На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие, назначение и виды отчетности. Понятие и классификация основных средств. Оценка основных средств и порядок ее изменения. Инвентаризация основных средств. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 02.01.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


44
РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения

Международный институт предпринимательства и права
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
Информация в бухгалтерской отчетности об основных средствах:
ее оценка, содержание и порядок ее формирования

Выполнил
ст. гр. БУ-605 ______________ И.Е. Литвякова
Руководитель проекта
к.э.н., доц. ______________ Л.В.Мясникова

Ростов-на-Дону
2006 г
Содержание

    Введение 3
    Глава 1. Информация в бухгалтерской отчетности об основных средствах:
    5
    ее оценка, содержание и порядок ее формирования
    5
      1.1 Понятие, назначение и виды отчетности 5
      1.2 Понятие и классификация основных средств
      13
      1.3 Оценка основных средств и порядок ее изменения
      16
      1.4.Инвентаризация основных средств
      22
      1.5 Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности
      24
      Глава 2.
      Практическая часть ..................................................………………….28
      2.1 Пояснение к порядку заполнения форм отчетности……………………...
    Заключение 43
    Список использованных источников……………………………………... ..44
    Приложение А……………………………………………………………………… Приложение Б.……………………………………………………………………...
    Приложение В………………………………………………………………………

Введение

Процесс перехода нашей страны к рыночной экономике обусловил возникновение новых объектов учета, в связи с функционированием малых и совместных предприятий, товариществ, акционерных обществ.
Чем шире используются элементы рыночной экономики, тем неизбежней встает вопрос о применении в бухгалтерском учете международных стандартов, в том числе по содержанию и порядку составления отчетности.
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих на отчетную дату имущественное и финансовое положение организации, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
В условиях развитой рыночной экономики роль бухгалтерского учета заключается в формировании максимально достоверной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности организации, а отчетность выступает средством коммуникации в рамках национальных и международных рынков. В связи с этим во многих странах усилилось внимание к проблеме унификации бухгалтерского учета, поскольку развитие экономической интеграции бизнеса требует единых подходов в понимании показателей, формируемых в системе бухгалтерского учета и отражаемых в финансовой отчетности.
Таким образом, актуальность исследования данной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, формированием полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия и его имущественном состоянии, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и иными органами, банками и другими внешними пользователями бухгалтерской отчетной информации;
Во-вторых, обеспечением информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
В-третьих, своевременным предотвращением отрицательных результатов, диспропорций, негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также выявлением и мобилизацией внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Глава 1. Информация в бухгалтерской отчетности об основных средствах:

ее оценка, содержание и порядок ее формирования

1.1 Понятие, назначение и виды отчетности

Бухгалтерский учет и отчетность в условиях развитого рынка рассматривается как информационная система, формируемая исходя из потребностей рыночной инфраструктуры и выступающая основой при принятии решений, как в рамках экономического субъекта, так и за его пределами.

Финансовая отчетность в максимальной степени должна удовлетворять интересы ее пользователей. Для этого необходимо четкое формулирование ее основной идеи, концепции. Преимуществом наличия концептуальной основы выступают последовательность и согласованность принимаемых стандартов благодаря общепринятой системе целей и терминологии. Применительно к финансовой отчетности концепция рассматривается с точки зрения взаимосвязи цели учета с информационными потребностями пользователей, которые, в свою очередь, определяют требования к качеству информации, общин принципы и подходы к формированию данных (методологию) и технические приемы обработки и представления отчетной информации (методику учета).

Обобщение опыта МСФО, американской и европейской практики учета, позволяет выделить следующие задачи формирования финансовой отчетности в условиях развитого рынка:

— формирование системы, способной получать и оценивать информацию об экономической эффективности предприятий и тем самым создавать информационную основу для перераспределения производительных сил между эффективными и убыточными отраслями народного хозяйства через рынок ценных бумаг (информационная функция учета);

— обеспечение контроля за сохранностью имущественного комплекса, принадлежащего собственнику предприятия (контрольная функция учета);

— оценка хозяйственной успешности деятельности предприятия и принятие управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования капитала и устранение негативных последствий принимаемых решений (аналитическая функция).

