На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Взаимосвязь личностных качеств родителей и стиля отношения к ребенку в неполной семье

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 103. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
детско-родительских отношений в неполной семье
1.1. Семья как предмет исследования в отечественной психологии 5
1.2.Особенности детско-родительских отношений в неполной семье 11
1.3. Особенности развития ребенка в неполной семье 29
1.4. Исследование личностных особенностей родителей и их влияние
на отношение к ребенку 33
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи межличностных
качеств родителя и стиля отношения к ребенку в неполной семье
2.1. Методы и процедура исследования 38
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 45
2.3. Рекомендации к программе коррекции
детско-родительских отношений в неполной семье 61
Заключение 68
Литература 72
Приложения 78


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время практика психологического консультирования сталкивается с усилением в нашем обществе ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. Реальностью нашей жизни стало образование неполных семей (вследствие расторжения браков, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей и т.д.).
Чрезвычайно усложняет условия развития детей неуклонно происходящий у нас в стране рост числа разводов. Достаточно сказать, что, по мнению многих специалистов (Башкирова Н., Дальто Ф., Сатир В., Шнейдер Л.Б., Эйедемиллер Э.Г. и др.), распад семьи относится к категории весьма сильных психогенных факторов, ставящих ребенка в тяжелую ситуацию. И детско-родительские отношения в этих семьях часто нарушены, а это ведет к стрессам, нервным срывам, становится дополнительным источником межличностных конфликтов у детей и их родителей, поэтому, на наш взгляд, проблема детско-родительских отношений в неполной семье является актуальной в настоящее время.
Объектом исследования настоящей работы являются детско–родительские отношения в неполный семье.
Предметом исследования данного дипломного исследования является взаимосвязь личностных качеств родителей и стиля отношения к ребенку в неполной семье.
Цель данной работы - выявить взаимосвязь личностных качеств родителей и стиля отношения к ребенку в неполной семье.
Гипотеза:
1. На стиль взаимоотношений в неполной семье существенно влияют личностные качества родителей. Такие качества личности как высокий уровень тревожности, чувство одиночества и депрессии влияют на возникновение симбиотических отношений между ребенком и его матерью, являясь компенсаторной реакцией по отношению к переживанию окружающей действительности.
2. Восприятие детей родительской семьи в полных и неполных семьях различно.
Для реализации поставленной в работе цели и проверки гипотезы предполагается решить следующие задачи:
Проанализировать основные теоретические положения, касающиеся семьи, стилей взаимоотношений в семье и особенностей детско-родительских отношений в неполной семьи.
Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи уровня тревожности родителей и стиля отношения к ребенку в неполных семьях.
Методы исследования – теоретический анализ литературы, опрос, тестирования.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных психологов, анализирующих проблемы неполных семей (Башкирова Н., Нартова-Бочавер С.К., Самохвалова А.Г., Смирнова Е.О., Собкин В.С. и др.) и детско-родительских отношений (Мухина В.С., Синягина Н.Ю., Спиваковская А.С., Эйдемиллер Э.Г. и др.).


