На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненный»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 168. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненный»


Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения психологических
условий и факторов снижения конфликтности личности
в системе «руководитель-подчиненный»
1.1. Понятие и теории конфликтов в социально-психологической
литературе 7
1.2. Характеристика организационных конфликтов в системе
«руководитель-подчиненный» 22
1.3. Психологическая характеристика конфликтных личностей 32
Глава 2 Экспериментальное изучение психологических условий и
факторов снижения конфликтности личности в системе
«руководитель-подчиненный»
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования констатирующего эксперимента 51
2.3. Психологическое воздействие на качества и
характеристики конфликтной личности 60
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 65
Заключение 75
Литература 78
Приложения 84


Введение

Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей преимущественно протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, образовательных, общественных и т.д.). Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения. В каждом отдельно взятом случае причина жалобы, конфликта своя, при анализе же обнаруживается, что все они имеют общую основу: фактическое положение дел входит в противоречие с ожиданием людей, которые и становятся в ряды конфликтующих.
Разрушительная сила конфликтов такова, что организации, где не уделяют должного внимания своевременному их разрешению, оказываются полностью парализованными. Восстановить работоспособность структуры пораженной конфликтом представляется проблематичным, а в отдельных случаях и невозможным. Все это предопределяет социальную значимость изучаемой нами проблемы.
Интерес к проблеме изучения конфликтов, происходящих в организациях, сформировался в зарубежной и отечественной науке достаточно давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы организационных конфликтов занимались как зарубежные (В. Зигерт, Х. Корнелиус, К. Ланг, Г.А. Саймон, Д.У. Смитбург, В.А. Томпсон, Ш. Фейр и др.), так и отечественные (Г.Х. Бакирова, Е.Г. Баранов, Е.Н. Богданов, Г.А. Гребенюк, А.С. Гусева, С.М. Емельянов, Е.В. Зайцева, В.Г. Зазыкин, В.В. Козлов, Е.А. Самсонова, С.В. Шекшня и многие другие) ученые психологи и конфликтологи.
В настоящее время наиболее популярным в понимании организационных конфликтов становится личностно-ориентированный подход. Отечественными и зарубежными учеными выделяются определенные черты личности конфликтного человека. Однако в связи с тем, что данная сфера понимания организационных конфликтов только развивается, имеющихся исследований в этой области явно не достаточно. Этот факт объясняет научную значимость данной работы.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социально-психологической научной мысли констатируется, что в организациях очень часто возникают конфликты, особенно в системе «руководитель-подчиненный». Этот факт предопределяется целым рядом личностных особенностей, которые характеризуют конфликтного человека. К таким особенностям можно отнести: определенные акцентуации характера, неадекватный уровень самооценки, экстрапунитивный характер реагирования на фрустрацию, ряд характерологических особенностей (доминантность, недоверчивость, напряженность, опосредованность и т.д.), а также некоторые другие качества. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, в какой степени каждый и этих факторов оказывает влияние на возникновение конфликтной ситуации в системе «руководитель-подчиненный» и какие из этих факторов можно подвергнуть коррекционному изменению путем проведения специальных тренинговых упражнений.
В связи с этим целью выпускной квалификационной работы является - изучение психологических условий и факторов снижения конфликтной личности в системе «руководитель-подчиненный».
Объект исследования - конфликтное поведение между руководителями и подчиненными в организации.
Предмет исследования - социально-психологические характеристики личности человека, влияющие на возникновение конфликта в системе «руководитель и подчиненный».
Гипотезы исследования:
1. Существует определенная взаимосвязь между наличием конфликтного поведения у человека и развитием его личностных характеристик (уровня адекватности самооценки, низкой нормативности регуляции поведения, амбивалентности отношений и т.д.).
2. Конфликты в системе «руководитель - подчиненный» могут быть снижены при целенаправленном, психологическом воздействии на те характеристики личности человека, которые вызывают у него конфликтное поведение.
Задачами, которые вытекают из поставленной цели, являются:
1. Теоретически обосновать проблему конфликта в системе «руководитель-подчиненный».
2. Экспериментально изучить социально-психологические особенности личности руководителей и подчиненных, влияющих на конфликты между ними.
3. Разработать и апробировать, исходя из полученных результатов, тренинговую программу коррекции личностных паттернов, влияющих на конфликтное поведение руководителей и подчиненных.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Структура работы:
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы.
Предлагаемая нами тренинговая программа, направленная на коррекцию личностных паттернов, вызывающих конфликтное поведение в системе «руководитель-подчиненный» может быть использована менеджерами по персоналу, психологами, занимающимися организационным консультированием, а также тренерами, работающими с персоналом организации.
Экспериментальной базой исследования явились две бизнес компании ООО «Эксперт» (основная сфера деятельности – торговля аудио, видео и бытовой техникой) – 35 человек (10 руководителей среднего и высшего звена, 25 - подчиненных) и ООО «Туристическая фирма «Стинг» (5 руководителей, 10 - подчиненных). В эксперименте принимали участие 50 человек (15 руководителей и 35 служащих). Возраст испытуемых - 30-37 лет.


