На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Проявление защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 104. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Проявление защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проявлений защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях 5
1.1 Понятие механизмов психологической защиты в отечественной и
зарубежной психологической литературе 5
1.1.1. Психоаналитическое представление о защитных механизмах психики 5
1.1.2 Защитные механизмы личности с точки зрения Эго-психологии 9
1.1.3. Защитные механизмы в современной психологической литературе. Их функции и классификация 11
1.2. Психологические характеристики трудных жизненных ситуаций 31
1.3. Особенности проявлений защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях 38
Глава 2. Эмпирическое изучение проявлений защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях 47
2.1. «Защиты - ситуация»: методологические и методические ориентиры в исследованиях 47
2.2. Выборка, методики и результаты исследования 52
2.3. Выводы по эмпирической части исследования 78
Заключение 81
Литература 84
Приложения 88


Введение

Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «трудные жизненные ситуации». Трудные жизненные ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном). Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях трудных жизненных ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы.
Понятие «трудные жизненные ситуации», факторы и специфика работы с людьми в этих ситуациях в настоящее время достаточно широко рассматривается как отечественными (Л.И. Анцыферова, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, Л.Г. Дикая, С.К. Нартова-Бочавер и др.), так и зарубежными (Л. Девидсон, Р. Лазарус, С. Фолкмен, Х. Хекхаузен) психологами. Теория изучения различных защитных механизмов в психологической теории также достаточно велика в работах таких авторов как Ф.В. Бассин, М. Кляйн, Н. Мак-Вильямс, Е.С. Романова, А. Фрейд, З. Фрейд и многих других. Однако, несмотря на широкое использование этих понятий в научной литературе и обыденной жизни, мы можем констатировать, что существующих теоретических и практических работ в этой области явно не достаточно, особенно в исследованиях особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях, что и объясняет научную значимость данной работы.
Практическая значимость исследования реализуется в плане анализа условий работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования.
Попадание человека в положение, которое классифицируется как трудная жизненная ситуация, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях явно недостаточно.
Цель исследования – исследование особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях.
Объект исследования – трудные жизненные ситуации как предмет психологического исследования.
Предмет исследования – защитные механизмы личности как способы реагирования личности в трудных жизненных ситуациях.
Гипотеза исследования – наличие у человека преобладания примитивных психологических защит (регрессии, замещения, отрицания, вытеснения, агрессии, избегание) выражается в низких показателях социальной адаптации и поведенческом реагировании в трудных жизненных ситуациях. И, наоборот, защитные механизмы высшего порядка (рационализации, гиперкомпенсации, компенсации, проекции и миролюбия) влияют на повышение уровня социальной адаптации и поведенческого реагирования человека в трудно жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Проанализировать психологические характеристики трудных жизненных ситуаций.
3. Выявить особенности проявлений защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях.
4. Эмпирически изучить особенности проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях.
В эксперименте приняли участие 90 человек испытуемых (возраст 18-32 лет). Испытуемые – это группа студентов, учащихся психологического факультета. Выбранных нами испытуемых мы разделили на две группы. В первую группу (45 человек) вошли студенты, получающие свое первой высшее образование, а во вторую – респонденты получающие второе высшее образование (45 человек).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проявлений защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях
1.1 Понятие механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологической литературе
1.1.1. Психоаналитическое представление о защитных механизмах психики

Среди исследователей механизмов психологической защиты не сложилось единой точки зрения ни на общее количество защит, ни на степень их соотнесения друг с другом, ни (в некоторых случаях) на их чёткие определения. Нет также единой, систематизированной и обобщающей концепции психологических защит. [52]. В моно-графии А. Фрейд описано десять механизмов психологической защиты. [57]. В Словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической ассоциа-цией в 1975 году, описано 23 механизма психологической защиты. В Словаре-справочни-ке по психологической защите Г. Вайллента их насчитывается 18, в трудах Х. Лафлина выделяется 22 основных, 26 дополнительных защитных механизмов, а также несколько «специальных» защитных реакций. [50]. В психоанализе под психологической защитой понимается, главным образом, бессознательная деятельность человека (неосознаваемая психическая деятельность личности), «… направленная против сексуальных и деструктивных влечений, неприятных воспоминаний, фантазий, непосредственная реализация или репродукция которых может привести к нарушению целостности психической организации человека». [50, С. 180].
Итак, определим понятие «защита». В словаре Ж. Лапланша, Ж.-Б. Понталиса защита формулируется как «… совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать действующим лицом в этих процессах. Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в той или иной степени интегрированными в Я. Фактически Я – это личностное «пространство», которое должно быть защищено от любого вторжения механизмами защиты». [28, стр.145]
Здесь необходимо привести и определение психоанализа как научной парадигмы.
Психоанализ – метод зондирования бессознательной психической деятельности, эффектом которой является терапевтический эффект [5].
Психологические защиты рассматриваются в современном психоанализе не только как важнейшие функции Я, но и как его структурные элементы с выраженным индивидуальным своеобразием сочетаний и проявлений. Защитные механизмы – бессознательные действия (противодействия) психики человека направленные на защиту от тех опасностей, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира..................


Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и в настоящее время еще недостаточно изученной теме, исследования особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях.
Теоретический анализ литературы по проблеме позволил сделать нам следующие выводы.
Защитные механизмы – это бессознательные действия (противодействия) психики человека направленные на защиту от тех опасностей, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира.
Защитные механизмы в научной литературе делятся на две большие группы: «защиты низшего порядка» и «защиты высшего порядка. К примитивным защитным механизмам относят отрицание, примитивную изоляцию, всемогущий контроль, идеализацию и обесценивание, проекцию, интроекцию, проективную идентификацию, расщепление, диссоциацию. К вторичным защитным механизмам высшего порядка в свою очередь причисляют: вытеснение, регрессию, изоляцию аффекта, интеллектуализацию, рационализацию, морализацию, раздельное мышление (компартментализация), поворот против себя, смещение, реактивное образование (формирование реакций, гиперкомпенсация), реверсию, аннулирование, конверсию (соматизация), отреагирование вовне, сексуализацию, идентификацию, сублимацию.
Трудная жизненная ситуация – это такая жизненная проблема человека, которая с одной стороны вызывает у него сильные негативные эмоции в контексте переживания ее непреодолимости, а с другой стороны – мешает эффективному протеканию процесса социализации и реализации себя в обществе, нарушает уже созданные социальные связи.
Копинг-поведение – это форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Структуру совладающего поведения составляют три основных компонента: эмоционально-проблемный, когнитивно-поведенческий, успешно-неспешный.
В отечественных исследованиях показано, что в трудных жизненных ситуациях проявляются следующие три группы защитных механизмов: психологические защиты, направленные на вытеснение информации, ее подавление, блокировку или отрицание; защитные механизмы, ориентированные на искажение содержания чувств, мыслей, поведения личности (например, интеллектуализация, изоляция, смещение, проекция и идентификация); защитные механизмы, которые приводят к разрядке эмоционального напряжения (соматизация, сублимация, уход в фантазии, в болезнь и др.).
В эмпирической части исследования нами были опрошены две группы студентов-психологов по 45 человек. В первую группу – вошли испытуемые, получающие первое образование, а во вторую – уже имеющие высшее образование.
В исследовании были использованы 4 методики исследования:
1. Тест-опросник Р. Плутчика—Х. Келлермана—Х.Р. Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index), адаптированный Е.С. Романовой.
2. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко.
3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
4. Методика «Аналитико-оценочная методика выявления особенностей деятельности в трудных (проблемных) ситуациях (по Д. Осгуду)».
Результаты диагностики показали, что в первой группе испытуемых ведущими защитными механизмами являются простые формы: вытеснение (12 человек – 26,7%; 13 человек – 28,9%), отрицание (17 студентов – 37,8%), избегание (18 человек – 40%).
Во второй группе студентов, ведущими оказались защитные механизмы высшего порядка: проекция (17 человек – 37,8%; 18 человек – 40%) и компенсация (15 человек – 33,3%); миролюбие (21 студент – 46,7%).
Анализ результатов по методикам оценки поведения человека в трудных жизненных ситуациях показывает, что у большинства испытуемых первой группы среднего уровня социальной адаптации (21 человек – 46,7%), а высокие и низкие показатели по этой шкале оказались выявлены у 12 студентов (26,7%). Также для первой группы испытуемых характерен средний уровень развития конструктивных способов деятельности в сложных жизненных ситуациях: идентификация целей, задач и проблем – 22 человека (48,9%), проблемно-решающее поведение и творчески-инновационный подход к решению задач и проблем – по 21 человеку (46,7%).
Во второй группе студентов также преобладает средний уровень социальной адаптации (25 человек – 55,7%), а также средние показатели по шкалам: идентификация целей, задач и проблем и творчески-инновационный подход к решению задач и проблем – по 22 человека (48,9%), а проблемно-решающее поведение – 23 человека (51,1%).
В тоже время сравнение высоких и низких оценок в двух группах показывает, что если в первой группе низкие оценки по всем трем видам поведения выражены у 10 человек (22,2%), а высокие – у 12 (26,7%). То во второй – испытуемых с низкими баллами оказалось только 5 (11,1%), а с высокими – 15 человек (33,3%).
В ходе проведения и анализа корреляционных данных о методу Пирсона, мы в целом подтвердили гипотезу нашего исследования. Действительно, наличие у человека преобладания примитивных психологических защит (регрессии, замещения, отрицания, вытеснения, агрессии, избегание) выражается в низких показателях социальной адаптации и поведенческом реагировании в трудных жизненных ситуациях. И, наоборот, защитные механизмы высшего порядка (рационализации, гиперкомпенсации, компенсации, проекции и миролюбия) влияют на повышение уровня социальной адаптации и поведенческого реагирования человека в трудно жизненной ситуации.
Так в первой группе испытуемых нами была выявлена прямо пропорциональная зависимость между показателями защитных механизмов и уровня реагирования в трудных жизненных ситуациях. Например, уровень корреляции ведущих форм защиты с уровнем социальной адаптации оказался равен 0,797 балла, с показателями идентификации целей, задач и проблем – 0,733 балла; 0,653 балла равен показатель корреляции замещающей защиты и уровня социальной адаптации. Показатели экстремальной защиты имеют связь с уровнем социальной адаптации (0,688 балла) и идентификации целей, задач и проблем (0,590 балла).
Во второй группе испытуемых уровень проявления ведущей защиты коррелирует с уровнем социальной адаптации (0,572 балла), проблемно-решающего поведения (0,563 балла), творчески-инновационного подхода к решению задач и проблем (0,458 балла). Показатели замещающей защиты имеют выраженную связь с уровнем социальной адаптации (0,503 балла), проблемно-решающего поведения (0,652 балла), творчески-инновационного подхода к решению задач и проблем (0,590 балла). Также имеется и определенная связь между проявлением замещающей формы защиты с проблемно-решающим поведением (0,612 балла), творчески-инновационным подходом к решению задач и проблем (0,608 балла) и другими формами.
В заключение следует отметить, что изучаемая нами проблема требует своего дальнейшего изучения, как в теории, так и на практике.