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
1.1. СЕМЬЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов по семейной проблематике велико и разнообразно. Вместе с тем целостное интегрированное изложение курса семейной психологии в отечественной психологии не достаточно предоставлено, слабо методически обеспечено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки - как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудноприменимы, личный опыт неубедителен, опросные методы недостоверны. Психологическое познание ориентировалось на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, группу, закономерности психологического развития. Семейная психология рассматривалась лишь попутно.
Только начиная с конца 1960-х и начала 1970-х гг. брак и семья стали предметом социального исследования многих дисциплин, в том числе – психологии. В нашей стране проблемы семьи изначально привлекали внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний или в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений [84, c.44].
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений..............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена актуальной, и в наше время все недостаточно изученной проблеме изучения взаимосвязи личностных качеств родителя и стиля отношения к ребенку в неполной семье.
Теоретическая и практическая части нашего исследования позволяют нам сделать ряд выводов.
Семья - общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы и критерии стабильности брака. Неполная семья – это семья, имеющая в своем составе только одного из родителей (обычно матери).
Современная система психолого-педагогических знаний, касающихся изучения проблем семьи, прежде всего, занимается исследованием проблемы воспитания и стилей взаимоотношения родителей и детей. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования как отечественных (Гарбузов В.И., Захарова А.И., Смирнова Е.О. и др.), так и зарубежных авторов (Лангмейер Й., Матейчек З. и др.), которые предлагают те или иные классификации стилей семейного воспитания.
Основу этих классификаций составляют представления о благоприятных и неблагоприятных отношениях между родителями и детьми, о различных вариантах их проявления (например, гиперопека, симбиоз, отчуждение, попустительство и т.д.).
Как показал анализ литературы, в неполных семьях очень часто стиль семейного воспитания имеет существенные отклонения или в сторону отторжения родителем ребенка, психоэмоционального дистанцирования от него, или, что может встречаться чаще, симбиотические, гиперопекаемые отношения.
И тот, и другой стиль негативно сказывается на общем развитии ребенка, его успехах и неудачах в школе и в группе сверстников.
В эмпирической части данного исследования нами были протестированы матери и дети из полных и неполных семей.
В процессе тестирования нами были использованы следующие методики:
1. «Диагностика родительского отношения А.Я.Варги, В.В. Столина».
2. «Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова)».
3. «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона.
4. «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В.А. Жмурова.
5. Проективная методика «Нарисуй семью» (в интерпретации В. Вульфа).
Проведенное нами тестирование показало, что у матерей из неполных семей преобладающим стилем повеления является симбиоз (8 человек – 40%). При этом у большинства из этих испытуемых были выявлены высокий уровень тревожности, депрессивности и одиночества.
Эти данные были подтверждены нами при помощи корреляционного анализа по методу Пирсона, где каждый из исследуемых факторов имеет тесную связь со шкалой симбиоза. Так уровень корреляционной зависимости симбиотичных отношений и уровня тревожности равен 0,573, одиночества – 0,537, а депрессивности – 0,554 баллам.
Результаты диагностики детей – младших школьников из полных и неполных семей показали существенные отличия в рисунках семьи. Так в рисунках детей из неполных семей можно увидеть, что мать обладает в такой семье достаточно сильной властью, обусловленной отсутствием в семье отца. У детей из неполных семей в рисунках присутствуют неодушевленные предметы, а у школьников из полных – только члены семьи.
5. В рисуночном тесте «Нарисуй семью» — рисунки детей из полных семей отличаются от рисунков детей из неполных семей по некоторым параметрам.
Исследуя рисунки детей, мы заметили, что дети из неполных семей не нарисовали своих отцов, это говорит о полном отсутствии эмоционального контакта с ними.
Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе.
В полных семьях 60% составляет близкое расстояние между матерью и ребенком. В неполных семьях — 50%.
По мнению детей из неполных семей наибольшей властью в семье обладает именно мать, что составляет 30% (на рисунках она изображена выше всех); в полных семьях — 60% мать обладает большей властью в семье.
В полных и неполных семьях одинаковый процент составляет близкий психологический контакт — 10%. В неполных семьях 40% дети изобразили возле себя друзей, животных, неодушевленные предметы. В полных семьях 100% дети изобразили себя в окружении родителей.
Дети из неполных семей воспринимают себя в окружении друзей, подруг, неодушевленных предметов, вероятно среди тех, с кем больше они проводят свое время. Дети из полных семей воспринимают себя полноправным членом семьи, они изображают себя среди родителей, и больше никого около себя не видят.
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что:
1. На стиль взаимоотношений в неполной семье существенно влияют личностные качества родителей. Такие качества личности как высокий уровень тревожности, чувство одиночества и депрессии влияют на возникновение симбиотических отношений между ребенком и его матерью, являясь компенсаторной реакцией по отношению к переживанию окружающей действительности.
2. Восприятие детей родительской семьи в полных и неполных семьях различно.
В заключении следует отметить, что на протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями, в связи, с чем перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни. Одной из этих проблем в настоящее время является большое количество разводов.
Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно разрешать возникающие в их семейной жизни противоречия и конфликты. В последние десятилетия в нашей стране происходит интенсивное развитие службы семьи; возникает широкий круг учреждений, организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении ее трудностей. К настоящему времени сформировалось значительное число всевозможных видов помощи семье.
Сегодня особенно ощущается потребность в серьезном научном исследовании проблем семейных отношений, в особенности детско-родительских.
Стили родительских отношений — это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые формируются в общении с ним. Поэтому, родители, независимо от того, растят они ребенка в полной или неполной семье, нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной психологической помощи.
Социальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение здесь имеют личностные качества родителей и их стиль отношения к ребенку.
Семья не просто воспитывает ребенка, не только существенно предопределяет развитие его интересов и способностей, но и закладывает некую «модель» будущей жизни.
Итогом данной работы стали разработанные нами рекомендации к коррекции личностного состояния родителей и их взаимоотношений с детьми.


