На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Готовность к школе детей эмигрантов

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 105. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Педагогические школе у детей эмигрантов (кавказцы)условия, способствующие психологической готовности к


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы готовности
к школе детей эмигрантов в старшем дошкольном возрасте
1.1. Общая характеристика детей дошкольного возраста 7
1.2. Проблема готовности к школьному обучению в
современной психологии 20
1.3. Психологические особенности развития детей эмигрантов
в возрасте 5-7 лет 28
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы готовности к
школе детей эмигрантов
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 41
2.3. Рекомендации к составлению программы развития готовности
дошкольников эмигрантов к обучению в школе 53
Заключение 63
Литература 66
Приложения 72



Введение

Обострение межнациональных отношений в густонаселенном регионе Северного Кавказа, локальные войны, не прекращающиеся на протяжении последнего десятилетия в кавказском регионе, повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры и экологии детства, вовлечение множества людей, в том числе и детей, в военные и межнациональные конфликты, отток населения с места событий, появление большого количества беженцев и изменение контингента воспитанников практически во всех образовательных учреждениях в направлении усиления его неоднородности по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности, уровню обученности и воспитанности.
Дети эмигрантов, вынужденные переселенцы, находятся в особо трудных условиях: ребенок-эмигрант отличен от среды своего нового местожительства по своей культуре, он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, не знает или плохо знает язык, и не только язык, но и психологию, на которую язык опирается, и в процессе интеграции рискует утерять собственный язык и культурные особенности своей личности. Все это существенно затрудняет процессы его обучения, воспитания, социализации и адаптации и требует педагогической помощи и поддержки особенно в период подготовки ребенка к школьному обучению, когда он находиться в ситуации оценки своих качеств и способностей со стороны специалистов. Эти аспекты проблемы и предопределяют ее социальную значимость.
Работа над литературными источниками, посвященными проблеме социально-психологической реабилитации юного материнства, показала, что с одной стороны многие из этих источников датированы еще прошлым или началом нынешнего десятилетия, а с другой – многие из этих работ описывают эту проблему с позиции зарубежного опыта (Д.В. Винникотт, Г. Крайг, М. Мид, Ф. Райс и др.). Отечественных же наработок на сегодняшний день явно недостаточно ни теоретической, ни в практической области. Все это и предопределяет научную значимость исследования.
Проблемы вынужденных мигрантов получили широкое освещение во многих научных исследованиях (Асмолов А.Г., Бочнер С., Гриценко В.В., Лебедева Н.М., Мухина В.С., Соколова Е.Т., Солдатова Г.В., Фарнхем А., Шайгерова Л.А.). Ряд авторов раскрывает специфику переживания вынужденной миграции в детском возрасте (Ахерн Ф., Вершок А.Б., Вострокнутов Н.В., Макарчук А.И., Мухина В.С., Шарова О.С., Щекотихина Н.В., Щепина А.В.). Эти авторы отмечают, что дети-эмигранты в этой ситуации имеют различного рода психологические и социальные нарушения, которые мешают им адаптироваться в обществе. В тоже время следует отметить, что проблема готовности к школьному обучению у детей-эмигрантов в этих исследованиях не затрагивается. Ее рассмотрение и объясняет научную значимость данной работы.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что данные проведенного нами исследования могут быть использованы на практике психологами, психотерапевтами, семейными консультантами, социальными работниками при работе с дошкольниками-эмигрантами.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема готовности обучения в школе детей-эмигрантов является одной из социально значимых проблем. Этот факт предопределяется целым рядом социальных, культурных и психологических особенностей развития и среды ребенка этой социальной и возрастной группы. Однако теоретических и, особенно, практических разработок, касающихся решения данного вопроса явно недостаточно.
Дети-эмигранты являлись детьми вынужденных мигрантов различных кавказских национальностей (чеченцев, азербайджанцев, грузин, армян), покинувшими Северный Кавказ и Закавказье в результате вооруженных конфликтов и опасений преследования по политическому и религиозному признаку. Они выехали с территории Кавказа от 5 до 1,5 лет назад (в среднем 3 года назад). Практически все из них свободно говорят на русском языке, хотя и с акцентом, характерным для данных национальных групп.
По социальному статусу – большая часть семей оценивает собственный статус как низкий или ниже среднего с доходом 8-10 тыс. на семью в месяц.
Цель данной работы – изучение психолого-педагогических условий, способствующих психологической готовности к школе у детей-эмигрантов
Объект исследования – психологическая готовность к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет.
Предмет исследования – факторы психологической готовности к школе у детей-эмигрантов в возрасте 6-7 лет.
Гипотеза исследования: готовность детей-эмигрантов к школьному обучению ниже, чем у их сверстников не мигрантов. Низкий уровень развития психофизиологических, коммуникативных и познавательных характеристик личности дошкольников-эмигрантов влияет на общий низкий уровень мотивации к обучению в школе.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития детей-эмигрантов в старший дошкольный период.
4. Подобрать пакет диагностических методик.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Разработать рекомендации к программе психофизиологического и личностного развития детей-эмигрантов для подготовки их к поступлению в школу.
Основными методами исследования явились: индивидуальные психологические карты, тестирование, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Участниками сравнительного исследования являлись 30 детей-эмигрантов, проживающих в Москве и являющихся воспитанниками специализированного социального Центра для мигрантов, и 30 детей, имеющих постоянное место жительства в Москве (коренных москвичей), воспитанников старшей подготовительной группы ДОУ г. Москвы № 2212. Возраст детей 6—7 лет, каждая группа состояла из 15 мальчиков и 15 девочек.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы готовности к школе детей эмигрантов в старшем дошкольном возрасте
1.1. Общая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие [34]. Данный возраст стал центральной проблемой в исследованиях целого ряда авторов (Божович Л.И., Славина Л.С., Морозова Н.Г., Якобсон П.М., Мухина В.С. и др.). Данные исследований этих и многих других ученых (исследователей данной проблемы) и составили информационный материал этого параграфа.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три – четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относиться к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции [38,47].
Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке. Внимательное рассмотрение того, как в онтогенезе развивается общение, какой характер оно принимает при включении ребенка в различные виды совместной с другими людьми деятельности, помогает лучше уяснить те возможности, которые с возрастом открываются для развития личности...........


Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и интересной проблемы изучения психолого-педагогических условий, способствующих психологической готовности к школе у детей эмигрантов
Проведенное нами теоретическое и практическое исследование проблемы, позволяет сделать нам следующие выводы.
Дошкольный возраст – один из самых значимых периодов в жизни человека, в течение которого у него формируются все стороны личности человека - познавательная сфера, социальные, коммуникативные навыки, психоэмоциональные и личностные (мотивационные и волевые) характеристики. Личность ребенка в дошкольный период формируется благодаря постоянному взаимодействию с детьми взрослого (родителя или воспитателя), а также сверстников, оценки которых влияют на самооценку и мотивационно-волевую сферу дошкольника. Итогом дошкольного возраста служит старший дошкольный период (5-7 лет), когда ребенка оценивать на предмет готовности его поступления в школу.
Готовность к школе – это комплексное понятия, включающее в себя изучение трех уровней развития: личностный (мотивационный), волевой и интеллектуальный. Комплекс этих характеристик дает представление о общем развитии ребенка и его способности перейти на более сложную ступень развития, связанную с обучением в школе, где от ребенка требуют подчинения, более строго выполнения заданий и контролируют его деятельность.
Проблема готовности к школе в среде детей эмигрантов в научной литературе практически не рассматривается. В основном уделяется внимание общей ситуации развития детей этой социальной группы. Многими исследователями отмечаются отклонения в психофизиологическом развитии дошкольников эмигрантов, познавательной, социальной и интеллектуальной сферы, личностных характеристик. Низкий уровень развития таких детей приводит к формированию у ребенка отклонений в сфере мотивации и эмоциональных, коммуникативных проявлений, выраженных в повышении уровня тревожности, агрессивности, снижения количества контактов со взрослыми и сверстниками, не входящими в среду эмигрантов.
В ходе практической работы нами были исследованы 30 детей-эмигрантов, проживающих в Москве и являющихся воспитанниками специализированного социального Центра для мигрантов, и 30 детей, имеющих постоянное место жительства в Москве (коренных москвичей), воспитанников старшей подготовительной группы ДОУ г. Москвы № 2212. Возраст детей 6—7 лет, каждая группа состояла из 15 мальчиков и 15 девочек.
В процессе исследования нами были оценены следующие группы параметров:
1. Психологическая и социальная готовность к школе
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
3. Развитие познавательной деятельности
В дополнение к выше перечисленным пунктам нами были применены следующие методики:
1. Тест фонематического слуха.
2. Тест копирования бессмысленных слогов.
3. Тест словаря.
4. Тест кратковременной памяти и умозаключений.
Исследование в целом подтвердило нашу гипотезу о том, что наша гипотеза о том, что готовность детей-эмигрантов к школьному обучению ниже, чем у их сверстников не мигрантов. Низкий уровень развития психофизиологических, коммуникативных и познавательных характеристик личности дошкольников-эмигрантов влияет на общий низкий уровень мотивации к обучению в школе.
Как показало исследование, по всем параметрам большинство детей эмигрантов набрали низкое количество баллов: умственная активность (16 детей – 53,3%), саморегуляция (20 дошкольников – 66,7%), фонематический слух (17 детей – 56,7%), словарное развитие (19 детей – 63,3%), кратковременная память (15 дошкольников – 50%), умозаключение (18 детей – 60%), коммуникативная сторона характера (19 детей – 63,4%), психофизиологические характеристики (18 детей – 60%) и мотивация обучения в школе (16 дошкольников – 53,3%).
Эти результаты показывают общую не готовность к обучению в школе детей эмигрантов.
В связи с этим, на наш взгляд, для этой группы детей необходимо проведение специальной развивающей программы, которая, ориентированная на развитие психофизиологических и личностных характеристик, основной своей целью должна иметь развитие мотивации к познанию, обучению.
В заключение следует добавить, что изучение проблемы нашего исследования должно быть продолжено и в дальнейшем.


