На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 86. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Формирование артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией


Содержание


Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений
1.1 Развитие мелкой моторики в онтогенезе 7
1.2. Виды речевой патологии 15
1.3.Особенности развития мелкой моторики при нарушениях речи у детей в старшем дошкольном возрасте 25
Глава 2. Экспериментальное изучение развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений
2.1.Организация и методы эксперимента 32
2.2.Анализы результатов констатирующего эксперимента 40
Глава 3. Коррекция формирования и развития артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией.
3.1. Программа коррекции формирования артикуляционной и
мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с речевой патологией 48
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 56
Заключения 64
Список литературы 67
Приложения 72


Введение

Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. Особенно это относится к детям с нарушениями в речевом развитии. Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. Адаптация таких детей к нормальной жизни является первостепенной задачей коррекционной педагоги, что и определяет социальную значимость данной работы.
Изучением детей с нарушениями речи занимался целый ряд отечественных ученных (А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, Л.С.Выготский, М.М.Кольцова, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, В.М.Мозговой, В.Г.Петрова, Е.А.Стребелева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Б.И.Шостак, А.В.Ястребова и др.). Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточность разработанности проблемы коррекции нарушений речи при помощи развития мелкой моторики ребенка-дошкольника. Этот факт объясняет научную значимость нашего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования результатов проводимого нами исследования в работе педагогов, воспитателей и психологов, занимающихся с дошкольниками, у которых выявлены те или иные нарушения речи.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать проблему данного исследования.
В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. В тоже время анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению коррекции звукопроизношений через развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи уделяется, на наш взгляд, недостаточное количество внимания.
В связи с этим цель данной работы – изучение формирования тонкой и артикуляционной моторики в системе логопедической работы у детей с речевой патологией.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с выявленной речевой патологией.
Предмет исследования – особенности развитии тонкой и артикуляционной моторики у дошкольников с различными видами речевой патологии.
Гипотеза – коррекция отклонений в развитии артикуляционной и тонкой моторики у дошкольников с речевой патологией должна строиться в зависимости от патогенеза речевого нарушения.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с речевой патологией.
3. Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня развития тонкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников с нарушением речи.
4. Экспериментально изучить уровень развития тонкой и артикуляционной моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.
5. Провести коррекцию развития артикуляционных и тонко моторных нарушений у дошкольников с речевой патологией.
Методы исследования:
1.Организационные методы.
2.Эмпирические - наблюдение, эксперимент, анамнестический метод.
3. Количественный анализ полученных результатов.
4. Анализ литературных данных – изучение медицинской, психологической, педагогической литературы.
Организация исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась в ДОУ я/с №1055 СВАО города Москвы.
В экспериментальную базу исследования были включены дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 25 человек. Пять детей представляют группу нормально развивающихся дошкольников, у остальных 15 человек были выявлены диагнозы:
- ФФНР без дизартрии – 5 человек
- ОНР без дизартрии – 5 человек,
- алалия 3-4 уровня – 5 человек,
- дизартрия – 5 человек.
Структура дипломной работы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрывается предмет, цель, ставятся задачи, методы работы.
В первой главе представлен обзор литературы по проблеме развития дошкольников с нарушениями речи: раскрываются этиологические факторы, дается характеристика речевой деятельности, описывается состояние артикуляционной и мелкой моторики, объясняется связь между состоянием моторной сферы и речевой деятельности.
Во второй главе представлены методики обследования состояния развития тонкой и артикуляционной моторики, а также результаты обследования.
В третьей главе описан комплексный подход к коррекции нарушений тонкой и артикуляционной моторики у детей с различными степенями нарушений речи. Основной принцип комплексного подхода по развитию моторной сферы ребенка заключается в постепенном переходе от пассивных движений к активным. Развитие мелкой и артикуляционной моторики является подготовительным этапом коррекции звукопроизношения.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных движений пальцев рук, как средства коррекции звукопроизношений
1.1. Развитие мелкой моторики в онтогенезе


Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
1) в связи с развитием познавательных способностей;
2) в связи с развитием речи; .............


