На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Система логопедической работы с детьми с дислексией

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 136. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: «Система логопедической работы с детьми с дислексией»


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы
проведения логопедической работы с детьми с дислексией
1.1. Особенности овладения процессами чтения в норме 6
1.2. Понятие и основные виды дислексии в детском возрасте 15
1.3. Симптоматика нарушений при дислексии 25
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей развития речи
у детей с дислексией
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 40
Глава 3. Логопедическая работа с детьми с дислексией
1.3. Формирующий эксперимент 51
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 60
Заключение 71
Литература 74
Приложения 78


Введение

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения (дислексии) у детей обусловлен тем, что чтение как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Высокая распространенность нарушений чтения у младших школьников, недостаточная эффективность логопедической работы, направленной на выявление, предупреждение и коррекцию указанных расстройств, зачастую обусловливают серьезные трудности обучения в целом и препятствуют полноценному овладению детьми академическими знаниями. Все это и определяет социальную значимость актуальности проблемы исследования.
Изучению особенностей детей с дислексией посвящены многочисленные исследования как зарубежных (Р. Беккер, П. Гарднер, П. Отт, М.Дж. Сноулин, Б. Халгрен и др.), так и отечественных (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, В.И.Голод, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Н.С.Старжинская, Т.Б.Филичева) специалистов. Однако как показывают работы этих и других авторов, в основном данные исследования направлены не столько на изучение системы логопедической работы с детьми с дислексией, сколько на описание общей терминологии и характеристики данной группы воспитанников. Данный факт объясняет научную значимость данной проблемы.
Практическая актуальность исследования обусловлена возможностью использовать теоретические и практические результаты исследования проблемы особенностей обучения грамоте детей с дислексией.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему настоящего исследования. Несмотря на то, что изучение проблемы дислексии в детском возрасте рассматривается в научной литературе достаточно давно и подробно, тем не менее, вопрос изучения особенностей построения системы логопедической работы с детьми с дислексией практически не рассматривается.
Цель исследования – изучение особенностей системы логопедической работы с детьми с дислалией.
Объект исследования – особенности развития речи ребенка с дислексией.
Предмет исследования – система логопедической работы с детьми с дислексией младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: с детьми с дислексией в возрасте 7-8 лет логопедическая работа должна строиться на основе включения в коррекцию программу занятий по развитию устной и письменной речи, а также занятий по формированию интереса у детей к самому процессу чтения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическую разработку вопроса состояния речевого развития младших школьников с дислексией.
2. Практика исследования особенностей речевых нарушений у младших школьников с дислексией.
3. Разработать, апробировать и оценить результаты программы логопедической работы с детьми с дислалией.
Эмпирическая выборка исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с нормальным развитием (10 человек) и дислексией (10 детей). Возраст испытуемых 7-8 лет.
Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:
Первый этап – рассмотрение теоретических аспектов исследования состояния речевого развития у младших школьников с дислексией: особенностей овладения чтения в норме у детей младшего школьного возраста, общей характеристики понятия «дислексия», основных видов дислексии и симптоматики нарушений при данном виде заболевания.
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с двумя группами младших школьников с нормальным развитием речи и дислексией, выделение особенностей речевого развития экспериментальной группы.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы логопедической работы с целью коррекции нарушений чтения и письма у детей с дислексией в младшем школьном возрасте.
Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы проведения логопедической работы с детьми с дислексией
1.1. Особенности овладения процессами чтения в норме

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев (1950), лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [1].
Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Сложные условно-рефлекторые связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают её.
В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Если устная речь. В основном, осуществляется деятельностью речедвигательного, речеслухового анализаторов, письменная речь, считает Б.Г.Ананьев (1950), «является не слухомоторным, а зрительно-слухо-моторным образованием» [1].
Письменная речь – это зрительная форма существования устной речи. В письменной речи моделируется (обозначается) определенными графическими значками звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т.е. букв.............


Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной теме изучения особенностей обучения грамоте детей с дислексией.
Теоретическая и эмпирическая части нашего исследования позволяют сделать нам следующие выводы.
Письменная речь - это зрительная форма существования устной речи, которая моделируется определенными графическими значками и является более сложной формой, чем устная речь.
Нарушения письменной речи или чтения, имеет понятие дислексии. Дислексия в научной литературе определяется как частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Дислексия это сложная форма речевых и психологических нарушений.
Речевые нарушения характеризуются неправильным произношением сложных слов; путанием слов, схожих по звучанию; пропусканием частей слов при чтении; боязнью читать вслух; плохим письмом и почерком и т.д.
Психологические особенности характеризуются многочисленными нарушениями зрительного гнозиса, слухового восприятия, устной речи, пространственных ориентировок, слухо-моторных и зрительно-моторных координаций, тактильного восприятия, эмоционально-волевой сферы, процессов памяти.
В эмпирической части исследования нами были продиагностированны 20 детей младшего школьного возраста 7-8 лет. 10 детей представляли группу детей с нормальным развитием, а 10 с выраженными формами дислексии.
Диагностика проводилась по 8 параметрам:

