Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Восстановительное обучение у больных динамической афазией

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 118. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Восстановительное обучение у больных динамической афазией


Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ научной и методической литературы
по проблеме афазии
1.1. Общие понятия и теоретические подходы к проблеме афазии 6
1.2. Проявление речевых нарушений у больных с динамической афазией 20
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению речевых нарушений у больных с динамическими афазиями
2.1. Процедура исследования 33
2.2. Результаты психодиагностического исследования (констатирующий эксперимент) 37
2.3. Анализ проведенного эксперимента 43
Глава III. Преодоление нарушений чтения и письма у больных с динамической афазией
3.1. Методика восстановительного обучения у больных с
динамической афазией 60
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 76
Заключение 86
Список литературы 90
Приложения 94


Введение

Нарушения речевой функции являются наиболее частыми последствиями черепно-мозговых травм, инсульта, опухолей головного мозга и т.д. Эти нарушения обычно проявляются в форме афазии, которая часто сочетается с другими патологиями высших психических функций, гемипарезами, психическими расстройствами, и в конечном итоге приводят к частичной или полной недееспособности человека. Различные виды афазий приводят к резкой смене социального статуса человека, могут негативно влиять на его положение в семье. У самого больного, критично оценивающего свое положение (невозможность нормального речевого общения, ограничение самостоятельного передвижения, социальную и бытовую некомпетентность, невозможность вернуться к нормальной трудовой деятельности), может проявляться депрессия, появляются суицидальные мысли и т.д.
При этом, как отмечают некоторые авторы (например, Л.Г. Парамонова), наблюдается не только тенденция увеличения количества больных с инсультом, но и их «омоложение».
Все это определяет социальную актуальность данного исследования.
Проблема афазии уже достаточно давно изучается как в зарубежной, так и в отечественной психологии, нейропсихологии, неврологии, логопедии, лингвистики, нейролингвистики и нейропсихиатрии. Большой вклад в разработку учения об афазиях был внесен П. Броком, К. Вернике, Т.Г. Визель, Л.С. Выготским, Ж.М. Глозманом, К. Лихтгеймом, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и многими другими. Многие из исследований датированы еще серединой прошлого века, в связи с чем, изучение проблемы афазии в настоящее время приобретает, в силу выше названных социальных причин, большое значение. Следует также отметить, что несмотря на достаточно глубокую методологическую базу афазиологии и значительное количество восстановительных методов, некоторые ее аспекты являются еще недостаточно изученными. В частности к ним относятся проблема проведения восстановительного обучения с помощью невербальных методик с больными с динамической афазией. Все это объясняет научную значимость этой работы.
Результаты проведения теоретической и экспериментально-диагностического исследования проблемы организации восстановительного обучения у больных динамической афазией, могут быть использованы на практике специалистами в данной области, что позволяет говорить о практической значимости проводимой в дипломе работы.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему настоящего исследования. Сегодня вопрос изучения афазии и реабилитации пациентов с этим заболеванием является одним из актуальных в современном обществе. Он обусловлен как социальными (снижение возрастного порога заболевания, трудности адаптации больных в обществе и т.д.), так и психологическими (депрессивные состояния у больных, опасность суицидов, сложность) факторами. В тоже время, с одной стороны - многочисленные исследования в этой области проводились еще в прошлом веке, а с другой – некоторые аспекты проблемы проведения восстановительной работы с больными с афазией, еще являются слабо изученными (например, особенности использования невербальных методик при реабилитации людей с динамической афазией).
Цель исследования - исследование причин и механизмов возникновения динамической афазии для создания и проведения программы восстановительного обучения.
Объект исследования – особенности нарушений речевой функции у больных с динамической афазией.
Предмет исследования - восстановительная работа по преодолению нарушений чтения и письма у больных с динамической афазией.
Гипотеза исследования - использование невербальных методик в программе восстановительного обучения пациентов с диагнозом «динамическая афазия» способствует повышению общей и речевой активности больных.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность афазии и психологические подходы к данной проблеме.
2. Рассмотреть особенность больных с динамической афазией
3. Провести экспериментально-диагностическое исследование по выявлению нарушений речи и других высших психических функций у больных с динамической афазией.
4. Изучить методы и разработать коррекционную программу по преодолению афазии.
Структура работы представлена введением, 3 главами: теоретическим и экспериментально-диагностическим исследованием, заключением и списком литературы.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, теоретический анализ литературы.
Выборка исследования. В эксперименте приняли участие 40 больных (22 мужчин и 18 женщин) находящиеся на стационарном лечении в ЦПРиН на резидуальной стадии восстановления. В ходе проведения экспериментально-диагностического исследования было выявлено 6 человек – больных с динамической афазией.


