На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности стратегии жизни у старшеклассников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 139. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИНСТИТУТ)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


ДИПЛОМ
На тему: «Особенности стратегии жизни у старшеклассников»


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы изучения
особенностей стратегии жизни у старшеклассников
1.1.Анализ исследований жизненной стратегии личности и ее составляющих 7
1.2.Особенности формирования самосознания и мировоззрения в раннем юношеском возрасте 22
1.3.Формирование жизненных стратегий личности в период
ранней юности 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей стратегии
жизни у старшеклассников
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ результатов исследования 50
2.3. Программа формирования и развития жизненных стратегий личности в раннем юношеском возрасте 64
Заключение 80
Литература 82
Приложения 88


Введение

Социализация и индивидуализация в старшем подростковом и юношеском возрасте происходит в процессе взаимодействия с различными социально-средовыми условиями, которые транслируют и формируют соответствующие ценности, нормы и принципы поведения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.). Жизненное самоопределение является главным новообразованием данного возраста, и в качестве его основных результатов выделяются потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности. Появление жизненных планов и формирование жизненной стратегии становится особенно актуальным именно в юношеском возрасте, что и предопределяет социальную значимость исследования данной проблемы.
Проблема роли и значения формирования и развития жизненной стратегии в личностном развитии ребенка в раннем юношеском возрасте была предметом многочисленных исследований как зарубежных, так и отечественных исследователей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, А.В. Захарова, Ф. Райс, Л.И. Рувинский, Д.И.Фельдштейн, П.М.Якобсон и др.). В работах этих и других авторов данный вопрос обсуждался с разных сторон. В одних монографиях описывается особенности формирования самосознания и мировоззрения (И.С. Кон), идентичности (Э. Эриксон), факторов, влияющих на формирование жизненных стратегий (П.Б. Кодесс) и т.д. Однако анализ исследовательской деятельности психологов в этом направлении можно считать не полным, т.к. в нем редко, когда описываются методы и способы, при помощи которых можно проводить формирование и развитие жизненных стратегий личности в юношеском возрасте. Данный аспект и предопределяет научную значимость изучаемой нами проблемы.
Практическая значимость нашей работы предопределена возможностью использования практикующими специалистами методики формирования и развития жизненных стратегий личности ребенка в раннем юношеском возрасте.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему исследования.
На сегодняшний день проблема развития жизненных стратегий личности у старшеклассников описана в научной литературе достаточно подробно. Во многом это связано с тем, что в данный возрастной период начинает бурно формироваться мировоззрение и самосознание человека. В тоже время для нас остается не изученным вопрос возможного целенаправленного социально-психологического влияния на процесс формирования и развития жизненных стратегий старшеклассников.
Цель исследования – изучение процесса развития жизненных стратегий старшеклассников и психологических способов их формирования и коррекции.
Объект исследования - жизненная стратегия личности человека в раннем юношеском возрасте.
Предмет исследования – способы формирования и развития жизненных стратегий личности старшеклассников.
Гипотезы исследования:
1. Жизненная стратегия в подростковом и юношеском возрасте представляет собой структуру жизненных целей, развернутую во временной перспективе психологического будущего. Жизненная стратегия может характеризоваться разной степенью осознанности на различных этапах психологического будущего и приоритетом тех или иных жизненных целей, основными из которых являются цели профессионального самоопределения, осознания своего «Я» и достижение успеха в жизни.
2. Определенная часть старшеклассников не имеют четко осознаваемой жизненной стратегии. Процесс формирования и развития стратегий жизни в раннем юношеском возрасте может корректироваться при помощи специальных методов и методик работы с детьми в возрасте 15-17 лет.
Задачи исследования:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить основные понятия исследования.
3. Выявить особенности развития личности подростка при влиянии на него благоприятной и неблагоприятной среды.
4. Подобрать пакет диагностических методик для выявления особенностей формирования и развития жизненных стратегий личности ребенка в возрасте 15-17 лет.
5. Изучить и проанализировать особенности проявления жизненных стратегий старшеклассников.
6. На основе уже существующих методов, разработать и апробировать программу, способствующую осознанию жизненных стратегий старшеклассниками.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап – проведение теоретического анализа литературы, рассмотрение понятия жизненные стратегии, особенностей и факторов, влияющих на их формирование в раннем юношеском возрасте, а также структуры развития самосознания и мировоззрения старшеклассников.
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших школьников, выделение контрольной и экспериментальной группы по принципу осознаваемости жизненной стратегий личности.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции процесса осознавания жизненных стратегий у детей в возрасте 15-17 лет.
Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Теоретико-методологической основой исследования являются: положения культурно-исторической теории развития (Л.С.Выготский); теория социального становления и развития личности (Д.И. Фельдштейн); положения субъектного подхода к исследованию личности (С.Л. Рубинштейн, A.B. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская); концепция развития самосознания и самооценки в раннем юношеском возрасте (И.С. Кон, Э. Эриксон); теория «вариантов жизни» (В.Н. Дружин).
Экспериментальная база исследования. В эксперименте приняли участие 70 школьников, учащихся средней школы №1781 г. Москвы в возрасте от 15 до 17 лет в количестве 70 человек (31 девочек и 39 мальчиков).
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Глава 1. Теоретическое исследование проблемы изучения особенностей стратегии жизни у старшеклассников
1.1. Анализ исследований жизненной стратегии личности и ее составляющих.................