1. Специфические фонетические замены.
2. Нарушение слоговой структуры слова.
3. Грамматические ошибки.
4. Орфографические ошибки.
5. Графические ошибки.
6. Устойчивость интереса к одной книги.
7. Пересказ прочитанного.
8. Пересказ прочитанного дословно к тексту.
Исследование показало, что уровень проявления ошибок чтения и письма проявляется у детей с дислексией сильнее, чем у школьников с нормальным развитием.
В процессе диагностики мы выяснили, что у 6 детей (60%) с дислексией проявляются специфические фонетические замены; у 5 (50%) – нарушения слоговой структуры слова, у 4 (40%) учащихся – грамматические ошибки речи; по 7 школьников получили высокие оценки по параметрам наличия орфографических и графических ошибок.
Дети с нарушениями процесса чтения не могут пересказать текст (8 учеников – 80%), не проявляют интерес к чтению одной книги (8 учеников – 80%), у них нет навыка пересказа прочитанного дословно к тексту (9 детей – 90%).
По результатам констатирующего эксперимента все дети с диагнозом «дислексия» были включены нами в экспериментальную группу.
Данные диагностики были использованы нами при создании программы формирующего эксперимента.
Цель программы – коррекция речи, чтения и письма младших школьников в возрасте 7-8 лет с дислексией.
Основу программы должны составлять комплексные методы коррекции устной и письменной речи ребенка с дислексией, а также навыков чтения, которые позволяют ребенку лучше усваивать основы грамоты.
Результаты повторной диагностики младших школьников подтвердили нашу гипотезу о том, что с детьми с дислексией в возрасте 7-8 лет логопедическая работа должна строиться на основе включения в коррекцию программу занятий по развитию устной и письменной речи, а также занятий по формированию интереса у детей к самому процессу чтения.
Как показали результаты контрольного эксперимента, у детей значительно повысился уровень развития устной и письменной речи, а также интереса к самому процессу чтения.
Так у 2 ребят (20%) значительно снизилось количество ошибок связанных со специфическими фонетическими заменами, нарушением слоговой структуры слова, грамматическими и орфографическими ошибками. У 3 младших школьников (30%) уменьшилось количество графических ошибок.
Работа с детьми позволила повысить устойчивость интереса к чтению одной книги у 4 ребят (40%). Также у 4 школьников (40%) повысилось качество пересказа текста и пересказа прочитанного дословно к тексту.
Полученные результаты показывают эффективность проведения разработанной нами программы.
В заключение следует отметить, что проблема изучения особенностей обучения грамоте детей с дислексией требует дальнейшего изучения.


Литература

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чте-нием и письмом. - М.,2000.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: Издательство «Аркти», 1998.
3. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996.
4. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями. - М. 1987.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2006.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1991.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М., 2004.
8. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. - М., 1995
9. Дефектологический словарь. - М.. 1990.
10. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. – М.: Просвещение, 1993.
11. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.
12. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - М., 2003.
13. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1999.
14. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи.// В защиту живого слова. - М., 1996
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи - М., 1990.
16. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.
18. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 1997.
19. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Гиппократ, 1995.
20. Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1983.
21. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Просвещение, 1983.
22. Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи. — М., 1989.
23. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 1999.
24. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., 2002.
25. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. - М., 2001.
26. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии - М., 1998.
27. Левина Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей. — М., 2001.
28. Линаки В.В. Занимаемся логопедией дома: диагностика, профилактика и коррекция нарушений речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 288 с.
29. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. - СПб., 1992.
30. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
31. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
32. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001
33. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма. – СПб., 2004.
34. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логозанятиях. - М., 1991.
35. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. – М., 2005.
36. Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием./Недостатки речи у учащихся. // Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2005.
37. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Яр.: Академия развития, 2006.
38. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. /Под ред. С.А.Мироновой - М., 2007.
39. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи./Под ред. Л.В. Мелехова, М.Ф. Фомичева - М.: Просвещение, 2007.
40. Основы теории и практики логопедии./Под.ред. Р.Е. Левиной - М., 1998.
41. Основы специальной психологии. /Под. ред. Л.В. Кузнецовой – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С.227-267.
42. Павлова А. А. Диагностика и коррекция речевого развития детей// Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М., 1990.
43. Парамонова Л.Г. Логопедии для всех. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с.
44. Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. — М., 1994.
45. Понятийно- терминологический словарь логопеда. - М., 1997.
46. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1993.
47. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. - М., 1999.
48. Соколенка И. И. Посмотри и назови: Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М.; СПб., 1997.
49. Спирова Л.Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М., 2003.
50. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной.— М.: Просвещение, 1995.
51. Становление речи и усвоение языка ребенком. / Под ред. Рождественского Ю.В. - М.: МГУ, 1995.
52. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 2002.
53. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.,1993.
54. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии - М., 2001.
55. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М., 2001.
56. Фуреева Е.П., Шипилова Е.Ф., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
57. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1999.
58. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит.-изд. Центр ВЛАДос, 1997.
59. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
60. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 224 с.


Приложения
Приложение 1
Тексты диктантов (по И. Т. Федоренко)...........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.