Глава 1 Теоретические аспекты изучения психологических условий и факторов снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненный»
1.1. Понятие и теории конфликтов в социально-психологической литературе

Исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся в последние годы области психологии. Понятие конфликта достаточно широко освещено в социально-психологической литературе. Однако единая категориальная система в конфликтологии и психологии конфликтов пока еще не создана, так как многое в понимании сущностных характеристик конфликтов и сопутствующих им явлений зависит от применяемых подходов к их изучению, имеющих свой специфический понятийный аппарат.....................

Заключение

Настоящая работа была посвящена актуальной, но в тоже время, все еще мало разработанной проблеме – психологическим условиям и факторам снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненный».
Проведенная нами теоретическая и практическая (исследовательская) работа по данной проблеме позволяет сделать ряд выводов.
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Конфликт есть противоборство между субъектами, вызванное трудноразрешимыми и субъективно значимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными пережива-ниями.
Конфликтная личность – это личность, которая в силу определенных свойств является инициатором многих негативных или деструктивных конфликтов, а также обладает склонностью вовлекаться в конфликты, созданные другими.
Конфликты возникают только между людьми, их организуют люди, которые принимают в них самое активное участие, для этого имеются разнообразные, в том числе и субъективные причины. Поэтому первоочередное внимание при рассмотрение конфликтов необходимо уделять именно людям. Личностные особенности участников конфликтов, специфика их внутренних условий, индивидуальное восприятие имеющих место противоречий являются главными причинами многих конфликтов, независимо от видов, направленности и состава участников. Эти причины фигурируют и при возникновении конфликтов в системе «руководитель-подчиненный».
В ходе теоретического исследования нами был выделен целый ряд факторов, характеризующих человека как конфликтную личность. К таким факторам относятся: высокий уровень выраженности процессов возбуждения, тип акцентуации характера личности (возбудимый, застревающий, демонстративный), неадекватная завышенная самооценка, амбивалентность отношений, экстрапунитивный характер реагирования на фрустрацию, высокий уровень агрессии, доминантность, напряженность, недоверчивость, низкая нормативность регуляции поведения, эмоциональная неустойчивость.
В ходе исследования нами были применены следующие методики: «Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды» В.В. Бойко; «Методика определения психологической характеристики темперамента»; «Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда»; «Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку); «Методика многофакторного исследования личности» Р. Кеттела (16PF-опросник); «Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды» В.В. Бойко, методика «Тест описания поведения» К. Томаса; методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга), а также метод корреляционного анализа статистических данных Э. Юла и М.Дж. Кендала.
Экспериментальной базой исследования явились две бизнес компании ООО «Эксперт» (основная сфера деятельности – торговля аудио, видео и бытовой техникой) – 35 человек (10 руководителей, 25 - подчиненных) и ООО «Туристическая фирма «Стинг» (5 руководителей, 10 - подчиненных). В эксперименте принимали участие 50 человек (15 руководителей и 35 служащих). Возраст испытуемых - 30-37 лет.
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента, нами была подтверждена гипотеза о том, что существует определенная взаимосвязь между наличием конфликтного поведения у человека и развитием его личностных характеристик (уровня адекватности самооценки, низкой нормативности регуляции поведения, амбивалентности отношений и т.д.).
Результаты исследования помогли выявить 15 человек, из общего числа респондентов, которых можно охарактеризовать как конфликтных личностей.
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана тренинговая программа коррекции определенных конфликтных паттернов личности испытуемых. Цель программы – коррекция особенностей конфликтной личности в системе «руководитель - подчиненный».
Результаты повторного исследования в экспериментальной группе показали, что конфликты в системе «руководитель - подчиненный» могут быть снижены при целенаправленном, психологическом воздействии на те характеристики личности человека, которые вызывают у него конфликтное поведение. Практически по всем выделенным нами показателям результаты опрошенных нами респондентов в той или иной степени изменились.
Это подтверждает вторую часть нашей гипотезы.
Итак, в основе конфликтного поведения в системе «руководитель – подчиненный» лежат определенные паттерны личности, объясняющие конфликтность ее поведения. Данные характерологические особенности можно корректировать при помощи целенаправленного психологического воздействия, снижая, таким образом, конфликтность поведения человека.


Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
2. Авдеева Л. Н. Размышления о конфликте // Социальный конфликт, 1994.
3. Алексеева А. Т. К вопросу об условиях возникновения конфликтных
ситуаций // Сборник трудов МОПИ им. Крупской. — М., 1973.
4. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения перего-воров, разрешения конфликтов. — М., 1995.
5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблемы конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. - М, 1992.
6. Анионов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. — М., 1999.
7. Атватер И.Я. Я Вас слушаю… Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1998.
8. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004.
9. Баранов Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений на конфликты в коллективах. – М., 1995.
10. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. —
М., 1982.
12. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — Новосибирск,
1989.
13. Боулдинг К. Конфликты и защита: общая теория. — М., 1963.
14. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М.: Генезис, 2004.
15. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления кризисных ситуаций. — М., 1984.
16. Ватель И. А., Ерешко Ф. И. Математика конфликта и сотрудничества. - М., 1973.
17. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
18. Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология,
динамика. — М, 2000.
19. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 1980.
20. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
21. Гусева А. С, Васильев А. А., Козлов В. В., Хомяков Б. В. Педагогический конфликт: теория и технология. — М., 1997.
22. Гусева А. С, Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. — М., 1998.
23. Дементьев И. В. О психологии национальных конфликтов // Коммунист, 1991. — № 1.
24. Денисов О. И. Проблема конфликтологической компетентности
руководителя. — М., 2000.
25. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. – М., 1998.
26. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1-2. – М.: Луч, 1993.
27. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал, 1980. — № 6.
28. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность, конфликт, гармония. —
М., 1990.
29. Дружинин В. В., Конторов Д. С, Конторов М.Д. Введение в теорию конфликтов. — М., 1989.
30. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. — СПб., 2001.
31. Ершов А. А. Личность и коллектив (межличностные конфликты
в коллективе и их разрешение). — Л., 1976.
32. Жданов В. О. Технология разрешения внутриличностного конфликта. - М., 2000.
33. Зазыкин В. Г. Конфликтологическая компетентность как фактор
профессионализма государственных служащих // Российское
государство и государственная служба на современном этапе. —
М., 1999.
34. Зазыкин В. Г. Социально-психологический климат и проблема конфликтов в коллективе. — М., 1988.
35. Зазыкин В. Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликт
ном противоборстве (психологические аспекты проблемы). —
М., 1998.
36. Зазыкин В. Г., Ложкин Г. В. Конфликты в воинском коллективе
и их преодоление. — Киев, 1986.
37. Зазыкин В. Г., Нечаева Н. С. Введение в психологию конфликтов
(на примерах конфликтов в коллективах организаций). — М., 1996.
38. Зазыкин В. Г, Хрустачев А. Л. Политический конфликт: психологический взгляд на проблему. — М., 1999.
39. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. — М., 1992.
40. Зайцев А. К. Социальный конфликт. — М., 2000.
41. Здравомыслов А. Г. Социология конфликтов. — М., 1995.
42. Зигерт В., Лат Л. Руководить без конфликтов (пер. с нем.). — М., 1990.
43. Зиммель Г. Социология конфликта. — СПб., 1995.
44. Иванов В. Н. Межнациональные конфликты: социопсихологический аспект // Социологические исследования, 1993. — № 7.
45. Иванов М. А. Конфликты в исследовательских организациях //
Вестник АН СССР, 1990. - № 4.
46. Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми
(психологический аспект). — М., 2001.
47. Коваленко Б. В. Психология конфликта. Учебное пособие. — М.,
