На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Правовое и экономическое значение отчетности в системе экономической информации и ее классификация. Характеристика основных форм бухгалтерской отчетности предприятия и пути ее совершенствования в условиях перехода на международные стандарты.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 12.09.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Содержание
    ВВЕДЕНИЕ. 3
    1. ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ. 5
      1.1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Законодательство в этой области. 5
      1.2. Сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования в современных условиях хозяйствования. 6
      1.3. Объём бухгалтерской отчетности предприятий, ее содержание и сроки составления. 11
      1.4. Классификация отчетности. 16
      1.5. Краткая экономическая характеристика предприятия Торговый Дом *Центролит*. 17
    2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ. 21
      2.1. Содержание, порядок составления, представления и утверждения бухгалтерских отчетов и баланса. 21
      2.2. Бухгалтерский баланс предприятия, его структура и содержание. 28
      2.3. Сравнительная характеристика белорусского и зарубежного балансов. 32
      2.4. Отчетность о финансовых результатах предприятия ТД «ЦЕНТРОЛИТ» и основные направления её совершенствования с использованием международных стандартов. 36
      2.5. Характеристика других форм бухгалтерской отчетности предприятий и пути ее совершенствования в условиях применения международных стандартов. 42
      2.6. Отчетность по западным стандартам. 47
      2.7. Автоматизация отчетности. 48
    3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. 50
      3.1. Источники информации, основные методы и способы анализа финансового состояния предприятия. 50
      3.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ТД *Центролит*. 53
      3.3. Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия. 56
      3.4. Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия ТД *Центролит*. 59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70
    ЛИТЕРАТУРА. 73
    ПРИЛОЖЕНИЯ 75

ВВЕДЕНИЕ.

Термин *отчетность* имеет несколько значений. Под отчетностью в широком смысле подразу-мевается вся совокупность учетных записей, по которой можно проанализировать финансово-хозяйствен-ную деятельность предприятия. В более узком смысле - это особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего бухгалтерского учета и отражающих сводные результаты работы предприятия за определенный период.
Развитие рыночных отношений и появление различных видов собственности повлекли за собой изменение не только действующей системы учета, но и отчетности. Современная отчетность предпри-ятия должна удовлетворять информационные запросы различных пользователей, интересы которых мо-гут не совпадать. Например, национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности США и Вели-кобритании, в экономике которых важнейшую роль играет акционерный капитал, главное место отводят сведениям, удовлетворяющим интересы акционеров. В Германии и Японии основными инвесторами явля-ются банки, поэтому в национальных стандартах здесь на первом месте - интересы кредиторов. Во Фран-ции и Швеции отчетность характеризуется большей унифицированностью и регламентированностью, поскольку в этих странах значительна роль государственного регулирования национальной экономики. Но независимо от национальных особенностей отчетность должна обеспечивать полное и точное описание активов предприятия, его обязательств, капитала, прибылей и убытков, резервов, что в свою очередь дает возможность принимать обоснованные управленческие решения, и подготавливаться в соответствии с такими общепризнанными в мировой практике бухгалтерскими принципами, как принцип двойной записи или двухсторонности, принцип действующего предприятия, принцип осмотрительности, принцип денежного измерения, принцип материальности и другие.
Современный этап развития Беларуси характеризуется постепенным поворотом экономики к внешнему миру, сознанием ее как части мировой хозяйственной системы. Это определяет основные направления изменений в хозяйственном механизме. В системе бухгалтерского учета и отчетности одним из таких направлений является использование Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), издаваемых с 1973 года независимым комитетом со штаб-квартирой в Лондоне.
В нашей республике при переходе на международную систему бухгалтерского учета и отчетно-сти в процессе разработки национальных стандартов одна из основных трудностей заключается в удовле-творении запросов всех пользователей, а также в обеспечении полноты и объективности отчетной ин-формации, поскольку она влечет за собой определенные юридические последствия.
Изменение целей и задач бухгалтерского учета в условиях формирования рыночных механизмов хозяйствования предполагает пересмотр требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности. Она должна содержать информацию, полезную для инвестиционных решений и решений по предоставлению кредитов, для оценки будущих денежных потоков предприятия, ресурсов предприятия и его обязательств, эффективности использования экономического потенциала.
Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерской отчетности, ее объема, использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия, а также ее совершенствование в условиях перехода на международные стандарты.





1. ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ.

1.1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Законодательство в этой области.

Переход к рыночным отношениям, интеграция в мировое экономическое сообщество, переход на принятые во всем мире бухгалтерские стандарты в значительной мере изменили подходы к постановке бухгалтерского учета на предприятия. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом переходят к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность нового подхода заключается в том, чтобы на основе установленных государством общих правил самостоятельно разрабатывать учетную политику, которая бы отражала специфику предприятия, отрасли.

Закон *О бухгалтерском учете и отчетности* (статья 7) указывает, что предприятия самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета, т.е. свою учетную политику, под которой принято понимать выбор предприятием вариантов учета, а также техники ведения и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных допущений и других особенностей предприятия (квалификации бухгалтерских работников, оснащенности компьютерами и т.д.).

Таким образом, государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия в ведении учета и составлении отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации, отражающей хозяйственные и финансовые операции предприятия.

Согласно закону, орган, осуществляющий методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь, определяется Правительством. Постановлением Кабинета Министров от 24 марта 1995 года Правительство наделило Министерство финансов правом разрабатывать и утверждать национальные стандарты по бухгалтерскому учету, положения, инструкции и разъяснения и другие нормативные акты, устанавливающие единые методические основы бухгалтерского учета и отчетности.

Законодательство Республики Беларусь в области бухгалтерского учета и отчетности представлено законами и подзаконными актами, изданными за период существования Республики как суверенного государства а также подзаконными актами бывшего Союза. Фундамент для норматворчества в этой области заложил принятый в октябре 1994 гола закон *О бухгалтерском учете и отчетности*. С незначительными дополнениями, внесенными Министерством финансов республики, действует *План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятеьности предприятия и инструкция по его применению*, утвержденные Минфином СССР. Минфин РБ в марте 1998 года утвердил *Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)*.

Значительный объем подзаконных актов, издаваемых Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом по вопросам налогообложения, содержит указания, относящиеся к отражению в отчетности хозяйственных и других операций.

Министерство финансов, как правило, ежегодно доводит до всех заинтересованных порядок составления годового бухгалтерского отчета предприятия.

Законодательство, регулирующее бухгалтерский учет и отчетность, может быть сгруппировано в несколько блоков. Первый - это законы и подзаконные акты, регулирующие общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности, такие как Закон *О бухгалтерском учете и отчетности*, Положение о главных бухгалтерах и т.д. Второй касается учетной документации. Третий - устанавливает порядок составления отчетности. Четвертый действует в области учета налоговых и неналоговых платежей. Пятый - охватывает акты, регулирующие себестоимость продукции, в том числе, применительно к отдельным отраслям и видам деятельности. Шестой блок - это акты, касающиеся амортизации. Седьмой блок касается командировочных, представительных и других расходов. Восьмой - это нормативные акты, связанные с оплатой труда. Девятый, самый значительный, - устанавливает нормы расходов, убыли, списания потерь. Десятый блок - это акты, связанные с движением валютных ценностей. Например, письмо Минфина от15 апреля 1994года *О порядке отражения в бухгалтерском учете внешнеэкономических операций*. Одиннадцатый - нормативные акты по бартерным операциям. Двенадцатый - в области безналичного и наличного денежного оборота, в том числе, операции с иностранной валютой. Тринадцатый - это инвентаризация, учет недостач, хищений, безвозмездной передачи.