Решение любой из названных задач предполагает раскрытие информации, а важнейшим элементом концепции выступает определение круга пользователей и изучение их экономических потребностей. В МСФО представлены основные группы пользователей, обладающие равными правами в отношении отчетной информации: инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность. Европейские директивы, регулирующие учет и отчетность, не рассматривают направленность составления отчетности и не определяют приоритеты в первоочередности удовлетворения информационных потребностей пользователей. В отношении практики США можно сделать вывод, что основными пользователями отчетности выступают акционеры и инвесторы, а информация, формируемая в отчетности нужна акционерам, кредиторам и другим инвесторам, а также прочим пользователям. Под прочими пользователями понимаются работники и клиенты фирмы, правительственные органы и общественность в целом, но все они рассматриваются как второстепенные. Такие приоритеты расставляет Положение о концепциях финансовых учета «Цель финансовой отчетности коммерческих предприятий», разработанное Советом по стандартам финансового учета.

Основными задачами учета и отчетности в Российской Федерации согласно Закону определены:

1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -- руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним -- инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2) обеспечение сведениями, необходимыми внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;

3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В отечественной нормативной базе существовали противоречия по определению основного пользователя отчетности. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности отдает предпочтение в этом вопросе, прежде всего инвесторам. Закон о бухгалтерском учете и ПБУ 4/99 называют пользователями всех юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации.
Среди перечисленных причин формирования финансовой отчетности задача информирования пользователей выступает первоочередной, следовательно, информационные запросы потребителей учетных данных играют определенную роль в признании элементов отчетности. Такое признание основывается на трех базисных составляющих:
1) Качественные характеристики информации. Сводятся к определению требований к качеству формируемых данных и выступают своеобразным гарантом защиты интересов пользователей в принятии решений.
2) Общие принципы. Составляют основу методологии учета и ориентированы на определение, признание и оценку элементов финансовой отчетности.
3) Технические приемы. Представляют методический аппарат учета, основанный на общих принципах и позволяющий посредством специального инструментария свести регистрируемые в первичных документах данные в информационную систему, характеризующую финансовое положение формы и эффективность ее деятельности.
Таким образом, цель финансовой отчетности находится во главе концепции учета и отчетности и предоставляет методологию и методику формирования данных, поэтому совершенствование любого из элементов методического аппарата бухгалтерского учета должно осуществляться через призму интересов пользователей отчетности.
Все организации любой организационно-правовой основы и любой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Финансовая бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. По данным отчетности руководитель и главный бухгалтер отчитываются перед учредителями, собственниками, соответствующими структурами управления (финансовые органы, банки) и иными заинтересованными организациями. Поэтому в ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Организация составляет отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
Состав бухгалтерской отчетности организаций определен ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете». Содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности устанавливает положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99) . Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций и дается такое определение отчетности: бухгалтерская отчетность -- это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Это положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и должно применяться с учетом положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) .
Составление отчетности по международным стандартам регламентирует МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» . Целью настоящего Стандарта является обеспечение базы для представления финансовой отчетности общего пользования с тем, чтобы достичь сопоставимости как с собственной финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Для достижения этой цели в настоящем Стандарте устанавливается ряд соображений для представления финансовой отчетности, рекомендаций по ее структуре и минимальных требований к ее содержанию. Настоящий стандарт применяется ко всем типам компаний, включая банки и страховые компании. Финансовая отчетность, по МСФО 1, представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией. Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.
Последний вариант бухгалтерской отчетности утвержден приказом Минфина РФ от 22 июля 2003г. № 67н. Согласно этому приказу юридические лица (кроме бюджетных учреждений, страховых организаций и банков) обязаны предоставлять годовой бухгалтерский отчет в следующем объеме форм:
