На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Современные механизмы и технологии лоббизма в российском государстве

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2006. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В.ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра политического анализа


Современные механизмы и технологии лоббизма в российском государстве


Дипломная работа
Студента 5 курса
*****.

Научный руководитель:
Профессор
Соловьев А.И.,
д.п.н.


Москва
2006 г.

Содержание


Введение
3
Глава I. Предпринимательский лоббизм в России.

§ 1. Сущность лоббизма.
§ 2. Предпринимательский лоббизм и «гавэрмент рилэйшнз»
§3. Механизмы организационного оформления функции лоббизма в компании
§ 4. Задачи департамента по связям с государственными структурами
Глава II. Технологии лоббистской деятельности.

§ 1. Классификация технологий лоббизма.
§ 2. Технологии лоббирования
§ 3. Использование посредников в реализации лоббистской кампании
§4. Процедура реализации лоббистской кампании

Глава III. Механизмы оценки лоббистской деятельности
§1. Необходимость оценки лоббистской деятельности
§2. Оценка лоббистской деятельности по результатам деятельности
§3. Оценка текущей лоббистской деятельности

Заключение 52
Приложения 56
Список использованной литературы 60


Введение.
Актуальность темы исследования.
Практика лоббирования, т.е. оказания влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов, в той или иной степени присуща любой политической системе. Однако характер её политического и институционального оформления зависит от характеристик этой политической системы – сложившейся политической культуры, развитости правовой системы, политических традиций, правил взаимоотношений государства и бизнеса, степени демократизации политического процесса.
Характер лоббизма в России за последнее десятилетие претерпел радикальные изменения. С одной стороны, изменилась экономическая основа общества – был создан и начал развиваться частный сектор экономики. С другой стороны, претерпела коренные изменения политическая система страны. Активно проходившая структуризация органов государственного управления и рыночного сектора экономики стала стимулом к стремительному развитию взаимодействия ветвей и структур государственной власти и корпоративных частнопредпринимательских объединений. Возникла объективная потребность в создании дополнительных каналов для диалога между властью и бизнесом.
Между тем, исследованию предпринимательского лоббизма современной российской наукой уделяется недостаточное внимание. Лоббизм как правило исследуется с юридической или политологической точек зрения, в то время как наблюдается явный дефицит исследования реальной практики лоббизма в современной России. Кроме того, количество исследований лоббизма явно не соответствует масштабам его распространения в деловой практике.
Своевременность поднимаемых в данной работе вопросов повышается в условиях развития профессионального сообщества менеджеров – специалистов по связям с государственными органами. В настоящее время в России регулярно проводятся форумы по данной тематике, а также есть несколько ассоциаций, объединяющих профессиональных лоббистов. Все эти факторы определяют актуальность данной темы.

Степень разработанности темы в научной литературе.
Во времена СССР ученые исследовали тему лоббизма на примере США и государств Западной Европы (Н.Г. Зяблюк, С.Б. Четвериков). В последние два десятилетия российские ученые изучают лоббизм в основном применительно к российской специфике (А.П. Любимов, В.А. Лепехин, В.В. Смирнов, С.В. Зотов, А.И. Малько, А.С. Автономов, С.П. Перегудов, Л.И.Семененко). Однако в большинстве исследований основной упор делается на рассмотрение предпринимательского лоббизма лишь в рамках лоббизма как такового, в одном ряду с политическим, региональными и прочими видами лоббизма. Очень часто специфика предпринимательского лоббизма не выделяется в принципе.
Лоббизм довольно широко исследовался зарубежными учеными (К. Макгрант, С.Адуан, Б.Вулп, Х.Арн, Д. Ким, Д. Фигурейдо, С.Бир, Р.Винтер-Бергер, В.Грант, Дж.Гарднер, С.Грэхем, М.Дэвис, Г.Мэй, Т.Мо, Л.Милбрэт, Н.Нагет, М.Олсон, Дж.Ричардсон, М.Смит, А.Хольцман, С.Шмидт, Е.Шелли, Е.Штатшнейдер). Спецификой зарубежный исследований лоббизма является то, что в них рассматриваются в основном практические вопросы – законодательное регулирование лоббизма, конкретные механизмы и техники воздействия бизнеса на представителей власти.
Необходимо отметить, что российские и зарубежные экономисты делают различный акцент, определяя и рассматривая понятие «лоббизм». Российские ученые понимают это явление более широко и обращают большее внимание на макроэкономические составляющие лоббизма. Они рассматривают лоббизм как воздействие крупных компаний на законодателей и государственных чиновников при принятии того или иного решения или закона, останавливаясь далее на влиянии лоббизма на экономическую и политическую системы в целом. В то же время зарубежные исследователи рассматривают лоббизм в более узком смысле. Они, как и их российские коллеги, понимают под лоббизмом воздействие частных лиц или групп интересов на систему принятия государственных решений, но при этом трактуют его как особый вид профессиональной деятельности сотрудников, либо независимых консультантов, нанятых компаниями для представления их интересов.