1.2. Сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования в современных условиях хозяйствования.

Хозяйственная деятельность предприятий отражается в текущем учете, который позволяет систематически контролировать правильность расходования средств предприятий. Однако данных те-кущего учета недостаточно для контроля над выполнением заданий и использованием находящихся в рас-поряжении предприятий средств.
Составление отчетов - завершающий этап учетного процесса. В них содержатся совокупные сведения о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Дан-ные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются источниками информации. Отчетность - это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании ос-новных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и на-правлениях использования прибыли и т. д.
Роль отчетности особенно возросла в связи с тесным сближением национальных экономик раз-личных стран мира, что потребовало унификации методов и принципов составления финансовой отчет-ности. Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных пред-приятий, но и объединений и отраслей в целом.
Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности на отдельных участках производства, определения его положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы предприятий.
В бухгалтерском учете осуществляется обобщение и накопление данных, полученных в процессе первичного наблюдения за хозяйственной деятельностью. Происходит обобщение информации, отражае-мой на счетах, в различных учетных регистрах.
Для управления процессами производственной и финансовой деятельности предприятий необхо-дима информация не только бухгалтерского, но и других видов учета. Она должна быть представлена в компактной форме, удобной для обозрения и восприятия людьми, принимающими управленческие решения. Такой формой является отчетность.
Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выступает завершающим этапом полного цикла бухгалтерской обработки информации. Она характеризует производственную и финансовую деятельность предприятия при помощи системы обобщающих показателей.
Таким образом, бухгалтерская отчётность - это комплекс показателей, характеризующих ре-зультаты хозяйственной деятельности за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и дру-гих видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
В наиболее общем смысле ”отчет” означает сообщение, доклад кому-либо о своих действиях или работе. Понятие отчетность имеет собирательное значение и означает совокупность нескольких отче-тов, а также процесс их составления и доведения до пользователя. Отчетность используется в системе управления как способ получения вышестоящими звеньями информации о работе, результатах или поло-жении дел в нижестоящих звеньях или других управляемых ими объектах.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
При помощи отчетности решается несколько задач, связанных с использованием учетной ин-формации для управления:
происходит фильтрация и систематизация информацию выбираются наиболее существенные показатели для управления и устраняется избыточная и ненужная информация;
устанавливается степень выполнения плановых заданий и договоров, что дает возможность установить качество планирования и необходимость уточнения не только плановых и нормативных расчетов, но и всей хозяйственной деятельности;
создается необходимое информационное обеспечение для принятия управленческих решений по улучшению всей хозяйственной деятельности предприятия;
обеспечивается удобное и продолжительное хранение учетной информации;
отчитываются как физические, так и юридические лица за различные временные периоды, по различным видам и вопросам своей деятельности, перед различными государственными и негосударственными органами управления, перед собственниками, перед общественностью.
Составляется отчет тогда, когда имеется необходимая информация о событиях, явлениях, деятельности или результатах. Такую информацию предоставляет специально организованная система учета.
Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предпри-ятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет.
Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бух-галтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность осно-вывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета.
Сущность отчетности, как заключительного элемента метода, сводится к обобщению данных текущего учета хозяйственной деятельности в системе счетов, получению на них дебетовых и кредито-вых оборотов, выведению конечных сальдо и представлению этих показателей в виде баланса и других форм, удобных для обозрения и восприятия руководителем, собственником или любым другим пользовате-лем. Поскольку по отчетности судят о работе предприятия, а затем на её основе принимаются раз-личные управленческие решения, то к отчетности всегда предъявляются особые требования. Важнейшие из них следующие: достоверность, своевременность, сопоставимость, доступность и экономичность (схема 1).
Достоверность данных, приведенных в отчетности, обеспечивается достоверностью информа-ции, отражаемой в системе бухгалтерского учета, её документальной обоснованностью, специальными приемами сопоставления данных в регистрах, а также периодической сверкой данных учета с положе-нием дел в реальной действительности путем проведения инвентаризаций. Преднамеренные искажения отчетности, приписки, расхождения с данными учета законодательно наказуемы.
Своевременность отчетности заключается в том, что показатели, содержащиеся в ней за ис-текший отчетный период, представлены в максимально короткие сроки с момента его окончания. Пре-дельные даты представления отчетности устанавливаются законодательно. Запаздывание в представле-нии отчетности приводит к запаздыванию принимаемых на основе управленческих решений и, следова-тельно, к потере их действенности и эффективности.
Сопоставимость отчетных данных обеспечивается в основном постоянством состава показате-лей, их содержания и применяемых приемов учета и оценки, то есть неизменностью учетной политики в течение отчетного периода. При изменении учетной политики проводятся расчеты по приведению пока-зателей в сопоставимый вид, что часто вызывает не только технические, но и экономические затрудне-ния.
Особенно сложно привести в сопоставимый вид отчетные данные в условиях современ-ной гиперинфляции, когда непредсказуемо изменяются не приемы учета, а сам измеритель - денежная еди-ница. Сравнивать, контролировать, анализировать относительные показатели без дополнительной кор-ректировки на уровень инфляции в таких условиях вообще не имеет смысла. Поэтому необходимость та-ких корректировок, как и соблюдение единой учетной политики, предусмотрена действующим законода-тельством.
Сопоставимость отчетности обеспечивается не только за различные отчетные периоды на од-ном и том же предприятии (т.е. во времени), но и между отчетностью различных предприятий, относя-щихся к одной или разным отраслям, формам собственности, организационным структурам и т.п. (т.е. в пространстве). Этого требует существующая система обобщения данных учета и отчетности по объе-динениям, отраслям, территориям и республике в целом органами статистики, а также при представле-нии информации различным управленческим структурам соответствующих уровней при составлении сводной бухгалтерской отчетности.
Доступность отчетности заключается в том, что все показатели, приводимые в ней, понятны по существу любым её получателем или потребителем. В ней, как правило, не должно содержаться таких показателей, которые ранее не приводились и не могут быть известны и поняты пользователем. Однако, при необходимости их использования (введения), к отчету должна прилагаться пояснительная записка (методические указания) со всеми разъяснениями по новым или по особо сложным моментам в отчетно-сти. Доступность и ясность не может быть обеспечена и в том случае, если в отчете не приведены все требующиеся показатели или приведены не в полном объёме.
Экономичность отчетности требует постоянных поисков путей снижения затрат на её подго-товку и доставку получателю. Поэтому отчетность должна быть краткой и не должна содержать из-лишних, ненужных для потребителя показателей. Показатели должны сводиться в наиболее компактные, удобные для обозрения таблицы. Эти таблицы должны разрабатываться и иметь типовую, стандартную форму. Наиболее экономичным, оперативным и совершенным средством получения и передачи отчетно-сти в настоящее время являются ПЭВМ, объединенные в локальные вычислительные сети, а также другие современные технические средства связи (факсы, модемы, средства телекоммуникации).
Перечисленные основные требования предъявляются к любой отчетности и, прежде всего, к бух-галтерской. Исходя из этих требований и общего понимания её места и сущности в системе управления, можно дать следующее определение бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность представ-ляет собой комплекс взаимосвязанных показателей, полученных в системе бухгалтерского учета и харак-теризующих имущественное положение и финансовые результаты работы хозяйствующего субъекта за отчетный период.
В зависимости от того, какому управленческому органу предназначена бухгалтерская отчет-ность, существует более общая её классификация - на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя отчетность представляется различным пользователям, находящимся за пределами предприятия: собственникам (учредителям, акционерам), налоговым органам, органам статистики, бан-кам, другим органам государственного управления в соответствии с действующим законодательством. Го-сударственные предприятия отчитываются перед своими вышестоящими органами управления - мини-стерствами, ведомствами, объединениями, которые являются представителями государства как собст-венника. При использовании заемных средств банков или средств государственного бюджета отчетность может предоставляться и указанным органам.
Внутренняя отчетность представляется руководству предприятия и другим органам управления внутри предприятия. Для внутренней отчетности наряду с типовыми формами используются и специали-зированные, нетиповые, которые устанавливаются самим предприятием.

