На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Социально-психологическая реабилитация юного материнства

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 107. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Социально-психологическая реабилитация юного материнства


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы
социально-психологической реабилитации юного материнства
1.1. Особенности развития человека юношеском возрасте 7
1.2. Материнство как предмет биологического, социального и
психологического исследования 14
1.3. Проблема юного материнства в зарубежной и отечественной
практике 25
1.4. Зарубежный опыт оказания социально-психологической
помощи юным матерям 32
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологических
исследований личности юных матерей
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 46
Глава 3. Практика социально-психологической реабилитации юного
материнства
3.1. Формирующий эксперимент 53
3.2. Контрольный эксперимент 60
Заключение 68
Литература 71
Приложения 78


Введение

Современная Россия, несмотря на некоторые социально-политические и экономические изменения в обществе, продолжает переживать духовный и нравственный кризис следствием которого является такая проблема современной молодежи как ранняя беременность и материнство. Изменения в идеологии воспитания подрастающего поколения, отсутствие системы профилактических мероприятий приводит к тому, что возрастной порог вступления молодых людей в половую жизнь снижается, а в результате этого нередки случаи заражения различными заболеваниями и беременность.
Девушки, вступающие во взрослую жизнь матери, не только ни психологически, ни материально не готовы к этому, но и находятся под постоянным прицелом осуждения и отвержения общества. Все это приводит к абортам, негативно сказывающимся на здоровье молодой девушки, к отказу от детей, после их рождения и даже к самоубийствам. Все это предопределяет социальную значимость исследования проблемы социально- психологической реабилитации юного материнства.
Работа над литературными источниками, посвященными проблеме социально-психологической реабилитации юного материнства, показала, что с одной стороны многие из этих источников датированы еще прошлым или началом нынешнего десятилетия, а с другой – многие из этих работ описывают эту проблему с позиции зарубежного опыта (Д.В. Винникотт, Г. Крайг, М. Мид, Ф. Райс и др.). Отечественных же наработок на сегодняшний день явно недостаточно ни теоретической, ни в практической области. Все это и предопределяет научную значимость исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что данные проведенного нами исследования могут быть использованы на практике психологами, психотерапевтами, семейными консультантами, социальными работниками при работе с юными матерями.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема юного материнства является одной из социально значимых проблем, как в нашей стране, так и зарубежом. Этот факт предопределяется целым рядом социальных, культурных и психологических особенностей развития и среды ребенка в юношеском возрасте. Однако теоретических и, особенно, практических разработок, касающихся решения данного вопроса явно недостаточно. выявляется достаточное количество работ, в которых исследуется специфика протекания того или иного психического заболевания в детском возрасте.
Цель данной работы – изучение социально-психологических факторов, влияющих на процесс реабилитации юных матерей.
Объект исследования – личность юных матерей в возрасте 16-17 лет.
Предмет исследования – психоэмоциональное состояние юных матерей и уровень развития взаимоотношений молодых мам с ребенком.
Гипотеза – мамы в возрасте 16-17 лет оценивают рождение ребенка и собственную готовность к материнству негативно. Это выражается в таких психологических характеристиках как высокий уровень тревожности и одиночества, переживание депрессии и психологическое отвержение ребенка. В связи с этим программа социально-психологической реабилитационной помощи должна включать в себя как социальные, так и психологические аспекты поддержки молодых мам.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития отношений внутри семьи, имеющей детей с психическими заболеваниями.
4. Подобрать пакет диагностических методик.
5. Провести анализ полученных результатов.
Методологической основой исследования явились принципы детерминизма, развития, системности. Исходной методологической позицией в нашем исследовании выступил личностно-ориентированный подход, основанный на изучение развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Э. Эриксон и др.). Психолого-педагогическую направленность исследования определили положения психотерапевтического и социально-педагогического подходов, трактующего материнство как уникальный период развития личности, обусловленный комплексными изменениями в психофизиологическом и социальном уровнях развитии человека. (Ю.П. Азаров, Д.В. Винникотт, В.И. Гарбузов, И.В. Гребенников, М. Кляйн, Т.В. Леус, М.С. Радионова, К.В. Солоед, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Эксперимент проводился на базе Центр психологической поддержки «Шаг навстречу». Одним из основных направлений работы этого центра служит социально-психологическая помощь юным мамам.
Основными методами исследования явились: индивидуальные психологические карты, эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Проведение эксперимента включало в себя несколько этапов:
Первый этап – определение и анализ группы молодых мам в возрасте 16-17 лет. На этом этапе эксперимента нами была определена и проанализирована экспериментальная группа.
Второй этап (констатирующий эксперимент) – включал в себя диагностику и анализ результатов психологического состояния юных мам.
Третий этап (формирующий эксперимент) – включал в себя проведение программы оказания социально-психологической помощи юным матерям.
Четвертый этап (контрольный эксперимент) – был направлен на исследование успешности проведенной программы и включал в себя повторную диагностику. На этом этапе была проведена оценка достоверности нашей гипотезы.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложений.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: основные характеристики юношеского возраста, особенности изучения феномена «материнство» в зарубежной и отечественной психологии, проблема материнства в юном возрасте и опыт социально-психологической реабилитации юного материнства в России и Зарубежом.
2. Во второй практической главе нами было проведено первичное исследование по изучению психоэмоционального состояния юных матерей и его влияния на систему их взаимоотношений с ребенком.
3. В третьей главе мы рассмотрели опыт работы по программе социальной и психологической реабилитации с матерями-подростками и проанализировали полученные результаты при помощи повторное тестирования испытуемых.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы социально-психологической реабилитации юного материнства
1.1. Особенности развития человека юношеском возрасте

