На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности внимания детей дошкольного возраста с ФФН

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 126. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности внимания детей дошкольного возраста с ФФН


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей
развития внимания детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1. Психофизиологические основы внимания 7
1.2. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
нормально развивающихся детей и детей с ФФН 22
1.3. Развитие слухового внимания и восприятия детей с ФФН 37
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы особенностей
Развития внимания детей дошкольного возраста с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 48
2.2. Содержание констатирующего эксперимента 56
2.3. Методические рекомендации по развитию слухового
восприятия 72
Заключение 87
Литература 91
Приложения 98


Введение

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). При диагнозе «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ФФН получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ФФН занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ФФН – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.
Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что основной упор в них делается на изучении общих характеристик и условий и способов коррекции речевого и общего развития детей с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». Специальных же исследований в области диагностики и коррекции таких частных вопросов как особенности слухового внимания и восприятия в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что итогом нашего исследования будет разработка рекомендаций к составлению программы коррекции отдельных неречевых особенностей недоразвития ребенка – дошкольника, которые могут быть использованы в практической работе педагогами, психологами, логопедами, воспитателями, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Этот факт объясняется тем, что проблема формирования и развития личности ребенка с ФФН на данный момент очень актуальна. В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению таких частных вопросов как особенности развития внимания, слухового восприятия, на наш взгляд, недостаточно исследованы.
В связи с этим цель данной работы – изучение особенностей развития внимания детей дошкольного возраста с ФФН.
Объект исследования – особенности отклонений в развитии детей дошкольного возраста с ФФН.
Предмет исследования – состояние процессов внимания и восприятия дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - динамика развития показателей внимания у детей с ФФН в дошкольном возрасте протекает гораздо медленнее, чем у их сверстников с нормальным развитием речи.
Задачи исследования:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития внимания и слухового восприятия детей дошкольного возраста с ФФН.
4. Подобрать пакет диагностических методик и изучить уровень динамики развития процессов внимания у дошкольников с нормальным развитием и детей с ФФН.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации к программе коррекции развития внимания и слухового восприятия у дошкольников с ФФН.
В исследовании приняли участие 40 детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет. Общая выборочная совокупность была разделена нами на две подгруппы: дети в возрасте 4 и дети в возрасте 6 лет.
В каждую из возрастных групп были определены дети с нормальным развитием (воспитанники ДОУ №1245 г. Москвы) и дошкольники с диагнозом ФФН (воспитанники ДОУ №231 г. Москвы). По 10 человек в каждой возрастной группе.
Основными методами исследования явились: индивидуальные психологические карты, тестирование, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: основные понятия и характеристики внимания как психологического процесса, особенности развития внимания ребенка-дошкольника с нормальным развитием и диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», проблемы развития слухового восприятия и внимания, а также основная характеристика ребят с ФФН.
2. Во второй практической главе нами было проведено исследование по определению особенностей динамики развития процессов внимания детей с нормальным развитием и дошкольников с ФФН. Разработаны рекомендации к составлению коррекционной программы, для воспитателей, логопедов и дефектологов.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития внимания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1. Психофизиологические основы внимания

Известный российский психолог Р.С. Немов считал, что внимание один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков [55]. ..............