Заключение

Тема нашего исследования была посвящена важной и актуальной на сегодняшний день проблеме исследования особенностей жизненных стратегий у старшеклассников.
Проведенная нами теоретическая и практическая части нашей работы помогли выявить следующее:
Жизненные стратегии личности одно из самых сложных и наиболее разносторонне исследованных проблем в современной научной, теоретической психологии. Понятие «стратегии жизни» определяется как система целей и ориентиров человека, которая характеризует его направленность в течение всей жизни, и которая начинает формироваться с самого детства и продолжает изменяться и преобразовываться весь период развития человека. Жизненные цели личности являются чертами идеального образа будущего человека и характеризуют систему его ценностей.
Наиболее важное значение при формировании и развитии жизненных стратегий личности имеет период ранней юности (15 – 17 лет), в течение которого у ребенка продолжает развиваться самосознание, мировоззрение, самоотношение личности, определяются профессиональные, межличностные, семейные ориентиры жизни.
Процесс развития жизненных ориентиров во многом в этот возрастной период зависит от образовательной и семейной среды, а также от личностных особенностей школьников.
В экспериментальной части нашего исследования нами были опрошены 70 старшеклассников средней школы по методикам на выявление различных аспектов проявления особенностей их жизненных направленностей.
По данным констатирующего эксперимента нами были выделены основные особенности развития личности детей в раннем юношеском возрасте. К ним можно отнести: несформированность и отсутствие четкой структурированности жизненных позиций, определяемых через тип доминирующего инстинкта. Большинство детей по данному параметру не имеют одного ярко выраженного типа, но набирают большое количество баллов сразу по нескольким основным: эгофильный тип инстинкта направленный на самосохранение и дигнитофильный тип инстинкта сохранения достоинства.
Большая часть опрошенных старшеклассников при исследовании у них степени сформированности чувства ответственности за события своей жизни набрали низкие и средние оценки. Данный результат показывает, что для современных школьников в возрасте 15-17 лет ответственность за свою жизнь не имеет выраженных форм появления.
Также в ходе опроса нами были выделены две основные проблемы, которые оказывают наибольшее влияние на процесс формирования жизненных стратегий. Это проблема профессионального самоопределения и отношения к себе и своему «Я».
Результаты по методике «Стратегии жизни» подтвердили предыдущие показатели и выявили, что у старшеклассников с низкими баллами, также низко выражен и уровень социализации личности, при высоких показателях неадекватности, граничащей с группой риска.
По результатам констатирующего эксперимента нами была составлена программа формирования и развития жизненных стратегий личности в раннем юношеском возрасте. Основная цель программы - формирование психологической готовности школьников к жизненному самоопределению и формированию жизненных стратегий. Под психологической готовностью подразумевается способность учащихся делать обоснованные жизненные выборы и внутренняя потребность в их реализации.
Повторное тестирование показало, что, целенаправленно воздействуя на определенные аспекты личности старшеклассников, мы можем формировать у них и представления о своем профессиональном самоопределении и положительное отношение к своему «Я» и чувство ответственности за свою жизнь – настоящую и будущую.
Таким образом, проведенная работа помогла подтвердить нашу гипотезы о том, что:
1. Жизненная стратегия в подростковом и юношеском возрасте представляет собой структуру жизненных целей, развернутую во временной перспективе психологического будущего. Жизненная стратегия может характеризоваться разной степенью осознанности на различных этапах психологического будущего и приоритетом тех или иных жизненных целей, основными из которых являются цели профессионального самоопределения, осознания своего «Я», и достижение успеха в жизни.
2. Определенная часть старшеклассников не имеют четко осознаваемой жизненной стратегии. Процесс формирования и развития стратегий жизни в раннем юношеском возрасте может корректироваться при помощи специальных методов и методик работы с детьми в возрасте 15-17 лет.
В заключение следует отметить, что проведение занятий по формированию и развитию жизненных стратегий личности требуют дальнейшей разработки, а сама тема изучения особенностей стратегий жизни у детей раннего юношеского возраста дальнейшего исследования.


Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
3. Алексеева А. Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. - Л., 1983.
4. Антонова И. В. Проблема личностной идентичности //Вопросы психологии, 1996 №1.
5. Баранова Т. С. Социальная идентичность. - М., 1993.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1998.
8. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1998.
9. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – М., 1977.
10. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход. - М.: Изд-во ИП РАН, 1998.
11. Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. С. 359–372.
12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические работы. – М., 2006.
14. Гилинский Я. И. Самоизменяющееся поведение как социальное явление. Человек и общество. Ученые записки Лениградского Университета, вып. VIII, Л, ЩН, с. 113-118.
15. Джеймс У. Психология. - М., 1991.
16. Джидарьян И., Антонова Е. Проблема общей удовлетворенности жизнью. Теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. - М.: Изд-во ИП РАН, 1995. С. 76–93.
17. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста. В кн.: Вопросы психологии личности школьника. - М., 1991.
18. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. - М: «ПЕР СЭ» – СПб.: «ИМАТОН-М», 2000.
19. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
20. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. – М., 1976.
21. Кодесс П.Б. Факторы, влияющие на формирования жизненной стратегии старшеклассников. – М., 2004.
22. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978.
23. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982.
24. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
25. Кочанов Ю. Л. Социальная идентичноть. - М., 1993.
26. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000.
27. Кун М., Маклартлэнд Т. Кто Я? //Современная зарубежная социальная психология. Тесты. - М., 1984.
28. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.
29. Лейтес Я. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
30. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999.
31. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.
32. Липкина А. Н., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., 2002.
33. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук, 1997.
34. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
35. Мудрик А. В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по
возрастной психологии. — М.: ИПП, 1996. — С. 266—275.
36. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М.: ИПП, 1998.
37. Налчаджян А. А. Социально-психическая ориентация. - Ереван, 1988.
38. Нечаев Н. П. Психология и школа. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1997.
39. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989.
40. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
41. Орлов А. Б. «Эмпирическая» личность и её структура. //Вопросы психологии, 1995 №2.
42. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
43. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М., 1991.
44. Петровский А. В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995.
45. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии.- Ростов-на-Дону, 1996.
46. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
47. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
48. Психологическое сопровождение выбора профессии/Под ред. Л.М. Митиной. — М.: МПСИ: «Флинта», 1998.
49. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: «Питер», 2000.
50. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
51. Психологические особенности самосознания подростка /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1980.
52. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
53. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.:МПА, 1995.
54. Развитие личности ребенка. – М., 1987.
55. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
56. Раусте фон Врихт М. Образ «Я» как подструктура личности. //Проблемы психологии личности. - М., 1982.
57. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып 2. - М.: Деловое содействие, 1995.
58. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1984.
59. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998.
60. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентовпед. Ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.
61. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. - М., 1973.
62. Рувинский Л.И., Арет А.Я. Самовоспитание школьников. - М., 1976.
63. Самойлова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.
64. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 512 с.
65. Сапожникова Л. С. О потребности подростков в общении и их нравственном поведении. В кн. Социальные потребности (Материалы симпозиума). – Тб., 1974.
66. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взамодействие с социальной сферой. – Тб., 1989.
67. Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практической психологии общения. - Л., 1990.
68. Спиркин А. Т. Происхождение сознания. - М., 1960.
69. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.
70. Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1963.
71. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
72. Тагиев А. Шевелева Ю. Игровые семинары с подростками. - М., 2000.
73. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Арамелова Г. Г.- М.: Высшая школа, 1990.
74. Фелъдштейн Д.И. Психология взросления. — М.: МПСИ: «Флинта», 1999.
75. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие /пер. с нем.; В 4-х томах. - М.: Генезис, 1999.
76. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
77. Фрейд З. Я и Оно//Фрейд З. «Очерки по психологии сексуальности». – Мн., 1997.
78. Фромм Э. Иметь или быть. - Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1998.
79. Хорни К. Невроз и личностный рост. - СПб., 1997.
80. Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. – В кн.: Психологическая наука в СССР. - М., 1960, т. 2.
81. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.
82. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М.: Ось-89, 1997.
83. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 2000.
84. Шорохова Е. В. Проблема «Я и самосознание. Сб. «Проблемы сознания». - М., 1966.
85. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. - М., 1996.
86. Юнг К. Психологические типы. - М.; СПб.: АСТ: Унив. кн., 1996.
87. Юнг К. Г. Психология бессознательного. - М., 1994.
88. Юность//Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — С. 473—474.
89. Ядов В. А. Социальная идентичность. - М., 1993.
90. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. — М.:МПСИ;
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.