На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 114. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Диплом
Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР



Содержание

Введение 3
Глава I. Мышление
1.1. Общее понятие о мышлении 7
1.2 Основные виды мышления 10
1.3 Мыслительные процессы 14
1.4 Формы мышления 17
1.5 Индивидуальные различия мышления 27
1.6. Мышление детей дошкольного возраста 30
Глава II. Особенности мышления детей дошкольного возраста с ОНР
2.1.Характеристика детей с общим недоразвитием речи 35
2.2. Четыре уровня речевого развития 44
2.3. Мышления детей с общим недоразвитием речи 53
Глава III. Эмпирическое исследование проблемы изучения
особенностей развития мышления детей старшего дошкольного
возраста с ОНР
3.1. Организация и методы исследования 60
3.1. Анализ результатов диагностики мышления детей старшего
дошкольного возраста 71
Глава IV. Развитие и коррекция мышления детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
4.1. Формирующий эксперимент 78
4.2. Контрольный эксперимент 82
Заключение 86
Список литературы 89
Приложения 95




Введение

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – общее недоразвитие речи (ОНР). При диагнозе «общее недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ОНР занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.
Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что основной упор в них делается на изучении общих характеристик и условий и способов коррекции речевого и общего развития детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Специальных же исследований в области диагностики и коррекции таких частных вопросов как особенности развития и коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что итогом нашего исследования будет разработка и апробация программы коррекции и развития мышления детей с общим недоразвитием речи, которая может быть использована в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Этот факт объясняется тем, что проблема формирования и развития личности ребенка с ОНР на данный момент очень актуальна. В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению таких частных вопросов как особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР, на наш взгляд, недостаточно исследованы.
В связи с этим цель данной работы – изучение особенностей развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования – особенности отклонений в развитии детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – состояние мыслительных процессов дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза – у детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» наблюдаются значительные нарушения в развитии мышления, которое может быть развито при помощи специальной коррекционной программы
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР.
4. Подобрать пакет диагностических методик и изучить уровень развития мышления детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Разработать и апробировать, исходя из полученных результатов, программу коррекции и развития мышления старших дошкольников с ОНР.
7. Провести повторное тестирование детей с ОНР на предмет оценки эффективности разработанной нами программы развития мышления.
В экспериментальную базу исследования были включены дети дошкольного возраста (6-7 лет), занимающиеся в специализированных детских садах № 231 и 411. В экспериментальную группу были включены 30 человек (14 мальчиков и 16 девочек). Включенные в эксперимент дети представляют две старшие и одну подготовительную группы детского сада.
Выборочную совокупность составили дети с нормальным развитием – 10 человек, дошкольники со второй или третьей степенью нарушений речевого развития (10 испытуемых) и дети с отклонениями в умственном развитии (10 респондентов).
Основными методами исследования явились:
1. Наблюдение по специальной программе, учитывающей особенности развития детей-дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Беседа, направленная на установление доверительных отношений между ребенком и экспериментатором для увеличения валидности данных.
3. Тестирование, включающее в себя 9 групп методик, направленных на исследование различных характеристик мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В первой главе нами были рассмотрены: понятие, виды мышления, его формы, индивидуальные критерии оценки и анализа, особенности развития.
2. Во второй главе нашей работы мы рассмотрели особенности развития ребенка - старшего дошкольника с диагнозом «общее недоразвитие речи», психофизиологическая и личностная характеристика детей дошкольного возраста с ОНР, особенности развития мышления таких детей.
3. Во третьей практической главе нами было проведено исследование по определению особенностей развития мышления старших дошкольников с ОНР.
4. В четвертой главе, нами была составлена и апробирована программа коррекции и развития мышления дошкольников с ОНР, а также было проведено повторное тестирование с целью оценки эффективности разработанной нами программы.


Глава I. Мышление
1.1. Общее понятие о мышлении


Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное (это процесс решения задач). Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом [12]...............

