Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Специфика ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 102. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Специфические ошибки письма у детей с ринолалией в младшем школьном возрасте


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок
письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста
1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация 7
1.2. Особенности развития речи и письма у детей с ринолалией 17
Глава 2. Организация и методика проведения экспериментальной
части исследования
2.1. Цели и задачи 27
2.2. Характеристика участников эксперимента 28
2.3.Методика проведения констатирующей части эксперимента 31
2.4. Методика проведения формирующего эксперимента 35
Глава 3. Анализ результатов и выводы по экспериментальной части исследования
3.1. Анализ и выводы результатов констатирующего эксперимента 41
3.2. Анализ и выводы результатов формирующего эксперимента 49
3.2. Общие выводы 57
Заключение 59
Литература 62
Приложения 66


Введение

Рукописная речь – веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека простого искусства письма. К началу школьного обучения все дети оказываются на различных уровнях речевой зрелости и готовности к овладению грамотой. Затруднения при обучении письму обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки, мышц спины. У детей 6–7 лет не закончилось формирование зрительно-двигательной координации, зрительной памяти, произвольного внимания, аналитического восприятия. Но не только это может стать причиной возникновения большого количества разнообразных ошибок в письме.
Причины графических ошибок у учащихся начальных классов лежат в сфере нарушения как моторики и взаимодействующих с ней психических процессов, поведения и абстрактных форм мышления, так и речевых нарушений. Количество детей, имеющих дефекты речи (в том числе и с диагнозом «ринолалия»), с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Все выше сказанное и определяет социальную значимость нашего исследовании.
В отечественной литературе проблемы развития и формирования детей с нарушениями речи и ринолалией рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Е.А. Логинова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шипилова. Достаточно много исследований посвящено анализу нарушений процесса письма у учеников с ОНР (общее недоразвитие речи) и с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие), которые теряют «графический контроль» над правильным его буквенным отображением, допуская следующие графические ошибки: зрительно-двигательный тип графических ошибок (замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов букв, написание лишних элементов); каллиграфические ошибки – нарушение качественной стороны графического навыка: высоты, ширины и наклона элементов букв, способов соединений букв и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или растянутые буквы; разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; несоблюдение расположения букв по линиям строки (линейность); полная неразборчивость почерка, ломаность, вычурность, угловатость письма.
Эти два типа графических ошибок объясняются несформированностью зрительно-двигательного механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложности их согласования со слухо-зрительным восприятием звука-буквы (графического навыка).
В тоже время анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования письменной речи у детей с ринолалией, явно недостаточно, что и обусловливает научную значимость данной работы.
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, практическими психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования, занимающимися психолого-педагогической работой с детьми с диагнозом «ринолалия». Это определяет практическую значимость данной работы.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В период младшего школьного возраста для детей особую значимость приобретает формирование навыков письма. Этот факт предопределяется социальным развитием ребенка в этот возрастной период. Однако, как отмечают исследователи, не всегда уровень и качество этих навыков в достаточной степени развиты у детей с диагнозом «ринолалия». Также следует отметить, что мало исследованными являются особенности и специфика ошибок письма у детей с данным диагнозом.
Цель исследования – изучение специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
Объект исследования – развитие навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.
Предмет исследования – ошибки развития навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.
Гипотеза исследования - у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», коррекция специфических ошибок письма, должна включать в себя работу с нарушениями звуко-буквенных связей, графическим нарушениями слов, нарушениями каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
2. Эмпирически изучить специфику ошибок письма у детей с ринолалией.
3. Разработать, апробировать и оценить результаты программы коррекции навыка письма у младших школьников с диагнозом «ранолалия».
Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:
Первый этап – рассмотрение теоретических аспектов исследования изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста: понятия «ринолалия», этиология и классификация ринолалии; особенностей развития речи и письма у детей с ринолалией.
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой младших школьников, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции нарушений письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с нормальным развитием речи (10 человек), а вторую – дети с диагнозом «ринолалия» открытой формы (10 испытуемых).


Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста
1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация

Ринолалия — это носовой оттенок голоса, обусловленный излишним или недостаточным резонированием носовой полости в процессе речи. Она бывает вызвана дефектами в строении и функционировании речевого аппарата (rhinos по-гречески — нос, lalia — речь, то есть «носовая речь»). Ранее для обозначения этого нарушения речи употреблялся термин «гнусавость», имеющий народное происхождение и отражающий особенность внешнего проявления расстройства.
Как отмечает Л.Г. Парамонова, в норме при артикулировании всех звуков речи, кроме носовых «м» и «н», носовая полость изолируется от ротовой и вся выдыхаемая воздушная струя направляется в ротовую полость, что полностью исключает возможность появления носового оттенка голоса. Такая изоляция носового и ротового резонаторов обеспечивается деятельностью мышц так называемого нёбно-глоточного затвора (происходит одновременное сокращение мышц мягкого нёба, боковых и задней стенок глотки, благодаря чему закрывается проход в носовую полость). При артикулировании же носовых звуков «м» и «н» мягкое нёбо бывает опущено, и поэтому проход в носовую полость остается открытым. Вследствие этого струя выдыхаемого воздуха попадает не в ротовую, а в носовую полость и, резонируя в ней, придает этим звукам носовой оттенок [27].................