Предмет, объект и цель исследования.
Предметом научного исследования является совокупность техник и механизмов, посредством которых осуществляется организация процессов взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, органами государственной власти, а также профессиональными посредниками в процессе выработки, принятия и реализации государственных решений, так или иначе затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является система взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, органов государственной власти и профессиональных посредников в процессе выработки, принятия и реализации государственных решений, так или иначе затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Целью исследования является изучение практики лоббистской деятельности российских компаний.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили:
- научные работы зарубежных исследователей по проблеме лоббизма (К. Макгрант, С.Адуан, Б.Вулп, Х.Арн, Д. Ким, Д. Фигурейдо, С.Бир, Р.Винтер-Бергер, В.Грант, Дж.Гарднер, С.Грэхем, М.Дэвис, Г.Мэй, Т.Мо, Л.Милбрэт, Н.Нагет, М.Олсон, Дж.Ричардсон, М.Смит, А.Хольцман, С.Шмидт, Е.Шелли, Е.Штатшнейдер и др.);
- научные работы российских специалистов, посвященные исследованию зарубежного опыта (Н.Г. Зяблюк, С.Б. Четвериков и др.);
- научные работы российских исследователей отечественного опыта лоббизма (А.П. Любимов, В.А. Лепехин, В.В. Смирнов, С.В. Зотов, А.И. Малько, А.С. Автономов, С.П. Перегудов, Л.И.Семененко и др.);
- российская публицистика в печатных СМИ и Интернете;
- проведенные автором опросы экспертов.

Методы исследования.
В данном исследовании используются две группы методов, наиболее часто применяемые в политическом познании: общенаучные и социально-гуманитарные.
Общенаучные методы. В данной группе используются такие методы, как индукция и дедукция, анализ и синтез, диагноз и прогноз, определение и классификация, сравнение и аналогия.
Социально-гумманитарные методы. В данной группе используются 1) метод анализа документов и источников: законы и регламенты, материалы деловой прессы, данные специальных исследований, статистика государственных органов и ассоциаций, НИИ и ведущих специалистов; 2) опросный метод: экспертные опросы, анкетирование, интервью, телефонные опросы и пр.; институциональный и сравнительно (компаративно) - институциональный метод.

Глава 1. Предпринимательский лоббизм в России
§ 1. Сущность лоббизма
На основе множества встречающихся в научной литературе трактовок категории «лоббизм» можно вывести следующее общее определение: лоббизм – это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов.
Согласно методологическому подходу, предложенному П. Толстых [57], наиболее полно раскрыть содержание категории «лоббизм» можно посредством последовательного анализа субъекта, объекта, предмета и технологии лоббизма.
Субъектами лоббизма являются ключевые, организационно сформировавшиеся акторы, оказывающие давление на власть с целью принятия нужных для себя решений. Такими субъектами могут выступать отраслевые союзы и ассоциации, крупные бизнес организации, отдельные предприниматели или влиятельные в отрасли индивиды, государственные структуры. На основе данного критерия А.Любимов выделает следующие виды лоббизма [36, c.5]:
• Политический лоббизм – лоббизм, субъектами которого являются политические акторы: министерства, ведомства, комитеты Государственной думы, отдельные политики или государственные служащие...................

