На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Роль среды в формировании личности подростка

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 98. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Роль среды в формировании личности подростка


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния среды на
формирование личности подростка
1.1. Социально-психологическая характеристика детей подросткового
возраста 6
1.2. Влияние социальных факторов на развитие личности и поведения
ребенка в пубертатный период 19
1.3. Отклонения в развитии как результат неблагоприятного влияния
среды на личность ребенка в подростковый период 32
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния среды на формирование личности подростка
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Анализ результатов исследования
Глава 3. Программа формирования и развития личности подростка в условиях негативного влияния на нее среды
3.1. Анализ программ коррекции и развития личности подростков
при неблагоприятных внешних условиях воспитания 60
3.2. Рекомендации к составлению программы развития личности ребенка в подростковый период в условиях неблагоприятного влияния среды 66
Заключение 71
Литература 74
Приложения 79


Введение

Подростковый возраст это один из самых главных периодов развития личности человека. В этот период у человека формируется такие новообразования как самоидентичность, Образ-Я, самосознание, мировоззрение, ценностные представления и другие важные стороны, характеризующие личность подростка. Как и в любой другой возрастной период и в подростковом возрасте огромное влияние на развитие личности оказывает та социальная среда в которой ребенок воспитывается, развивается, живет. Условия семейного воспитания, обучения в школе, общения в группе сверстников, влияние средств массовой коммуникации все это и многое другое может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на формирование личности ребенка в пубертатный период. Неблагоприятные условия внешней среды могут формировать у ребенка отклоняющиеся, девиантные паттерны поведения и характеристики личности, что в последствии может привести подростка к совершению преступлений, употреблению наркотических веществ и к другим формам асоциального поведения. Все это и предопределяет социальную значимость данного исследования.
Проблема изучения влияния среды на формирование личности ребенка в пубертатный период интересовало и интересует большое количество как зарубежных (М. Кле. Ф. Райс, Х. Ремшмидт, Д. Шэффер, Э.Эриксон и др.), так и отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) ученых. В работах этих и многих других авторов проблема подросткового возраста рассматривается с разных сторон, в том числе и в рамках изучения влияния среды на развитие личности подростков. Однако следует отметить, что большая часть из этих работ описывает данные экспериментов, проведенных еще в 70-80 гг. прошлого столетия. Современных экспериментальных наработок изучения данной проблемы явно не достаточно, что и составляет научную значимость нашей работы.
Определение причин и последствий неблагоприятного развития ребенка в подростковом периоде поможет нам составить рекомендации к программе коррекции отклоняющегося поведения. Эта работа и составляет практическую значимость данного исследования.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социально-психологической научной мысли констатируется большое влияние социальной среды на формирование и развитие личности подростков. Этот факт, прежде всего, предопределен особенностями физиологического («гормональный сдвиг»), социального (условия семейного воспитания и обучения в школе) и психологического (формирование самооценки и самосознания, интеллектуальное и эмоциональное развитие) развития ребенка в пубертатный период. В то же время, на сегодняшний день остается неизвестным, в какой степени различные условия среды влияют на развитие личности подростков.
В связи с этим, целью нашего исследования является изучение роли среды в формировании личности подростка.
Объект исследования – личность подростков в возрасте 14- 15 лет.
Предмет исследования – социальная среда как фактор развития личности ребенка в подростковый период.
Гипотеза исследования – социальная среда (и, прежде всего, группа сверстников) оказывает влияние на развитие личности подростка, при этом неблагоприятные факторы среды (неблагополучия в семье, асоциальные группы сверстников и т.д.) влияют на формирование у ребенка в возрасте 14-15 лет отрицательных личностных паттернов (высокий уровень агрессивности, тревожности и др.).
Задачи исследования:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить основные понятия исследования.
3. Выявить особенности развития личности подростка при влиянии на него благоприятной и неблагоприятной среды.
4. Подобрать пакет диагностических методик для выявления особенностей развития личности при различных социальных условиях развития ребенка в возрасте 15-16 лет.
5. Изучить и проанализировать психологические особенности подростков, проявляющиеся при благоприятных и неблагоприятных условиях развития и воспитания личности.
6. На основе уже существующих методов, разработать рекомендации к составлению программы коррекции поведения подростков в условиях неблагоприятного влияния на него социальной среды.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Экспериментальная база исследования. В эксперименте приняли участие 70 школьников в возрасте от 14 до 15 лет в количестве 70 человек. 35 детей (17 девочек и 18 мальчиков) были выбраны нами из благополучных семей, находящихся в благоприятной среде воспитания. Вторая группа из 35 подростков (21 мальчик и 14 девочек) была составлена нами из детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и входящих в различные асоциальные группы сверстников. 3 из этой группы стоят на учете в «Детской комнате милиции».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.



Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния среды на формирование личности подростка
1.1. Социально-психологическая характеристика детей подросткового возраста

Развитие личности в подростковом возрасте является предметом исследований в отечественной (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежной психологии (М. Кле, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.). Однако, несмотря на значительное количество исследований, определение психологического содержания подросткового возраста остаётся дискуссионной проблемой.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст впервые возник в XIX в., а XX в. уже стал веком тинейджеров. В настоящее время, когда в развитых странах мира контроль родителей за развитием ребенка продолжается вплоть до брака, этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Но еще в 30-х гг. XX в. П.П. Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период. Он был убежден, что это позднее, "почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества". Л.С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и П.П. Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества [34]. ............


Заключение

В настоящее время проблема изучения роли среды в формировании личности подростка является очень актуальной. Проведенный нами теоретический, экспериментальный и практический анализ данной проблемы позволят сделать нам ряд выводов.
Подростковый период - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В отечественной психологии подростковый период принято рассматривать в следующих возрастных границах: от 11-12 до 15 лет. В подростковый период происходят качественные и количественные изменения как физиологических, так и психологических характеристик человека (изменения строения тела, «гормональный сдвиг», изменения в структурах высшей нервной деятельности, возрастает роль взаимоотношений как со взрослыми, так и со сверстниками и т.д.).
Особое влияние на формирование и развитие личности ребенка в пубертатный период оказывают социальные средовые факторы. К ним можно отнести влияние на ребенка семьи, школы, группы сверстников, СМИ и т.д. От того как именно эти факторы воздействуют на ребенка можно говорить об успешном или неуспешном формировании его личности. При отрицательном влиянии этих факторов у подростка начинает формироваться отклоняющееся, девиантное поведение.
В научной литературе под девиантным поведением понимается специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий; способ, в арсенале которого специфические приемы самовыражения (сленг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т.п.). Средой проявления девиантного поведения является: улица, семья, трудовой (учебный) коллектив, соседские отношения и т.п.

Во второй части нашей работы нами была описана экспериментальная часть исследования проблемы влияния среды на формирование личности подростка. В нашем эксперименте принимали участие 70 школьников, которые были разбиты на две равные группы (по 35 человек каждая) по принципу благоприятных или неблагоприятных условий воспитания подростков.
В эксперименте нами были использованы следующие методики:
1. Для определения ведущего фактора социальной среды, который влияет на личность подростка нами была разработана анкета «Выявление ведущего фактора социальной среды на личность современного подростка».
Также нами были использованы
2. «Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана».
3. Методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.
4. Тест «Комплекс неполноценности».
5. «Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова)».
В ходе эксперимента мы выявили, что для подростков, растущих в неблагоприятных условиях характерны: высокая степень склонности к риску (9 человек -25,7%); высокий уровень враждебности (11 детей – 31,4%), агрессивности (8 подростков – 22,8%) и тревожности (10 человек – 28,6%), а также неадекватный уровень самооценки (14 детей – 40%). Анкетирование показало, что наиболее существенное влияние на развитие ребенка с отклоняющимися формами поведения оказывает группа сверстников и семья.
Опрос детей с нормальным развитием показал, что в целом при благоприятных средовых условиях большая часть подростков, не имеет каких-либо отклонений в развитии.
Таким образом, мы в целом подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что социальная среда (и, прежде всего, группа сверстников) оказывает влияние на развитие личности подростка, при этом неблагоприятные факторы среды (неблагополучия в семье, асоциальные группы сверстников и т.д.) влияют на формирование у ребенка в возрасте 14-15 лет отрицательных личностных паттернов (высокий уровень агрессивности, тревожности и др.).
На основе проведенной теоретической и исследовательской работы, а также учитывая анализ уже существующих проектов коррекции развития личности подростка с отклоняющимся поведением, нами были составлены рекомендации к программе профилактического и коррекционного воздействия на личность ребенка в пубертатный период.
Основной целью такой программы может быть предоставление возможности детям овладеть определенными поведенческими навыками, облегчающими социализацию ребенка, путем коррекции психологических факторов личности подростка.
В заключение следует добавить, что изучаемая нами тема требует дальнейшего исследования.


