На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 107. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей
старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом
1.1. Развитие общение детей в старшем дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста 24
1.3. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста 31
1.4. Особенности эстетического воспитания старших дошкольников 48
Глава 2. Практика исследования проблемы формирования у детей
старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с
другом на занятиях сюжетного рисования
2.1. Организация и методы исследования 54
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 63
2.3. Программа формирования у старших дошкольников
умения взаимодействовать друг с другом 69
Заключение 82
Литература 85
Приложения 92


Введение

Исследования детей дошкольного возраста показывают, что достаточно большое количество детей в этот период имеет трудности в общении со сверстниками и нуждаются в специальной психологической помощи. В психолого-педагогической практике такие дошкольники характеризуются как дети, имеющие трудности в адаптации в новых условиях, в установлении контактов в группе сверстников и включении детей в совместную деятельность в детском коллективе. Психологическое состояние таких детей часто характеризуется как тревожное, с низким проявлением социально значимых паттернов поведения. Все эти особенности развития ребенка могут оказывать существенное негативное влияние на личность человека и на последующих этапах онтогенеза, что и обусловливает социальную значимость нашего исследовании.
В отечественной литературе проблемы старшего дошкольного возраста рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин. В исследованиях этих и других авторов развитие ребенка в старший дошкольный период рассматривается достаточно подробно. На основе этих исследований в настоящее время в отечественной педагогике и психологии стало появляться значительное количество различных программ воспитания и обучения детей в этот возрастной период (программы М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой и др.). Однако анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования у старших дошкольников умения взаимодействовать друг с другом в процессе предметной деятельности явно недостаточно, что и обусловливает научную значимость данной работы.
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями детских садов, практическими психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования, занимающимися психолого-педагогической работой с детьми старшего дошкольного возраста. Это определяет практическую значимость данной работы.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В период старшего дошкольного возраста для детей особую значимость приобретают межличностные отношения со сверстниками. Этот факт предопределяется социальным развитием ребенка в этот возрастной период. Однако, как отмечают исследователи, не всегда уровень и качество этих взаимоотношений в достаточной степени развиты у детей этой возрастной группы. Также следует отметить, что и практических разработок в этой области также недостаточно.
Цель исследования – изучение проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования.
Объект исследования – взаимоотношение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования – умение старших дошкольников взаимодействовать со сверстниками на занятиях сюжетного рисования.
Гипотезы исследования:
1. Дети старшего дошкольного возраста, попадая в подготовительные группы детского сада, имеют проблемы в общении в группе сверстников, выраженные в высоком уровне тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.
2. С помощью занятий сюжетного рисования можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста умение взаимодействовать друг с другом.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития социальной сферы и обучения детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать пакет диагностических методик.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Разработать и апробировать программу формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123. Выборочную совокупность исследования составили две группы детей в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек.
Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:
Первый этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Второй этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы формирования у детей в возрасте 5-6 лет умения взаимодействовать друг с другом при помощи занятий сюжетного рисования.
Третий этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом
1.1. Развитие общение детей в старшем дошкольном возрасте

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития.
Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.
Общение ребенка со взрослым усложняется, приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, вы-ходящим за пределы воспринимаемой ситуации.
М.И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, — познавательную и личностную [49].
В первой половине дошкольного возраста (3—5 лет) складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой), она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы..............