Юность – довольно продолжительный период в жизни человека (от 15 до 22 лет). Годы обучения называются ранней юностью. Это возраст от 15-16 до 18 лет.
Ранняя юность приносит много нового в эмоциональную жизнь ребенка этого возраста. Исчезают в значительной мере те внутренние конфликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но зато появляются свои проблемы, вызванные серьезными изменениями в личности, изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре, ожиданиях юноши или девушки.
Характеризуется период ранней юности тем, что в это время заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека – заканчивается половое созревание. У девочек половое созревание заканчивается задолго до начала этого периода................


Заключение

Настоящая работа была посвящена актуальной и все еще мало разработанной проблеме социально-психологической реабилитации юного материнства.
Теоретическое и практическое исследование данной проблемы позволяет нам сделать ряд существенных выводов, подводящих итоги проделанной нами работы.
Ранний юношеский возраст – это период от 15 до 17 лет, с которым связаны основные изменения личности, касающиеся формирования мировоззрения, самосознания и самооценки. На фоне изменений в физиологии и психологической происходит формирование идентичности. Процесс половой идентичности является одним из центральных процессов этого возраста. Он нередко является сопряженным с такими явлениями как неадекватная самооценка у подростков, которая касается их внешности и способностей. Эти факторы являются особенно значимыми у девушек и могут приводить к установлению ими ранних близких отношений со сверстниками противоположного пола.
Проблема материнства в современной науке находит свое отражение практически во всех дисциплинах, изучающих человека. В психологии материнство рассматривается с позиции изучения психологических состояний матери, ее готовности к материнству, понимания процессов воспитания и их важности для развития ребенка. Также некоторые исследования посвящены проблеме социального положения и статуса семьи и матери в обществе.
Материнство в юном возрасте – определяется в современной литературе как следствие кризиса современного общества, его духовных и нравственных ценностей, снижения порога полового созревания, как у девушек, так и у юношей, отсутствия системы профилактической работы с детьми. Все это приводит к такому явлению ранняя беременность и материнство у лиц, еще не достигших совершеннолетия. И в России и зарубежом данное явление оценивается как критическое и требующее применение специальных реабилитационных мер.
Как показал теоретический анализ литературы в нашей стране система работы с молодыми мамами только начинает свое развитие, в то время как мировая практика решения этой проблемы носит уже достаточно развитый характер разрешения. Зарубежом реабилитацией занимаются не только государственные учреждения, но, прежде всего, общественные организации, оказывающие терапевтическую, медицинскую и социальную помощь молодым мамам. В нашей стране деятельность таких учреждений в основном носит социальный характер.
Практическая часть данной работы, проведенная нами на базе Центра психологической поддержки «Шаг на встречу», включала в себя работу с 30 молодыми мамами в возрасте 16-17 лет.
Для подтверждения нашей гипотезы нами были использованы следующие методики:
Для опроса юных мам нами были использованы следующие методики:
1. Шкала проявления тревожности Дж. Тейлора.
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова
4. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин.
Эксперимент проводился нами в несколько этапов.
На первом этапе мы подтвердили первую часть нашей гипотезы о том, что мамы в возрасте 16-17 лет оценивают рождение ребенка и собственную готовность к материнству негативно. Это выражается в таких психологических характеристиках как высокий уровень тревожности и одиночества, переживание депрессии и психологическое отвержение ребенка.
Действительно для молодых мам, выбранных нами для участия в исследовании оказались характерны высокий уровень тревожности, депрессивности и одиночества, имеющий тесную связь с таким явлением – как отвержение матерью своего ребенка и отсутствие между мамой и ребенком до 1 одного года необходимой симбиотической связи.
В результате исследования нами на базе Центра и с использованием программ реабилитации, а также с помощью собственно разработанной тренинговой программы коррекции психоэмоционального состояния, в течение месяца была проведена работа с 10 юными мамами, имеющими на начало эксперимента наиболее худшие показатели.
Проведение курса социально-психологической реабилитации помогло подтвердить вторую часть нашей гипотезы о том, что в связи с этим программа социально-психологической реабилитационной помощи должна включать в себя как социальные, так и психологические аспекты поддержки молодых мам.
Повторное тестирование и беседа с молодыми мамами показало, что по всем параметрам оценки у девушек улучшилось психоэмоциональное состояние, снизился уровень тревожности, одиночества и депрессивности, повысился эмоциональный уровень связи в системе «мать-ребенок».
В заключение следует отметить, что исследования в области социально-психлогической реабилитации юного материнства требуют своего продолжения. Также следует отметить, что курс реабилитации юного материнства должен также включать в себя и специальные индивидуальные и групповые психологические занятия с молодыми мамами.


Литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М., 2004.
2. Актуальные проблемы дошкольного образования: Тезисы докладов Первой региональной Уральской научно-практ. конф. - Пермь, 2004.
3. Баранов А.Н. Медико–социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин / А.Н. Баранов, А.Л. Санников, Р.В. Банникова.– Архангельск: Изд–во АГМА, 2003.– 177 с.
4. Божович Л.И. Избр. психол. труды. - М.: Международн. Пед. академия, 2005.
5. Боровикова Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины. - М., 2003.
6. Вагнер В.А. Сравнительная психология / Под ред. Г.В. Калягиной. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. - М., 2004.
8. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Класс, 2004.
9. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. - М., 2005.
10. Вопросы психологии. Проблема возрастной периодизации детского развития / Выготский Л.С. - 2003. № 2. С. 114–123.
11. Вопросы психологии. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / Брутман В.И., Радионова М.С. - 2003. № 6. С. 38–47.
12. Гаврилова Л.В. Репродуктивное поведение населения Российской Федерации в современных условиях / Л.В. Гаврилова.– М.: МЕДпресс, 2005.– 160 с.
13. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб.: АО «Сфера», 2004.
14. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - СПб., 2004.
15. Гормональная регуляция размножения у млекопитающих / Под ред. К. Остин, Р. Шорт. - М.: Мир, 2005.
16. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М.: Изд-во Трансперс. ин-та, 2004.
17. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2004.
18. Гуркин Ю.А. Основы ювенального акушерства / Ю.А. Гуркин, Л.А.Суслопаров, Е.А. Островская.– СПб: Фолиант, 2004.– 352 с.
19. Дальневосточный медицинский журнал. Медицинские и социальные аспекты подростковой беременности в Приморском крае/ Хамошина М.Б., Кайгородова Л.А. – 2003.– №2.– С.22–27.
20. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
21. Захаров А.И. Ребенок до рождения. - СПб.: СОЮЗ, 2006.
22. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. - СПб.: Б.С.К., 2005.
23. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. - СПб.: Ювента, 2004.
24. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Педагогика, 2006.
25. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2003.
26. Лабиринты одиночества/ Сборник статей. – М., 2007.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
28. Леус Т.В. Материнство — опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины. - М.: Изд-во ИП РАН, 2005.
29. Лидерc А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. — Москва-Обнинск.: ИГ-СОЦИН, 2004., 294 с.
30. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.
31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2006.
32. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов пед.ун-тов/ Под ред. В.С. Мухиной. – М.: Просвещение, 2007.
33. Марконе М. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. - М.: Изд-во «Дом матери», 2003.
34. Мать и дитя: материалы IV Российского Форума. Медико–социальные аспекты проблемы регулирования рождаемости в современных условиях / Коновалов В.А., Курников В.С. – М., 2003.– Ч.1.– С.43–44.
35. Мать и дитя: материалы IV Российского Форума. Медико–социальные аспекты охраны репродуктивного здоровья / Кулавский В.А., Даутова Л.А.– М., 2003.– Ч.1.– С.50–52.
36. Мать и дитя: материалы IХ Рос. Форума. Анализ причин материнской смертности в субъектах Российской Федерации / О.В. Шарапова, О.С. Филиппов, Е.В. Гусева, О.Г. Фролова, Л.П. Королева.– М., 2007.– С.642.
37. Мать и дитя: материалы II Российского Форума. Особенности течения беременности, родов и послеродового периода в подростковом возрасте / Е.В. Брюхина, Е.Ю. Мазная, Л.Ф. Рыбалова.– М., 2003.– С.21–22.
38. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 2004.
39. Миронова Т.А. Психофизиологические особенности женщин с невынашиванием беременности: – Курск, 2006.
40. Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. - М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
41. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. – М., 2004.
42. Недбаева С.В. Службы практической психологии: теория и практика. Сборник научно-методологических и нормативно-правовых материалов. – Армавир, 2007.
43. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. - М.: Жизнь и смысл, 2005.
44. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2006.
45. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. - М.: Наука, 2003.
46. Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции. - СПб., 2004.
47. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. - СПб., 2003.
48. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. - СПб., 2004.
49. Психологический журнал. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия / Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. - 2004. Т. 20. № 1. С. 39–48.
