На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Порядок проведения инвентаризации. Основные средства, товарно-материальные ценности. Отдельные предметы в составе оборотных средств. Незавершенное производство и строительство, касса, денежные средства в банках, резервы. Отражение результатов в учете.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 02.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание
    1. Инвентаризация как способ первичного наблюдения
      2. Общий порядок проведения инвентаризации
      3. Особенности инвентаризации основных средств
      3.1 Товарно-материальные ценности
      3.2 Отдельные предметы в составе оборотных средств
      3.3 Незавершенное производство и строительство
      3.4 Касса
      3.5 Денежные средства в банках и расчеты
      3.6 Резервы
      4. Оформление результатов инвентаризации и отражение их в учете

1. Инвентаризация как способ первичного наблюдения

Инвентаризация - это проверки и документальное подтверждение фактического наличия средств (активов) или источников их образования (пассивов) в натуре, выявление отклонений от данных текущего бухгалтерского учета и принятие решений по внесению соответствующих изменений.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя предприятия назначается комиссия, в состав которой в обязательном порядке входит работник бухгалтерии. В приказе оговариваются также объекты и сроки проверки. При необходимости комиссии придаются соответствующие технические средства (весоизмерительные и счетные приборы, подъемное оборудование) и персонал (грузчики, водители, операторы и т.д.).

Различают инвентаризации полные, когда проверяются все виды средств и источников, и частичные (выборочные), когда проверкой охватываются только их отдельные виды. По частоте или периодичности проведения различают ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации. Так, например, ежесменные инвентаризации остатков неиспользованных материалов, наличия полуфабрикатов или продукции осуществляют в ряде производств при передаче смен материально ответственными лицами, при использовании инвентарного метода контроля за использованием материалов при работе с особо дорогостоящими или опасными продуктами.

Не реже, чем ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей в кассе. Внутри года проводится также целый ряд обязательных инвентаризаций: при смене материально ответственного лица или руководителя предприятия, при установлении фактов хищений, после пожара и других стихийных бедствий, при реорганизации или ликвидации предприятия, по решению суда, правоохранительных или контрольных органов.

Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризации является годовая, которая проводится перед составлением годового бухгалтерского отчета. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей (основных средств, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств и др.), но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм, созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов.

Инвентаризации, в основном, проводятся с целью уточнения данных бухгалтерского учета. Причина расхождения реального положения дел с данными текущего учета кроется в том, что при наблюдении, измерении, при арифметических подсчетах и записях в документах и регистрах могут быть допущены непреднамеренные ошибки. В реальной жизни существует и ряд естественных процессов и событий, которые изменяют количество, объемы, качество или стоимость средств - усушка, распыление, испарение, химическая реакция и другие изменения свойств объектов.

Такие изменения невозможно учесть, как обычные операции по движению средств и они могут быть установлены только после истечения определенного времени путем проведения инвентаризации. Более того, могут быть и преднамеренные искажения учетных данных или хищения, порча, утрата ценностей, которые также не получают документального отражения как хозяйственные операции. Именно такие случаи расхождений данных текущего учета и реальной действительности позволяет выявить особый прием наблюдения - инвентаризация.

Перед началом инвентаризации комиссия должна получить от материально ответственных лиц подписку в том, что все документы ими сданы в бухгалтерию, а материальные ценности оприходованы. Затем в присутствии материально ответственных лиц и членов комиссии проверяется поштучно наличие всех видов средств, а их наименование и количество записывается в инвентарные описи. Правильность данных инвентарных описей подтверждается подписями всех членов комиссии, а материально ответственное лицо расписывается в приемке этих ценностей на ответственное хранение.

Бухгалтерия предприятия, по данным текущего документально обоснованного учета, выводит остатки по всем проверяемым видам средств и сравнивает их с остатками по инвентарным описям. Данные, по которым выявлены расхождения, переносятся в сличительную ведомость, как в количественном, так и в суммовом выражении.