Литература

1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985.
2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1997. - 197с.
3. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. - СПб.: Университетское, 2005.
4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2004.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2002.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды. - М.- Воронеж, 1995. - 349с.
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2002.
8. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 2003.
9. Воронин Г. Л. Конфликты в школе. – М., 2004.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Детская психология. / Под ред. Д.Б. Эльконина - М., 1984. - 404с.
11. Выготский Л.С. Педология подростка// Психология подростка/Под ред.Ю.И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 1997. – С. 232-286.
12. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие.- СПб., 1993.
13. Дальто Ф, На стороне подростка. - СПб.: Издательство «Петербург – XXI век», 1997.
14. Дети и родители: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М. – СПб., 1994.
15. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 2006. – С.237-239.
16. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
17. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – Тверь, 2006.
18. Иванова Т.В. Отклоняющееся поведение и употребление подростками наркотических веществ// Социс.- 1992.- №7.
19. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. - М., 2001. - 176с.
20. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.-2-е изд., доп. - М.: Вита-Пресс, 1997.
21. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. - М.: Медицина, 2004.
22. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 2005.
23. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2000.
24. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи// Под ред. Зыкова О.В., - М.,2001.
25. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. - М., 1998.
26. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. - 992с.
27. Лебединская К. С. Подростки с нарушением в аффективной среде. - М., 2002.
28. Лозовой В.В. Профилактика наркомании: школа, семья: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000.
29. Миллер А. И. Противоправное поведение несовершеннолетних. - К., 1999.
30. Михайловская И. Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. - М.: Просвещение, 1990.
31. Молодежные группировки по месту жительства: криминологическая оценка и проблемы профилактики. - М., 1993.
32. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М.:ИПП, 1998.
33. Новикова Л. И. Школа и среда. – М., 2005.
34. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
35. Основы социально – психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов. Под общей ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
36. Петровский А. В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995.
37. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии.- Ростов-на-Дону, 1996.
38. Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две критические точки современной школы. – М., 2004.
39. Потанин Г.М. Психолого-коррекционная работа с подростками. С-Пб., 2006.
40. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
41. Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование - №1, 1997.
42. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 2003.
43. Психологическая реабилитация детей и подростков.//Под ред. И.В. Дубровиной. - Калуга, 2004.
44. Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. - М.: Медицина, 2001.
45. Работа с детьми группы риска. Методическое пособие для социальной службы «Ребенок на улице». - М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 1999.
46. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПБ.: Издательство «Питер», 2000.
47. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
48. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320с.
49. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 2004.
50. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной сферой. - Тбилиси, 1989.
51. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск №3. Реабилитационная программа для детей и подростков. «Театр». - М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 2000.
52. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск №3. Реабилитационная программа для детей и подростков. «Вызов». - М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 2000.
53. Социальные отклонения/ Под. ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 2006.
54. Социальная работа с подростками девиантного поведения// Под ред. Чудова С.Г., - Барнаул, 2000.
55. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
56. Тарас А. Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. - М., 2002.
57. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С-Пб., 1996.
58. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ: «Флинта», 1999.
59. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
60. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. - М.,2005.
61. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие /Пер. с нем. - М.: Генезис, 1999.
62. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1997. - 206с.
63. Холл К., Линсдей Г. Теория личности. – М., 1997.
64. Шапиро Б.Ю. Психология семейных отношений. - М., 2002.
65. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999. - 507с.
66. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте// Психология подростка/ Под ред. Ю.И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 1997. – С.313-320.
67. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. - М., 1996.
68. Юричка Ю. И. Диагностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушителя. - М., 2004.
69. Я хочу провести тренинг. - Новосибирск, 2000.
70. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.