ЛИТЕРАТУРА


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1999.
2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - М.: «Издательский центр академия», 1995.
3. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М., 1994.
4. Амбрумова А.Г. Актуальные проблемы суицидологии.- М., 1981.
5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.
6. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 2003.
7. Башкирова Н., Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. – СПб.: Наука и техника, 2007.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2005.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М., 2000.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 2007.
11. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. – М., 1995.
12. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М., 2000.
13. Возрастная и педагогическая психология: Словарь / Сост. М.В.Гамезо, Л.М.Орлова. – М., 1999.
14. Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. - М., 1995.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999.
16. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.,2001.
17. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988.
18. Дальто Ф. На стороне ребенка. - СПБ. Издательство «Петербург – XXI век», 1997.
19. Детская психология: Учеб. пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.– Мн.: Университетское, 1998. -399 с.
20. Джайнотт Дж. Родители и дети. – М., 1996.
21. Добсон Д. Непослушный ребенок. - СПб, 2002.
22. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Н. Психология. Словарь – справочник. – М., 1998.
23. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: СОЮЗ, 2000.
24. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997. - с.224.
25. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
26. Каменева Т.Н., Степашов Н.С. Неполные материнские семьи. - СПб., 1999.
27. Козлова Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2005. - с. 16-20.
28. Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста/ Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.
29. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996.
30. Коррекция повышенной тревожности у детей./ Под ред. Н.В. Петровой. – М.: Психологический центр «АДАЛИН», 2006. – 120 с.
31. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.. 2000.
32. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000.
33. Кратохвил С. Психотерапия семейно – сексуальных дисгармоний.- М., 1991.
34. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с.
35. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1990.
36. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.
37. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
38. Лиханов А.А. Дети без родителей. - М., 2002.
39. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М.: ИПП, 1997.
40. Лосев В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему. – М., 1995.
41. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1994.
42. Люблинская А.А. Природа активности и ее значение в развитии школьника. – В сб.: Развитие учащихся первых классов в процессе обучения и воспитания. Ученые записки Ленингр. пед. ин-та им. А.И. Герцена. - Л.,1987.
43. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.
44. Максимова Н.Ю., Милютина Е.А. Курс лекций по детской психологии. – Ростов-на-Дону., 2000
45. Межличностные отношения от рождения до семи лет. – М., 2001.
46. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн., 2001.
47. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
48. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Чей я – мамин или папин? – М., 1995.
49. Неймарк М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления. – М., 2003. - с. 38-40.
50. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
51. Немов Р.С. Психология: Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 2002.
52. Немов Р.С. Психология: Кн. 2. Психология образования. – М., 2002.
53. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. – М., 2002.
54. Немчин Т. А. Состояние нервно – психического напряжения у детей. - СПб., 2003.
55. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999.
56. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.,1998.
57. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.:ТЦ «Сфера», 2004.
58. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. -М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.
59. Основы социально-педагогической теории / Ред. А.А. Бодалев, А.Н. Сухов. - М., 1995.
60. Популярная психология для родителей / под ред. А.С.Спиваковской. – СПб., 1997.
61. Практическая психология в текстах. / Сост. Р.Римская; С.Римский. – М., 1999.
62. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. – М., 2002.
63. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Психологическая наука и образование, 1998, №2.
64. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
65. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара, 2000.
66. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера: Хрестрматия. – Самара, 2000.
67. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Кн. 1. – М.,1999.
68. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. - М., 2003.
69. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.
70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1996.
71. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва: Академия, 1995. – 168 с.
72. Самохвалова А.Г. Психологическое сопровождение неполных семей. - М., 2000.
73. Сатир В. Как строить себя т свою семью. – М., 1992.
74. Синягина Н.Ю. Психолога – педагогическая коррекция детско – родительских отношений. – М., 2001.
75. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
76. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Специфика эмоционально – личностной сферы детей, живущих в неполной семье. – М., 1988.
77. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М., 2000.
78. Степанова В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам. - М., 1995.
79. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
80. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. – М., 1981.
81. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
82. Фонарева А.М. Развитие личности ребенка. - М.,1987.
83. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. – М., 1999.
84. Харчев А.Т. Брак и семья в СССР. – М., 1979.
85. Хяляляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции; направление и перспективы. – М., 1993.
86. Цейтлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.- М., 2007.- 120 с.
87. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. (Психология для всех). – М., 2006.
88. Шапарь О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001.
89. Шилова Т.И. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. - М., 1994.
90. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.
91. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М., 2007.
92. Шюрер М., Смекал В. Диагностика воспитательных и учебных затруднений в педагогико-психологическом консультационном деле // Диагностика психического развития. - Прага 1978.
93. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
94. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.,2004.
95. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. – СПб., 1997. - с. 336.
96. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации/ Под ред. Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.