На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Использование наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 91. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Использование наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида


Оглавление


Введение 3
Глава 1. Проблема использования наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида 6
1.1. Значение уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Анализ программ. 6
1.2. Методы обучения, используемые на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной )школы VIII вида………………………………15
1.3. Значение и особенности наглядного метода обучения на уроках труда 23
1.4. Средства наглядности и некоторые приемы работы с ними на уроках трудового обучения 27
Глава 2. Практика исследования особенностей использования наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида………………………………………………32
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...32
2.1. Анализ и выводы результатов констатирующего эксперимента………..39
Глава 3. Программа обучения на уроках ручного труда с использованием наглядного метода обучения в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида………………………………………………50
3.1. Организация специальных занятий ручного труда с использованием наглядного метода обучения с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………..50
3.2. Анализ и выводы результатов формирующего эксперимента………….58
Заключение………………………………………………………………………70
Литература 75
Приложения……………………………………………………………………...78

Введение

Актуальность темы. Дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) школах VIII вида, обладают рядом особенностей личностного развития. Концепции и модели образовательных систем, программы обучении и воспитания, разрабатываемые для этих образовательных учреждениях, учитывают специфику становления личности детей с интеллектуальной недостаточностью и ориентированы на решение их проблем.
Основные виды деятельности в специальных (коррекционных) школах VIII вида должны быть направлены на позитивное развитие ребенка, т.е. на развитие его интеллекта, нравственности, эмоционально - волевое развитие, в том числе - развитие самостоятельности, а также его физическое развитие. Особую роль в этом процессе играют следующие виды деятельности: познавательная, деятельность по интересам, трудовая и игровая.
В связи с возросшими требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида в последнее время особое внимание уделяется трудовому обучению и воспитанию данной категории детей. Трудовое обучение в школе VIII вида есть мощное средство в системе коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на умственное развитие ребёнка. Ручная предметная деятельность, как наиболее конкретная и более понятная для ребёнка, является исходной для включения учащегося с интеллектуальной недостаточностью в процесс обучения.
Особое место в методике преподавания ручного труда в специальных (коррекционных) школах VIII вида занимает метод наглядности. В ходе уроков на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы могут демонстрироваться реальные объекты, работа механизмов, способы выполнения приемов работы,учебно-наглдные пособия. Проблема использования наглядности на уроках трудового обучения нашла отражение в трудах Л.В.Занкова, М. М. Нудельмана, Б. И. Пинского, В. Г. Летровой, С.Л. Мирского, Г.М. Дульнева, О.П. Гаврилушкиной, И. В. Беляковой, В. Г. Петровой, Б.П. Пузанова, А.Р. Маллера, Г.В. Цикото, Ч.Б. Кожалиевой и др. Однако, данная тема изучена недостаточно, поэтому наша работа «Использование наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида» является достаточно актуальной на сегодняшний день.
Цель исследования: всесторонне изучить особенности использования наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.
Объект исследования: процесс обучения ручному труду в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Предмет исследования: наглядность, как один из методов обучения на уроках ручного труда.
Задачи исследования.
1) подобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) изучить значение наглядного метода обучения на уроках трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида;
3) провести непосредственные наблюдения за процессом обучения умственно отсталых школьников ручному труду;
4) выявить на основе наблюдений и анализа литературных источников по теме исследования виды и специфику применения наглядных средств обучения на уроках ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Гипотеза исследования. При использовании наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида достигается высокая эффективность обучения трудовым навыкам и умениям.
Методы исследования. В работе были использованы такие методы, как теоретический анализ литературных источников, эмпирическое исследование (наблюдение и эксперимент), анализ и обработка результатов, полученных в ходе экспериментального исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка, использованной литературы и приложения. Основная часть работы содержит 74 стр., приложение 14 стр.