— бухгалтерский баланс -- форма № 1;
— отчет о прибылях и убытках -- форма № 2;
— отчет об изменении капитала -- форма № 3;
— отчет о движении денежных средств -- форма № 4;
— приложение к бухгалтерскому балансу -- форма № 5;
— отчет о целевом использовании полученных средств -- форма № 6;
— пояснительную записку;
— специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;
--итоговую часть аудиторского заключения.
В соответствии с МСФО 1 полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:
— бухгалтерский баланс;
— отчет о прибылях и убытках;
— отчет, показывающий либо:
-- все изменения в капитале; либо
-- изменения в капитале, отличные от операций капитального характера с владельцами и распределений им;
— отчет о движении денежных средств;
— учетная политика и пояснительные примечания.
В России годовая бухгалтерская отчетность составляется за период с 1 января по 31 декабря. МСФО 1 определяет сроки подготовки отчетности как минимум ежегодно. Но в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется, и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью причину использования периода отличающегося от одного года.
В последнее время все шире внедряются элементы рыночной экономики, и неизбежно встает вопрос о применении в бухгалтерском учете международных стандартов, в том числе по содержанию и порядку составления отчетности, действующий в настоящее время бухгалтерская отчетность в России, в том числе баланс, уже максимально приближена к отчетам экономически развитых стран.
Основными формами отчета выступают баланс и отчет о прибылях и убытках, остальные поясняют и расшифровывают эти формы отчетности. Бухгалтерский баланс представляет сведения об экономических ресурсах (актив) и источниках их привлечения (пассив) и позволяет оценить имущественное положение организации, ее платежеспособность и финансовую независимость от кредиторов.
В активе баланса хозяйственные средства представлены по их видам, составу и по степени участия в производственных процессах. С позиции права собственности актив баланса содержит информацию о хозяйственных средствах предприятия (это нематериальные активы, основные средства, запасы строки 110, 120, 210). Но не все средства предприятия находятся в его распоряжении. Поэтому с позиции права владения актив баланса содержит также информацию об обязательствах по возврату средств, временно находящихся в распоряжении других предприятий и лиц (это дебиторская задолженность и краткосрочные финансовые вложения строки 230, 240, 250).
Строится актив баланса в порядке возрастающей ликвидности средств сверху вниз, в прямой зависимости от скорости превращения этих средств в хозяйственном обороте в денежную форму. Так, в первом разделе актива баланса «Внеоборотные активы» показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет свою первоначальную форму, не видоизменяется, то есть ликвидность этого имущества в хозяйственном обороте самая низкая. Таким образом, в составе внеоборотных активов представлены основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование), нематериальные (неосязаемые) активы (лицензии, права на пользование, нововведения и изобретения, программное обеспечение), вложения долговременного характера, средства и затраты, используемые на восстановление внеоборотных активов.
Отчет о прибылях и убытках иллюстрирует процедуру формирования финансового результата за отчетный период в разрезе доходов и расходов, полученных (понесенных) от обычных видов деятельности и по прочим операциям. Отчет об изменениях капитала представляет информацию об источниках формирования капитала за отчетный период и причинах изменения его массы и структуры. Анализ данного отчета позволяет оценить способность экономического субъекта к самофинансированию и наращиванию капитала. Отчет о движении денежных средств предназначен для оценки способности предприятия обеспечивать превышение поступлений денежных средств (приток) над платежами (отток) и дает возможность судить о степени управления денежными потоками. Приложение к бухгалтерскому балансу в табличной форме раскрывает минимально необходимые сведения о движении заемных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о составе амортизируемого имущества, об источниках финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, а также дает расшифровку отдельных видов прибылей и убытков.
Более полное раскрытие существенной информации в разрезе названных показателей должно содержаться в пояснительной записке. Структура пояснительной записки законодательно не предписана. Внешняя ее форма должна определяться требованиями ясности и наглядности, содержать сведения, позволяющие раскрыть и дополнить информацию баланса и отчета о прибылях и убытках. В пояснительной записке необходимо раскрыть основные моменты учетной политики, поскольку без понимания правил, которые применялись при формировании показателей, использование количественных методов финансового анализа теряет всякий смысл.
Аудиторское заключение включается в годовую отчетность в случаях, когда отчетность экономического субъекта в соответствии с законодательством подлежит обязательной аудиторской проверке. Цель заключения -- подтвердить степень достоверности показателей, приведенных в отчетных формах.