Глава I. Теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме афазии
1.1. Общие понятия и теоретические подходы к проблеме афазии

Хотя, как отмечает, И.М. Тонконогий, отдельные работы с описанием афазий существовали в клинической литературе с XVII века, интенсивное изучение этих расстройств началось с конца XIX столетия. Впервые понятие афазия было введено А. Труссо в 1864 г. [36].
В различных учебных пособиях термин «афазия» имеет сходные друг с другом трактовки.
Так, в справочнике «Неврологические симптомы, синдромы, симптомокомплексы и болезни» под понятием «афазия» имеется ввиду «обобщающее обозначение приобретенных расстройств речи, возникающих у людей с сохранным артикуляционным аппаратом и достаточным слухом, при которых частично или полностью утрачивается возможность активно пользоваться речью для выражения мыслей и чувств и (или) понимать слышимую речь» [24, с.262]. ..........


Заключение

Тема данной дипломной работы «Восстановительное обучение у больных динамической афазией».
В ходе проведения теоретического и экспериментально-диагностического исследования были сделаны следующие выводы.
Афазия - это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на её связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего, коммуникативную функцию речи. Причинами афазии чаще всего являются травмы и инфекционные заболевания головного мозга, опухоли, нарушение мозгового кровообращения и т.д.
Афазии проявляется через речевые (эмболофразия, парафазия, персеверации), неврологические и психологические нарушения, а сложность речевого расстройства зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности и т.д.
В отечественной науке и практике обычно выдлеяют шесть основных видов афазии: эфферентная моторная, афферентная (кинестетическая) моторная, сенсорная (акустико-гностическая), акустико-мнестическая, амнестико-семантическая и динамическая.
Динамическая афазия – это форма афазии, в основе которой лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, то есть больные затрудняются дать развернутое речевое высказывание. Больные страдают способностью дать развернутое речевое высказывание (не может составить элементарную фразу); они не могут развернуто ответить на простые вопросы, и дают односложные ответы; им недоступно писать сочинения на заданную тему, они плохо анализируют слова обозначающие действия. У больных характерны проявления аграмматизма в виде, опущения предлогов, местоимений, пропуска глаголов, употребление шаблонных фраз и т.д.
В экспериментально-диагностическом исследовании приняли участие 40 больных (22 мужчин и 18 женщин) находящиеся на стационарном лечении в ЦПРиН на резидуальной стадии восстановления.
Были использованы следующие методики исследования.
1. Архивный метод.
2. Методика нейропсихологического исследования больных А.Р. Лурия в модификации В.М. Шкловского и Т.Г. Визель.
В процессе диагностической работы было изучено 40 историй болезни пациентов с различными формами афазий, получивших черепно-мозговых травы. В результате анализа было выделено 6 больных с динамической афазией, последующее обследование которых методом нейропсихологического исследования, показало, что они имеют очаговые поражения лобных долей, жалобы на трудность чтения и письма, а также у них отмечаются нарушения нейродинамики.
У всех больных данной группы были выявлены оптико-пространственные нарушения гнозиса и праксиса: снижение речевой инициативы, аграмматизмы в речи, сужение объема слухоречевой памяти, затруднение составления фраз и проговаривания.
Звукобуквенный анализ и синтез слов затруднен. При письме отмечается замена букв, пропуски слогов, ошибки в безударных гласных. Доступна запись под диктовку простых слов и фраз, при этом, самостоятельное составление письменно фразы с 1-2 заданными словами недоступно.
У больных не наблюдалось зеркального написания букв и слов, отмечается макрография или микрография; а при письме была выявлена замена букв, пропуски слогов, ошибки в безударных гласных. У них оказалась доступна запись под диктовку простых слов и фраз, но самостоятельное составление письменно фразы с 1-2 заданными словами недоступно. У пациентов была выражена быстрая утомляемость.
Общие результаты исследования показали, наличие у пациентов с динамической афазией нарушения предикативной функции внутренней речи, т.е. функции, «позволяющей формировать программу связного высказывания и сокращать развернутое высказывание до свернутой смысловой схемы», обусловленную патологическими процессами в лобных долях.
В результате проведенной диагностики была составлена программа формирующего эксперимента.
Цель программы - преодоление дефектов внутреннего речевого программирования у больных динамической афазией с помощью невербальных методик развития.
В программу восстановительного обучения больных с динамической афазией были включены невербальные методики коррекции (двигательные методики и методики на развитие навыков чтения и письма).
Результаты формирующего эксперимента показали, что использование невербальных методик в программе восстановительного обучения у больных с динамической афазией могут значительно повысить такие показатели, как уровень речевой активности, развития словарного запаса, успешность преодоления расстройств речевого программирования, снизить чувство тревоги и повысить уверенность в себе и т.д.
Так, например, у 2 пациентов (33,3%) повысились показатели оценки состояния речевого аппарата и качества дикции, состояние моторики, связности речи и т.д. У трех больных (50%) – состояние словаря, уровня понимания речи. У всех испытуемых снизился высокий уровень тревожности.
Исследование показало, что невербальные методики коррекции помогают эффективно воздействовать, как на психологическое состояние больного, раскрепощают его, так и на развитие речевых функций, оказывают значительное влияние и на коррекцию речи пациентов.
Таким образом, можно говорить о подтверждении гипотезы о том, что использование невербальных методик в программе восстановительного обучения пациентов с диагнозом «динамическая афазия» способствует повышению общей и речевой активности больных.
Учитывая положительную динамику, следует считать целесообразным продолжение курса восстановительного обучения для закрепления полученных знаний и навыков речевых функций.