1.3. Объём бухгалтерской отчетности предприятий, ее содержание и сроки составления.

Объём бухгалтерской отчетности определяется табелем действующих норм, где приводится их перечень с указанием сроков составления. Основанием для заполнения табеля служат положение о бухгал-терских отчетах и балансах, а также ведомственные инструкции.

В целях рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации. В плане отчетности приводятся перечень отчетных форм, отчетный период, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, получающих отчет-ность, способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ.

В соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическими лицами по законодательству РБ, независимо от форм собственности (включая предприятия с иностранными ин-вестициями, а также белорусских субъектов хозяйствования за границей), представляют годовой бухгал-терский отчет в следующем объеме:

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС (типовая форма № 1);

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ (типовая форма № 2);

ПРИЛОЖЕНИЕ К БАЛАНСУ (типовая форма № 3).

Формы годового отчета предприятия, утвержденные Министерством финансов в соответ-ствии с Законом РБ *О бухгалтерском учете и отчетности*, приведены в приложении 1.

К годовой бухгалтерской отчетности предприятия (за исключением имеющего статус малого) прилагается пояснительная записка с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, и освещение финансового состояния предприятия, а также решение по итогам рассмотрения на предприятии годового бухгалтерского отчета и распределе-ния чистой прибыли.

Бухгалтерский баланс составляется ежемесячно, отчет о прибылях и убытках формы №2 - поквартально и используется на предприятиях для управления.

При составлении бухгалтерских отчетов и балансов должны быть обеспечены:

тождество показателей бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

соответствие, как правило, показателей вступительного баланса за отчетный период аналогичным показателям заключительного баланса за период, предшествующий отчетному.

Предприятие составляет самостоятельный баланс по всем видам деятельности, отражающий состав имущества и источники их формирования.

Отчетный баланс получает новое назначение. Он должен обеспечивать информацией о сохранно-сти собственности предприятия, его финансовых ресурсах.

Годовая бухгалтерская отчетность дает достаточно полную информацию для оценки эффек-тивности работы предприятия.

В качестве приложения к годовому отчету дается пояснительная записка, подготавливаемая работниками соответствующих отделов, а в случае проверки аудиторской организацией - аудиторское за-ключение. В пояснительной записке характеризуется деятельность предприятия за год по сравнению с планом и предыдущим годом. Значительное внимание уделяется использованию производственных основ-ных и оборотных средств, состоянию дебиторской и кредиторской задолженности, соблюдению режима экономии, сохранности ценностей. К записке прилагают ведомость результатов инвентаризаций основ-ных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проведенных в течение года, и пока-зывают нарастающим итогом все выявленные недостачи и излишки, а также суммы пересортиц. Эти све-дения позволяют изучить структуру недостач и потерь, их динамику, а также контролировать источ-ники покрытия непроизводительных расходов.

В записке должны быть отражены влияние основных факторов на производственные и фи-нансовые показатели, причины невыполнения тех или иных заданий и меры по обеспечению выполнения плана выпуска продукции, снижению её себестоимости, повышению эффективности труда, рентабельно-сти.

Для выполнения и распространения передового опыта целесообразно в записке изложить по-зитивные моменты в деятельности предприятия и меры, которые принимались им для достижения высо-ких показателей. В заключительной части записки освещается состояние хозяйственного расчета, учета и намечаются пути их совершенствования.

В соответствии с Законом РБ *О бухгалтерском учете и отчетности* министерства и ведом-ства дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для предприятий по согласованию с Министерством финансов.

На предприятиях с иностранными инвестициями, предприятий белорусских субъектов хозяй-ствования за границей, а также других предприятиях негосударственных форм собственности по согла-шению их участников, учредителей и других собственников отчеты, составляемые по трем основным формам годовой бухгалтерской отчетности, могут дополняться данными, необходимыми для осуществле-ния контрольных прав.

В связи с этим указанные предприятия могут самостоятельно изготавливать кодовые бухгалтерские отчеты и балансы, имея ввиду необходимость представления информации широкому кругу пользователей.

В указанные отчеты включаются статьи, отражающие активы, пассивы и операции, имевшие место в отчетном году. При отсутствии того или иного вида имущества, обязательства, опера-ции, соответствующая статья не приводится. При этом для статей (строк), включенных в баланс и от-четы, должен быть сохранен их код, указанный в графе 2 типовых форм отчетности.

Предприятие представляет годовой бухгалтерский отчет не позднее 1 апреля следующего за отчетным года:

собственникам (либо уполномоченным ими органам - в соответствии с учредительными документами);

органам государственной налоговой инспекции (по месту нахождения предприятия);

учреждениям банков согласно кредитному договору;

органам государственной статистики (по месту нахождения предприятия);

другим государственным органам, на которые в соответствии с действующим законода-тельством возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответст-вующей отчетности. К таким органам, в частности, относятся финансовые органы, осуществляющие финансирование расходов предприятия за счет ассигнований из бюджета.

Бухгалтерская информация в неустановленные адреса может представляться лишь по договоренности с предприятием на коммерческой основе.

Предприятие, имеющие дочерние предприятия, составляет и представляет помимо соб-ственного бухгалтерского отчета также консолидированную (сводную) отчетность, включающую от-четы своих дочерних предприятий. При этом под дочерним предприятием следует понимать предприятие, являющееся юридическим лицом и над которым осуществляется постоянное право на определение стра-тегической политики в вопросах текущей, инвестиционной и финансовой деятельности со стороны мате-ринского предприятия.

В бухгалтерскую отчетность предприятия включаются показатели производства, хо-зяйств, филиалов, представительств, отделений и других обособленных структурных подразделений, вы-деленных на отдельный баланс.

Хозяйственные ассоциации, союз, концерн и другие хозяйственные объединения предприятий, созданные на добровольных началах в целях координации деятельности по отраслевому, территориаль-ному или иному признаку, являющиеся юридическими лицами, составляют самостоятельный и сводный отчеты.

Рассмотрение и утверждение годовой бухгалтерской отчетности осуществляется в по-рядке, устанавливаемом учредительными документами предприятия.

Годовая бухгалтерская отчетность предприятия о результатах хозяйственной деятель-ности, имущественном и финансовом положении является открытой к публикации для заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков).

По предприятию, ликвидированному или реорганизованному, поменявшему форму собст-венности в отчетном году, представляется отчет по действующим формам годового отчета за период с начала года до момента ликвидации.

Вновь созданные предприятия показывают в отчете средства и их источники с 1-го числа месяца их регистрации по 31 декабря отчетного года, а для предприятий, созданных после 1-го ок-тября, разрешается считать первым отчетным годом период с даты приобретения прав юридического лица по 31 декабря следующего года.

Объединения (союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения), кото-рым подчинены самостоятельные предприятия, помимо самостоятельных балансов составляют также сводные балансы, включающие активы и пассивы балансов самих объединений и самостоятельных пред-приятий.

Сводный баланс и отчеты объединения составляют путем свода форм отчетов производствен-ных единиц и отчетов самого предприятия.