Заключение

Наша дипломная работа была посвящена актуальной и с практической точки зрения, еще мало разработанной проблеме изучения формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования.
Теоретическая и экспериментальная части работы помогают нам сделать ряд выводов исследования:
В старшем дошкольном возрасте одной главных особенной развития ребенка является развитие общения детей со взрослыми и сверстниками. Сфера общения и его значимость в этот период приобретает особое значение и является важным условием развитие ребенка. В старший дошкольный период общение детей становится внеситуативно-деловым, выраженным в формах познавательного и личностного контекста формирования ребенка. Особую значимость приобретает общение дошкольников со сверстниками.
В старший дошкольный период продолжает формироваться и воображение. Воображение в этот период приобретает черты целенаправленной, структурированной деятельности в предметной и игровой деятельности. Продукты воображения как деятельности ребенка становятся более качественными.
Старший дошкольный возраст является также и промежуточным периодом между переходом ребенка на новую ступень развития при начале обучения в школе. И хотя учебная деятельность в этот период продолжает опираться на игровую и предметную деятельности, эти дети уже могут постепенно привыкать и к более структурированным учебным формам обучения.
Обучение и воспитание детей в старший дошкольный период во многом основано на различных программах эстетического воспитания, в которых уделяется внимание развитию познавательной и социальной стороне развития ребенка, и включают в себя комплекс занятий по предметной деятельности (рисование, лепка, и т.д.).
В процессе практического исследования изучаемой нами проблемы нами в качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123. Выборочную совокупность исследования составили две группы детей в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек.
В исследовании нами были использованы следующие методики:
1. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.
2. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».
3. Диагностическая методика «Выбор в действии»
4. Методика «Эмоциональное состояние в группе».
В ходе констатирующего эксперимента нами была подтверждена первая часть нашей гипотезы о том, что дети старшего дошкольного возраста, попадая в подготовительные группы детского сада, имеют проблемы в общении в группе сверстников, выраженные в высоком уровне тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.
Действительно, по результатам тестирования мы выявили группу дошкольников, у которых был выявлен низкий статус в группе сверстников и отклонения в психоэмоциональной сфере (высокий уровень тревожности, незащищенности в группе, чувства неполноценности, трудности в общении).
На этапе формирующего эксперимента нами было отобрано 8 человек, которые приняли участие в программе формирования у детей умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования.
Цель программы — устранение негативных проявлений во взаимодействии дошкольников друг с другом и коррекция их эмоционального состояния.
Как показало повторное тестирование, нам удалось подтвердить и вторую часть нашей гипотезы - с помощью занятий сюжетного рисования можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста умение взаимодействовать друг с другом.
Практически по всем шкалам оценок были получены положительные результаты. У детей снизился уровень тревожности (6 человек показали средние и низкие результаты – 75%), ощущения незащищенности (также у 6 человек – 75%) и недоверия к себе (у всех испытуемых), а также чувство неполноценности (у 7 человек – 87,5%). Также у старших дошкольников снизился уровень проявления трудностей в общении (также у 7 детей – 87,5%) и повысился статус в группе сверстников (высокий уровень у 3 человек – 37,5%).
В заключении следует добавить, что исследование проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования требует дальнейшего продолжения.