Результаты инвентаризации - излишки или недостача средств в каждом конкретном случае - тщательно исследуются членами комиссии, устанавливаются причины и виновники их возникновения, вырабатываются возможные меры по устранению.

В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете и отчетности" излишки выявленного при инвентаризации имущества зачисляют на увеличение прибыли отчетного года. Стоимость недостач, порчи или иной утраты имущества в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства или обращения. Недостачи сверх норм возмещаются за счет страховых фондов или организаций, а если известен виновник, то за их счет. Невозмещенные недостачи списываются за счет прибыли или резервных фондов, а в бюджетных организациях - за счет источников финансирования.

Уточнение или списание сумм дебиторской или кредиторской задолженности, в том числе и после истечения сроков исковой давности, производятся за счет финансовых результатов отчетного года или за счет ранее созданного резерва по сомнительным долгам (прибыли предшествующих лет).

В бухгалтерском учете выявленные излишки имущества отражают по дебету соответствующих счетов, предназначенных для учета такого вида имущества, и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки". Недостачи различных видов средств, выявленные при проведении инвентаризации, предварительно, до установления причин и виновников их возникновения, относят в дебет специального счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". При этом составляются проводки:

К-т сч. 10 "Материалы"

К-т сч. 50 "Касса"

К-т сч. 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"

Необходимость инвентаризации вызвана следующими обстоятельствами:

фиксирование хозяйственных явлений, не поддающихся повседневному наблюдению в текущем учете. К ним относятся изменения массы или количества материальных ценностей в связи с изменением условий их хранения (усушка, распыл и т.д.);

устранение расхождений между данными учета и фактическим наличием средств в организации, которые возникают в процессе текущего учета. Они могут быть вызваны ошибками в учете (описки, неправильное отражение на счетах), неточностями при приеме и отпуске средств (просчеты, промеры);

контроль за материально ответственными лицами. С его помощью выявляются расхождения между фактическим наличием товарно-материальных ценностей и данными учета, которые возникают в результате обмеров или обвесов при приемке или передаче ценностей, обсчетов при выдаче денег, хищений.

В зависимости от полноты охвата средств инвентаризации подразделяются на полные и частичные.

При полной инвентаризации проверке подвергаются все без исключения средства хозяйства и подразделения, где имеются материальные ценности или денежные' средства. Частичная инвентаризация охватывает лишь какую-либо одну часть хозяйственных ресурсов организации, т.е. проверке подлежат материальные или денежные средства, находящиеся в одном из подразделений либо числящиеся за одним материально ответственным лицом.

По периодичности инвентаризации подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая инвентаризация проводится в установленные сроки. Организация обязана проводить плановые инвентаризации своих ресурсов в следующие сроки:

основных средств, капитальных ремонтов, расходов будущих периодов и всех ТМЦ - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов;

расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее одного раза в год;

расчетов с банками и финансовыми органами - не менее одного раза в квартал;

расчетов организации с его хозяйствами, выделенными на самостоятельный баланс, - не менее одного раза в квартал;

денежных средств и денежных документов, - не менее одного раза в месяц.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся в целях контроля за сохранностью ценностей у материально ответственных лиц либо при замене материально ответственных лиц по распоряжению администрации или по требованию ревизора.

Во всех случаях инвентаризация проводится комиссией во главе с председателем. В комиссию, как правило, входят:

представители администрации;

работник бухгалтерии;

материально ответственное лицо;

представитель собственника.

По итогам инвентаризации составляется инвентаризационная ведомость, куда вписываются фактические остатки материальных ценностей или денежных средств. Ведомость подписывают члены комиссии. Затем ее передают в бухгалтерию, где на ее основе составляется сличительная ведомость, куда кроме данных из инвентаризационной ведомости заносятся данные учетных регистров в бухгалтерии.

После сопоставления данных по каждой позиции выявляются расхождения между учетными данными и фактическим наличием (по данным комиссии). Если обнаружены излишки, они приходуются в организации. При недостаче принимается решение по их списанию.