Список литературы


1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ при динамической афазии. - М.: ТЕРЕВИНФ, 2002.
2. Ахутина Т.В. Трудности понимания грамматических конструкций у больных с афазией. Проблемы афазий и восстановительного обучения. Вып. 2. – М., 1979.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. – Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М., 2002.
4. Бейн Э.С. Афазии и пути ее преодоления. - Л.: Медицина, 1964.
5. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. – М.: Медицина, 1982.
6. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. – М.: Медицина, 1971.
7. Визель Т.Г.. Как вернуть речь. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Визель Т.Г. Исследование некоторых особенностей грамматического строя речи при афазии / Т.Г. Визель. Автореф.: дис…канд. пед. наук. – М., 1975.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1934.
10. Гвоздев А. Н. – Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
11. Жинкин Н. И. Внутренние коды языка и внешние коды речи. – М., 1967.
12. Коган В.М. Восстановление речи при афазии / В.М. Коган – М., 1962. – С. 11
13. Коноваленко В.В., С.В.Коноваленко. Правильное произношение и чтение. – М., 2000.
14. Леонтьев А. А. – Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
16. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1998.
17. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. - Ростов - на – Дону: Феникс, 2004.
18. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. — М., 1948.
19. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
20. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975.
21. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии. — М., 1978.
22. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1970.
23. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейролингвистический анализ предикативной структуры высказывания. Теория речевой деятельности. - М., 1968.
24. Неврологические симптомы, синдромы, симптомокомплексы и болезни/ Под ред. Е.И. Гусев, Г.С. Бурд, А.С. Никифоров. – М.: Медицина, 1999.
25. Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. – Л.: Медгиз, 1963.
26. Оппель В.В. Восстановление речи после инсульта. – Л.: Медицина, 1972.
27. Основы нейропсихологии/ Под ред. Т.Г. Визель. - М., 2006.
28. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с.
29. Проблемы афазии и восстановительного обучения/ Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
30. Рябова Т. В. Механизмы порождения речи по данным афазиологии/ Вопросы порождения речи и обучения языку. – М., 1967.
31. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1968.
32. Специфические расстройства речевого развития у детей/ Под ред. Л.С.Чутко, А.М. Ливинская. - СПб., 2006.
33. Стрельникова А.Н.. Дыхательные упражнения. – М.: «АСТРЕЛЬ», 2005.
34. Справочник невропатолога поликлиники. – Мн.: Беларусь, 1988.
35. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. Методическое наследие. Том 3. - М., 2003.
36. Тонконогий И.М. Инсульт и афазия. - Л., 1968.
37. Хед Г. Афазия и сходные расстройства речи. – М., 1926. - С.916.
38. Цветкова Л.С. К нейропсихологическому анализу так называемой динамической афазии. – М., 1968.
39. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга / Л.С. Цветкова – М., 1972. – 271 с.
40. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М. Аграмматизм при афазии / Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман – М.: МГУ, 1978.
41. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход / Л.С. Цветкова – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 592с.
42. Цветкова Л.С. Восстановление высших психических функций / Л.С. Цветкова – М., 2001. - С.256.
43. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение / Л.С. Цветкова – М., 2004. - С.256.
44. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова – М.-В., 2005. - С. 360.
45. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Говори и пиши правильно. Сборник упражнений для преодоления сложных речевых расстройств. — М., 1997.
46. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Речь и афазия / М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, В. Секачев, 2001. – 416с.
47. Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова) Стратегия и тактика восстановления речи / М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, В. Секачев, 2001. – 432с.
48. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии / М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002г. – 182 с.
49. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств / М.К. Шохор-Троцкая. – М.: ТЦ Сфера, 2006г. – 272 с.
50. Журнал Логопедия номер 2 (8). Москва 1967.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.