2000.
48. Коваленко Б. В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. — М., 2001.
49. Ковачик П., Малиева М. Предупреждение и разрешение конфликтов. - М., 1994.
50. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Изд. АРТ ЛТД, 1997.
51. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М, 1999.
52. Кох Н.А. Конфликтология. — Екатеринбург, 1996.
53. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
54. Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель. — М., 1993.
55. Крогиус Н. В. Взаимообусловленность познания людьми друг
друга и самопознание в конфликтной деятельности // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. — М, 1991.
56. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. — Саратов, 1976.
57. Кульчар К. Политический конфликт // Политология вчера и се-годня, 1991.-Вып. 3.
58. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов-на-Дону, 1896.
59. Ладанов И. Д., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в трудовом коллективе. — М, 1984.
60. Лебедев А. Н. Прогнозирование и профилактика межличностных
производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал, 1992. — № 6.
61. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. — М., 1989.
62. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. — СПб., 2000.
63. Леонгард К Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону, 2000.
64. Лефевр В. А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. — М., 1968.
65. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения: Учебное пособие. М., 1987.
66. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск, 1996.
67. Мансуров Н. С. Социальная психология о причинах конфликтности личности. — М., 1970.
68. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
69. Мерлин В. С. Социально-типические свойства личности в психологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии. - Л., 1976.
70. Моисеев Д. Л. К проблеме межличностных конфликтов во взаимоотношениях государственных служащих. — М, 1997.
71. Моргунов Е. Б. Личность и организация. — М., 1996.
72. Нагорный Б.Г. Инновационные процессы и конфликты// Социальный конфликт. 1994. - №2.
73. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.,1992.
74. Основы социально-психологической теории/ Под ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. – М., 1995.
75. Петровская А.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989.
76. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М., 1982.
77. Пономарев Н.Б. Проблема конфликта в зарубежной литературе по психологии. – М., 1983.
78. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: речь, 2005.
79. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
80. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.
81. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. – М., 1995.
82. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. - СПб.: Речь, 2000.
83. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб., Речь, 2004.
84. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.
85. Смолянский В.Г. Национальные конфликты в СССР и СНГ (1985-1992). – Улан-Удэ, 1996.
86. Стрелецкий В.Н. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы//Идентичность и конфликт в постсоветском государстве. – М., 1997.
87. Спиллмэн К.Р., Спиллмэн К. Образы врага и эскалация конфликтов// Исследования международных конфликтов, 1991. - №3.
88. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 1996.
89. Филиппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология и педагогика. – М., 1989.
90. Фопель К.В. Создание команды. - М.: Генезис, 2002.
91. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М., 1990.
92. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. – Красноярск, 1996.
93. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
94. Шекшня С.В. Управление персоналом в современных организациях. – М., 1998.
95. Юридическая конфликтология/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М., 1995.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.