На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Мотивационно-личностные особенности руководителей мужчин и женщин

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 152. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Мотивационно-личностные особенности руководителей мужчин и женщин


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивационно-личностных
особенностей руководителей мужчин и женщин
1.1. Карьера и профессиональная успешность 5
1.2. Особенности личности руководителя и стили руководства коллективом 16
1.3. Психологические факторы развития личности руководителя 27
1.4. Особенности управления компанией руководителей мужчин и женщин 36
1.5. Мотивационные особенности руководителей мужчин и женщин 45
1.6. Особенности руководства мужчин и женщин 51
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивационно-личностных
особенностей руководителей мужчин и женщин
2.1. Организация и методы исследования 60
2.2. Результаты тестирования по методикам выявления мотивации и
склонности к риску руководителей 65
2.3. Результаты тестирования по методике «Многофакторное
исследование личности» Р. Кеттелла 75
2.4. Математическая и статистическая обработка результатов эксперимента 97
Заключение 101
Список литературы 104
Приложения 109


Введение

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им,
главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен,
однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со
времен Ф. Тейлора. В настоящее время особенный интерес в современной психологии менеджмента приобрели вопросы различий руководства и менеджмента в зависимости от пола. Сегодня, когда роль женщины в деловом обществе существенно возросла, рассмотрению вопросов эффективности управления, способов построения профессиональной карьеры, стилей руководства компанией в зависимости от половых особенностей личности руководителя уделяется достаточно много внимания. Это и объясняет социальную значимость изучаемого нами вопроса.
Проблема особенностей менеджмента в зависимости от пола долгое время не являлась предметом изучения психологии менеджмента. Однако с широком распространением феминистского движения в 70-х гг. прошлого столетия стали появляться и работы в этой области, как в зарубежной (Д. Геррод, Э.Игли, Т. Лоусон, Д. Майерс, М.Х. Мескон, Дж. Роузнер и др.), так и в отечественной (Т.В. Бендас, Е.П. Ильин, И.П. Литвинов, Л.Л. Рыбцова, А.Е. Чирикова и др.) психологии. Научные разработки данного направления носит в основном узко специализированный и частный характер. В основном в работах этих и некоторых других авторов направлены на изучение вопросов стиля руководства, его эффективности, видов карьеры менеджеров и т.д. с учетом межполовых различий. Как показывает анализ многочисленной литературы перечень научных трудов в области изучения личностных особенностей мужчин и женщин руководителей ограничен. Данный факт и предопределяет научную значимость данного исследования.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социально-психологической научной мысли констатируется, что существуют значительные отличия в руководстве компанией между мужчинами и женщинами-руководителями. Этот факт предопределяется влиянием социальных (например, особенности развития взглядов в обществе по поводу возможности руководства организацией женщиной) и психологических (специфика развития личности мужчины и женщины-руководителя) факторов. В тоже время на сегодняшний день констатируется, что данная проблема в психологии менеджмента еще мало изучена.
Цель исследования – изучение мотивационно-личностных особенностей руководителей мужчин и женщин.
Объект исследования – развитие личности руководителя организации.
Предмет исследования – личностные особенности мужчин и женщин руководителей.
Гипотезы исследования:
Существуют определенные отличия между личностными паттернами (мотивацией к успеху и избеганию неудач, склонности к риску, слабости «Я» - силы «Я», уровнями проявления конформности, тревожности, прямолинейности, зависимости от группы, самомнения, гипертимии, чувствительности) руководителей-мужчин и руководителей-женщин. Данные отличия проявляются в следующих пунктах:
- отличия между проявлением личностных паттернов руководителей-мужчин и руководителей-женщин проявляются как на региональном, так и на центральном уровне;
- в зависимости от того, каким именно отделением компании (региональным или московским) руководят менеджеры, существуют и определенные отличия в личностном развитии и внутри одной группы (между мужчинами и мужчинами и между женщинами - женщинами).
Задачами исследования являются:
1. Проанализировать научно-психологическую литературу по проблеме особенностей развития личности руководителей организации.
2. Рассмотреть межполовые аспекты руководства компанией.
3. Изучить личностные особенности руководителей мужчин и женщин.
4. Выявить особенности развития личности руководителей мужчин и женщин московских и региональных организаций.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы корреляционного, дисперсионного и факторного анализа данных, теоретический анализ литературы.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть применены руководителями и специалистами (менеджерами по кадрам, психологами) компаний в качестве основы для анализа и выбора сотрудников на руководящие должности в организации с учетом пола и географических особенностей менеджмента.
Положения, выносимые на защиту:
1. Личность руководителя мужчины и женщины имеет определенные особенности в своем развитии, которые могут быть выражены в целом ряде паттернов:
- слабость «Я» - сила» Я».
- конформность - доминантность.
- харрия – премсия.
- приямолинейность – дипломатичность.
- гипертимия – гипотемия.
- зависимость от группы – самодостаточность.
- низкое самомнение – высокое самомнение.
- низкая тревожность – высокая тревожность.
- мотивация к успеху, а также мотивация к избеганию неудач
- степень готовности к риску.
Изучение данных паттернов определяет степень сформированности качеств эффективного руководителя и лидера организации.
2. Данные личностные паттерны имеют свою специфику выраженности в зависимости от мужского или женского пола менеджера и географической расположенности компании и ее филиалов.
Структура работы:
Работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Экспериментальной базой исследования явился один из крупнейших банков России ОАО «Альфа-Банк». Штат компании составляет 5000 человек. В данном исследовании нами были отобраны руководители московских и региональных офисов в количестве 120 человек. По 60 сотрудников банка представляют московские и региональные офисы (30 мужчин и 30 женщин) организации. Возраст испытуемых - от 35-до 48 лет.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивационно-личностных особенностей руководителей мужчин и женщин
1.1. Карьера и профессиональная успешность

