На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Соотношение логического и творческого мышления в разных школьных возрастах

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2007. Страниц: 60+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы логического и
творческого мышления у детей разного школьного возраста 6-33
1.1. Понятие «мышление» в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Динамика развития логического мышления у детей разного школьного
возраста 15
1.3. Основы развития творческого мышление в разных школьных возрастах 23
Глава 2. Экспериментальное изучение соотношения логического
и творческого мышления в разных школьных возрастах 34-55
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 41
2.3. Рекомендации к созданию программ развития и коррекция логического
и творческого мышления в разных школьных возрастах 47
Заключение 56
Литература 57
Приложения 61

Введение

В современном обществе повысились требования к формированию интеллектуальной и творческой личности в процессе обучения. Современное психолого-педагогическое построение учебного процесса в школе, его методологическое и методическое обеспечение, разработка новых программ и направлений образования и воспитания во многом определяется спецификой развития мышления ребенка в тот или иной возрастной период. В связи с этим обостряется актуальность изучения вопросов формирования и развития логического и творческого мышления ребенка, в процессе его обучения в общеобразовательном учреждении. Все это и предопределяет социальную значимость изучаемой нами проблемы
Психологические основы формирования и развития логического и творческого мышления в тот или иной возрастной период разработаны в исследованиях П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Шардакова, В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже и др. В исследованиях этих и многих других авторов проблема мышления в онтогенезе затрагивается с позиции развития различных форм наглядно-образного, формального, теоретического и других форм мыслительных операций, также изучаются аспекты структурного содержания мышления и ряд других вопросов. Однако на сегодняшний день мы можем констатировать незначительное количество работ, рассматривающих проблему развития мышления в онтогенезе с позиции соотношения логического и творческого в различных школьных возрастах. Этот факт объясняет научную значимость нашего исследования.
Практическая значимость предопределена тем, что по результатам теоретического и экспериментального исследования проблемы нами будут составлены рекомендации для педагогов и психологов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования для разработки и реализации различных программ развития творческого и логического мышления в разных возрастных группах.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему настоящего исследования.
В настоящее время констатируется достаточно большой интерес к проблеме изучение аспектов формирования и развития мышления у школьников разных возрастных групп. Этот интерес обусловлен, прежде всего, особенностями построения образовательного и воспитательного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования. Однако, как показывает анализ литературы, исследованием вопросов соотношения логического и творческого мышления у детей в разных возрастных группах занимаются небольшое число специалистов.
В связи с этим цель исследования – изучение особенностей соотношения логического и творческого мышления в разных школьных возрастах.
Объект исследования – логическое и творческое мышление у школьников разных возрастов.
Предмет исследования – соотношение развития логического и творческого мышления у школьников разных возрастных групп.
Гипотезы исследования –
1. У школьников разных возрастных групп соотношение логического и творческого мышления происходит не равномерно. Это обусловлено спецификой развития не только мышления, но и всей познавательной сферы в разных возрастных группах.
2. У детей школьного возраста в большей степени выражено развитие творческого, а не логического мышления, т.к. логический вид мыслительных операций имеет гораздо более сложную структуру формирования и развития.
Задачи исследования -
1. Рассмотреть понятие и основные характеристики процесса мышления.
2. Провести теоретический анализ проблемы развития творческого и логического мышления у школьников разных возрастных групп.
3. Подобрать пакет диагностических методик и провести исследование проблемы соотношения творческого и логического мышления у школьников разных возрастных групп.
4. Проанализировать результаты и разработать рекомендации к составлению программ развития логического и творческого мышления в различных возрастных группах.
Методологической основой исследования являются исследования развития мышления в школьном возрасте (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.А. Менчинская, Д.И. Фельдштейн и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и выдвинутых гипотез в работе использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностические методы, эксперимент, методы статистической обработки данных и табулярно-графического изображения результатов.
В экспериментальную базу исследования были включены дети трех возрастных групп: младшие школьники, учащиеся 3-его класса (27 человек); подростки, учащиеся 7-го класса (30 ребят); ученики старших классов (36 юношей и девушек). Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 1736 г. Москвы.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы логического и творческого мышления у детей разного школьного возраста
1.1. Понятие «мышление» в отечественной и зарубежной психологии

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
А.В. Брушлинский выделяет две основные особенности мышления [7].
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.......