Литература

1. Барышников А.П., Лямин И.В. Основы композиции. Всесоюзное учебно-педагогическое издательство «Трудрезервиздат». – М., 1951. – 191 с.
2. Барышников А.П. «Перспектива». – М.: Государственное издательство «Искусство», 1955. – 200 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1998.
4. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М.,1995.
5. Венгер Л.А., Венгер А.Г. Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 1994.
6. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М., 2004.
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., 2001.
8. Воспитание детей в старшей группе детского сад: Пособие для воспитателя дет.сада/В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
9. Воспитание дошкольников в игре/Сост. А.Е.Бондаренко,
А.И.Матусик. - М., 2003.
10. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 томах. Т.4. - М., 1994.
11. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 160 с.
12. Детство: Программа развитии и воспитания детей в детском салу / В.И. Логинова. Т.И. Бабаева, Н.А. Мотки на и др.: Под ред. Т. И. Бабаевой. 3. А. Михайловой. Л. М, Гурович: Изд. 2-е. переработанное, - СПб.: Акцидент. 1999. - 224 с.
13. Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. - М., 1998.
14. Дошкольная педагогика. Учебное пособие/Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. - М., 1995.
15. Дошкольникам о художниках детской книги: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/Н.А. Астафьева, В.Т. Воробьева, Н.П. Воробьева и др.; Сост. Т.П. Доронова. - М.: Просвещение, 1991. – 126 с.
16. Дронова О. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. – 1996. – 142 с.
17. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
18. Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. - М., 1995.
19. Игры и упражнения в обучении шестилеток / Под ред. Н.В.Седж. - Мн., 2005.
20. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т. Н, Доронова. Л.Г. Голубева. Н.А. Гордова и др. - М. Просвещение, 2002. -143 е.
21. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей шестого года жизни / Т. Н. Доронова, Л.Г. Голубева. 3. А. Гриценко и др.-М., 1998.
22. Изобразительное искусство. Методические указания/ Под ред.Г.Б. Смирнова, С.Л. Савицкого, Н.Г. Козлова. Раздел «Композиция» Н.Г. Козлов. – М.: Просвещение, 1971. – 208 с.
23. Изучение учителем психического развития шестилетних уча-щихся: Метод, рекомендации. - Киев, 1994.
24. Искусство вокруг нас/ Под ред. М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменской, О.В. Островской и др. – М.: Просвещение, 1998. – 142 с.
25. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Т. И. Алиева. Т. В. Антонова, 0. П. Арнаутова и др. - 2-е издание, испр. и доп. – М.: Издательский лом «Карапуз», 2001.-304 с.
26. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.- 159 с: ил.
27. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М., 2002.
28. Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов. - М., 1994.
29. Коломинский ЯЛ. Психология детского коллектива. - Мн., 1994.
30. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Мн., 1999.
31. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. «Красота. Радость. Творчество». Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002.- 128 с.
32. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: АО «Столетие», 1994. - 152 с.
33. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. - М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.
34. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников.- М: Педагогическое общество России. 2005.-128с.
35. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателей дет. Сада. - М.: Просвещение. 1985. - 96 с.
36. Кондратенко Т.Л, Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение стар-ших дошкольников. - Киев, 1996.
37. Кондратьева СВ. Педагогическая и возрастная психология. Тексты лекций: В 3 ч. Психология учителя. - Гродно, 1996. Ч. 2.
38. Коротеева В.И. Искусство и ты/Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997. – 144 с.
39. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы.//Педагогика. - 1997. - № 1. - С. 64 - 68.
40. Космннскан В.Н.. Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец № 2110 «Педагогика и психология (дошкол.)».- М.: Просвещение. 1981- 144 с.
41. Костин В.И. и Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. – М.: «Знание», 1978.
42. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. - М., 1997.
43. Кряжева H.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.- 208 с.
44. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 176 с.
45. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 190 с.
46. Курчевский В.В. А что там за окном?- М.: Педагогика, 1985.- 144 с.
47. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1998.
48. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у де-тей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. - 1998. — № 5.
49. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1996.
50. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психо-логическая подготовка детей к школе. - Кишинев, 1997.
51. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1993.
52. Межличностные отношения от рождения до семи лет. - М., Воронеж, 2001.
53. Методика обучении рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ. /Под ред. Н.П. Саккулиной. - М., 1971. - 256 с.
54. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой.- М.: Педагогика, 1979. – 416 с.
55. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М., 2005.
56. Мухина B.C. Детская психология. - М., 2006.
57. На пороге школы: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик. Л.Ф. Климанова и др.; Сост. Т.Н. Доронова. -3-е изд. - М.:Просвещение, 2004. -160 с.
58. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
59. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. — М., 1974.
60. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.
61. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1998.
62. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
63. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. - М., 1997.
64. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под.ред. М.А.Васильевой. В.В. Гербовой. Т.С. Комаровой. - 2-е изд.. испр.. и доп. – М.: Мозаика-Синтез. 2005. - 208 с.
65. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей до-школьника. - Киев, 2005.
66. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы сим-позиума). - М., 1996.
67. Психология формирования личности детей дошкольного и
школьного возрастов // Республ. научн. сб. «Психология». - Мн., 1998.
Вып. 6.
68. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф.Говорковой. - М., 2005.
69. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. - М., 2000.
70. Развитие личности и деятельности дошкольника. — М., 1995.
71. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрас-те. - М., 2006.
72. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей науч.классов. – М.: Просвещение, 1979. – 183 с.
73. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 1996.
74. Руководство практического психолога. Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1995.
75. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
76. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические уп-ражнения и коррекционные программы. - М., 1995.
77. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. - М., 1986.
78. Слепцова И. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми. // Дошкольное воспитание- 2007. № 3. (74 - 80).
79. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
80. Смирнова Е.О., Рошка Г. Н. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве. — Магадан, 1993.
81. Смирнова Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверст-нику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 1996. — №3.
82. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов и спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)/ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
83. Умственное воспитание дошкольников. — М., 2002.
84. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: Просвещение, 1979. – 303 с.
85. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб.для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
86. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 2000.
87. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1998.
88. Энциклопедический словарь. Т.2. Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия». – М., 1954.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.