Заключение

Данные теоретического и эмпирического исследования специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста позволяют сделать следующие выводы.
Ринолалия – это самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. Ведущим расстройством при данном заболевании является нарушение артикуляции и фонации звуков. При ринолалии изменяется голосовой резонанс из-за нарушения функции нёбно-глоточного смыкания и, при закрытой ринолалии недостаточной или, как при открытой форме заболевания, чрезмерной утечки аэродинамической струи воздуха через носовую полость при произношении звуков речи.
При ринолалии характерны задержка в развитии устной и письменной речи, познавательной сферы, коммуникативные барьеры в общении со взрослыми и, особенно, в группе сверстников. Осознание собственного дефекта негативно сказывается на развитие личности ребенка с ринолалией на различных этапах онтогенеза, начиная со старшего дошкольного возраста.
Основными ошибками письма у детей с ринолалией являются: замены букв, пропуски, употребление лишних гласных, замены и смешения шипящих-свистящих звуков, смешение звонких и глухих согласных, неправильное употребление предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений и т.д.
В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с нормальным развитием речи (10 человек), а вторую – дети с диагнозом «ринолалия» открытой формы (10 испытуемых).
В исследовании нами была применена серия заданий для диагностики:
- усвоение ребенком графем и звуко-буквенных связей: подбор ребенком названных букв из разрезной азбуки; запись букв под диктовку; списывание букв с печатного их изображения;
- навыки графического моделирования слова: определение доминирующих ошибок (в диктанте, творческой работе, при вставке пропущенных букв);
- каллиграфические характеристики письма, автоматизация каллиграфических навыков, графо-моторная зрелость.
Анализ результатов диагностики показал, что у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются специфические ошибки письма, выраженные в нарушении звуко-буквенных связей, графическом нарушении слов, нарушении каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.
Действительно, если у детей с нормальным развитием речи количество ошибок по заданиям было невелико, то у детей с ринолалией большая часть школьников, не смогла успешно выполнить тестовые задачи.
Так низкие баллы по подбору ребенком названных букв из разрезной азбуки получили 7 учеников (70%), при записи букв под диктовку и списывании букв с печатного их изображения - 6 школьников (60%). Также низкие результаты были выявлены у 7 детей (70%) при анализе письменных работ и у 8 учащихся (80%) по результатам списывания и исправления деформированного текста. 5 испытуемых с ринолалией (50%) набрали низкое количество баллов по шкале анализа каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.
По результатам диагностики нами были составлена программа коррекции ошибок письма у младших школьников с ринолалией. Цель программы – коррекция нарушений письма у младших школьников с ринолалией. Программа включала в себя 28 занятий.
После завершения работы по программе формирующего эксперимента нами было проведено повторное тестирование. Результаты контрольного эксперимента позволили подтвердить нам нашу гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются специфические ошибки письма, выраженные в нарушении звуко-буквенных связей, графическом нарушении слов, нарушении каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.
Так по шкалам диагностики усвоения ребенком графем и звуко-буквенных связей (подбор ребенком названных букв из разрезной азбуки), оценки навыков графического моделирования слова (по анализу работ детей и результатам списывания и исправления деформированного текста) значительно улучшились результаты у 4 школьников с ринолалией (40%). У 3 ребят (30%) повысился уровень положительной (высокой и средней) оценки по шкалам диагностики усвоения ребенком графем и звуко-буквенных связей (запись букв под диктовку) и анализа каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости. Наконец, показатели 2 испытуемых с ринолалией (20%) изменились и по параметру оценки усвоения ребенком графем и звуко-буквенных связей (списывание букв с печатного их изображения).
В заключение следует отметить, что проблема специфических ошибок письма у детей с ринолалией в младшем школьном возрасте требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки.


Литература

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 2005.
2. Беккер К., Совак М. Логопедия. – М.: Медицина, 2003.
3. Блескина М. П., Висленева М. Г. Методика логопедической работы с больными, страдающими гнусавостью.— В кн.: Методические материалы по лечению расстройств речи. - СПб., 2006.
4. Бондаренко Н. Д. Влияние анатомических изменений верхней и нижней челюсти на расстройство речи и методы лечения их.— В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. - М., 2005.
5. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
6. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М., 1997.
7. Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией. – М., 2006.
8. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М.: Просвещение, 2004.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2002.
10. Гуцман Г. Логотерапия при оперированной небной расщелине. — В кн.: Вопросы логопедии. - М., 2006.
11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств. – М.: АСТ Астрель, 2009. – 143 с.
12. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. – М., 2005.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2005.
14. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М, 2002.
15. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 2003. - 95 с.
16. Ипполитова А.Г. Приемы логопедической работы при открытой гнусавости. - М., 2005.
17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998.
19. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М., 2006.
20. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
22. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
23. Митинович-Моджевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. - Киев, 1995.
24. Нелюбова З. Г. Книга по исправлению недостатков произношения с краткой методической запиской. - М., 1998.
25. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003.
26. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2004.
27. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с.
28. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.
29. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
30. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. /Урал. Гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.
31. Репина З.А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата. - М., 2005.
32. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.
33. Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. - М., 2006.
34. Соболева Е.А. Ринолалия. – М.:Астрель, 2006.
35. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. – М., 2005.
36. Уракова А. И. Нервно-психические изменения у детей с врожденными расщелинами губы и неба.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. - М., 2004.
37. Фролова Л.Е. Лечение расщелин верхней губы. - М., 2007.
38. Фролова Л. Е. Врожденные расщелины губы и неба. - М., 1973.
39. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 2003.
40. Хрестоматия по логопедии / Под ред. — Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1997. — Ч. I. — С. 120—162
41. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М,1999.
42. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. - М., 1997.
43. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
44. Шипилова Е.В. Основы логопедии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 224 с.
45. Яковенко В. Н. Восстановление речи после операции расщелин неба в возрасте 9—12 лет.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. - М , 2004.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.