В состав сводного годового бухгалтерского отчета включаются отчеты как непосредственно подчиненных им предприятий, так и предприятий коммунальной собственности (включая малые предпри-ятия), а также арендных предприятий, созданных на базе государственных предприятий или их струк-турных подразделений, до окончательного выкупа, по следующим видам деятельности:

по основной деятельности предприятий промышленности;

по капитальному строительству, по основной деятельности строительных, монтаж-ных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательских предприятий;

по основной деятельности геологических организаций и топографо-геодезических пред-приятий (экспедиций);

по основной деятельности научных организаций;

по основной деятельности предприятий (организаций) по материально-техническому снабжению и сбыту;

по основной деятельности предприятий торговли и общественного питания;

по основной деятельности предприятий по производству сельскохозяйственной продук-ции;

по основной деятельности предприятий системы хлебопродукции;

по основной деятельности вычислительных центров и других организаций, находящихся на самостоятельном балансе и оказывающих информационно-вычислительные услуги;

по основной деятельности предприятий бытового обслуживания населения;

по основной деятельности предприятий транспорта;

по основной деятельности организаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

по основной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

по основной деятельности правлений общественных организаций и объединений;

по основной деятельности внешнеэкономических объединений.

Министерства и ведомства могут составлять сводный годовой отчет по предприятиям других видов деятельности, кроме вышеперечисленных.

1.4. Классификация отчетности.

В целях упорядочения и облегчения составления отчетность классифицируется по сле-дующим основным признакам (смотри схему 2):

По содержанию и источникам составления различают статистическую, бухгалтерскую и опе-ративную (специальную) отчетность.

Формы статистической отчетности утверждаются Министерством статистики и анализа республики. Они содержат информацию, необходимую для всестороннего изучения экономики нашей рес-публики. Источником статистической отчетности являются данные бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность отражает результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Она составляется только по данным бухгалтерского учета, причем с соблюдением балансового обобщения учетной информации.

Оперативная отчетность отражает различные стороны хозяйственной деятельности (расчеты с бюджетом, использованием средств фондов и т.д.). Она составляется по данным бухгалтерского учета и оперативных сведений, полученных с подразделений предприятия.

По срокам представления различают нормативную и срочную отчетность. Нормативная пред-ставляется в строго определенные сроки, а срочная - по истечении 4-5 дней после отчетного периода.

По степени обобщения классифицируют первичную и сводную отчетность. Первичная отчет-ность представляется предприятиями (объединениями), а сводная - министерствами, ведомствами, со-ставленную на основании первичной отчетности.

По объему отражаемых результатов хозяйственной деятельности отчетность может быть полной и краткой (сокращенной).

По периодичности представления различают отчетность годовую и периодическую. Периодиче-ская отчетность представляется за месяц, квартал, полугодие и т.д.

По охвату видов деятельности отчетность может включать все стороны деятельности пред-приятия или только включать одну его отрасль (торговлю, снабжение).

По распространению на отрасли экономики отчетность может быть типовой и отраслевой. В первом случае используются типовые формы отчетности, а во втором - специализированные, отражаю-щие деятельность какой-то одной отрасли.

По характеру использования различают обязательную внешнюю отчетность и внутреннюю от-четность. Внешняя отчетность представляется государственным органам управления и контролирую-щим органам, инвесторам, учредителям и т.д. На ее основе составляется сводная отчетность и разраба-тываются статистические показатели.

Внутренняя отчетность используется главным образом для нужд управления предприятием.

По степени использования вычислительной техники отчетность можно разделить на состав-ляемую вручную и с применением ЭВМ.

1.5. Краткая экономическая характеристика предприятия Торговый Дом *Центролит*.

Государственное Дочернее предприятие ТД *Центролит* является дочерним предприятием ГЛЗ *Центролит*, который является учредителем предприятия. Форма собственности - государственная, отнесенная к республиканской собственности. ТД образован и функционирует с августа 1996 года.

Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, действует на принципах хозрасчета, является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках (расчетный счет в национальной валюте и валютный счет в российских рублях).

Деятельность предприятия регулируется Законом РБ *О предприятиях в Республике Беларусь*, принятый сессией Верховного Совета РБ 14 декабря 1990 года. В Законе определены общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития рыночных отношений.

Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет его права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения предприятия с другими предприятиями и организациями, Советами народных депутатов, органами государственного управления, действует в сочетании с другими законами Республики Беларусь. Данный Закон распространяется на все предприятия, расположенные на территории РБ.

Основной целью деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направлен-ная на получение прибыли. Цель образования и виды деятельности определены в соответствии с Уставом предприятия:

удовлетворение потребности Учредителя в материалах, комплектующих, в обеспечении сырьем и услугами;

оптовая торговля продукцией ГЛЗ *Центролит*;

торговля и торгово-закупочная деятельность, включая комиссионную торговлю.

Имущество предприятия составляет его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Предприятия.

Имущество предприятия формируется:

из имущества, переданного Учредителем в уставный фонд предприятия;

полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного по основаниям, которые не противоречат законодательству.

Уставный фонд предприятия сформирован путем передачи продукции ГЛЗ *Центролит* в сумме 963 млн. рублей.

Имущество предприятия принадлежит ему на праве владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных Уставом предприятия и действующим Законодательством Республики Беларусь.

Изъятие государством и Учредителем у предприятия его основных фондов, оборотных средств и иного используемого им имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законами Республики Беларусь, а также ликвидации предприятия в установленном порядке.

Чистая прибыль предприятия распределяется следующим образом:

30% - на пополнение собственных оборотных средств;

25% - отчисляется в фонд накопления;

25% - отчисляется в фонд потребления;

5% - отчисляется в резервный фонд;

15% - передается в собственность членов трудового коллектива.

Порядок ее распределения определяется собранием трудового коллектива.

Предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно, во временное пользо-вание либо взаймы имущество, а также списывать его с баланса с согласия собственника или уполномо-ченного им органа, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

По данным бухгалтерского баланса по состоянию на 1 января 1998 года видно, что за 1997 год предприятие ТД *Центролит* приобрело основных средств на сумму 137 млн. рублей.

Валюта баланса за год увеличилась на 2962 млн. рублей.

Учредитель передал ТД *Центролит* в 1997 году в уставный фонд товаров на сумму 1264 млн. рублей.

Продукция ТД *Центролит* имеет сезонный характер, в основном это продукция для градостроительства, в связи с этим показатели финансово-хозяйственной деятельности в весенне-летний период более высокие, чем в осенне-зимний период.

За 1997 год ТД *Центролит* получил прибыль в сумме 402 млн. рублей.

Показатели работы предприятия ТД *Центролит* показаны в таблице 1.3.1.

Таблица 1.3.1.

Показатели
На начало года
На конец года
Отклонение
Основные средства по остаточной стоимости
56
184
+128
МБП по остаточной стоимости
2
44
+42
Товары по покупной цене
1849
4378
+2429
Денежные средства на р. с.
24
65
+41
Резервный фонд
-
16
+16
Фонды спец. назначения
-
268
+268
Расчеты с прочими кредиторами
1110
3696
+2586
Валюта баланса
2138
5100
+2962

Образцы продукции, производимой ТД *Центролит*, представлены в приложении 3.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ.

2.1. Содержание, порядок составления, представления и утверждения бухгалтерских отче-тов и баланса.

Составление бухгалтерской отчетности в республике основывается на общепризнанных принци-пах отчетности в условиях рыночной экономики. В отчетности должны быть обеспечены полнота от-ражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных фондов, материальных ценностей и расчетов, тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, а также показателей бухгалтерских от-четов и балансов данным синтетического и аналитического учета. В правилах составления отчетов и ба-лансов предусматривается единый принцип оценки статей баланса.

Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное оформление бухгалтерского от-чета, который устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности в ус-ловиях рыночных отношений для всех предприятий, объединений, организаций, учреждений независимо от их вида и форм собственности.

Годовому отчету предшествует некоторая подготовительная работа, обеспечивающая своевре-менность, полноту и объективность отражения включаемых в отчетные формы данных. Главный бух-галтер планирует порядок составления годового отчета. Затем издается приказ, где объявляются сроки работ по годовому отчету, указываются исполнители.

В числе подготовительных работ - изучение инструкций о порядке заполнения отчетных форм.

Следующим этапом подготовительных работ является закрытие журналов-ордеров за декабрь. Далее итоги журналов-ордеров за декабрь переносятся в Главную книгу, в которой подсчитывается резуль-тат оборота по дебету и выводится сальдо каждого месяца. Данные аналитических регистров сверяются с данными Главной книги. Затем на основании выверенных регистров аналитического учета и Главной книги составляются бухгалтерский баланс и другие формы отчетности.

С целью определения финансовых результатов ежемесячно или по окончании года закрывают со-поставляющие счета. Проверяют систематические и хронологические записи, данные синтетического и аналитического учета путем сверки итогов, содержащихся в разных регистрах.

Для обеспечения реальности показателей отчетности производится инвентаризация основных средств и товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и подрядчиками, с разными деби-торами и кредиторами, с рабочими и служащими, а также расходов будущих периодов и резерва пред-стоящих расходов и платежей. Инвентаризация позволяет привести в соответствие данные учета с фактическим наличием этих средств. Она является средством контроля за сохранностью собственности. Большую роль инвентаризация играет в контроле за использованием средств по хозяйственным подразде-лениям, проверке их технического состояния и соблюдения правил содержания и условий эксплуатации. Кроме того, при инвентаризации определяют остатки избыточных и не используемых в хозяйственной деятельности средств, наличие недействующих объектов.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, отчета и балансов предпри-ятие проводит инвентаризацию имущества, включая расчеты.

Проведение инвентаризации имущества обязательно в следующих случаях:

перед составлением годового бухгалтерского отчета и балансов, но не ранее 1 октября от-четного года;

при смене материально ответственных лиц;

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае пожара или стихийных бедствий;

при передаче (аренде, выкупе) предприятия и его структурных подразделений.

В процессе инвентаризации комиссия выявляет:

тождественность расчетов с банками, вышестоящими организациями;

факт предъявления иска на принудительное взыскание дебиторской задолженности не позд-нее 30 дней со дня её возникновения;

сумма задолженности по недостачам, растратам, хищениям и меры, принятые к их взыска-нию;

суммы кредиторской и дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Проводятся плановые инвентаризации один раз в год в сроки, установленные действующими по-ложениями. Внезапные проверки наличия ценностей по отдельным складам и видам продукции проводятся в различные сроки для осуществления контроля за сохранностью собственности и работой материально ответственных лиц. Обязательно проведение инвентаризации при смене материально ответственных лиц.

Состав комиссии и сроки инвентаризации объявляются приказом руководителя предприятия. Центральная инвентаризационная комиссия образуется в составе руководителей отделов и главного бух-галтера под председательством директора. В цехах, на участках создаются рабочие комиссии, которые непосредственно проводят инвентаризацию. Комиссии руководствуются инструкцией по инвентаризации основных средств, Законом РБ *О бухгалтерском учете и отчетности*, инструкцией об учете основных средств, производственных запасов, продукции, денежных средств и расчетов. За правильное и своевремен-ное проведение инвентаризации несут ответственность руководитель и главный бухгалтер предприятия.

Статьи баланса должны быть обоснованы тщательно проведенной инвентаризацией. Сроки и порядок инвентаризации устанавливаются предприятием.

До начала инвентаризации бухгалтерия обязана полностью обработать и записать в регистры аналитического учета данные всех приходных и расходных документов, вывести остатки по счетам. По складам материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам и разме-рам; в местах хранения прикрепляют ярлыки с указанием с указанием количества, массы и меры проверяе-мых материалов. От материально ответственных лиц необходимо получить расписку в том, что у них нет неоприходованных и несписанных в расход ценностей.

Инвентаризацию проводят отдельно по каждому месту нахождения ценностей (при обязатель-ном участии материально ответственного лица) путем их натурального пересчета, обмера, взвешивания. Результаты заносятся в инвентаризационные описи, которые подписывают члены комиссии. На повреж-денные или испорченные ценности составляются акты, в которых указывают характер и степень порчи, её причины, а также виновных лиц.

Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета и эти сведения записывают в сличительную ведомость, в которой указывают фактическое наличие средств по материалам инвентари-зации и в соответствии с учетом, а также итоги сравнения излишков и недостач. На каждый вид средств составляют отдельную ведомость. В сличительную ведомость вписывают только те ценности, по кото-рым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают общей суммой.

Инвентаризация расчетных и текущих счетов в банке, расчетов с банком по ссудам, с бюдже-том, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, рабочими и служащими, депонентами и ос-тальными дебиторами и кредиторами заключается в выверке состояния расчетов по документам. Сверка расчетов производится путем высылки всем дебиторам выписок из лицевых четов. Дебиторы дают свои подтверждения или сообщают возражения. Результаты сверки оформляются актом. Комиссия устанав-ливает сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, её реальность, а также лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности.

По всем недостачам, потерям и излишкам инвентаризационная комиссия должна затребовать письменные объяснения работников. Затем они определяют порядок отражения в учете выявленных не-достач, излишков, пересортицы. Предложения и решения инвентаризационная комиссия фиксирует в про-токоле, где указывает причины и виновников недостач и принятые к ним меры. Протокол комиссии утверждает руководитель предприятия. Расхождения фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов с данными текущего учета следует в течение 10 дней урегулировать соответствующими бухгалтерскими записями.

Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются на предприятиях в следующем порядке:

излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и иного имущества подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты, в учете составляется следующая проводка Дт 01, 10, 12, 41, 50, 51, 52, 55 Кт 80;

убыль материальных ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителей на издержки производства, обращения (Дт 80 Кт 44). Нормы убыли могут применяться лишь в случае выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как недостача сверх норм;

недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц (Дт 73,3 Кт 04, 10, 12, 41, 50, 51, 52). В тех случаях, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства, обращения (Дт 80 Кт 04, 10, 12, 41, 50, 51, 52);

недостачи или порча объектов основных средств возмещаются за счет виновных лиц (Дт 70, 50 Кт 73,3). В случае, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостач или порчи относятся на финансовые результаты (Дт 80 Кт 84).

Выявленная при инвентаризации безнадежная ко взысканию дебиторская задолженность на предприятиях списывается по решению руководителей за счет прибыли либо за счет резерва по сомнительным долгам ( Дт 80, 89 Кт 60, 76).

Суммы кредиторской и депонентской задолженностей, по которым срок исковой давности истек, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности предприятий (Дт 64, 60, 76 Кт 80). (Смотри таблицу 2.1.1.).

Порядок регулирования в учете результатов инвентаризации имущества.

Таблица 2.1.1.

