (на современном этапе) от практического налогообложения.
В итоге, при подробном изучении аудита уже на третьем курсе, учащиеся способны только заучить предмет, не вникая в его смысл. Вследствие отсутствия связей с уже имеющимися знаниями, получаемая информация выходит за границы «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), не образует фиксированного образа, «гештальта» (по М.Вертхеймеру). Поэтому, во-первых, для его изучения необходима организация межпредметных связей с этими дисциплинами, основы которых должны изучаться раньше аудита. И, во-вторых, это неизбежно накладывает ограничения и на само содержание аудита как изучаемой дисциплины.
Итак, какие же знания, умения и навыки должен получить учащийся при изучении основ аудита? Исходя из вышеизложенного, очевидно, что не конкретные знания по методике аудиторской деятельности. На взгляд автора, необходимо, чтобы у учащихся сформировались представления об аудите как деятельности (в предпринимательском и общеэкономическом и социальном плане), о целях аудита, конкретном выражении результатов аудиторской деятельности и об общих теоретических и методических подходах к организации аудита. То есть целевым субъектом обучения должен стать не аудитор, а пользователь аудиторских услуг как наиболее вероятный результат обучения студентов. В итоге, поскольку объем знаний, который необходимо передать учащимся в рамках этого курса, довольно небольшой, то, на взгляд автора, нецелесообразно применять указанные выше педагогические технологии, направленные на его эффективное усвоение: передача этих знаний должна в большей степени служить другим педагогическим целям.
И еще один важный аспект знаний, можно сказать, пропедевтическая цель курса: учащиеся должны получить представление об аудиторе как профессии. Целью педагога в данном случае должно быть разрушение действующих стереотипов об аудите и аудиторах (а они существуют и являются довольно устойчивыми), раскрытие действительной ситуации на рынке аудиторских услуг и рынке труда аудиторов, объяснение характеристик и особенностей аудита как профессии. Эта информация имеет важное на данном этапе значение для самоопределения учащегося: изучение аудита и бухгалтерского учета или выбор иных направлений дальнейшего обучения.
Умения и навыки, на взгляд автора, привить учащимся в рамках программ основ аудита достаточно проблематично. Навыкам аудита, как уже отмечалось, обучать не следует. Речь может идти только о навыках сотрудничества с аудиторами и аудиторскими организациями: порядок выбора аудиторской организации, обеспечение ее деятельности, разрешение разногласий и конфликтных ситуаций в процессе аудита и т.п. Вместе с тем, как показывает практика, такие навыки учащимися третьего курса дневного отделения усваиваются очень неэффективно. На взгляд автора, это связано с тем, что далеко не все учащиеся уже могут себя позиционировать во взрослой профессиональной жизни, что препятствует персонализации соответствующих знаний. В качестве методического решения данной проблемы можно предложить использование проблемных и игровых методов обучения, зарекомендовавших себя в таких ситуациях. В качестве радикального решения, более на взгляд автора приемлемого, - перенести курс аудита на последующие годы учебы с необходимой его адаптацией к профессиональному направлению.
При этом автором хотелось бы выделить один чрезвычайно важный навык, обязательный для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности учащихся (в рамках любого направления). Это навык самостоятельной работы и, в первую очередь, самостоятельной работы с законодательством. В нашей отрасли в силу ее специфики такой навык имеет определяющее значение. На современном этапе овладение им не только обязательно для обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», но и существенно повышает потенциал и ценность учащихся по другим экономическим специальностям: все они неизбежно будут встречаться с необходимостью самостоятельного анализа той или иной отрасти законодательства. К сожалению, педагогическая практика автора примерно с двумя сотнями студентов (в т.ч. вечернего отделения и последних курсов других факультетов) показала, что этим навыком не владеет, наверное, ни один учащийся. А ведь его можно даже назвать предпосылкой для формирования культуры самостоятельной работы и самостоятельного обучения и, в определенной степени, правовой культуры личности.
Здесь мы непосредственно подошли еще к одной педагогической цели: формированию эстетических и нравственных аспектов личности учащихся. Специфика этой цели отражается в методах ее достижения: что касается преподавания основ аудита, то, на взгляд автора, ее достижению может способствовать лишь личный пример педагога. Только личным примером педагог может попытаться воспитать в учащихся толерантность, уважение прав и свобод других индивидуумов, привить им правовой способ решения конфликтов и правовую активность. Влиянию личности педагога на формирование личности учащихся посвящено немало педагогических работ и, как правило, в них признается важное социальное значение и высокая эффективность такого влияния. При этом необходимо отметить, что уровень влияния определяется не только и не столько профессиональными качествами педагога, но, по большей части, самими характеристиками его личностного развития и педагогическим талантом.
При соблюдении этих условий ученик осознанно или неосознанно стремиться походить на учителя и в перспективе может превзойти его. Раньше, при авторитарной системе обучения, предполагалось, что образование должно носить воспроизводящий характер: даже в Библии сказано, что «ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его» (Мф 10:24-25). Однако же в истории известно много случаев, когда ученики превосходили своих учителей: Сократ-Платон, Фрейд-Юнг, а в советской и российской педагогике автор назвал бы Гальперин-Талызина. Современная система образования предполагает необходимость расширенного воспроизводства интеллектуального и личностного потенциала учащихся, без чего проблематично дальнейшее общественное развитие.
Заметим, что рассматриваемая цель - формирование эстетических и нравственных аспектов личности учащихся - в большей степени характерна для начальных этапов образования, свойственна семейному воспитанию, и в высшей школе, когда личность учащегося уже, по большей части, сформирована, ее достижение объективно затруднено. Однако это не значит, что оно не возможно. В рамках преподавания основ аудита акцент, на взгляд автора, может и должен быть сделан на формирован и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.