Исторически трактовка понятия карьеры выдержала множество изменений, которые парадоксально расходятся друг с другом, или, наоборот, в какой-то мере дополняют друг друга. Обозначим основные предложения по рассмотрению данного понятия.
Термин «карьера» имеет много значений. Он происходит от латинского слова carrus – телега, повозка; от итальянского carriera – бег, жизненный путь, поприще; от французского cariere – продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды [29, с. 267]. В XIX веке понятие карьера определялось как «путь, ход, поприще жизни, служба, успех и достижение его, успех в обществе, быстрое достижение чинов и орденов» [12, с. 69].
В России в период советской власти определение карьеры рассматривалось с несколько негативным оттенком. Карьера понималась, как путь, продвижения кого-либо к внешним успехам, выгодам, славе, почету, а также достижения личного благополучия, неразрывно связанным с той или иной общественной деятельностью. Считалось, что карьеру мог делать лишь человек из буржуазно-дворянской среды [12]. ........


Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и в современной отечественно психологии менеджмента еще мало разработанной проблеме – изучению мотивационно-личностных особенностей руководителей мужчин и женщин.
В ходе проведенного нами теоретического и экспериментального исследования мы смогли выполнить все четыре задачи, поставленные нами в начале работы.
Так, при анализе научно-психологической литературе по проблеме особенностей развития личности руководителей организации мы смогли выделить ряд важных определений исследования.
1. Карьера - это результат профессионального или должностного продвижения в жизни индивидуума; индивидуально-осознанная позиция и поведение человека, связанные с его трудом, опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни.
2. Лидер - член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи.
3. Руководитель — наемный работник, утвержденный в постоянной должности и наделенный официально установленными полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности в организации.
Среди основных качеств успешного лидера и руководителя организации большинство специалистов называют следующие: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность, предприимчивость, стремление к достижениям, ответственность и надежность, независимость и общительность (коммуникабельность) и др.
Также отмечается, что на практике не существует какого-либо единственного, правильного и эффективного стиля управления компанией. Обычно успешный стиль руководства определяется как индивидуальный, сочетающий в себе черты демократического и авторитарного стилей.
На этапе реализации второй задачи нашего исследования нами были изучены межполовые аспекты руководства компанией. Однозначного ответа на вопрос, отличаются ли личностные характеристики руководителей мужчин и женщин в отечественной и зарубежной литературе не существует. Тем не менее, многие исследователи говорят о так называемой мужской и женской психологии.
К мужским психологическим качествам относят: постоянная готовность к изменениям, к нововведениям; умение при необходимости навязать свою позицию, чувствовать себя свободным и извлекать выгоду в рамках принятых ограничений и правил, эффективно использовать способности и умения других людей, действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, противостоять давлению и нажиму, отстаивая свою позицию; уверенность в себе и своей миссии, умение и т.д.
Женские психологические качества определяются в рамках тех стереотипов, которые существую в обществе. Так к таким качествам часто относят: умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон; противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию, жить сегодняшним днем, «здесь-и-сейчас»; уверенность в себе и своей миссии; постоянная готовность к изменениями, к нововведениям; способность быстро делать выбор, коммуникабельность и др.
В ходе выполнения третьей задачи нами были изучены личностные особенности руководителей мужчин и женщин.
Экспериментальной базой исследования явился один из крупнейших банков России ОАО «Альфа-Банк». Штат компании составляет 5000 человек. В данном исследовании нами были отобраны руководители московских и региональных офисов в количестве 120 человек. По 60 сотрудников банка представляют московские и региональные офисы (30 мужчин и 30 женщин) организации. Возраст испытуемых - от 35-до 48 лет.
В эксперименте нами были использованы следующие методики:
1. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.
2. Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерса).
3. Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерса).
4. Методика «Степень готовности к риску» Шуберта.
Исследование показало, что между мужчинами и женщинами существуют значительные отличия в проявлении мотивационно-личностных характеристик. Так, для женщин характерны: равная степень выраженности уровня мотивации к успеху и к избеганию неудач, гипотимия (чувство вины, тревоги, неуверенности в себе), зависимости от группы.
У мужчин были выявлены следующие личностные паттерны: высокая мотивация к успеху и склонность к риску, доминантность, прямолинейность, гипертимия (самонадеянность, энергичность), самоуверенность, самодостаточность.
При этом проведенный нами статистический анализ исследования показал наличие определенной взаимосвязи между фактором пола и такими параметрами как: мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач, склонность к риску, сила – слабость «Я» и тревожность.
И, наконец, в процессе выявления особенности развития личности руководителей мужчин и женщин московских и региональных организаций, мы увидели, что региональных представителей и одного, и другого пола отличает сниженный уровень мотивации к успеху, высокий уровень доминирования и тревожности, низкий уровень самодостаточности и уверенности в себе.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что существуют определенные отличия между личностными паттернами (мотивацией к успеху и избеганию неудач, склонности к риску, слабости «Я» - силы «Я», уровнями проявления конформности, тревожности, прямолинейности, зависимости от группы, самомнения, гипертимии, чувствительности) руководителей-мужчин и руководителей-женщин, которые дополнительно имеют отличия в зависимости от расположения компании (московские фирмы или региональные).
В заключение следует отметить, что проблема изучения мотивационно-личностных особенностей личности руководителей мужчин и женщин может быть изучена и в дальнейшем в рамках проведения таких исследований как:
- проведение сравнительного анализа между психологическими особенностями мужчин и женщин Зарубежом и в нашей стране;
- изучение динамики развития мотивационно-личностных сторон личности мужчин и женщин руководителей в разных возрастных группах;
- выявление дополнительных характеристик личности для анализа половых сходств и отличий руководителей (например, уровень развития познавательной и интеллектуальной сферы, коммуникативного и эмоционального развития и т.д.);
- исследование отличий сторон личности московских и региональных руководителей, представителей бизнеса и государственных учреждений и др.