Примерная форма сличительной ведомости приведена в таблице:

Сличительная ведомость

Наиме-
нование
Ед. изм.
Цена
По данным бухгалтерии
По данным инвентаризации
Выявленные отклонения
Недостачи
Излишки
к-во
сумма
к-во
сумма
к-во
сумма
к-во
сумма
Результаты инвентаризации - излишки или недостача средств в каждом конкретном случае - тщательно исследуются членами комиссии. Устанавливаются причины и виновники их возникновения. Вырабатываются возможные меры по устранению этих причин.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 77. 2/1027., с изм. и доп. от 17 мая 2004 г. № 278-3, излишки выявленного при проведении инвентаризации имущества зачисляются на увеличение прибыли отчетного года. Стоимость недостач, порчи или иной утраты имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения. Недостачи сверх норм возмещаются за счет страховых фондов или организаций, а если известен виновник, то за его счет. Невозмещенные недостачи списываются за счет прибыли или резервных фондов, а в бюджетных организациях - за счет источников финансирования.
В бухгалтерском учете выявленные излишки имущества отражают по дебету соответствующих счетов, предназначенных для учета такого вида имущества, и кредиту счета 92 "Внереализационные доходы и расходы". Недостачи различных видов средств, выявленные при проведении инвентаризации, предварительно, до установления причин и виновников их возникновения, относят в дебет специального счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Суммы недостач, отраженные по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", увеличиваются на сумму НДС, рассчитанного от стоимости недостающих ценностей. Начисление НДС в бюджет отражается проводкой по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

2. Общий порядок проведения инвентаризации

Статьей 12 Закона от 25.06.2001г. N 42-3 "О бухгалтерском учете и отчетности" предусмотрено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок доведения инвентаризаций (их количество в отчетном году, сроки проведения, перечень проверяемых объектов и т.д.) определяет руководитель предприятия. Вместе с тем инвентаризация обязательна:

при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже;

при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

в случае возникновения непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств;

в иных случаях, предусмотренных законодательством республики.

При проведении инвентаризации организациям необходимо руководствоваться Методическими указаниями Минфина от 5.12.1995г. № 54.,-

С этой целью в организации должна создаваться постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации необходимо формировать рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии у субъекта хозяйствования ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных, комиссий утверждает руководитель предприятия. Документ об их составе (приказ, постановление, распоряжение) необходимо зарегистрировать в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации предприятия, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), можно включать представителей службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций.

До начала проверки фактического наличия имущества комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в 2 экземплярах. Примерные формы описей и актов приведены в приложениях № № 6 - 18 к вышеназванным Методическим указаниям № 54.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) их части. Вес (или объем) навалочных материалов допускается определять на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут, раздельно один из членов инвентаризационной комиссий и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи.

Фактическое наличие имущества проверяется при обязательном участии материально ответственных лиц.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости оттого, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) показаны данные ценности.

Ошибки исправляются во всех экземплярах описей путем зачеркивания, неправильных записей и проставления над ними, правильных. Коррективы должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Не допускается оставлять в описях незаполненные строки, на последних страницах такие строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана и отметка о проверке цен, таксировки и подсчёта итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце инвентаризации последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии. к членам, комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший его расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится проверка.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Данная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждения исправляет выявленные ошибки.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты таких контрольных проверок оформляются актом (приложение 3 к Методическим указаниям) и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (приложение 4 к Методическим указаниям).

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации. Распоряжение об инвентаризации вручается председателю инвентаризационной комиссии непосредственно перед ее началом. Инвентаризация ценностей должна начинаться в строго установленное в распоряжении время.

3. Особенности инвентаризации основных средств

До начала инвентаризации основных средств комиссии рекомендуется проверить наличие:

инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

технических паспортов или другой технической документации;

до и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.