На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Монополизация рынка, развитие конкуренции и значение антимонопольного регулирования

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:


Введение 2
Глава 1. Значение конкуренции и проблема монополизации рынка 4
1.1 Сущность конкуренции и ее значение в экономике 4
1.2 Основные виды конкуренции 5
1.3 Понятие монополии, ее особенности и роль в экономике 12
1.4 Виды монополии и факторы ее развития 14
1.5 Проблемы монополизма и создания в России конкурентной среды 16
Глава 2. Практическое значение преодоления монополизации рынка и развития конкуренции на примере России 18
2.1 Проблема переходной экономики и ее монополизации 18
2.2 Преодоление монополизации и необходимость антимонопольного регулирования 24
Заключение 26
Литература 28


Введение
Конкуренция – это важнейшая составляющая современной рыночной экономики. Что представляет собой конкуренция? В общем виде она есть соперничество между многочисленными участниками рыночной экономики и рыночных отношений за лучшие условия производства и реализации изготавливаемой продукции. Это касается и услуг как разновидности продуктов труда. Конкуренция предполагает сложное, порой противоречивое взаимодействие между многими физическими и юридическими лицами. Можно сказать, конкуренция — неотъемлемый атрибут всякого рынка. Кроме названных выше, различают внутриртраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Первая из них находит отражение в соперничестве между предпринимателями, занятыми производством или реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. По сути дела, идет борьба за то, чтобы склонить покупателя к приобретению товара именно данной фирмы. Решающую роль здесь играют цены, их снижение. Это, в свою очередь, влечет за собой необходимость снижения затрат на производство и реализацию предлагаемых на рынок товаров.
Чтобы достичь этого, нужно совершенствовать технику и технологию производства, улучшать его организацию и повышать квалификацию работников. Стимулом также является рациональное и экономное использование всех ресурсов. Необходимо искать дешевое сырье и материалы, внедрять в производство энергосбе-регающие технологии. На высоком уровне качества должна выпускаться и сама продукция. Так что внутриотраслевая конкуренция способствует реализации очень важных средств и рычагов, обеспечивающих повышение эффективности работы предприятий и фирм.
Другой вид — межотраслевая конкуренция. Она ведется между предпринимателями, занимающимися производством различных видов продукции. Главное в содержании этого вида конкуренции — получение равновеликой прибыли на вложенный капитал. Важно исследовать все виды конкуренции и их влияние на рыночную экономику.
Прямым антиподом конкуренции является монополия. Именно монополизация экономики во многом тормозит нормальное развитие рыночных отношений.
В нашей стране, в условиях административно-командной системы, конкуренция в ее рыночном содержании отсутствовала. Крайне высокой была монополизация экономики. С началом рыночных реформ конкуренция стала одной из важнейших основ развития экономики. Таким образом, исследование конкуренции является сегодня особенно важным и актуальным. Целью данной работы станет анализ монополии и ее влияния на развитие рыночной экономики, естественно, будет уделено проблеме развития конкуренции и значению антимонопольного регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Определить сущность и значение конкуренции и ее роли в рыночной экономике;
- Рассмотреть общее понятие и сущность монополии и те негативные моменты, которые она в себе несет;
- Проанализировать проблемы преодоления монополизации рынка и создания конкурентной среды в РФ;
- Оценить необходимость антимонопольного регулирования.