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной, но все еще не до конца изученной проблеме изучения особенностей развития внимания детей дошкольного возраста с ФФН.
Теоретическая и практическая части данной работы позволяют нам сделать ряд выводов.
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. К основным характеристикам внимания можно отнести: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения, переключаемость.
К концу дошкольного возраста внимание детей характеризуется произвольность, устойчивостью, увеличением объема, пока еще слабо развитым уровнем развития распределения и переключения.
Фонетико-фонематические недоразвитие речи – это нарушения процессов формирования произношения, людей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Внимание дошкольников с ФФН большинством специалистов оценивается как неустойчивое, нестабильное, со слабо выраженным произвольным и переключаемым вниманием. В тоже время следует отметить, что специальных исследований в области изучения внимания у детей с диагнозом ФФН довольно мало.
Нарушения внимания у дошкольников с ФФН тесно связано с выявляемыми многими специалистами проблема слухового, фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно.
В экспериментальной части работы нами были исследованы две группы дошкольников в возрасте 4 и 6 лет с ФФН и без отклонений в речевом развитии. В исследование приняли участие 40 детей-дошкольников.
Для проверки гипотезы исследования нами были использованы следующие методики:
1. Для определения продуктивности и устойчивости внимания была использована методика «Найди и вычеркни».
2. Для изучения распределения и переключаемости внимания была применена методика «Проставь значки».
3. Для исследования объема внимания была применена методика «Запомни и расставь точки».
4. Игровая методика изучения произвольности внимания «Хамелеон»
5. Игровая методика на выявление избирательности внимания «Зашумленные картинки»
6. Игровая методика изучения опосредованности внимания «Черный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите».
Исследование помогло подтвердить нашу гипотезу о том, что динамика развития показателей внимания у детей с ФФН в дошкольном возрасте протекает гораздо медленнее, чем у их сверстников с нормальным развитием речи.
Действительно тестирование детей с нормальным речевым развитием показало, что если у ребят 4 лет уровень развития отдельных процессов внимания выражен еще недостаточно сильно, то уже к окончанию дошкольного возраста эти параметры оценки развиваются в достаточной степени и определяют готовность ребенка к поступлению в школу. Так по параметру устойчивости внимания, в младшей группе дошкольников высокие баллы набрали только 3 (30%) человек, а в старшей – таких детей было уже 7 (70%). По параметру переключаемости внимания низкие оценки у 4-летних детей набрали 4 испытуемых (40%), а у 6-летних такой результат был выявлен только у 1 (10%). По шкале распределения внимания в младшей группе высокие оценки были выявлены у 1 ребенка (10%), а в старшей – у 6 (60%). Также и по остальным тестовым параметрам были получены положительные результаты, в которых низкий уровень развития определенных качеств с возрастом претерпевает изменения и вырастает до высоких оценок.
В группе детей с диагнозом ФФН динамика развития процессов внимания выглядит не всегда положительно, а порой и не имеет никакой выраженности. Высокие результаты не были показаны ни в группе 4-х, ни в группе 6-летних испытуемых. Только 1 ребенок (10%) смог набрать высокое количество баллов по двум шкалам продуктивности и объема внимания.
Динамика изменения результатов в группах дошкольников с ФФН изменялась только при подсчете количества детей набравших очень низкие и низкие баллы. Так по шкалам продуктивности и устойчивости внимания в младшей группе 9 человек (90%) показали низкие результаты, а в группе старших дошкольников таких детей было выявлено 7 (70%). Такая же относительно положительная динамика была выявлена и по остальным параметрам кроме объема внимания. По этому фактору был выявлена обратная динамическая прогрессия. В младшей группе детей низкие баллы набрали 7 человек (70%), а в старшей – 8 (80%) испытуемых.
Таким образом, динамика развития внимания у детей с ФФН протекает гораздо медленнее, чем у их сверстников с нормальным развитием и даже в конце дошкольного возраста характеризуется отставанием в развитии по всем параметрам его оценки.
В результате теоретической и практической работы нами были составлены рекомендации к программе коррекции процессов внимания и восприятия ребенка-дошкольника с ФФН. Суть данных рекомендаций заключается в том, что при коррекции различных отклонений у дошкольников с ФФН необходимо применение комплексного подхода, который бы позволил оказывать воздействия, как на речевые, так и на познавательные дисфункции.
Целью такой программы является – коррекция внимания и слухового восприятия у дошкольников с ФФН.
Программа может состоять из нескольких последовательных этапов и опираться на следующие принципы:
- как можно раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
- закономерности онтогенеза в норме и патологии;
- развитие всех сторон речевых и неречевых нарушений в единстве: фонетико-фонематической, познавательной, коммуникационной и т.д.;
- связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития (в особенности восприятия и внимания);
- соединение усилий персонала специальных дошкольных учреждений и родителей детей с ФФН;
- построение программы включает в себе несколько этапов, где простые задания будут постепенно заменяться более сложными.
В заключении следует добавить, что в дальнейшем тема нашего исследования, нами будет изучена более глубоко и полно, что позволит расширить сферу знаний в этой области, как в теории, так и на практике.


Литература

1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1997.
2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
3. Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М., 1998.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1998.
6. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
7. Винарская Е. И. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М, 1987.
8. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи — М., 1990.
9. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /Под ред. Леонтьева. - М.,1995.
10. Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией//Дефектология. — 1993. — № 1
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996
12. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А.Н. - М, 1976.
13. ГамезоМ.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., Воронеж, 1998.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1991.
15. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
16. Глухое В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.
17. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.
18. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1967.
19. Гоноболин Ф.Н. Внимание младшего школьника//Психология младшего школьника /Под ред. Игнатьева Е.И. - М., 1960.
20. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.
21. Гуровец Г. В , Маевская С И Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.
22. Детская психология /Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. - М., 1988.
23. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. - М., 1951.
24. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
25. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2001 № 11. - с. 41-46.
26. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
27. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
28. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
29. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. - М., 1998.
30. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
31. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
32. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
33. Ковшиков В. А., Элъкин Ю А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. — Л., 1979.
34. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
35. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»).– М.: Гном и Д, 2000-2001.
36. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.:Гном и Д, 2001.
37. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
38. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000
39. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.
40. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.,2002.
41. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988.
42. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
43. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998.
44. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М., 1996.
45. Логопсихология: Программа педагогических институтов. — М , 1992.
46. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
47. Лурия А.Р. Психология внимания. - М., 1970.
48. Люблинская А.А. Детская психология — М., 1971.
49. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997.
50. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. - М., 1997.
51. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи //Дефектология. — 1976. — № 1.
52. Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
53. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
54. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М., 1997.
55. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., 1999. - кн. 1. - Общие основы психологии.
56. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., 1999. кн. 3. - Психодиагностика.
57. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
58. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.
59. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. –Ярославль, 1998.
60. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
61. Орлова О. С, Гончарук Л. Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией: Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. — М., 1983.
62. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. - М, 2002.
63. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
64. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
65. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
66. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
67. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.
68. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
69. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
70. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 1997.
71. Рубинштейн С.Л., Соколов А.Н., Лурия А.Р. Психология. - М., 1962.
72. Семаго Н.Я. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2000.
73. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. – М., 1997.
74. Страхов И.В. Вопросы психологии внимания. - Саратов, 1970.
75. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
76. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.
77. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
78. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
79. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
80. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М., 1999.
81. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М., 2000.
82. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.
83. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.
84. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.
85. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
86. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.
87. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж,1997.
88. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
89. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2000.
90. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.