Результат инвентаризации
Бухгалтерская проводка
Оприходование излишков основных средств, мат. ценностей, денежных средств и иного имущества на финансовые результаты
Дт 01, 10, 12, 41, 50, 51, 52, 55 Кт 80
Списание убыли материальных ценностей в пределах норм, установленных законодательством, на издержки производства, обращения
Дт 80 Кт 44
Отнесение на виновных лиц недостачи мат. ценностей, денежных средств и иного имущества
Дт 73, субсчет 3 Кт 04, 10, 12, 41, 50, 51, 52, 55
Возмещение за счет виновных лиц недостачи или порчи объектов основных средств
Дт 70, 50 Кт 73,3
Отнесение на финансовые результаты убытков от недостач и порчи
Дт 80 Кт 84
Списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности за счет прибыли
Дт 80 Кт 60, 76
Списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам
Дт 89 Кт 60, 76
Отнесение на результаты хоз. деятельности суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности
Дт 60, 64, 76 Кт 80

Бухгалтерская отчетность представляется предприятиями (кроме совместных предприятий с участием отечественных и иностранных юридических лиц и граждан):

собственникам;

органам государственной налоговой инспекции;

учреждениям банков согласно кредитному договору;

органам государственной статистики;

другим государственным органам, на которые в соответствии с законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение отчетности.

Предприятия, находящиеся в государственной собственности полностью или частично, а также приватизированные предприятия, созданные на базе государственных предприятий или их структурных подразделений, до их окончательного выкупа представляют годовую бухгалтерскую отчетность также органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Хозяйственная ассоциация, союз, концерн и другие хозяйственные объединения предприятий, созданные в целях координации деятельности по отраслевому, территориальному или иному признаку, являющиеся юридическими лицами, составляют самостоятельный и сводный отчеты.

Бухгалтерские отчеты, направляемые в вышестоящую организацию, а совместными предприятиями, международными объединениями и организациями - в налоговую инспекцию, подписываются руководителями и главными бухгалтерами. Во все остальные адреса высылаются копии бухгалтерских отчетов, заверенные главными бухгалтерами (начальниками управлений и отделов бухгалтерского учета и отчетности).

ТД *Центролит* представляет годовую бухгалтерскую отчетность Учредителю, т.е. ГЛЗ *Центролит*, а также в Министерство промышленности, как и все предприятия представляет отчетность до 1 апреля в ИГНК Советского района.

В Министерство промышленности РБ кроме установленных форм отчетности представляют ряд требуемых расшифровок по отдельным статьям форм отчетности (приложение 2).

Сроки подготовки отчетности установлены Положением о бухгалтерском учете и отчетности: квартальные бухгалтерские отчеты представляются не позднее 20-го числа следующего за отчетным периодом месяца, а годовые - не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают собственники предприятия. Сводный годовой бухгалтерский отчет министерствами, ведомствами, представляется не позднее 25 апреля следующего за отчетным года Министерству финансов и Государственному комитету по статистике и анализу, а также органам налоговой инспекции, если ими осуществляется хозяйственная и иная предпринимательская деятельность.

Датой поступления считается время фактического их представления или день высылки, обозначенный на штемпеле почтового предприятия на конверте.

Рассмотрение и утверждение годовой бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке, устанавливаемом учредительными документами предприятия. При проверке отчетности следует установить, аналогичны ли данные на начало отчетного периода данным на конец предшествующего периода. Если по отчетным показателям отчетных форм имеются расхождения, то они должны быть обоснованы в пояснительной записке. Такие расхождения возможны в связи с реорганизацией, изменением методики начисления отдельных показателей и т. п. Если за отчетный год изменились методика или цены, то и данные за прошлый год пересчитываются по методике и ценам отчетного года.

Кроме того, определяют, насколько согласуются показатели, получившие отражение в различных формах отчетности и внутри этих форм. Связи между отдельными отчетными формами выражают взаимосвязь данных синтетического и аналитического учета, а также являются следствием двойной записи на счетах. Например, прибыль или убыток в балансе предприятия (ф. 1) соответствует этому показателю в Отчете о прибылях и убытках (ф. 2). Первый раздел приложения к балансу (ф.3) должен увязываться с балансом (ф.1), т.е. сведения о наличии основных средств на начало и конец года, приведенные в форме 3 (строка 030), должны равняться данным баланса формы 1 (строка 010).

Исправления, внесенные в квартальные и годовые бухгалтерские отчеты при их рассмотрении вышестоящими организациями, должны быть сообщены во все адреса, в которые представлены эти отчеты и балансы.

В годовом бухгалтерском учете обеспечивается:

полнота отражения хозяйственных операций, осуществленных за отчетный период;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Доходы и расходы признаются в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени их поступления или оплаты;

разграничение текущих затрат на производство (издержки обращения) и капитальных вложений;

соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета;

соблюдения учетной методологии отражения хозяйственных операций, оценки имущества и т.д.;

подтверждение всех статей баланса данными годовой инвентаризации.

Исправления данных, относящихся как к текущему, так и прошлому году, вызывающие изменения записей в бухгалтерском учете, делаются в отчетах и балансе, составленных за отчетный период, в котором были обнаружены искажения.

Утверждение отчета оформляется заключением, в котором отражаются характеристика деятельности предприятия, выполнение им плановых заданий, отмечаются недостатки в работе, а также предложения об улучшении его деятельности.

2.2. Бухгалтерский баланс предприятия, его структура и содержание.

Одним из основополагающих понятий бухгалтерского учета является баланс. Бухгалтерский баланс - это заключительный прием учета, позволяющий в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета - имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату. Как правило, датой составления баланса и других форм отчетности является первое число каждого месяца (квартала).

Поскольку отчетными периодами являются месяц, квартал или год, то баланс, составленный на 1-е число отчетного периода, называют вступительным или начальным, а баланс, составленный на конец периода - заключительным или отчетным. Так как бухгалтерский учет ведется непрерывно во времени, то заключительный (отчетный) баланс на конец прошедшего (отчетного) периода одновременно является начальным (вступительным) балансом на начало нового отчетного периода. Этим обеспечивается также и преемственность бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете баланс означает равенство, равновесие. Это равенство возникает на основе двойной классификации одного и того же предмета учета - средств предприятия: по их виду (роли в производстве) и по источникам формирования (принадлежности). Безусловно, что сравнение итогов этих двух классификаций в денежном выражении должно дать одну и ту же сумму, т.е. равенство, баланс.

Баланс, как форма отчетности, представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть таблицы называется актив, правая часть - пассив. В активе баланса по отдельным его строкам, которые называются статьями баланса, приводят классификационные группы видов средств и их величину в суммовом выражении на дату составления баланса. В пассиве баланса по статьям указывают наименование источников этих же средств и их величину (сумму).

Наименование отдельных видов средств и источников, которые приводятся по статьям соответственно в активе и пассиве баланса, зависит от принятой их классификации в экономике республики и отраслях. В составе средств или источников могут выделяться их отдельные виды с углубленной детализацией или наоборот, несколько видов, классификационных групп могут объединяться в один. Отдельные виды средств или источников могут переименовываться, их названия уточняться. Все эти изменения в наименовании и группировках средств вызываются изменениями, происходящими в реальной экономике, в реальной деятельности предприятия, в системе его управления.

Тем не менее, основные классификационные группы средств и источников в балансах остаются неизменными в течение длительного времени.

Для более удобного использования информации в управлении отдельные взаимосвязанные статьи баланса объединяют в разделы. Разделы баланса - это укрупненные классификационные группы средств или источников, выделяемые по определенным признакам.

Таким образом, бухгалтерский баланс как заключительный элемент метода бухгалтерского учета представляет собой двухстороннюю таблицу, в которой отражается наличие средств (имущества) и источников их образования у предприятия на определенную дату в денежном выражении.