50. Психологический журнал. Предпосылки девиантного материнского поведения / Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. - 2003. Т. 21. № 2. С. 79–87.
51. Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Ранги по рождению и групповое поведение яванских макаков / Бутовская М.Л. - 2006. Т. 2. Вып. 3. С. 125–126.
52. Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Психофизиологическая природа доминанты материнства / Батуев А.С. - 2006. Т. 2. Вып. 4. С. 69–70.
53. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: Материалы Рос. конф. - СПб., Иваново, 2004.
54. Психотерапия: от теории к практике: Материалы Второй Всерос. учебно-практ. конф. по психотерапии. - М., 2006.
55. Психотерапия сегодня: Материалы III Всерос. конф. по психотерапии. - М., 2005.
56. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. - М., 2004.
57. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПБ.: Издательство «Питер», 2004.
58. Репродуктивные установки и сексуальное поведение девочек–подростков крупного промышленного региона / Н.А. Лукина, Г.А. Черняева, Т.М. Петухова и др. // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии в России: сб. науч. тр. V Всерос. науч.–практ. конф.– СПб., 2003.– С.149–151.
59. Репродуктивное здоровье детей и девушек–подростков в Приморском крае / Л.А.Несвячёная, Г.П. Горшунова, Т.И. Бурмистрова, В.В. Стре–льцова // сб. науч. тр. Дальневосточной регион. науч.–практ. конф.– Хабаровск: ДВГМУ, 2004.– С.21–22.
60. Руководство практического психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007.
61. Савинов Л.И. Семьеведение: Учеб.пособие. – Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2000.
62. Свердлова Г.А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка (старший дошкольный возраст). - М., 2005.
63. Семья в психологической консультации/Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — М.: Педагогика, 2005., 207 с.
64. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск №4. Реабилитационная программа для детей и подростков. «Перекресток». - М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 2003.
65. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск №9. Реабилитационная программа для детей и подростков. «Театр». - М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 2007.
66. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск №10. Реабилитационная программа для детей и подростков. «Вызов». - М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 2007.
67. Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства // На пути к практической психологии: Сб. научн. статей. - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2005. С. 93–98.
68. Синапс. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. - 2003. № 4. С. 35–42.
69. Синапс. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. - 2003. - № 4. - С. 35-42.
70. Современные направления психотерапии и их клиническое применение: Материалы Первой Всерос. конф. по психотерапии. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2006.
71. Солдатенко Н.Г. Психология трудного подростка. – М., 2007.
72. Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации. - М., 2005.
73. Социальная и клиническая психиатрия. Система «мать — дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики / Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. - 2004. № 2. С. 75–78.
74. Социальная политика и социальная работа зарубежом. Хрестоматия./ Под ред. Масловой Т.Ф. – Ставрополь.: СКСИ МОСУ, 2007.
75. Спиваковская А.С. Психопрофилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
76. Степанова В.Г. Индивидуальный подход к трудным школам. – М., 2007.
77. Теория и методика социальной работы, в 2-х т. - М.: Союз. 2004.
78. Теория и методика социальной работы/ Под ред. П.Д. Павленко. – М.: ГАСБУ, 2007.
79. Фанти С. Микропсихоанализ. - М.: ЦПП, 2007.
80. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. – М., 2005.
81. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. - М.: Жизнь и мысль, 2004.
82. Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. – М.: «Интердиалект+», 2006.
83. Харчев А.Г., Голод С.И. Молодежь и брак. – СПб.: Питер, 2006.
84. Харчев А.Г., Мацковская М.С. Современная семья и ее проблемы. - М., 2003.
85. Хьелл Л., Зигнер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер-Пресс, 2004.
86. Человек. Пренатальная общность / Шмурак Ю.И. - 2004. № 6. С. 24–37.
87. Шибаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьников. – М., 2007.
88. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2004. – 512 с.
89. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. - М., 2005.
90. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Ленато АСТ, 2006.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.