На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук как средство коррекции звукопроизношений

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук как средство коррекции звукопроизношений


Содержание


Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений
1.1 Развитие мелкой моторики в онтогенезе . 5
1.2. Виды речевой патологии 12
1.3.Особенности развития мелкой моторики при нарушениях речи у детей в старшем дошкольном возрасте 21
Глава 2. Экспериментальное изучение развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений
2.1.Организация и методы эксперимента 27
2.2.Анализы результатов обследования 30
Заключения 37
Список используемой литературы 39
Приложения 42


Введение

Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. Особенно это относится к детям с нарушениями в речевом развитии. Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. Адаптация таких детей к нормальной жизни является первостепенной задачей коррекционной педагоги, что и определяет социальную значимость данной работы.
Изучением детей с нарушениями речи занимался целый ряд отечественных ученных (А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, Л.С.Выготский, М.М.Кольцова, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, В.М.Мозговой, В.Г.Петрова, Е.А.Стребелева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Б.И.Шостак, А.В.Ястребова и др.). Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточность разработанности проблемы коррекции нарушений речи при помощи развития мелкой моторики ребенка-дошкольника. Этот факт объясняет научную значимость нашего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования результатов проводимого нами исследования в работе педагогов, воспитателей и психологов, занимающихся с дошкольниками, у которых выявлены те или иные нарушения речи.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать проблему данного исследования.
В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. В тоже время анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению коррекции звукопроизношений через развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи уделяется, на наш взгляд, недостаточное количество внимания.
В связи с этим цель данной работы – изучение развития тонких дифференцированных движений пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Объект исследования – личность детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования – особенности развитии мелкой моторики руки у дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза – уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением слуха имеет свою специфику в зависимости от того или иного вида отклонений.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением речи.
3. Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи.
4. Изучить уровень развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи.
5. Провести анализ полученных результатов.
В экспериментальную базу исследования были включены дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 20 человек. Пять детей представляют группу нормально развивающихся дошкольников, у остальных 15 человек были выявлены диагнозы дизартрия, дисламия и неосложненное общее недоразвитие речи (ОНР).

Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений
1.1. Развитие мелкой моторики в онтогенезе

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
1) в связи с развитием познавательных способностей;
2) в связи с развитием речи;
3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма [11].
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира................


Заключение

Настоящая работа была посвящена актуальной, но в тоже время, все еще мало разработанной проблеме – особенностям развития тонких дифференцированных движений пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений
Проведенная нами теоретическая и практическая (исследовательская) работа по данной проблеме позволяет сделать ряд выводов.
В ходе теоретического исследования изучаемой нами проблемы нами были выявлены особенности развития речи и мелкой моторики у дошкольников в норме и патологии.
У нормально развивающихся детей в дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с развитием речи происходит и развитие мелкой моторики, которое тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка, которая проходит в два этапа: манипулятивная деятельность, зрительная ориентировка. Мелкая моторика развивается в дошкольном возрасте путем действий с предметами: орудиями и игрушками.
В процессе развития ребенка в дошкольном возрасте мы выявили, что у детей встречаются нарушения речи, которые имеют название общего недоразвития речи. Под этим понятием подразумеваются такие заболевания как алалия, дизартрия и т.д. Нарушения в развитии речи ребенка, так или иначе, связаны с изменениями в формировании мелкой моторики.
Опираясь на данные теоретического исследовании, нами был проведен эксперимент. Используя методики диагностики мелкой моторики в дошкольный период, мы продиагностировали группу детей из 20 человек. Пять детей представляют группу нормально развивающихся дошкольников, у остальных 15 человек были выявлены диагнозы дизартрия, дисламия и неосложненное общее недоразвитие речи (ОНР).
Данные эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением слуха имеет свою специфику в зависимости от того или иного вида отклонений. Действительно мы выявили, что у детей с заболеванием дисламия и дизартрия наблюдаются более глубокие нарушения мелкой моторики.
Наиболее хуже оказались результаты старших дошкольников с дисламией. У этих детей отмечалась неточность и замедленность выполнения действия, скованность движений. Эта группа ребят не смогла выполнить большую часть заданий.
Старшие дошкольники с неосложненными вариантами общего недоразвития речи набрали более высокие баллы. И хотя они также не смогли выполнить задания без ошибок, все же большинство методик ими были сделаны.
У всех детей с нарушениями речи можно отметить и нарушения тонких движений мелкой моторики, которые, например, выражаются в отсутствии или затрудненности таких двигательных актов, как зашнуровывание обуви, вдевание бусинок на леску и т.д.
Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов при составлении коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста, у которых обнаружились отклонения в развитии речи. Развитие мелкой моторики в данной целевой группе будет также способствовать и развитию у них речевых функций.

Список используемой литературы

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М., 1991.
2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — М.; СПб., 1996.
3. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
4. Бурлачук, Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 1989.
5. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
6. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991.
7. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1995.
8. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1996.
9. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. — 1994. — № 2.
10. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 1989.
11. Гуревич М., Озирецкий Н. Психомоторика. - М.-Л., 1990, с. 72-87.
12. Дневник воспитателя под редакцией / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой - М., 2003.
13. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. — М., 1994.
16. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т. - М., 1986.
17. Зернова Л. Л. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 1999.
18. Зимина И. А. Обследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
19. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.
20. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1971.
21. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - М., 1973, с. 98-108, 165-169.
22. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашние тетради. — М., 1998.
23. Корнев А. Н. О структурном подходе к фонологии артикуляторной апраксии у детей: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
24. Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними //Дефектология. — 1995. — № 6.
25. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. — М., 1999.
26. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1998.
27. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1995.
28. Лопатина Л. В. К вопросу о «стертых формах дизартрии»: Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. — Л., 1989.
29. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
30. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией: Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С.Волковой, В. И.Селиверстова. — М., 1997.
31. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.
32. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М., «Олма-Пресс», 2001
33. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М, 1979.
34. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1984.
35. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — М., 1999.
36. Токарева О. А. Функциональные дислалии: Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.
37. Успенская Л. В., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. — М., 1973.
38. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 1992.
39. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М., 1993.
40. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. - М., 1977
41. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1999.
42. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
43. Шашкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.
44. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.
45. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., «Педагогика», 1989


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.