Заключение


Настоящая работа была посвящена актуальной, но в тоже время, все еще не до конца разработанной проблеме формирования артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией
Проведенная нами теоретическая и практическая (экспериментальная) работа позволила нам выявить различия и отклонения в формировании мелкой моторики у дошкольников при нормальном и патологическом развитии речи.
Проблема развития ребенка с нарушениями речевого развития стала интенсивно разрабатываться с середины прошлого столетия. С этого времени в научной литературе появилось понятие «общее недоразвитие речи», которое объединило в себе различные формы отклонений (алалия, дизартрия, дислалия и др.).
Анализ литературы показал, что речевые патологии в дошкольном возрасте влияют на все стороны психофизиологического развития ребенка, в том числе, применительно к нашему исследованию, и на формирование мелкой моторики. Понятие мелкая моторика включает в себя рассмотрение уровня развития тонких движений кистей и пальцев рук человека.
Практическая часть нашей работы включала в себе проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
В качестве выборки исследования нами были протестированы несколько групп детей. Пять детей представляли группу нормально развивающихся дошкольников, у остальных 20 человек были выявлены различные диагнозы нарушения речи: дизартрия, алалия, ОНР без дизартрии и ФФНР без дизартрии.
В качестве методов исследования нами были использованы:
- для изучения уровня развития артикуляционной моторики группа тестовых заданий Т. Фотековой и Т. Ахутиной;
- для изучения мелкой моторики серия из 5 проб, диагностирующих простые и сложно моторные двигательные акты пальцев рук.
На этапе констатирующего эксперимента мы выявили, что в целом у дошкольников без речевых нарушений наблюдается высокий уровень развития артикуляционной и мелкой моторики, а для дошкольников с речевыми нарушениями характерно проблемное развитие и в той, и в другой области.
Данные эксперимента показали, что уровень развития артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением слуха имеет свою специфику в зависимости от того или иного вида отклонений. Так, например, у детей с заболеванием дизартрия (5 человек – 20%) наблюдаются более глубокие нарушения. Для дошкольников с ОНР без дизартрии данные отклонения выражены слабее.
Практически для всех старших дошкольников характерны нарушения при выполнении сложных артикуляционных и мелко моторных актов. Так, например, у детей вызывали затруднение задания на изучение связности речи, уровня развития навыков словообразования, умения зашнуровывать обувь, вдевать бусинки на леску и т.д.
На этапе формирующего эксперимента, в зависимости от специфики проявления отклонений у тех или иных дошкольников нами была составлена коррекционная программа.
Цель программы - формирование артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с речевой патологией.
Программы включала в себя цикл занятий с детьми разделенных на три этапа, где от простого к сложному, дошкольникам давались задания на выполнение и тренировку различных артикуляционных и мелко моторных движений.
Результаты контрольного эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что коррекция отклонений в развитии артикуляционной и тонкой моторики у дошкольников с речевой патологией должна строиться в зависимости от патогенеза речевого нарушения и включать в себя комплексное развитие различных параметров психофизиологического развития ребенка.
В результате реализации программы были выявлены улучшения в развитии изучаемых нами моторных характеристик практически у всех детей. Некоторые из них могли выполнить задания без ошибок и подсказок экспериментатора.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистами при составлении коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста, у которых обнаружились отклонения в развитии речи. Развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в данной целевой группе будет способствовать успешному формированию личности дошкольников с речевыми нарушениями.


Список литературы


1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. В кн.: Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М., 1998.
2. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки. В кн.: Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. - М., Оренбург, 2000.
3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
4. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М., 1991.
5. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — М.; СПб., 1996.
6. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
7. Бурлачук, Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 1989.
8. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
9. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
10. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991.
11. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1995.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
13. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1996.
14. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1991.
16. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. — 1994. — № 2.
17. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 1989.
18. Гуревич М., Озирецкий Н. Психомоторика. - М.-Л., 1990, с. 72-87.
19. Дневник воспитателя под редакцией / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой - М., 2003.
20. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.
21. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
22. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. — М., 1994.
23. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1993.
24. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т. - М., 1986.
25. Зернова Л. Л. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 1999.
26. Зимина И. А. Обследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
27. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.
28. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1971.
29. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - М., 1973, с. 98-108, 165-169.
30. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашние тетради. — М., 1998.
31. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.
32. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
33. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 1997.
34. Корнев А. Н. О структурном подходе к фонологии артикуляторной апраксии у детей: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
35. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
36. Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними //Дефектология. — 1995. — № 6.
37. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. — М., 1999.
38. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Л., 1988.
39. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1998.
40. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1995.
41. Лопатина Л. В. К вопросу о «стертых формах дизартрии»: Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. — Л., 1989.
42. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
43. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. - М., 2000.
44. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов-на- Дону, 1998.
45. Лурия А.Р. О двух основных классах афазических нарушений речи./ В кн.: Проблемы афазии и восстановительного обучения.// Под ред. Л.С. Цветковой. - М., 1975.
46. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией: Хрестоматия по логопедии/Под ред. Л.С.Волковой, В. И.Селиверстова. — М., 1997.
47. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. научн. тр. Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. - М., 1982.
48. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
49. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.
50. Рябова Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии. В кн.: Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967.
51. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М., 1983.
52. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
53. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
54. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.
55. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
56. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.
57. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М., 2000.
58. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. - М., 1981.
59. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
60. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.