1.2 Понятие и классификация основных средств

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету в бухгалтерской отчетности раскрывается информация об основных средствах.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
-- использование в производстве продукции, при выполнении работ
или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
-- способность приносить организации экономические выгоды (до-
ход) в будущем;
-- организацией не предполагается последующая перепродажа данных
активов;
-- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезно-
го использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или
обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Сроком полезного использования является период, в течение кото-рого использование объекта основных средств приносит доход органи-зации. Для отдельных групп основных средств срок полезного исполь-зования может определяться исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
К основным средствам относятся:
-- здания;
-- сооружения;
-- рабочие и силовые машины и оборудование;
-- измерительные и регулирующие приборы и устройства; инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и при-надлежности;
-- рабочий, продуктивный и племенной скот;
-- многолетние насаждения;
-- внутрихозяйственные дороги;
-- прочие соответствующие объекты.
В составе основных средств учитываются также: капитальные вложе-ния на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объек-ты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Основные средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет необходима классификация основных средств по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям экономики, степени использования и по принадлежности. Согласно «Общероссийскому классификатору основных средств», утвержденному Госкомстатом РФ от 26.12.94 г. № 359 в целях единообразия в статистической отчетности, аналитический учет основных средств организуется пообъектно в разрезе сфер эксплуатации (производственная и непроизводственная), в разрезе отраслей экономики (промышленность, ЖКХ и т.д.), по видам (здания, сооружения, машины и др.), по группам и подгруппам.
Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на:
основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том
числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование,
переданные в доверительное управление);
основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном
ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в
аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные и
доверительное управление);
основные средства, полученные организацией в аренду;
основные средства, полученные организацией в безвозмездное
пользование;
основные средства, полученные организацией в доверительное управление.
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:
в эксплуатации;
в запасе (резерве);
в ремонте;
в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации
и частичной ликвидации;
на консервации.
Данная группировка обеспечивает исчисление реальных сумм амор-тизации.
Независимо от организационно-правовой формы собственности все предприятия организуют учет основных средств по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является ин-вентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс кон-структивно сочлененных предметов - это один или несколько предме-тов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундамен-те, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выпол-нять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Если у одного объекта имеется несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если объект основных средств, находится в собственности двух или нескольких организаций, то он отражается каждой организацией в составе основных средств соразмер-но ее доле в общей собственности.

1.3 Оценка основных средств и порядок ее изменения

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

– Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобре-тение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавлен-ную стоимость и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

– суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по
договору строительного подряда и иным договорам;

– суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консуль-тационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

– регистрационные сборы, государственные пошлины и другие анало-гичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получе-нием) прав на объект основных средств;

– таможенные пошлины;

– невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением
объекта основных средств;

– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через
которую приобретен объект основных средств;

– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств (например на-
численные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для
приобретения, сооружения или изготовления этого объекта).

Предприятие собирает фактические затраты, связанные с приобрете-нием основного средства и доведением его до состояния, пригодного к использованию по дебету счета 08. Первоначальная стоимость (балан-совая) определяется в момент вступления объекта в эксплуатацию на дан-ном предприятии. Основные средства приходуются по дебету счета 01 по первоначальной стоимости, что отражается записью: Дебет 01 Кредит 08.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в уставный капитал, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (если стоимость передаваемого имущества превышает 200 МРОТ, то оценка должна производиться независимым оценщиком).

Первоначальны стоимостью основных средств, полученных безвозмездно или по договору дарения, признается их текущая рыноч-ная стоимость на дату оприходования. Согласно п. 29 Методических указаний № 91н, под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи данного объекта на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, признается стоимость ценностей, пе-реданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценнос-тей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливает-ся исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полу-ченных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обя-зательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из сто-имости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются анало-гичные объекты основных средств.