Литература

1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проект, 1997. – 256 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3 – 19.
3. Балинт М. Базисный дефект. – М.: Когито-Центр, 2002. – 256 с.
4. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. . — М.: Медицина, 2008. — 468 с.
5. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. — 1988. — №3, — С. 30–41.
6. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. - М.: МГУ, 2001. 400 с.
7. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб.: МФИН, 2002. — 448 с.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, — 2006. — 420 с.
9. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.
10. Битюцкая Е.В. Трудные ситуации в жизни студентов//Alma mater (Вестник высшей школы), 2006. – 10. - С. 20 – 22.
11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наук, думка, 1989 — 200 с.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций), — М..: Изд. Моск. ун-та, — 2004. — 200 с.
13. Винникот Д.В. Разговор с родителями. – М.: Класс, 1997. – 344 с.
14. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — СПб.: СПбГУ, 2004. — 392 с.
15. Захарова Ю.Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия // Вестник МГУ. — Сер. 14, Психология, 1991. — №3. — С. 11–20.
16. Зачепицкий Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты // Социально-психологические исследования в психоневрологии. – СПб., 2000. — С. 22–27.
17. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Изд. Моск. ун-та, — 1986. — 287 с.
18. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Изд. Моск. ун-та. — 1980. — 159 с.
19. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 2005. — 304 с.
20. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. – СПб.: Речь, 2004. – 312 с.
21. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. — СПб., 2007. — 252 с.
22. Кляйн М. Зависть и благодарность: исследование бессознательных источников. – СПб.: ВСК, 1997.
23. Кокс Т. Стресс. — М.: Медицина, 2000. — 447 с.
24. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности. – Омск, 2006.
25. Краткий психологический словарь./ Ред.. сост. Л.АКарпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д, 1998, - 252 с.
26. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: БСК, 1997.
27. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. — СПб.: Медицина, 2000. — С. 178–208.
28. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с.
29. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. — 396 с.
30. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психодиагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Класс, 1998.
31. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе/ Московский психологический журнал. 1998, №12.
32. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
33. Мягер В.К. Психогигиена и психопрофилактика. — СПб., 2003. — 146 с.
34. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 426 с.
35. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ер.: Луйс, 1980. — 264 с.
36. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). — Ер.: Изд-во АН Арм ССР, 1988. — 262 с.
37. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. №5. С. 20 – 30.
38. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. — СПб.: Речь, 2003. — 167 с.
39. Петухов В.В. Психология индивидуальности. – М.: Академия, 2007. – 412 с.
40. Психология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
41. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 254 с.
42. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. – М.: Академия, 2006. – 344 с.
43. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
44. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука, 2004. — 193 с.
45. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
46. Савенко Ю.С. Проблемы психологических компенсаторных механизмов и их типологии // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. — М., 2004. — С. 95– 112.
47. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1999. — 126 с.
48. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М., Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 174 с.
49. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // MateriaMedica. 1996. N 1(9). С. 5—25
50. Стоиков И.Д. Анализ защитных проявлений личности. - М., 1996. — 160 с.
51. Столин В.В. Самосознание личности. — М.. Изд-во Моск. ун-та. 1983. — 285 с.
52. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
53. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — СПб.: Медицина, 2004. — 182 с.
54. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. – И.: Прогресс-Литера, 1996.
55. Тухтарова И.В. Взаимодействие копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у ВИЧ-инфицированных больных. – СПб.: Медицина. – 78 с.
56. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара, 2001.
57. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы - М.: Педагогика - Пресс, 1993, 140с.
58. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с.
59. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произведении. — М.: Просвещение, 1990. — С. 202–309.
60. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. — С. 382–424.
61. Фрейд З. Я и Оно // Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. — С. 425–439.
62. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1989. — 272 с.
63. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990. — 330 с.
64. Хорни К. Самоанализ – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
65. Эйдемиллер Э.Г., Юстецкий В.В. Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 2005. — 188 с.
66. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — СПб.: Медицина, 2006. — 224 с.
67. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
68. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.