?

Список использованной литературы

1. Автономов А. С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995. № 3. С. 69-75.
2. Автономов А.С. Круглый стол по обсуждению законопроекта “О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти” // - М.: Фонд развития парламентаризма в России. 1995. С.12.
3. Автономов А. С. Правовая антология политики: к построению системы категорий. М.: ООО Фирма «Инфограф». 1999. 348 стр.
4. Автономов А.С. К плану законодательных работ Федерального Собрания Российской Федерации // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация . 1996. № 2. С. 91-101.
5. Автономов А.С. Азбука лоббирования. ИРИС. Москва. 2004.
6. Бинецкий А.Э., Лоббизм в современном мире, Теис. Москва. 2004.
7. Боброва Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право. 1995. № 11. С. 43-48.
8. Богданов С.А. Средства массовой информации как инструмент лоббирования. // Предпринимательство. Политика. Наука. 1996. №2. с.58-59.
9. Боголюбов С.А. Как регулировать лоббизм? // Законодательство и экономика. 1994. №15-16. с 7-10.
10. Боголюбов С.А. О технике законодательного процесса // Законодательство и экономика. 1995. № 5-6.
11. Ванденко Игорь, Цена Запроса, Новые Известия от 28 июля 2003 года.
12. Василенко А.Б., Разуваев В.В. Нефтяной лоббизм: опыт американских и российских корпораций. // Представительская власть: мониторинг, анализ, информация. 1997. №2-3. с. 77-96.
13. Виноградова Т.И. Лоббирование как социальная технология. // На пути к публичной политике: 10 лет Стратегии – СПб, 2003;
14. Воронина А., Иванов В. Арена лоббистов. Бизнесмены начали бои в Госдуме. Ведомости. 16 апреля 2004.
15. Вяткин К. Лоббизм. Поддается ли он контролю? Российская газета, 1993. 14 января;
16. ГригорГ.Э. Использование лоббизма в реализации экономических интересов предприятия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2004.
17. Григор Г.Э. Предпринимательский лоббизм // Сборник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, весна 2002.
18. Денисов А.А. Депутатская этика. М.: Известия, 1994.
19. Зотов С.В. Лоббизм как институт политического представительства в современной России: Дис. канд. полит. наук / РАГС. М., 1997.
20. Зубков С.А. Лоббизм в практике менеджмента // Социально-политический журнал, 1996, №5
21. Зудин А.Ю. Бизнес и политика в посткоммунистической России. Ч. 1-2. Москва. ЦПТ. 1995.
22. Зудин А. Ю. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия. ЦПТ. Москва. 1997.
23. Зяблюк Н. Лоббизм на весах демократии: зло или благо? // Российское обозрение. 1992. № 45.
24. Иванов Н.Б. Лоббизм в политической культуре США// «Власть», 01 августа 1995.
25. Ильичева Л. Е. Лоббизм и корпоративизм. - М.: «Экономика». 2002.
26. Коновалова Т.И. Совет Федерации Федерального Собрания РФ как субъект принятия политических решений. Диссертация на соискание звания кандидата политических наук, М. 1999.
27. Королева В.Ю. Государственная Дума: технологии экономического лоббирования хозяйствующих субъектов. // Представительская власть: мониторинг, анализ, информация. 1997. №2-3. с.69-77.
28. Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Психологические особенности парламентской деятельности на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Москва. 2002.
29. Косопкин А.С., Нефедова Т.И., «Депутатские объединения Государственной Думы: особенности и мотивы их формирования». Творческое содружество «Верста» 2002 год.
30. Кучеров А.Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук / РАГС. М., 1998. С. 86.