Первоначальная стоимость основных средств, возведенных или изготовленных собственными силами складывается из всех фак-тических затрат (стоимости материалов, энергоносителей, зарплаты с от-числениями, стоимости услуг сторонних организаций и т.д.). В первоначальную стоимость объектов основных средств включаются также фак-тические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобре-тении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бух-галтерскому учету.

Основные средства в процессе использования изнашиваются, ветша-ют, их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение потери объектами своих физических и техническо-экономических качеств назы-вается износом. Первоначальная стоимость за вычетом суммы износа называется остаточной стоимостью основных средств.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств от-клоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях.

Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость. Под восстанови-тельной стоимостью основных средств понимается стоимость вос-производства основных средств, т.е. приобретения или строительства ин-вентарных объектов исходя из действующих цен на момент переоценки.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов (при проведении работ капитально-го характера).

В условиях регулируемой рыночной экономики периодически по ре-шению государства может проводиться переоценка основных средств. Она предусматривает дооценку или уценку, числящихся на балансе пред-приятия объектов основных средств, относительно текущих рыночных цен на аналогичные объекты, выпущенные в последний год и даже квартал. Такая переоценка всегда проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ.

Однако коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации.

Для документального подтверждения полной восстановительной сто-имости объектов при применении метода прямой оценки могут быть ис-пользованы: данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспек-ций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в сред-ствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения оценщиков о стоимости объектов основных фондов. Выбор способа подтверждения рыночной цены остается за руководителем пред-приятия.

При принятии решения о переоценке по основным средствам необ-ходимо учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно,
чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бух-галтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей
(восстановительной) стоимости.

Основные правила переоценки:

Переоценке подлежат любые основные средства, числящиеся на
балансе предприятия на начало года независимо от даты их приобре--
тения. Объекты основных средств могут переоцениваться в единичном
порядке.

2.Стоимость объектов незавершенного строительств, учитываемая на
счете 08 «Капитальные вложения», переоценке не подлежит

При переоценке должна быть определена не рыночная цена (воз--
можная цена продажи с учетом физического и морального старения),
в их полная восстановительная стоимость.

Имущество, находящееся в совместной деятельности переоценке
не подлежит.

Для выполнения процедуры переоценки в бухгалтерии составляется специальная переоценочная ведомость, в которую заносится наименова-ние объекта, балансовая стоимость, применяемый коэффициент, сумма износа по амортизируемым объектам. По окончании расчета всей ве-домости и получения итогов по видам переоцениваемых средств и сумм износа составляется бухгалтерская справка с выполнением следующих проводок:

Дебет 01 Кредит 83/1 - на сумму дооценки собственных объек-тов производственного назначения;

Дебет 03 Кредит 83/1 - переоценка долгосрочно арендуемых с правом выкупа основных средств;

Дебет 83 Кредит 02 -- на сумму доначисленной амортизации по объекту основных средств.

В ходе переоценки может быть увеличена и стоимость тех объектов основных средств, которые были уценены. В этом случае, сумма дооцен-ки, равная сумме предыдущей оценки, учитывается в составе внереали-зационных доходов, а превышение суммы дооценки над суммой уценки включается в состав добавочного капитала:

Дебет 01 Кредит 91 - отражена дооценка объекта в пределах сумм предыдущей уценки;

Дебет 01 Кредит 83 -- отражена дооценка объекта сверх сумм предыдущей уценки;

Дебет 91 Кредит 02 - увеличена амортизация объекта в пределах сумм предыдущей уценки;

Дебет 83 Кредит 02 - увеличена амортизация объекта сверх сумм предыдущей уценки.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов:

Дебет 84 Кредит 01 - уценен объект основных средств, который ранее не дооценивался;

Дебет 02 Кредит 84 - уменьшена амортизация данного объекта.

Если объект основных средств ранее дооценивался, то сумма уценки данного объекта относится в уменьшение добавочного капитала орга-низации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведен-ной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объек-та над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал орга-низации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков.

В учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 83 Кредит 01 - отражается уценка объекта в пределах сумм предыдущей дооценки;

Дебет 84 Кредит 01 - отражается уценка объекта сверх сумм предыдущей дооценки;

Дебет 02 Кредит 83 - уменьшена амортизация объекта в пределах сумм предыдущей дооценки;

Дебет 02 Кредит 84 - уменьшена амортизация объекта сверх сумм предыдущей дооценки.