Глава 1. Проблема использования наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида
1.1. Значение уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Анализ программ

Главная задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить выпускникам школы их адаптацию в обществе.
Первый этап трудового обучения – это трудовое обучение в первых- третьих классах, второй – общественно-полезный труд в четвёртом классе, третий – профессионально-трудовое обучение в пятых – девятых классах.
Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно-полезным и производительным трудом, самообслуживанием, во время кружковой работы. Каждый этап имеет свои задачи, реализация которых создает базу для последующего обучения и адаптации.
Труд является как источником к существованию с одной стороны, так и средством самообслуживания и обслуживания близких - с другой. Иными словами, эти виды труда можно обозначить как «труд - работа» и «труд - забота». ...........

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной, но все еще не до конца изученной проблеме использования наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.
Как показал теоретический анализ литературы по проблеме программы трудового обучения для умственно отсталых детей младшего школьного возраста предусматривают работу со следующими видами материалов: с глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; текстильными материалами; проволокой и металлоконструктором; древесиной.
В качестве основных задач обучения авторами различных программ выделяются: формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств; коррекция интеллектуальных и физических недостатков; формирование интереса к работе; воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости и т.д.) и др.
Вся совокупность методов, применяемых на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида делится на три большие группы: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой); практические методы (упражнения, лабораторные работы); наглядные методы.
Наглядные методы обучения – это методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.
Наглядные методы обучения делятся на две группы: метод иллюстраций; метод демонстраций.
Наглядные пособия также делятся на две группы: натуральные (инструменты, образцы изделий, материалы и т.д.) и изобразительные (модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др.).
На уроках ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида чаще всего такие демонстрационные пособия как: демонстрационные коллекции; раздаточные наборы образцов материалов; картины, таблицы-коллекции; образцы изделий; предметные карты; самодельные пособия и др.
Использование наглядных методов обучения на уроках труда помогает активизировать интерес умственно отсталого ребенка к трудовой деятельности; помогает выработать у учащихся выработка эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям; сформировать у них определенные знания, умения и навыки и т.д.
Основными средствами наглядности являются пособия, образцы изделий, рисунки, технологические карты, инструменты, модели, приборы, диапозитивы и диафильмы, учебные фильмы, компьютерные презентации и т.д.
В экспериментальной части исследования нами было проведено три этапа исследования. В выборочную совокупность исследования составили 20 детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость в возрасте 9-10 лет (4 класс).
На этапе констатирующего и контрольного эксперимента детям предлагалось выполнить три группы тестовых заданий, направленных на работу с бумагой (изготовление аппликаций и елочных игрушек); тканью и металлом (изготовление изделий из проволоки).
В ходе наблюдения и беседы с детьми нами отслеживались следующие параметры:
1. Развитие умения ориентироваться в задании (актуализировать прошлый опыт, анализировать объект).
2. Развитие умения предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы, инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о своей работе).
3. Развитие навыков самоконтроля - умение определять правильность действий и результатов, адекватная оценка качества работы.
4. Уровень развития восприятия образца изделия. Умение ребенком выделять части из целого изделия, определять их форму, цвет, расположение в пространстве.
5. Развитие интеллектуальных умений. Ребенку в ходе выполнения изделия задаются вопросы:
6. Самостоятельность выполнения задания ребенком.
7. Уровень развития мелкой моторики: умение пользоваться ножницами, бумагой, клеем и т.д.
8. Уровень развития мотивации при выполнении тестовых заданий.
9. Проявление настойчивости, трудолюбия при выполнении заданий.
Как показал анализ результатов, полученных нами на констатирующем этапе эксперимента, большая часть детей получила по выделенным шкалам низкие оценки. Так низкий уровень умения ориентироваться в пространстве и развития мотивации был выявлен у 11 (55%) испытуемых; низкие показатели развития навыков самоконтроля и проявления настойчивости и трудолюбия у 12 школьников (60%). По 13 опрошенных детей (65%) получили низкие баллы по факторам развития интеллектуальных умений и умений предварительно планировать ход работы. Уровень развития мелкой моторики недостаточно развит у 14 человек (70%); самостоятельности при выполнении задания – у 15 детей (75%); развития восприятия – у 10 (50%) младших школьников.
Полученные нами результаты позволили выделить контрольную и экспериментальную группу исследования, в каждую из которых вошли по 10 детей. Экспериментальную группу составили младшие школьники с наиболее худшими показателями по всем шкалам. Данная группа детей приняла участие в программе формирующего этапа эксперимента.
Цель программы — развитие навыков ручного труда при помощи использования наглядного метода обучения.
Программа предусматривала использование во время уроков труда различных наглядных материалов.
Основные задачи программы включали в себя развитие умений и навыков, диагностируемых нами на этапе констатирующего эксперимента.
В программе были предусмотрены следующие виды тематических заданий:
1. Занятия первой тематической группы. Работа с бумагой и картоном.
2. Занятия второй тематической группы. Работа с тканью.
3. Занятия третьей тематической группы. Работа с металлом и древесиной.
4. Занятия четвертой тематической группы. Работа с пластическими материалами и растворами (пропедевтика штукатурно-малярного дела).
Результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе высокие и средние оценки получили по разным шкалам 7-8 школьников (70%-80%). Таким образом, в ходе формирующего эксперимента нам удалось повысить у большинства детей экспериментальной группы уровень развития умений ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы, уровень развития навыков самоконтроля, восприятия, интеллектуальных умений, мелкой моторики, учебной мотивации, настойчивости, трудолюбия.
В контрольной группе детей, которая занималась по обычной программе, детей с высокими и средними баллами оказалось около 5-6 (50%-60%) человек.
Таким образом, в ходе эксперимента, нами была подтверждена наша гипотеза о том, что при использовании наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида достигается высокая эффективность обучения трудовым навыкам и умениям.
В заключение следует отметить, исходя из полученных нами данных, что использование наглядного метода обучения на уроках ручного труда значительно повышают умения и навыки младших школьников с умственной отсталостью.