31. Лепехин В. А. Лоббизм. - М.: Фонд «IQ». 1995.
32. Лепехин В.А. Общественно-политические процессы в среде предпринимателей. - М.: 1994.
33. Лепехин В. А. Группы интересов как основной субъект современной российской политической системы. / / Формирование партийно-политической системы в России. Московский центр Карнеги. Москва. 1998.
34. Любимов А.П. Актуальные вопросы лоббизма в Парламенте России //Представительная власть. М., 1997. № 10.
35. Любимов А.П. Гражданский лоббизм. Процедуры и технологии обращений граждан. М.: Мэйн, 1998.
36. Любимов А.П. Классификация видов лоббизма. Материалы к международному круглому столу в МГЮА. – М.: АНО КиАЦ «Россия – США: ХХI век», 1999. – 104 с.
37. Любимов А.П. Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации // В сб.: Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Материалы международного семинара. М.: Издание Государственной Думы, 1998.
38. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М.: ИГПАН, 1998. С. 256. Монография.
39. Любимов А. П. Политическое право и практика лоббизма. - М.: Издательство Государственной Думы. 2001. С. 55.
40. Макаркин А. Кассир Компартии. // Еженедельный Журнал от 03.06.2003.
41. Малько А. В. Лоббизм // Общественные науки и современность,1995 N 4, С. 58-65
42. Марченко М.Н. "Политические теории и политическая практика развитых стран" М.,1992
43. Михайлов А., Субботин М. Яблоко и СРП. Москва. 2003. Интеграл-Информ.
44. Михайлова Екатерина. «Теневые структуры» Думы. // Независимая Газета от 13.09.2001.
45. Мухин А.А., Теневая Дума. Интересы думских лоббистов. Москва. ЦПИ. 2001.
46. Мухин А. А., Козлов П. А. «Семейные» тайны или неофициальный лоббизм в России. - М.: 2003.
47. Нещадин А. А., Блохин А. А., Верещагин В. В., Григорьев О. В., Ионин Л. Г., Кашин В. К.., Малютин М. В. Экспертный институт. Избранные доклады (1992-1997) «Лоббизм в России: этапы большого пути». - М.: 2002. С. 411-422.
48. Нещадин А., Блохин А., Верещагин В. и др. Лоббизм сегодня//Власть. 1995, №3. С.51
49. Основы организации работы с органами власти/ В.А. Евсеев, С.Ю. Барсукова. Под редакцией А.Е. Дынина. – М., Ассоциация менеджеров, 2005. – 56 с.
50. Паппэ Я. Ш. «Олигархи». Экономическая хроника 1992-2000. ГУ-ВШЭ. Москва 2000.
51. Перегудов С.П. Новый этап в отношениях бизнеса и власти. politcom.ru/article.php?id=245
52. Перегудов С. П, Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и Российское государство. Эдиториал УРСС. - М.: 1999.
53. Перегудов С. П. Крупная Российская Корпорация в системе власти. // Полис №3, 2001.
54. Радкевич С. О деятельности предпринимателей в сфере лоббизма / Парламентский центр Рос. Федерации. М., 1993.
55. Ролдугин О., $3000 за автограф. Кто и сколько зарабатывает на депутатских запросах. Собеседник от 13.05.2003.
56. Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Канон+, – М., 2005.
57. Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе ФС РФ: структура, технологии, перспективы легитимации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2006.
58. Толстых П.А. Технологии лоббирования в органах власти. Капитал и право (информационно-правовой журнал) №7, февраль 2005.
59. Толстых П.А. Закон о лоббизме некому пролоббировать. / / Капитал и Право (информационно-правовой журнал) №8, март 2005.
60. Толстых П.А. Цена закона. / / Капитал и Право (информационно-правовой журнал) №9, апрель 2005.
61. Федоров Ю. Е. Парламент в трансформационном процессе в России. / / Россия политическая. Московский центр Карнеги. - М.: 1998.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.