При списании (выбытии) объекта основных средств, стоимость которого ранее дооценивалась, сумму дооценки, числящуюся на счете 83 «Добавочный капитал», относят на нераспределенную прибыль организации: Дебет 83 Кредит 84.

1.4.Инвентаризация основных средств

Инвентаризация основных средств производится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49).

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества, подлежащего проверке, устанавливаются организацией самостоятельно, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:

-- при передаче имущества организации в аренду;

-- выкупе, продаже основных средств;

-- при преобразовании государственного или муниципального предприятия в случаях, предусмотренных законодательством;

-- при смене материально-ответственного лица;

-- при установлении фактов хищений, злоупотреблений;

-- в случаях стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

-- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного баланса;

-- перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября).

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, по библиотечному фонду -- один раз в пять лет.

Инвентаризацию проводит постоянно действующая или рабочая ко-миссия, созданная приказом по организации, при обязательном участии представителя бухгалтерии. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

-- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, опи-сей и других регистров аналитического учета

-- наличие и состояние технических паспортов или другой техничес-кой документации;

--наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. Для оформления данных инвентаризации основных средств приме-няется инвентаризационная опись основных средств (ф. № ИНВ-1), утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88. которой предусмотрена расписка лиц, ответственных за сохранность основных средств, в которой указывается, что к началу проведения инвента-ризации все документы на поступление и выбытие основных средств (даны в бухгалтерию и все поступившие основные средства оприходованы, а выбывшие - списаны.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показа-ли. Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При выявлении объектов, не снятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и экономические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, привед-ших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

1.5 Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как мини-мум, следующая информация:

– о способах оценки объектов основных средств, приобретенных в
обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

– об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты
к бухгалтерскому учету (в том числе в случаях достройки, дообо-рудования, реконструкции и частичной ликвидации);

– о принятых организацией сроках полезного использования объек-тов основных средств, стоимость которых не погашается;

– об объектах основных средств, предоставленных и полученных по
договору аренды;

– о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных

отчислений по отдельным объектам основных средств.

По данным учета основных средств организации составляют соответствующую отчетность.

В форме № 1 «Бухгалтерский баланс» в разделе 1 «Внеоборотные активы» по статье «Основные средства» приводятся данные об остаточной стоимости основных средств (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком изменение стоимости не производится), как действующих, так и находящихся на консервации или в запасе.

По указанной статье также отражается по остаточной стоимости (первоначальная стоимость за минусом начисленной амортизации) иму-щество, предоставляемое по договору аренды (имущественного найма) за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода.

В форме № 3 «Отчет об изменениях капитала», в частности, по (статье «Добавочный капитал» по соответствующим графам находят отра-жение: прирост стоимости имущества организации в результате его дооценки в соответствии с установленным порядком; погашение сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам их переоценки; направление средств добавочного капитала на увеличе-ние уставного капитала.

До 01 января 2000г. действовал порядок, согласно которому на добавочный капитал относили стоимость объектов, полученных безвоз-мездно, а также по договору дарения.

С введением в действие Положения по бухгалтерском учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99) активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения (это в первую очередь относиться и к объектам основных средств), являются внереализационными доходами.

Расшифровка движения основных средств в течение отчетного года, а также их состава на конец отчетного года приводится в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (раздел 3 «Амортизируе-мое имущество», подраздел II «Основные средства»). В указанном под-разделе показывается наличие на начало отчетного периода основных средств организации в разрезе их видов по первоначальной стоимости. При этом в подразделе отражается стоимость всех объектов основных средств, которые числятся на балансе организации.

В подразделе III «Доходные вложения в материальные ценности»

раздела 3 «амортизируемое имущество» отражается первоначальная стоимость основных средств, специально приобретенных организацией 1Я предоставления их за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

В справке к разделу 3 приложения к бухгалтерскому балансу при-водятся сведения о средствах, переданных в аренду, с выделением от дельных групп основных средств, а также предоставленных бесплатно, в безвозмездной пользование, бездействующих (находящихся на консерва-ции, в резерве, на восстановлении, период которого превышает 12 ме-сяцев, и др.).