Следовательно, балансовый отчет - это отчет об активах и обязательствах предприятия, которые имеют денежное выражение. В нем представлены активы и источники их финансирования. Обязательства показывают - сколько денег получено предприятием и откуда, активы - как предприятие использовало полученные им деньги. Общая сумма активов всегда должна быть равна общей сумме обязательств перед кредиторами и акционерами.

Ценности, которыми владеет предприятие, называются его активами. В балансе в настоящее время в активе выделены три основные раздела:

долгосрочные активы

нематериальные активы

текущие (краткосрочные) активы.

Классификационным признаком объединения статей актива баланса по таким разделам в данном случае является продолжительность (многократность) их участия в производственном процессе.

Активы включают землю, здания, производственное оборудование, транспортные средства, сооружения, установки и т.д., чем владеет предприятие и что имеет денежную оценку.

Запасы сырьевых материалов (и готовой продукции) - это ценности, которыми владеет предприятие и которые могут быть выражены в денежных единицах. Они тоже классифицируются как активы.

Различные суммы денег, которые предприятие взяло взаймы, называются его обязательствами.

Чтобы приобретать собственные активы, предприятие должно получать деньги из различных источников, например, оно может взять кредит в банке. Затем оно будет должно эти деньги.

В пассиве баланса основным классификационным признаком для объединения статей в разделы является принадлежность средств, право собственности на них. Поэтому в первом разделе в настоящее время объединены статьи источников собственных средств предприятия, а другие два раздела содержат статьи различных источников заемных средств (долгосрочные финансовые обязательства, расчеты и прочие пассивы).

На предприятии ТД *Центролит* ведутся следующие журналы-ордера:

ЖО-1 по кредиту счета 50;

ЖО-2 по кредиту счета 51;

ЖО-5 по кредиту счетов 10, 12, 70;

ЖО-6 по кредиту счета 60;

ЖО-7 по кредиту счета 71;

ЖО-8 по кредиту счетов 67, 68, 69, 73;

ЖО-11 по кредиту счетов 46, 79;

ЖО-12 по кредиту счета 88;

ЖО-15 по кредиту счета 80.

Перед составлением баланса журналы-ордера закрываются, итоговые данные заносятся в Главную книгу. Из Главной книги суммы, подтвержденные годовой инвентаризацией, переносятся в баланс и другие формы отчетности.

В активе и пассиве баланса ТД *Центролит* отражены следующие статьи (схема 3 - актив, схема 4 - пассив).

2.3. Сравнительная характеристика белорусского и зарубежного балансов.

Зарубежный баланс предприятия, так же как и белорусский, отражает финансовое положение предприятия на определенную дату. В соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО) баланс раскрывает содержание трех важнейших категорий: актива, обязательств и капитала. Активы, характеризующие хозяйственные средства предприятия по их составу и направлениям вложения, представлены в активе баланса; а обязательства или источники образования этих средств, а также собственный капитал фиксируются в пассиве баланса.

В адресной части баланса отражаются наименование хозяйственного объекта (предприятия), дата, на которую составлен баланс. Наименование объекта должно соответствовать названию, записанному в юридических документах при его создании, и отражать статус предприятия.

Несмотря на то, что во всех странах баланс принципиально понимается одинаково, расположение его статей отличается многообразием. Так, в Англии пассив баланса располагается слева, а актив справа. Некоторые предприятия в отличие от приведенной горизонтальной формы баланса используют вертикальную форму, когда сначала приводятся статьи актива баланса, а потом - статьи пассива баланса, или наоборот. Также отличается форма балансовых листов: баланс МСФО требует сравнительных показателей за тот же период прошлого года, в сопровождении показателей за текущий год; в балансе МСФО активы и пассивы расположены в порядке убывания ликвидности, в то время как в белорусском балансе - по мере увеличения.

В основе расположения статей баланса находится критерий ликвидности (способность превращения средств предприятий в денежную наличность) по причине того, что он является одним из наиболее важных показателей деятельности фирмы, по которому оценивается стабильность ее финансового положения.

Современный баланс белорусского предприятия достаточно точно соответствует требованиям международных стандартов. Непоследовательность расположения статей по мере увеличения ликвидности по активу и пассиву может быть легко устранена посредством перемещения статей.

Далее в таблице предлагается методика перевода белорусского баланса предприятия в баланс международного стандарта.


Перевод белорусского баланса в международный стандарт
Таблица 2.3.1.
Балансовый отчет IAS
Статья белорусского учета (номер по плану счетов)
Код строки баланса РБ
ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ
Денежные средства и их эквиваленты
*Касса (50)
*Расчетный счет (51)
*Валютный счет (52)
*Специальные счета в банках (55)
*Денежные документы (56)
*Переводы в пути (57)
250
260
270
280
290
300
Легкореализуемые ценные бумаги
*Краткосрочные финансовые вложения (58)
310
Дебиторская задолженность
*Товары отгруженные (43, 45)
*Расчеты с покупателями и заказч
иками (62)
*Расчеты с прочими дебиторами (76)
*Арендные обязательства к поступлению (09)
200
320
420
060
Расчеты по векселям полученным
*Расчеты по векселям полученным (62)
330
Запасы
Сырье

Незавершенное производство
Готовая продукция
Товары

*Производственные запасы(10, 15, 16)
*Незавершенное производство (20, 21, 23, 29, 30)
*Готовая продукция (40)
*Товары
Продажная цена (41)
Торговая наценка (42)
Покупная цена

140
170
190
210
211
212
Расходы будущих периодов
*Расходы будущих периодов (31)
180
Авансы поставщикам
*Расчеты по авансам выданным (61)
340
Прочие текущие активы
*Животные на выращивании и откорме (11)
*Расчеты с персоналом по прочим операциям (73)
*Прочие оборотные активы
*Расчеты по претензиям (63)
*Расчеты с дочерними предприятиями (78)
150
410
440
350
430
ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
Инвестиции в дочерние предприятия
*Долгосрочные финансовые вложения (06)
030
Основные средства
*Основные средства
Первоначальная стоимость (01)
Износ (02)
Остаточная стоимость
*Долгосрочно арендуемые основные средства
Первоначальная стоимость (03)
Износ (02)
Остаточная стоимость
*МБП
Первоначальная стоимость (12,16)
Износ (13)
Остаточная стоимость
*Незавершенные кап. вложения (08)
*Оборудование к установке (07)

010
011
012
020
021
022
160
161
162
050
040
Нематериальные активы
*Нематериальные активы
Первоначальная стоимость (04)
Износ (05)
Остаточная стоимость