Список литературы


1. Административная этика: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Романова. М.: Изд-во РАГС, 1999. – 303 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1999. – 375 с.
3. Андриенко В.Ф.. Чечель Ч.И.. Михайли З.В. Современные формы и методы стимулирования труда в промышленности развитых капиталистических странах: Обзор, информ.1 Гос. план. ком. УССР. Уир. НИИ НТИ и техн-энон. Исспед- Киев.-1991.
4. Афанасьев В.Г. Руководитель в управлении обществом. - М.-1977.
5. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе// Социологические исследования. – 1996. - №3.
6. Бегматов А.С. Стимулы: сущность и место в структуре деятельности. - М-1990.
7. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. – Оренбург: Издательство ОГУ, 2000.
8. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., М., 2001.
9. Богомолова Н.Н. Доктрина «человеческих отношений». М.-1970.
10. Большаков В.М. Воздействие распределительных отношений на повышение эффективности использования способностей работника в процессе труда. - М-1993.
11. Большой энциклопедический словарь. СПб., 1999. – 806 с.
12. Большой толковый социологический словарь, т. 1. М.: Русский язык, 1999. – 945 с.
13. Быстров Ю.В. Мотивация труда и разнообразие форм хозяйствования- Иваново-1994.
14. Гаврилшица О.А Чувство вины у работающей женщины// Вопросы психологии. – 1998. - №4.
15. Горчакова В.Г. Психология женщины-профессионала. – СПб., 2000.
16. Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда. – К.: Вища шк., 1990. – С.143-147, 191-222.
17. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала: учебное пособие. М.: Наука, 2000. – 569 с.
18. Драгомарецкий С.Д. Проблемы совершенствования стимулирования труда в условиях радикальной экономической реформы- Одесса-1991.
19. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Г. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов. М.: Изд-во МГУ, 1998. – 786 с.
20. Журавлев А. Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом. Автореф. дисс. кан-т. психол. наук. М., 1976. – 20 с.
21. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. М.: Прогресс, 1992. – 118 с.
22. Иванов Ю. Типология руководителей по соционическим типам. // Упр. перс. – 2000. - № 6 (48). – С. 46-51.
23. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
24. История и современные проблемы управления персоналом: Учебное пособие. СПб.: Весь, 1999. – 621 с.
25. Кабаченко Т. С. Психология управления. Ч. 1. Управленческая деятельность. / Учебное пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1996 .– 146 с.
26. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. М.: Дело, 1995. – 176 с.
27. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. – 278 с.
28. Кобзева В.В., Колесников Ю.А. Карьера: суть, планирование, мотивация//Управление персоналом.-2000.-№1., С. 46-52
29. Комаров Е. Управление карьерой//Управление персоналом. М.ИНИОН, 1999 – 502 с.
30. Кочетков В.В. Анализ влияния морали на развитие общества в работах Макса Вебера. - М-1994.
31. Курицын А.Н. Управление в Японии. Организация и методы.- М.- 1981.
32. Курс практической психологии / Автор-сост. Р.Р.Кашапов. – Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та, 1997. – 448с.
33. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть 1. Менеджер и менеджмент. Пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей.- М-: ИПФ Ника, 1992.
34. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Изд-во МГУ, 1999. – 575 с.
35. Литвинов И. П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации. Элиста: Изд-во БГПУ, 1997. – 209 с.
36. Лоусон Т., Геррод Д. Социология. Словарь – справочник. М.Гранд. Фаир-Пресс, 2000. – 602 с.
37. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000.
38. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Межд. гум. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
