На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Изучение уровня ответственности в учебной деятельности у учащихся 7-го класса

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: 94.

Описание (план):


Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Ответственность как психолога - педагогическая проблема………….9
1.1Ответственность как психическое свойство личности……………………….9
2.2 Возрастные особенности школьников среднего возраста……………...…...12
Глава 2 Организация исследования ………………………………………….17
2.1 Этапы методы и методики исследования……………………………………17
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования………….....24
2.3 Рекомендации учащимся, учителям, родителям по коррекции ответственности……………………………………………………………………36

Заключение ………………………………………………………………………....38
Список литературы……………………………………………………………...….41
Приложения ………………………………………………………………………...43


Введение
В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в его содержании. Основной ценностью образования является личностное развитие человека. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности. Ответственность - это качество, характеризующее, прежде всего, социальную типичность личности (К. Муздыбаев). Оптимальным возрастом воспитания ответственности является подростковый, так как это - сенситивный период в формировании социальных и нравственных качеств личности. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним, либо внутренним.
Проблема воспитания ответственности у подрастающего поколения сложна и многоаспектна. Она исследовалась под разными углами зрения многими специалистами по этике, социологии, правоведению (Г.С.Арефьевой, М. И. Бобневой, Н. А. Головко, Л. И. Грядувовой, Р. И. Косолаповым, В. Н. Кудрявцевым, Т. С. Лапиной, В. С. Марковым, Н. А. Минкиной, В. М. Ломовым, А. И. Ореховским, И. С. Самощенко, В. И. Сперанским, А. Ф. Ллахотным, Н. Д. Табуновым, Г. В. Фартуховой, М. Х. Фарукшиным и др.), В работах указанных авторов рассматривается общее понятие «ответственность», включающее моральный и правовой аспекты: ответственность перед государством, обществом, равно как и перед своей совестью, ответственность по отношению к родителям, к порученному делу и т.д.
В философии понятие ответственности связывается с такими категориями, как «свобода», «необходимость», «совесть» (Н.А. Головко, Л. И. Грядунова, В. С. Марков, Н. А. Минкина, А. Ф. Плахотный, В. И. Сперанский, Э. Фромм и др.).
Теоретические основы формирования ответственности детей и подростков определены в трудах классиков педагогики (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.). Формированию ответственности у детей дошкольного возраста посвящены труды З. Н. Борисовой, К. А. Климовой; воспитанию ответственного отношения школьников к учению - работы А. П. Медведицкого; процесс формирования ответственного отношения школьников к учению рассмотрен в работах А. Д. Алфёрова; влияние нравственной деятельности на ответственное обучение подростков исследовано в трудах М. К. Аплетаева. Психологические аспекты обсуждаемой проблемы раскрыты в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. .Божович, В. А. Крутецкого, В. Н. Мясищева, К. Муздыбаева, Н. И. Рейнвальд, Л. С. Славиной, Л. А. Сухинской, обсуждались зарубежными исследователями Л. Берковиц, Ж. Лиаже и др. В психологических исследованиях ответственность рассматривается как обобщённое свойство личности, характеризующее, прежде всего её социальную типичность и нравственную позицию, анализируется содержание данного понятая, сделана попытка выделить его существенные признаки, закономерности, пути формирования и развития ответственности в дошкольном и школьном возрасте, а также факторы формирования ответственности у школьников в учебной деятельности. Проблема формирования ответственности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики (А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский, Н. К. Крупская, С. Х. Шацкий и др.), развивалась адекватно потребностям общества. Значима эта проблема и в современных условиях, так как современное общество требует от своих граждан самостоятельности, инициативности в решении жизненных, учебных, производственных и других проблем.
Ответственность может быть равной по отношению к различным сферам жизни и деятельности. Ответственность по отношению к деятельности рассматривается Л. А .Кочетовой, к учебно-профессиональной деятельности - К. С. Пахомовой, И. Г. Терентьевой, к учению А.Д. Алферовой, М. Л. Аплетаевым, С. А. Мавриным, А. Л. Медведицковым, А. А. Гусевым, Э. КВасильевой; воспитание экономической ответственности рассматривает Б.Г.Коростелкин, экологической - И. Д. Зверев, Н. Ґ. Линская. Вопросами социальной ответственности занимались такие ученые, как А. В. Мудрик, Дж. Р. Олди, Г. МАндреева, И. С. Кон, П. С. Лебедев, В. С. Кузнецова, В. С. Морозова, С. К. Лурмухамбетова и др.
Ответственность как качество личности изучали Л. И. Борисова, А. В. Волнистова, О. Г. Дробницкий, С. Б. Елканов, Ж. Е. Заводская, Н. Д. Лотов, Е. М. Кнохинов, И. С. Марьинко, С. Масгутова, Т. В. Машарова, М. А. Осташева, Т. Н. Сидорова, Б. Г. Тугаринов, В. П. Хворостовская, В. Д. Хрущ, Л. В. Шевченко, И. Г. Шендрик, Т. Ф. Шилова и др.
Воспитание ответственности подростков рассматривают В. Г. Хворостовская, С. К. Елканов, Ф. Ю. Тамбовкин, М. Н. Аплетаев, О. А. Летрухина, Г.М. Земченова, Н. В. Винокурова, А. В. Мудрик и др.
Ответственность, как показали результаты эмпирических наблюдений и теоретического изучения, способствует успешному обучению, профессиональному труду и проявляется в деятельности. Учебная деятельность обладает значительным воспитательным потенциалом, который, как показывает анализ научно-педагогической литературы, используется в образовательной практике не в полной мере. Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения противоречий между имеющимися в общеобразовательной школе предпосылками для формирования социально-значимых качеств подростков, таких, как ответственность, и недостаточной реализацией возможностей образовательной системы, способствующих социальному становлению личности школьника.
Проблема исследования, может быть сформулирована в виде вопроса: каковы педагогические условия формирования ответственности у учащихся учебной деятельности?
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования ответственности у учащихся 7-го класса в учебной деятельности и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность их реализации.
Объект исследования - процесс воспитания ответственности у учащихся 7-го класса.
Предмет исследования - педагогические условия формирования ответственности в учебной деятельности учащихся 7-го класса.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитание ответственности у учащихся будет успешным, если; подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить степень сформированности искомого качества; разработана структурно-содержательная программа воспитания ответственности в учебной деятельности; реализованы такие педагогические условия как:
- отбор учебного материала и заданий, направленных на развитие ответственности в процессе их выполнения;
- создание ситуации успеха через положительную оценку учащихся в форме одобрения, привлечения к участию в различных мероприятиях (конкурсах, конференциях и т.п.);
- реализация модели субъект-субъектных взаимоотношений между учителем и учащимся, а также учащихся друг с другом;
- выполнение учащимися задании, способствующих развитию их рефлексивных умений.
Задачи исследования:
1.Изучить степень разработанности проблемы воспитания ответственности у учащихся в научно-педагогической литературе;
2.Определить место ответственности в ряду социальных качеств;
3.Определить пути и методы воспитания ответственности у учащихся, используемые педагогами в современной школе;
4.Разработать программу воспитания ответственности у подростков в условиях образовательной деятельности и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность;
Методологической основой исследования явились общенаучные положения о воспитании; теория социально-этического воспитания; общепедагогические подходы к пониманию сущности учебной деятельности; концепции гуманизации и гуманитаризации образования; системный, личностно-ориентированный и интегративный подходы;
Теоретические основы исследования составляют: концепция формирования педагогической коммуникативной компетенции (Г. С. Трофимова); концептуальные положения общей педагогики и дидактики (Н.Ф.Голованова, М. А. Данилов, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, И. Ф. Харламов и др.); теория социальной ответственности (Л. И. Грядунова А. П. Дьякова, А. И. Ореховский, А. Т. Панова, В. А. Шаблина и др.); концептуальные положения теории личной ответственности (М. В. Кириллова, Н. И. Фокина и др.); теоретические основы воспитания ответственности (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонскии, Л. И. Божович, В. А. Крутецкий, В. Л. Марищук, Т. В. Машарова Л. С. Славина и др.); общая теория деятельности (БХ.Ананьев, В.И.КовалевА.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); общая теория деятельности (Д. Г. Ананьев, В. И. Ковалев А. Н. Леонтъев, С. Л. Рубинщтейн и др.); концептуальные положения теории личностно-ориентированной педагогики (Е. В. Бондаревская, Т. В. Кудрявцев, В. А. Сластени А. Н. Утехина, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская и др.); концептуальные положения гуманистической педагогики (С. В. Кульневич, В. В. Сериков М. Г. Лновская и др.).
Для решения задач исследования и проверки положений гипотезы были использованы следующие методы исследовании:
1.теоретические - изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
2.экспериментальные - констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; опрос методом анкетирования, наблюдение, беседа, интервьюирование;
3.статистические - методы математической статистики, количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальной базой исследования явилась МОУ СОШ №43 города Челябинска, параллель учащихся 7 классов (7-А, 7-Б, 7-В) в количестве 61 человек.


Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М: Издательский центр "Академия", 1999
2. Габдреева Г.Ш. Тревожность и эмоциональная неустойчивость как факторы развития агрессивности // Психология в Казанском университете / под редакцией Попова Л.М. - Казань, КГУ, 2004. - с.68-74.
3. Диянова В.С. Самосознание личности. - Иркутск: издательство "Иркутск" 1993
4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. - М: Педагогика, 1991,
5. Рабочая книга школьного психолога./Под редакцией Дубровиной И.В. М: Просвещение, 1999,
6. Елисеев О.П. "Практикум по психологии личности"-СПб: "Питер", 2002 г.
7. Кле М.. Психология подростка. М: "Педагогика" 1991.
8. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. "Возрастная психология". - Москва 2001г.
9. Кузьмин Е.С, Семенова В.Е. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально - психологических понятий. - СПб: "Лениздат" 1987.
10. Муздыбаев К. Психология ответственности. М: 1983.
11. Мухина В.С.Возрастная психология - М: Издательский центр "Академия", 1997.
12. Мухина В.С. Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия - Нижний Новгород: издательский центр "Академия" 1999.
13. Н.М Пейсахов. Способность к самоуправлению.. -
14. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. / Пезешкиан Н. СПб: издательство "Речь" 2002.
15. Попов Л.М. Добро и Зло в психологии человека. / Попов Л.М. - Казань: КГУ 2002.
16. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь. Том 1, 2.Ребер Артур. М: издательство "Вече - Аст" 2000.
17. Рогов Е.И. "Настольная книга практического психолога". / Рогов Е.И. - М:"Педагогика" 2001.
18. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Собчик Л.Н. - СПб: издательство "Речь"
19. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. / Шапарь В.Б. - Ростов на Дону: издательство "Феникс", 2002,
20. Шевандрин Н.И Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Шевандрин Н.И Москва: издательство "Владос" 1999



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.