Глава 1. Значение конкуренции и проблема монополизации рынка
1.1 Сущность конкуренции и ее значение в экономике
Конкуренция (от лат. Concurentia — состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Другая трактовка термина «конкуренция» предлагает понимать под конкуренцией «процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции» .
В товарном производстве, как правило, связь между производством и потреблением осуществляет рынок, который через механизм спроса и предложения обеспечивает осуществление этой связи. В категориальном смысле рынок является пространственно-временной основой реализации отношений товарного производства и деятельности самостоятельных субъектов экономической связи. Как форма организации воспроизводства рынок представляет собой формирование и движение воспроизводственных связей и пропорций, саморегулирующихся на основе законов рыночной экономики в систему управления экономикой в пределах инфраструктуры рынка, его институтов, обслуживающих движение трудовых ресурсов, оборот инвестиционных ресурсов, ценных бумаг, товарных фондов. В более узком смысле рынок есть форма и способ обмена условий и результатов производства, которые отчуждаются (присваиваются) посредством купли-продажи субъектами-продавцами и покупателями, через механизм спроса, предложения и рыночных цен...............
?
Заключение
Таким образом, из вышесказанного видно, что свободная конкуренция играет огромную роль в современной рыночной экономике.
Конкурентная борьба фирм на рынке, несмотря на кажущуюся бессистемность, основана на определенной стратегии участников рынка в защите и отстаивании своих интересов. Понятие «конкуренция» вошло в экономическую теорию из бытового языка. В течение длительного времени оно обозначало только независимое соперничество двух и более лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели — получении максимальной прибыли.
Ни одно понятие в экономике никогда не удается определить настолько четко, чтобы его смысл оставался ясен в любых обстоятельствах. Не является исключением и эволюция категории «конкуренция» и ее отождествление с совершенным рынком и единственностью равновесия. Это понятие, столь повсеместно употребляемое и ос-новополагающее в классической и неоклассической экономической теории, долгое время принималось как нечто интуитивно очевидное и не привлекало пристального и систематического внимания. Постепенно сложилась тщательно разработанная и сложная концепция совершенной конкуренции. Но только после Первой мировой войны ее приняли в общей теоретической литературе.
В процессе развития теория конкуренции определила свои существенные отличия от многих других экономических учений и заняла достойное место в экономической науке.
Необходимо отметить, что в развитых западных странах чистая конкуренция практически не встречается. Так же как и чистая монополия, совершенная конкуренция во многом является теоретической моделью редко воплощаемой на практике.
В свою очередь, в российской экономике положение с развитием свободной конкуренции еще более сложное. В наследство от административно-командной системы наша страна получила высокую степень монополизации различных рынков. Несмотря на ряд реформ и создание законодательной базы регулирующей конкурентные отношения, данный механизм недостаточно развит в России, что и становится объектом антимонопольного регулирования.
В проводимой в России экономической реформе важная роль отводится формированию и развитию конкурентных отношений. Без конкуренции невозможно формирование полноценного рынка. Возрождение субъектов конкуренции, создание конкурентной среды, соответствующей рыночной инфраструктуры, совершенствование конкуренции между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики неотъемлемые условия для развития рыночных отношений.
Для России, вступившей на путь радикальных экономических преобразований и имеющей высокий уровень монополизации экономики, решение проблем демонопо-лизации определяет темпы и масштабы дальнейшего социально-экономического развития. Монополизм, сковавший все звенья экономической системы, существенно сдерживает развитие рыночной конкуренции и тормозит преодоление наследия тоталитарного государства. Не случайно ни одна . Поэтому все программы выхода из кризиса не обходят вниманием российский монополизм и пути его ликвидации. Наше государство для построения эффективных рыночных отношений должно регулировать деятельность субъектов хозяйствования посредством продуманной антимонопольной и конкурентной политики.
В целом, антимонопольное регулирование занимает важное место в государственной политике любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно оно позволяет в необходимой степени стимулировать развитие конкуренции.
Ни одно современное развитое государство нельзя представить без антимонопольного регулирования, основанного на антимонопольном законодательстве. Зачастую, демонополизация экономики может привести ее к повсеместному оздоровлению, вывести страну из кризиса и стать стимулом к экономическому росту.
Одновременно, анализ законодательства США, ЕС и России об антиконкурентных соглашениях позволяет сделать вывод о том, что Россия встала на путь, проложенный ее предшественниками, приняла законодательные нормы, учитывающие их опыт и особенности своего политического и хозяйственного положения, имеет достаточный законодательный и практический материал для успешного исполнения Закона о конкуренции .
В целом, можно рассчитывать на значительные успех антимонопольного регулирования в России уже в ближайшем будущем, что является непременным условием для дальнейшего развития отечественной экономики и еще более глубокой интеграции в мировую экономику.



Литература

1. Быков В.А. Конкурентоспособность товара: научные основы, методы оценки, управление. — М.: Научная книга, 2003.
2. Быков В.А., Комаров Е.И. Конкурентоспособность персонала // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2005. - № 8.
8. Гелъвановский М. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. — 1998. — № 3.
9. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. — М.: Янус-К, 2001.
10. Зволев П.Н., Быков В.А. Управление развитием предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 5.
11. История экономических учений. Хрестоматия. — М.: Финансы и статистика, 2005.
12. Классика экономической мысли. — М: Эксмо-Пресс, 2000.
13. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: БЕК, 2001.
14. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт, 2001.
15. Львов Д. С. Экономика развития. — М.: Экзамен, 2002.
16. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб. пособие. — М.: Дашков и К°, 2003.
17. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. — М.: Республика, 1995.
18. Минъко Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. — СПб.: Питер, 2004.
19. Пасс К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. — СПб.: Экономическая школа, 2008.
20. Плущевский М.Б. О конкурентоспособности, конкурентосостоятельности и новом стратегическом подходе к самооценке конкурентоспособности продукции товаропроизводителями // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2004. — №6.
21. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1993.
22. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Экономика, 1986.
23. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. — М., 1997.
24. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002.
25. Философова Т. Г. Управление конкурентоспособностью на мировых рынках. — М.: Научная книга, 2006.
26. Философова Т.Г. Особенности формирования конкурентоспособности нового товара на современных мировых рынках // Научные труды ДА МИД РФ «Мировая экономика в XXI век». — М., 2005.
27. Философова Т.Г. « The Management Conceptual Problems» // Науч ные труды AGH «Zarzadzanie Przedsiebiorstwem». — Krakow, 2005.
28. Хайман Д. Н., Современная микроэкономика: анализ и применение, М., 1992
29. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. — М. Экономика, 1996.
30. Шумпетер И. Теория экономического развития - М: Поогресс, 1982.
31. ЮдановА.Ю. Конкуренция товара и практика: Учеб -практ по собие. — М.: ГНОМ и Д, 2009.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.