39. Машика Т.А. Занятость женщины и материнство. – М.: Мысль, 1989.
40. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. – 799 с.
41. Михайлова Г.Б. Понятие карьеры в психологической науке / Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.НИТИ, 1997. – 400 с.
42. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
43. Общая психодиагностика./Под ред. А.Г. Шмелева. М.: Изд-во МГУ, 1979. – 303 с.
44. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык,1990. – 952 с.
45. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.
46. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снетковой. СПб.: Речь, 2007. – 448 с.
47. Профессиональная карьера: планирование и реализация.// Справочник кадровика.-2000.-№6.С.95-100.
48. Психологические закономерности стимулирования высокопроизводительного труда-М-1984.
49. Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1997. – 114 с.
50. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика-пресс, 1996. – 438 с.
51. Психология. Словарь./ Под ред. В.А. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Высш. школа, 1990. – 521 с.
52. Ревенко Н.В. Психология управления. Л.: ЛИЭИ, 1983. – 72 с.
53. Ржаницына Л.С., Сергеева Г.П. Женщины на российском рынке труда// Социологические исследования. – 1995. – 37.
54. Роузнер Дж. Женщина в директорском кресле// Вы и мы. - - 1995. - №5.
55. Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщин// Социс. – С.26.-30.
56. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях- М.: Экономика, 1995.
57. Самыгин С.А., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 208 с.
58. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 512 с.
59. Служебная карьера. М.: Экономика, 1998. – 303 с.
60. Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. – 309 с.
61. Современные формы организации и стимулирования труда в условиях экономической реформы-М-1991.
62. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1999. – 740 с.
63. Современный философский словарь. Екатеринбург: Б. И., 1996.. – 602 с.
64. Социально-психологические проблемы производственного коллектива /Отв.ред. Е.В.Шорохова и др. – М.: Наука, 1983. – С.124-171.
65. Станкин М.И. Психология управления. – М.: «Бизнес-школа «Ин-тел-Синтез», 1999. – С.234-297.
66. Сухарев В. Этика и психология делового человека. – М.: Гранд, 1997. –С.246-257.
67. Творогова Н.Д. Психология управления. М.: ГЭОТАР-мед, 2001. – 383 с.
68. Толочек В. А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте // Вопросы психологии, 1984, №5, С. 145-149.
69. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. – 199 с.
70. Толочек В. А. Проблемы современной психологии труда. М.: РАГС, 2001. – 84 с.
71. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред.А.Я. Кибанова. М. ИНФРА-М, 1997. – 295 с.
72. Филиппов П.В. Управление кадрами на предприятии. – М.: Знание, 1985.- С.33.
73. Харчев А.Г. Женский труд и семья// Производственная деятельность женщин и семья. –Мн., 1992. – С.14-28.
74. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т 1, 2. М.: Педагогика, 1986. – 391 с.
75. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей// Психологический журнал. – 1999. - №3. – С.81-92.
76. Шавель С.А. Социальная сфера и мотивация творческой активности. - Минск-1990.
77. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М.: Прогресс, 1993. – С.156-158.
78. Шекшня С.В., Управление персоналом современной организации. М.: Бизнес-шк. «Интел-синтез»: журн. «Упр. персоналом», 1996. – 300 с.
79. Штомпки П. Социология социальных изменений. М.: Наука,1998. – 306 с.
80. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. – К.: Украина, 1994. – С.19-20, 86-87.
81. Энциклопедический социологический словарь./Под ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ, 1995. – 939 с.
82. Юрченко Л.А. Создание современного механизма стимулирования труда- Луцк-1991г.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.