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной, но все еще не до конца изученной проблеме изучения особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Теоретическая и практическая части данной работы позволяют нам сделать ряд выводов.
В дошкольном возрасте одним из основных факторов развития ребенка служит речь. Речь оказывает существенное влияние на последующее формирование у детей всех основных сфер личности (познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, творческой и т.д.), на развитие письма и чтения. Ученые выявили, что к концу дошкольного периода и к моменту поступления в школу в норме должны быть уже сформированы лексико-грамматический строй, слоговая структура слов, звукопроизношение, словоизменение, диалогическая и монологическая функции речи, фразовая речь, понимание речи, фонематическое восприятие и связность речи.
Для определенной части детей в дошкольном возрасте свойственны некоторые отклонения в развитии речи. Патологические черты этого явления получили название «общее недоразвитие речи».
Общее недоразвитие речи - это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушения чтения и письма.
Нарушения речевых структур у данных детей влияет на все стороны развития дошкольников. Речевые функции формируются у этих ребят с опозданием и оказывают негативное воздействие на развитие: моторики и оптико-пространственного гнозиса, двигательных навыков и общую двигательную работоспособность, познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия) и эмоционально-волевой качеств, мотивационно-потребностной и коммуникативной сферы.
Наиболее сильный отпечаток речевые отклонения оказывают на формирование различных мыслительных актов (синтеза, анализа, обобщения и т.д.).
Мышление в научной литературе определяется как процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
В экспериментальной части работы нами были исследованы особенности мышления группы старших дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет с нормальным развитием и различными проявлениями ОНР, а также умственной отсталостью.
Исследование проводилось с использованием 9 методик, которые направлены на выявление уровня развития различных сторон мыслительной деятельности.
Практическая работа была осуществлена нами в три этапа.
На первом этапе нами было выявлено, что дошкольники с нормальным уровнем развития имеют достаточно высокий уровень развития мышления. По данным тестирования ни один ребенок не набрал баллы ниже среднего.
В группах, где дети были с нарушениями речевого уровня развития мыслительных актов, у них имеется низкая и очень низкая степень выраженности. Особенно это касалось характеристик анализа и синтеза, обобщения и выделения существенных признаков.
По результатам констатирующего эксперимента нами была составлена коррекционная программа. Цель данной программы состоит в эффективности разработанного комплекса занятий, направленных на коррекцию и развитие мышления детей в возрасте 5 лет с диагнозом ОНР в условиях специальных дошкольных образовательных учреждений.
Разработанная программа была направлена не только на коррекцию мышления, но также и на работу с эмоциональной, мотивационной и волевой сферой ребенка с отклонениями в речевом и умственном развитии.
По окончанию работы нами было проведено повторное тестирование, которое показало, что при целенаправленном воздействие на развитие мышления в старшем дошкольном возрасте возможно улучшение первоначальных показателей. Так у детей с ОНР многие дети смогли по целому ряду заданий получить средние баллы.
Таким образом, мы можем говорить о том, что у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» наблюдаются значительные нарушения в развитии мышления, которое может быть развито при помощи специальной коррекционной программы. Это и подтверждает нашу гипотезу исследования.
В заключении следует добавить, что в дальнейшем тема нашего исследования, нами будет изучена более глубоко и полно, что позволит расширить сферу знаний в этой области, как в теории, так и на практике.


Список литературы

1. Бесонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: Издательство «Аркти», 1998.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М., 1994.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие - М. 1997.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. - М.,Гном-Пресс,1997.
5. Валитова И.Е. Психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 1997.
6. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
7. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996.
8. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями. - М. 1987.
9. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М.1997.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2006.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2005.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1999.
14. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.
15. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 2002.
16. Гуровец Г.В., Маевская СИ. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 2002.
17. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - Минск: Университетская, 1997.
18. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.
19. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.
20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.
21. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
22. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.
23. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2005.
24. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Академия, 2003.
25. Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
26. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.
27. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
28. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 2006.
29. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Издательство «Гиппократ», 1995. - 222 с.
30. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 1997.
31. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород, 1999.
32. Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
33. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.
34. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
35. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М., 1998.
36. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 2005.
37. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. - СПб., 1992.
38. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
39. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
40. Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. - М.,1996.
41. Лурия А.Д. Язык и сознание. - М.,2004.
42. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников. – М.: Айрис-пресс, 2005.
43. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. - М., 1998.
44. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. - М., 1998.
45. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.) 2-е издание - М.: Просвещение, 2006.
46. Немов. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Книга 1. - М.: Просвещение, 1995.
47. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С.А. - М., 1997.
48. Овчиникова Т.Н. Личность и мышление ребёнка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект, 2002.
49. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003.
50. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2004.
51. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - СПб., 1997.
52. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.
53. Психология / Под ред. А.А. Зарудной. - Мн.: Вышэйшая школа, 1970.
54. Психология детства/ Под. ред. А. Реана, М.: Олма - Пресс, 2004.
55. Пути обучения речи / Под ред. Б. Д. Корсунской. – М., 2000.
56. Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1990.
57. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
58. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2002.
59. Соколенка И. И. Посмотри и назови: Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М.; СПб., 1997.
60. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1954.
61. Тестирование детей /Под. ред. В. Богомолова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
62. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2002.
63. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 1999.
64. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.
65. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — М., 1999.
66. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.
67. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических представлений. — СПб., 1999.
68. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — М., 1991.
69. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.
70. Успенская Л. В., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. — М., 2003.
71. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
72. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
73. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
74. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
75. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
76. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007.
77. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.
78. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
79. Шашкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.
80. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
81. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.
82. Шкловский В.М. Заикание. – Москва, 1994. – 248 с.
83. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 1999.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.