Заключение

Тема данной дипломной работы была посвящена очень актуальной и в настоящее время еще не до конца разработанной проблеме изучения соотношения логического и творческого мления у школьников разных возрастных групп.
Теоретическая и практическая (экспериментальная) части нашей работы позволяют нам сделать ряд итоговых выводов.
Мышление в научной психологической литературе определяется как психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.
Процесс мышления включает в себя выполнение целого ряда операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Успешность выполнения данных операций оценивается с помощью таких параметров как гибкость, самостоятельность, глубина, широта, последовательность выполнения мыслительных действий и т.д.
Развитие логического и творческого мышления у школьников в разных возрастных группах происходит в несколько этапов.
Так, например, логическое мышление у младших школьников формируется на фоне проявления наглядно-образных компонентов мышления, которые постепенно заменяются возможностью выполнять различные операции логического порядка.
В подростковом возрасте, под воздействием на личность ребенка, изучаемых в этот период различных научных дисциплин, начинают активно и быстро формироваться абстрактно-логическое мышление. Правда этот процесс происходит у многих детей не равномерно и с большими затруднениями. Тем не менее, к концу пубертатного периода уже многие дети овладевают основными навыками логических операций, которые заканчивают свое совершенствование уже в юношеском возрасте.
Развитие творческих компонентов мышления также носит поэтапный характер постепенного перехода ребенка от простых к сложным творческим действиям. При этом процесс развития творческого мышления связан и с развитием других видов мыслительных операций, а также формированием познавательной сферы ребенка.
Экспериментальная часть нашей работы включала в себе проведение диагностического обследования у детей трех возрастных групп на предмет выявления у них уровня развития логического и творческого мышления.
В экспериментальную базу исследования были включены дети трех возрастных групп: младшие школьники, учащиеся 3-его класса (27 человек); подростки, учащиеся 7-го класса (30 ребят); ученики старших классов (36 юношей и девушек). Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 1736 г. Москвы.
В эксперименте нами были использованы две группы тестов:
1. Прогрессивные матрицы Равенна.
2. Тест творческого мышления Э. Торренса (Адаптация А.Н. Воронина).
Данные исследования подтвердили наши гипотезы о том, что:
1. У школьников разных возрастных групп соотношение логического и творческого мышления происходит не равномерно.
2. У детей школьного возраста в большей степени выражено развитие творческого, а не логического мышления, т.к. логический вид мыслительных операций имеет гораздо более сложную структуру формирования и развития.
Действительно, в младшем школьном возрасте происходит достаточно высокое развитие логического и творческого мышления (высокие баллы соответственно получили 24 человека – 88,9% и 20 детей – 74,1%), а у подростков и старшеклассников лучше оказывается развитым творческое мышление (25 человек – 83,3% и 33 учащихся – 91,7% соответственно).
Вторая часть гипотезы была подтверждена нами по результатам групп подростков и юношей. У этих школьников в большей степени выражено творческое мышление, а не логическое. Эти данные могут говорить нам о том, что какой-либо связи между формированием и развитием процессов логического и творческого мышления не существует.
В заключение можно отметить, что для успешного формирования логического и творческого мышления у школьников требуются целенаправленные усилия педагогов и психологов образовательных учреждений, которые бы на предметных занятиях, а также дополнительных факультативах оказывали воздействие на формирование и развитие данных мыслительных операций у детей разных возрастных групп.

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды. - М.- Воронеж, 1995. - 349с.
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2002.
5. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.
6. Брушлинский А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности //Вопросы психологии.- 1982.- № 2.-С.28-40.
7. Брушлинский А.В. и др. Мышление и общение. – Минск: Издательство Минского Государственного Университета, 1990.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
9. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1987.
10. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Арагуновой. - М., 1967.
11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979 и последующие издания.
12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. -М.,1984.
13. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984.
14. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.
15. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии.- 1982.- № 5.-С.80-84.
16. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 2002.
17. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.
18. Детская психология/Под ред. Р.П. Ефимкина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 32 с.
19. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской - М., 1978.
20. Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей.– М., 1985.
21. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
22. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: В 2 т. - М., 1986.
23. Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Е.В. Шороховой - М., 1986.
24. Исследование проблем психологии творчества. /Под ред. Я.А.Пономарева. - М.: Наука, 1993.
25. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1982.
26. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. - 992с.
27. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.
28. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984
29. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.,1983.
30. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997. Лишенные родительского попечительства/Под ред. В. С. Мухиной. - М., 1983.
31. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач.- Киев: Радянска Школа, 1993.
32. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
33. Мухина В. С. Детская психология. - М., 1992.
34. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1997.
35. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
36. Мышление и язык / Под редакцией Д. П. Горского. - М., 1997.
37. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная психология). - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
38. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
39. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.
40. Петровский А. В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995.
41. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии.- Ростов-на-Дону, 1996.
42. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М., 1986.
43. Пиаже Ж. Теория Пиаже. //История зарубежной психологии (30 – 60 гг ХХ в.). Тексты. – М., 1986.
44. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.
45. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1996. - 304 с.
46. Пономарев Я. А. Знание, мышление, умственное развитие. - М., 1997.
47. Пономарев Я.А. К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задач. В кн.: «Проблемы принятия решения».- М.: Наука, 1986.
48. Психологические исследования творческой деятельности./ Под ред. Тихомирова О.К., - М.: Наука, 1995.
49. Психология младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990.
50. Психология мышления. /Сб. переводов под. Ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 2001.
51. Психология творчества/ Под ред. Н.Н. Николаенко. – М., 2005.
52. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. - М., 1961.
53. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПБ.: Издательство «Питер», 2000.
54. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.
55. Рубинштейн С. А. Проблемы общей психологии. - М., 1976.
56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
57. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.
58. Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики. - М., 1997.
59. Спиридонов В.Ф. - Психология мышления: Решение задач и проблем: учебное пособие для вузов. – М.: Генезис, 2006.
60. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
61. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
62. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
63. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2005.
64. Фелъдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной дея-тельности подростка. - М., 1982.
65. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии -М., 1995.
66. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1997. - 206с.
67. Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1985.
68. Шамис А.Л Поведение, восприятие, мышление: проблемы создания искусственного интеллекта. – М.,. 2005. - 224 с.
69. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давы¬дова, В. П. Зинченко. - М., 1989.
70. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.