110
111
112
Прочие долгосрочные активы
*Прочие долгосрочные активы
080
ТЕКУЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Краткосрочные кредиты банков
*Краткосрочные кредиты банков (90)
700
Прочие краткосрочные займы
*Краткосрочные займы (94)
720
Дебиторская задолженность
*Расчеты за товары, работы, услуги (60)
*Арендные обязательства (97)
730
560
Расчеты по векселям выданным
*Расчеты по векселям выданным (60)
740
Заработная плата и социальное страхование
*Расчеты по оплате труда (70)
(Минус) Расчеты по оплате труда (70)
*Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69)
(Минус) Расчеты по соц. страхованию и обеспечению (69)
800
390
790
380
Налоги
*Расчеты с бюджетом (68)
(Минус) Расчеты с бюджетом (68)
780
370
Авансы покупателей
*Расчеты по авансам полученным (64)
750
Дивиденды
*Расчеты с учредителями (75)
570
Резервы по сомнительным долгам
*Резервы по сомнительным долгам (82)
530
Прочие текущие обязательства
*Кредиты банков для работников (93)
*Расчеты по имущественному и личному страхованию (65)
*Расчеты по внебюджетным платежам (67)
(Минус) Расчеты по внебюджетным платежам (67)
*Расчеты с подотчетными лицами (71)
(Минус) Расчеты с подотчетными лицами (71)
*Расчеты с прочими кредиторами *(76)
*Расчеты с дочерними предприятиями (78)
*Прочие краткосрочные пассивы
710
760
770
360
810
400
820
830
850
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Долгосрочные кредиты банков
*Долгосрочные кредиты банков (92)
630
Прочие долгосрочные займы
*Долгосрочные займы (95)
640
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Основной внесенный капитал
*Уставный капитал (85)
*Целевые финансирование и поступления (96)
(Минус) Расчеты с учредителями
500
550
070
Дополнительный внесенный капитал
*Резервный фонд (86)
510
Нераспределенная прибыль
*Резервный фонд (86)
*Фонды специального назначения (88)
*Резервы предстоящих расходов и платежей (89)
*Нераспределенная прибыль прошлых лет (87)
(Минус) Непокрытый убыток прошлых лет (87)
*Прибыль
Отчетного года (80)
Использовано (81)
Нераспределенная прибыль отче
тного года
(Минус) Убытки отчетного года
*Доходы будущих периодов (83)
510
520
540
580
581
590
591
592
593
840

2.4. Отчетность о финансовых результатах предприятия ТД «ЦЕНТРОЛИТ» и основные направления её совершенствования с использованием международных стандартов.

Современный отчет о прибылях и убытках представляет собой набор аналитических таблиц вертикального формата, объединенных в пять разделов (схема 5) :

В современном Отчете о прибылях и убытках белорусского предприятия, назначение которого - информировать пользователей о финансовых результатах деятельности предприятия и их использовании в отчетном периоде отражается, информация, которая лишь косвенно характеризует эти результаты (как и любая хозяйственная операция влияет сейчас или в будущем на финансовые результаты). Это прежде всего относится к разделам Платежи в бюджет и Платежи во внебюджетные и другие фонды, которые следует отражать в отдельной форме отчетности, например в налоговой декларации налогоплательщика, которая также может входить в состав годового отчета. Непоследовательность в отношении отражения в Отчете о прибылях и убытках платежей в бюджет и во внебюджетные фонды станет ещё более очевидной, если учесть, что часть налогов и сборов относится на себестоимость продукции (Чрезвычайный налог, отчисления в дорожный фонд и др.) и таким образом влияет на прибыль через себестоимость опосредованно.

Рассмотрим Отчет о прибылях и убытках по разделам более подробно.

1. Финансовые результаты.

По статье *Выручка (валовой доход) от реализации продукции (товаров, работ и услуг)* ТД *Центролит* показывает выручку от реализации товаров, работ и услуг, производство и сбыт которых являются предметом деятельности предприятия (данные берутся по счету 46, сумма доходов от внереализационных операций берется из кредита счета 80).

В соответствии с Законом РБ *О бухгалтерском учете и отчетности*, реализованными считаются отгруженные покупателям продукция, товары и другие ценности, сданные заказчиком работы и услуги, расчетные документы об оплате которых предъявлены покупателю (заказчику). ТД *Центролит* применяет порядок отражения в учете реализации по мере оплаты покупателем (заказчиком) расчетных документов. При применении порядка учета реализации по мере оплаты покупателем (заказчиком) расчетных документов выручка состоит из суммы, поступившей на счета предприятия в оплату продукции, товаров, работ, услуг в отпускных ценах, включая налог на добавленную стоимость и акцизы.

ТД *Центролит* осуществляет свою деятельность в сфере торговли - валовой доход от реализации товаров оно исчисляет как разницу между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Предприятие приводит данные о фактическом объеме реализованных товаров в продажных ценах по строке 140, эта сумма равна 9296 млн. рублей ( сумма по кредиту счета 46).

По статье *Налог на добавленную стоимость* отражаются сумма НДС по реализованной продукции, работам, услугам, причитающаяся к уплате в бюджет, исчисленная на основании расчета по НДС в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов РБ. При определении финансового результата от реализации продукции, работ, услуг сумма НДС вычитается из выручки от реализации. В бухгалтерском учете составляется следующая проводка:

Дт 46 *Реализация продукции (работ, услуг)*

Кт 68 *Расчеты с бюджетом* на сумму 124 млн. рублей за год.

По статье *Затраты на производство и сбыт реализованной продукции (товаров, работ, услуг)* предприятие показывает издержки обращения, приходящиеся на реализованные и отгруженные товары, продукцию, работы, услуги, учтенные по дебету счета 46 *Реализация товаров, работ, услуг*.

У предприятия ТД *Центролит* эти расходы в 1997 году составили 8852 млн. рублей (строка 080).

По статье *Результат от реализации продукции* показывается финансовый результат от реализации продукции (работ, товаров, услуг), являющейся основной деятельностью предприятия.

Указанный финансовый результат определяется как разница между суммой выручки (валового дохода) от реализации продукции (строка 010) и суммой затрат на производство реализованной продукции (строка 080), НДС (строка 020), акцизов (строка 030), отчислений в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции (строка 050), отчислений на содержание ведомственного жилья (строка 051), а также других сумм, показанных по строке 070. У нашего предприятия эта сумма составляет 305 млн. рублей.

Если сумма данных по строкам 020 - 080 превышает строку 010, то по строке 090 заполняется графа 4 *Убытки (расходы)*, что не соответствует для ТД *Центролит*.

По статье *Доходы и расходы по внереализационным операциям* приводится развернуто общая сумма прочих доходов и расходов, относимых непосредственно на счет 80 *Прибыли и убытки*, в состав которых включаются:

присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие экономические санкции, за исключением сумм финансовых санкций, вносимых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством, которые относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;

полученные проценты по счетам за хранение средств в банке;

потери от списания долгов и дебиторской задолженности;

поступление долгов, ранее списанных как безнадежные в отчетном году и другие.

По статье *Доходы и расходы от внереализационных операций* в графе 3 приводится сумма превышения доходов от внереализационных операций над расходами, за вычетом НДС, у предприятия ТД *Центролит* эта сумма равна 97 млн. рублей (строка 110); в графе 4 - превышение расходов по внереализационным операциям, включая НДС, над доходами.

Показатели статьи *Итого прибылей и убытков* определяются отдельно по прибылям и убыткам как сумма данных статей *Результат от реализации продукции (товаров, работ, услуг)*, *Результат от прочей реализации*, *Доходы и расходы от внереализационных операций*. У Торгового Дома эта сумма составляет 402 млн. рублей.

По статье *Балансовая прибыль или убыток* показывается окончательное сальдо прибыли или убытка, полученного предприятием за отчетный период, и определяется как разность данных в графах 3 и 4 по статье *Итого прибылей и убытков*, 402 млн. рублей (строка 130).

2. В разделе *Использование прибыли* приводится расшифровка сумм по основным направлениям использования прибыли (по дебету счета 81), а именно:

причитающиеся суммы налога на недвижимость, налога на прибыль и другие платежи в бюджет за счет прибыли, 59 млн. рублей (строка 200);

отчисления в резервный фонд, 16 млн. рублей (строка 210);

отчисления в фонды накопления, 96 млн. рублей (строка 220);

отчисления в фонды потребления, 101 млн. рублей (строка 230);

благотворительные цели, 9 млн. рублей (строка 240);

местные налоги и сборы, 23 млн. рублей (строка 260);

другие цели (на пополнение О.С.) 96 млн. рублей (строка 270).

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.