Литература

1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: Творчество, 1997.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1998.
3. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практики педагогической работы с детьми мигрантами. – М., 2001.
4. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М.,1995.
5. Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. — 1988. - № 4.
6. Венгер Л.А., Венгер А.Г. Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 1994.
7. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М., 2004.
8. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., 2001.
9. Воспитание дошкольников в игре/Сост. А.Е.Бондаренко,
А.И.Матусик. - М., 2003.
10. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 томах. Т.4. - М., 1994.
11. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
13. Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. - М., 1998.
14. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального разви-тия детей. - М., 1991.
15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Мн., 1997.
16. Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте в детском саду. Метод, рекомендации/Сост. Н.С.Старжинская, Л.И.Смагина. - Мн., 1982.
17. Дошкольная педагогика. Учебное пособие/Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. - М., 1995.
18. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1996.
20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1996.
21. Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. - М., 1995.
22. Игры и упражнения в обучении шестилеток / Под ред. Н.В.Седж. - Мн., 2005.
23. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции. - М., 1995. Ч. 1-2.
24. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1999.
25. Изучение учителем психического развития шестилетних уча-щихся: Метод, рекомендации. - Киев, 1994.
26. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М., 2002.
27. Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов. - М., 1994.
28. Коломинский ЯЛ. Психология детского коллектива. - Мн., 1994.
29. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия. - Мн., 1993.
30. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Мн., 1999.
31. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская - Мн.: Харвест, 1998. - С. 40.
32. Кондратенко Т.Л, Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение стар-ших дошкольников. - Киев, 1996.
33. Кондратьева СВ. Педагогическая и возрастная психология. Тексты лекций: В 3 ч. Психология учителя. - Гродно, 1996. Ч. 2.
34. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы.//Педагогика. - 1997. - № 1. - С. 64 - 68.
35. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. - М., 1997.
36. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей
к обучению в школе. - М., 2005.
37. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. - М.: ИЭА РАН. 1993.
38. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1998.
39. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у де-тей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. - 1998. — № 5.
40. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1996.
41. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психо-логическая подготовка детей к школе. - Кишинев, 1997.
42. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1993.
43. Межличностные отношения от рождения до семи лет. - М., Воронеж, 2001.
44. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М., 2005.
45. Мухина B.C. Детская психология. - М., 2006.
46. Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Психология. - 1988. - № 1.
47. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
48. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. — М., 1974.
49. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.
50. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1998.
51. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2000.
52. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. - М., 1997.
53. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей до-школьника. - Киев, 2005.
54. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы сим-позиума). - М., 1996.
55. Психология формирования личности детей дошкольного и
школьного возрастов // Республ. научн. сб. «Психология». - Мн., 1998.
Вып. 6.
56. Рабочая книга школьного психолога/Под ред.
И.В.Дубровиной. - М., 2001.
57. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф.Говорковой. - М., 2005.
58. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. - М., 2000.
59. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М., 1996.
60. Развитие личности и деятельности дошкольника. — М., 1995.
61. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрас-те. - М., 2006.
62. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 1996.
63. Руководство практического психолога. Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1995.
64. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические уп-ражнения и коррекционные программы. - М., 1995.
65. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. - М., 1986.
66. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
67. Смирнова Е.О., Рошка Г. Н. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве. — Магадан, 1993.
68. Смирнова Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверст-нику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 1996. — №3.
69. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография - 1982 - № 1 - С.80 - 88.
70. Соколова Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России. - М., 2001. № 2. С. 16—32.
71. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 2002.
72. Умственное воспитание дошкольников. — М., 2002.
73. Хухлаев О., Счастная Т. Содержание страхов у детей вынужденных мигрантов. – М., 2005.
74. Цыркун Н.Л. Развитие воли дошкольников. - Мн., 1991.
75. Шайгерова Л. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России. - М., 2001. №2. С. 75—85.
76. Шванцера Й. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 1998.
77. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 2000.
78. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1998.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.