Там же раскрываются данные о суммах начисленной амортизации по основным средствам, числящимся на счете 02, с выделением сумм амортизации в разрезе видов основных средств.

Справочно приводятся данные, характеризующие изменение стоимо-сти объектов основных средств в результате переоценки, а также дос-тройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации.

Те организации, которые осуществили переоценку объектов основ-ных средств по состоянию на начало отчетного года (1 января), дол-жны по строке результатов индексации привести в графе «На начало отчетного года» данные о новой восстановительной стоимости и сум-мах пересчитанной амортизации. При этом данные о результатах индек-сации в связи с переоценкой могут представляться в сравнении со стоимостью основных средств по результатам предыдущей переоценки (т.е. без указания результатов неоднократного изменения стоимости основных средств, в которой они были первоначально приняты к бух-галтерскому учету). Данные о результатах дооценки приводятся со знаком «плюс», а уценки - со знаком «минус» в круглых скобках.

В пояснительной записке могут быть приведены следующие сведе-ния: наличие и стоимость основных средств, прав собственности на которые не принадлежит организации, а также стоимость объектов ос-новных средств, переданных в залог, переведенных на консервацию. Если в организации производилась переоценка, то может быть включена такая дополнительная информация, как способ переоценки, дата переоценки, первоначальная стоимость основных средств каждого вида без учета переоценки, сумма дооценки отнесенная на добавочный капитал. При этом нужно указать привлекался ли к оценке независимый оценщик.

Помимо информации, подлежащей обязательному раскрытию, в по-яснительной записке рекомендуется привести сведения об объектах основных средств, временно не используемых, но полностью амортизи-рованных, а также об объектах, использование которых прекращено и которые подлежат списанию.

2 Практическое задание

1. Исходные данные

Таблица 1 - Бухгалтерский баланс на начало года

Статьи баланса
На начало года
1
2
1. Основные средства
15800
2. Запасы материалов
20400
3. Затраты в незавершенном производстве
1980
4. Запасы готовой продукции
3300
5. Расходы будущих периодов
120
6. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
850
7. Дебиторская задолженность покупателей
100500
8. Касса
100
9. Расчетный счет
42300
10. Валютный счет
12025
11. Уставный капитал
155000
12. Нераспределенная прибыль
875
13. Кредиторская задолженность поставщикам
5380
14. Кредиторская задолженности перед персоналом по оплате труда
2420
15. Кредиторская задолженности по налогам и сборам
18900
16. Кредиторская задолженности перед государственными внебюджетными фондами
2100
17. Кредиторская задолженности перед прочими кредиторами
12700
Валюта отчетного баланса
197375

Таблица 2 - Данные о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период

Показатели
За прошлый отчетный период
1
2
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей
50847
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
(48847)
3. Валовая прибыль
2000
4. Прибыль от продаж
2000
5. Внереализационные доходы
20100
6. Внереализационные расходы
(8900)
7. Прибыль до налогообложения
13200
8. Текущий налог на прибыль
(4000)
9. Чистая прибыль отчетного периода
9200
10. Постоянные налоговые обязательства
832
11. Отложенные налоговые обязательства
0

Таблица 3 - Данные отчета о движении денежных средств за предыдущий отчетный период

Показатели
За прошлый отчетный период
1
2
1. Остаток денежных средств на начало отчетного года
74700
2. Средства, полученные от покупателей
105960
3. Денежные средства направленные:
На оплату приобретенных работ, услуг, сырья и иных оборотных активов
(17180)
На оплату труда
(2830)
На расчеты по налогам и сборам
(2380)
На прочие расходы
(2870)
4. Чистые денежные средства от текущей деятельности
80700
5. Поступления от займов и кредитов, предоставленных другим организациям
20000
6. Погашение займов и кредитов (без процентов)
(3250)
7. Чистые денежные и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.