Литература


1. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате). // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30
2. Белякова И. В., Петрова В. Г. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием. - ж. "Дефектология", М., 1995, №2.
3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей. М.: Просвещение, 1987. С.821.
4. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. Дульнева Г.М. "Просвещение". М, 1965
5. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн.для учителя.-М.:Просвещение,1991. -94с.
6. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987. С. 74 - 83.
7. Дульнев Г.М. Труд, как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка., М., 1958
8. Занков Л.В. Психологические особенности учащихся младших классов вспомогательной школы, "Известия АПН" 1951, вып.37
9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 1994.-223с.
10. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.
11. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Академия,1998.-144с. -(Педагогическое образование).
12. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.
13. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.
14. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.
15. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988, с.23-35.
16. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997г. - №6 – с.3.
17. Мальковский Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение, 1986.
18. Мирский С. Л. Подготовленность учащихся вспомогательной школы к труду. - ж. "Дефектология", М., 1993, №1.
19. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1980.
20. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.
21. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997г. - №4 – с.43.
22. Обучение уч-ся I-IV кл.вспомог.школы: Пос.для учителя/Под ред. Петровой В.Г.-2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение,1982.-285с:ил.
23. Онищук В. А. Урок в современной школе. М. Просвещение. 1981 г. – 349 с.
24. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов./ Ю.К.Бабанский, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского.-М.,Просвещение,1988. – 497 с.
25. Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г.
26. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. АПН. - М., 1962
27. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы. // Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. 4-е изд. М.: Просвещение, 2007 г.
28. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Под ред. В.Г.Нечаевой. М.:Просвещение, 1974. С. 358.
29. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Владос, 1998 – 358 с.
30. Сергеева Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987. 96с.
31. Стадненко Н. М. Развитие мышления учащихся во вспомогательной школе в процессе обучения. - ж. "Дефектология", М.,1984, № 5.
32. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978.24с.
33. Чернилевский Д.В. Технология обучения и ее выбор / Д.В. Чернилевский // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т. 2. – С. 248-249.
34. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 – 126.

Приложения
Приложение 1
Примерный тематический план занятий по программе формирующего эксперимента

...........


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.